Агрессивное поведение: как проявляется и корректируется

Агрессивное поведение: как проявляется и корректируется

Агрессивность

Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.

Общая характеристика

С практической точки зрения агрессивность рассматривается как повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врожденным, а приобретается в процессе социального взаимодействия. По качественным характеристикам различают агрессивность конструктивную и разрушительную. Первая реализуется в оборонительных действиях, нанесении непреднамеренного вреда, позволяет социально адаптироваться, преодолевать препятствия, проявлять лидерство. Вторая представлена неконструктивным агрессивными действиями, основанными на умысле причинения физического или психологического страдания другому.

По направленности агрессивность бывает ориентированной на окружающих и на себя. В соответствии с этим выделяют гетероагрессивные – оскорбления, побои, ругань и самоповреждающие или аутоагрессивные реакции. Крайним вариантом аутоагрессии являются попытки суицида. Наиболее очевидные враждебные действия – использование физической силы против другого лица. Прочие возможные варианты – неприязнь, ехидство, негативизм, раздражение, обидчивость, подозрительность, высказывание угроз. Агрессивность, направленная на себя, сопровождается чувством вины, самоуничижением.

Причины агрессивности

Становление агрессивности как черты личности – сложный процесс, в котором задействовано множество факторов. Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. Дети учатся агрессии путем наблюдения и апробирования: видят, как можно проявить ненависть и враждебность, оценивают, к чему это приводит, реализуют полученные знания на практике. Если опыт агрессивных поступков положительный, они закрепляются в характере. Причины агрессивности взрослого человека – социально-психологические факторы, психические болезни, состояния алкогольной и наркотической интоксикации.

Психосоциальные факторы

Продуктивная враждебность позволяет добиваться намеченных целей, отстаивать личностные границы, собственные убеждения. Она противопоставляется бесхарактерности, присуща большинству людей. Выраженность и частота агрессивности зависят от индивидуальных характеристик, таких как темперамент и характер, а также от социокультурных условий, случайных ситуативных влияний. Психосоциальные причины подразделяются на несколько групп:

  • Ситуативные. Агрессивность провоцируется раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Так, более вспыльчивыми люди становятся при перегреве, нахождении в душном помещении, длительном воздействии шумов, вибраций. Самоконтроль ослабевает в ситуации стресса, при усталости, болевых ощущениях, половом возбуждении.
  • Поведенческие. К данной группе факторов относится любое поведение, которое расценивается окружающими как неприемлемое, вызывает ответную защитную реакцию. Например, агрессивность ребенка бывает связана с бесцельным времяпрепровождением, прогулами уроков, употреблением алкоголя – поступками, вызывающими осуждение родителей, педагогов.
  • Личностные. Агрессивными чаще бывают люди с сангвиническим и холерическим темпераментом, с возбудимыми и асоциальными чертами характера. Враждебное поведение реализуется на основе эмоциональной неустойчивости, раздражительности, депрессивности. Другие личностные причины – неадекватный уровень самооценки, готовность к риску, завистливость.
  • Микросоциальные. Микросоциальной средой является семья, школьный или трудовой коллектив. К демонстрации агрессии склонны люди, которые часто наблюдают насилие или испытывают его на себе, переживают унижения, оскорбления. Поэтому высокий уровень враждебности определяется у подростков из неблагополучных семей, у людей, работающих в силовых структурах.
  • Макросоциальные. Как причины агрессивности могут рассматриваться общественные, политические и культурные факторы. Враждебная настроенность формируется при пропаганде негативных событий СМИ, демонстрации ненормативного поведения значимыми людьми (руководителем страны, министрами), возведении в культ насилия. Провоцирующим фактором часто становится низкое социально-экономическое положение, зависимость от материальной помощи государства.

Психические расстройства

Агрессивность – довольно распространенный поведенческий и эмоциональный феномен, встречающийся в практике психиатров. Исследовательский и общественный интерес к проблеме агрессии у психических больных связан с высоким риском совершения ими опасных действий, которые направлены на близких, случайных людей или на самих себя. Озлобленность, гневливость, импульсивность наиболее характерны для следующих расстройств:

  • Депрессия. У депрессивных больных агрессивность чаще интрапунитивная – направленная на самого себя. Она проявляется самоуничижением, чувством никчемности, переживанием вины. Сочетание тяжелой формы депрессии с импульсивностью характера повышает риск суицидальных попыток, нанесения самоповреждений. В отношении других людей агрессия реализуется через раздражительность, подозрительность, негативизм.
  • Деменция. Дементные больные утрачивают самоконтроль, не учитывают правила поведения, принятые в обществе. Они могут оскорблять, причинять вред окружающим, не осознавая тяжести своих поступков. Агрессия часто вызвана страхом, переживанием невозможности выполнять привычные действия, потерей независимости, а в тяжелых случаях – физическим дискомфортом (голодом, усталостью) и неспособностью попросить о помощи.
  • Шизофрения. Ведущие причины враждебности пациентов – бредовые идеи о злом умысле окружающих, неадекватность эмоций, расторможенность влечений. При этом у них нет умысла навредить другому. Поведение часто основано на искаженной логике, направлено на избавление от напряжения и страхов. При параноидной форме шизофрении больные могут причинить вред, выполняя требования галлюцинаторных образов или голосов.
  • Психопатии. В психиатрической практике частой причиной агрессивности являются расстройства личности. При эксплозивной психопатии больные склонны к неконтролируемым вспышкам гнева, импульсивной непреднамеренной агрессии. Ключевые проявления эпилептоидного личностного расстройства – эмоциональная вязкость, злопамятность, гневливость. Пациенты долгое время остаются раздраженными, проявляют эгоизм, пренебрегая интересами других. Люди с асоциальной психопатией имеют дефекты морали, не испытывают уважения, симпатии и любви, поэтому проявляют агрессию без чувства вины.

Интоксикации

Прием психоактивных веществ снижает ясность сознания, нарушает познавательные функции, искажает восприятие. В состоянии опьянения поведение и эмоции становятся неадекватными: без причины возникает смех, плач, злость, страх. Все эти изменения обусловлены фармакологическим эффектом принятого препарата (алкоголя, наркотика) и физиологическими особенностями организма. После отмены вещества состояние постепенно нормализуется. Агрессивность может быть спровоцирована следующими веществами:

  • Алкоголь. На начальной стадии опьянения преобладает эйфория, чувство расслабленности, легкости. Затем алкогольная интоксикация усиливается, поведение становится вызывающим, самоконтроль снижается. Нарастает раздражительность, грубость, назойливость. Человек ведет себя агрессивно, провоцирует конфликты, скандалы, драки. В этот период он становится наиболее опасным для себя и людей, которые находятся рядом.
  • Препараты конопли. При небольшой дозе наркотика возникает ощущение беззаботности, несдержанность, повышенная разговорчивость. Обостряется чувствительность к свету, звукам, запахам. Увеличение дозы приводит к заторможенности и вялости либо, наоборот, к агрессивности, немотивированным действиям. Во втором случае нарастает гиперактивность, появляются галлюцинации, беспочвенные страхи, паника.
  • Галлюциногены. Прием галлюциногенных веществ сопровождается изменением восприятия внешнего мира: человек начинает «слышать цвета», «видеть звуки», утрачивает ощущение собственного тела. Галлюцинации чаще зрительные, провоцируют перевозбуждение, неадекватные сильные эмоции – страх, счастье, злость. На фоне утраты самоконтроля и измененного эмоционального состояния возникает импульсивное поведение, иногда – с элементами агрессивности.
  • Седативные, снотворные препараты. Интоксикация проявляется нарастанием заторможенности, сонливости, дискоординации движений. Эмоциональные реакции лабильны, аффект расторможен. Возникающее вначале чувство симпатии к собеседнику легко переходит в гнев, агрессию. Двигательная активность повышается, движения становятся беспорядочными, некоординированными. Усиливается сексуальное влечение, аппетит.

Диагностика

Диагностика агрессивности и ее причин проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, клиническим психологом. Особый интерес представляют случаи определения склонности к агрессии при выполнении экспертиз, когда у пациента может присутствовать стремление скрыть нежелательные качества. В таких ситуациях помимо стандартных диагностических процедур используются экспериментальные методы, в ходе которых осуществляются воздействия, провоцирующие враждебность. В рамках базового исследования применяются следующие процедуры:

  • Опрос. Во время беседы врач выясняет причины агрессивности, ее продолжительность, выраженность, обоснованность. Пациенты не всегда критичны к изменениям своего поведения, поэтому для получения более объективной информации проводится опрос родственников (сопровождающих лиц), запрашиваются характеристики из школы, с места работы.
  • Наблюдение. Склонность к агрессивным реакциям проявляется во время врачебной консультации: больные раздражительны, вспыльчивы, грубы. На неприятные вопросы отвечают с руганью, легко переходят к обвинениям, ссорам, скандалам. Более полное представление о поведении пациентов дает наблюдение в условиях стационара. Как правило, они проявляют вербальную и физическую агрессию, становятся зачинщиками ссор с медицинским персоналом, другими больными.
  • Психодиагностическое тестирование. Личностные опросники позволяют количественно оценить выраженность агрессивности, определить ее положение в структуре характера, сочетание с другими качествами, например, импульсивностью. Используется тест Басса-Дарки (Диагностика состояния агрессии), тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). Для выявления скрываемой агрессии эффективны проективные методики: тест руки, тест Розенцвейга.

Агрессивность не должна рассматриваться как неизбежная форма реагирования человека на конфликты, жизненные трудности и неудобства. При своевременной правильной работе над своими личностными качествами можно научиться контролировать проявления злости и враждебности, предупреждая развитие их патологических форм. Симптоматическая медико-психологическая помощь заключается в проведении психотерапевтических сеансов, групповых тренингов, медикаментозной коррекции.

Индивидуальная психотерапия

Беседы с психотерапевтом позволяют пациентам осознать причины гневливости, раздражительности и враждебного отношения к окружающим. Используются методы психоанализа, психодрамы, когнитивной психотерапии. Результатом становится осознание проблемы, понимание того, как агрессивность проявляется в повседневной жизни, как влияет на качество отношений, какими методами будет проведена коррекция. Второй этап психотерапии нацелен на овладение навыками самоконтроля, переключения внимания, релаксации. Применяется аутогенная тренировка, гипноз, техники гештальт-терапии и арт-терапии.

Групповые тренинги

Эффективны тренинги социальных навыков. Производится моделирование ситуаций, в которых демонстрируются образцы адекватного поведения, даже если другая сторона провоцирует конфликт. В форме ролевых игр отрабатываются способы межличностного взаимодействия в различных ситуациях: бытовых, профессиональных, официальных. После каждого практического занятия происходит процесс рефлексии, обратной связи, в котором участники делятся мнениями, переживаниями, оценивают результат.

Медикаментозная терапия

Подбор медикаментозного лечения необходим при тяжелых формах агрессивности, когда поведение пациента представляет угрозу для него самого или окружающих. Прием лекарств позволяет достичь компенсации общего состояния, снизить количество агрессивных поведенческих актов, предупредить их развитие в будущем. Распространено комбинированное использование быстродействующих бензодиазепинов с нейролептиками. Фармакологическое воздействие объясняется способностью препаратов влиять на уровень и соотношение нейромедиаторов. Помимо вышеуказанных лекарств могут быть назначены атипичные нейролептики, соли лития, бета-адреноблокаторы, СИОЗС.

Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).
Читать еще:  Дентофобия (боязнь зубных врачей): симптомы и лечение

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, манипуляция – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Агрессивное поведение: типы агрессии, как распознать и как бороться с агрессией

Многие из нас довольно часто сталкиваются со злостью, агрессией и гневом по отношению к ним. В результате конфликты и агрессивное поведение все чаще возникают между людьми. Что еще хуже, что агрессия довольно часто проявляется у родителей по отношению к детям. Таким образом они пытаются ими манипулировать и управлять.

Столкновение с агрессией может быть чрезвычайно неприятным. Поэтому многие общественные организации и различные компании признают, что их сотрудники не должны подвергаться насилию или агрессии со стороны своих клиентов. Они ясно дают понять, что не допустят агрессии по отношению к их персоналу. Так что, если ваша работа заключается в общении с людьми, тогда убедитесь, что в вашей организации есть правила и политика по борьбе с агрессией, и никогда не бойтесь использовать ее на практике.

На самом деле любой человек должен уметь держать себя в руках, и не должен проявлять злость и гнев по отношению к другим людям. Потому что агрессивное поведение только обострит ситуацию и усложнит решение проблемы. Мы подготовили статью, в которой будут представлены советы по управлению агрессией, а также рассмотрим типы и виды агрессии.

Типы агрессивного поведения

Типы поведения, которые можно считать агрессивными включают в себя:

  • Крики;
  • Ругань;
  • Личные оскорбления и обзывания;
  • Расовые или сексуальные комментарии;
  • Устные угрозы;
  • Угрожающие жесты;
  • Оскорбительные телефонные звонки, письма или онлайн-сообщения;
  • Сарказм.

Активная и пассивная агрессия

Агрессивное поведение может проявляться различными способами. Но его формы обычно подразделяются на две категории: активная и пассивная. Обе формы являются враждебными. Активную агрессию не трудно обнаружить, она выражается открыто и часто довольно громко, а в крайних случаях яростно. Активная агрессия — это попытка сохранить чувство собственного достоинства за счет кого-то другого. Даже очень мягкие и спокойные люди, когда им угрожают, могут стать активно агрессивными.

Такие люди склонны к громким разговорам, конфликтам с членами семьи, на работе и даже в церквях. Они склонны тратить много враждебной энергии на мелкие вопросы, а малейшее разногласие приводит к свирепости и гневу с их стороны. Эти чувства часто коренятся в глубоком чувстве неуверенности.

Пассивная агрессия — это попытка контролировать или ранить другого человека, при этом избегая открытого конфликта. Она может быть такой же разрушительной, как и активная, и зачастую даже более разрушительна. При этом с пассивными агрессорами бороться намного сложнее.

Как распознать агрессию

Есть ряд признаков того, что кто-то может быть более расположен к агрессии. К ним относятся как физические, так и поведенческие изменения. Эти признаки включают в себя:

  • Сжатые зубы/челюсти;
  • Потоотделение;
  • Мышечное напряжение;
  • Повышенный тон голоса;
  • Беспокойство;
  • Покрасневшее лицо;
  • Учащенное дыхание;
  • Громкая речь или крик;
  • Ругань/словесные оскорбления;
  • Сжатые кулаки;
  • Пристальный взгляд.

Почему люди становятся агрессивными?

Люди, когда становятся злыми, могут испытывать ряд физических и эмоциональных ощущений, такие как: сухость во рту, учащенное сердцебиение и учащенное дыхание. Это результаты выброса адреналина в организм (гормона борьбы, испуга и бегства). Адреналин в определенных ситуациях может быть полезен. Например, если вы столкнетесь с саблезубым тигром, то адреналин определенно поможет вам подготовить ваше тело к бегству. Тем не менее, он менее полезен, когда вы сталкиваетесь с человеком, который говорит вам что-то неприятное.

Точные причины агрессивного поведения будут сильно отличаться от человека к человеку, и многое зависит от ситуации. Однако существует ряд факторов, которые могут повысить вероятность агрессии, к ним относится то, что человек:

  • Более агрессивен по своей природе;
  • Получил выгоду от предыдущего агрессивного поведения;
  • Считает, что его цели будут быстрее достигнуты посредством агрессивного поведения;
  • Чувствует угрозу или бессилие;
  • Испытывает физическую боль;
  • Находится в состоянии физиологического возбуждения. Такое возбуждение может быть вызвано физическими упражнениями, стрессом, предыдущим спором и многими другими вещами;
  • Человек часто наблюдает за агрессивным поведением окружающих;
  • Находится под давлением друзей или сверстников;
  • Часто оправдывается.

Многие люди просто становятся агрессивными, потому что чувствуют себя некомфортно. Это может быть из-за того, что они находятся в незнакомом месте или в незнакомой ситуации, и беспокоятся о том, что может произойти. Большинство людей не хотят становиться злыми и агрессивными. К этому приводят определенные обстоятельства.

Как справляться с агрессией

Чтобы развить понимание агрессивного поведения, людям важно осознать свои собственные чувства. А также и то, как они реагируют на агрессию. Как внутри себя, так и со стороны других. Слушание людей и общение с ними, как с людьми, может помочь ослабить агрессию.

Если вы собираетесь эффективно бороться с агрессией, важно, чтобы вы понимали и могли управлять своими собственными эмоциональными решениями. Вам также нужно знать, какое поведение или человек заставляет вас злиться и проявлять негативное поведение. Вам необходимо избегать этих ситуаций, и научиться контролировать свои эмоции.

Также следующие простые инструменты, такие как глубокое дыхание, могут помочь «обуздать» враждебные чувства. Некоторые техники вы можете практиковать ежедневно. Либо будете использовать их автоматически, когда находитесь в напряженной ситуации.

Агрессия- ее причины и способы коррекции. Обобщение накопленного материала и опыта работы.
статья по теме

В статье собраны и обобщены материалы разных авторов по вопросу агрессивности подрастающего поколения. Не секрет, что в последние годы агрессивность населения возрастает. Что это- естественная защитная реакция от реалий мира или аномалия? В каждом случае моей практики причины индивидуальны, а вот проявления очень похожи. И работать с детьми необходимо применяя индивидуальный подход, не возможно ко всем применять один и тот же подход. В конце статья приведены психологические игры, которые применяются для коррекции агрессивного поведения детей разного возраста.

Предварительный просмотр:

АГРЕССИЯ – ЕЕ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Агрессия- норма жизни?

Агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой агрессии ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных детей его защитит воспитатель, то в школе он рискует стать «козлом отпущения». Абсолютное отсутствие агрессии- также плохо, как и ее избыток (пассивные, ведомые дети, подчиняющиеся мнению большинства). Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой, даже самый неагрессивный. Агрессия в момент опасности- средство самозащиты от внешней агрессии.

Хотите знать, насколько вы подвержены агрессии? Тогда проведите простой психологический тест. Попробуйте представить, как бы вы поступили в такой ситуации:

В час пик вы едите в автобусе на ответственную встречу в парадном костюме. Автобус переполнен. И в один далеко не прекрасный для вас момент мимо протискивается крупногабаритная дама с огромной хозяйственной авоськой. Авоська весьма ощутимо шлепает вас по колену, вы смотрите вниз, и, о ужас, видите, что на вашем безупречном светлом костюме расплылось отвратительное жирное пятно…

  1. Взвиваетесь и начинаете, не стесняясь в выражениях, ругать противную тетку, изгадившую ваш костюм и порушившую всю вашу жизнь;
  2. Выхватываете авоську и одеваете на голову злокозненной даме, чтобы ей и впредь неповадно было;
  3. Звоните по мобильному телефону родственникам и умоляете их срочно привезти вам другой костюм;
  4. Отменяете встречу, решив, что в таком виде вам ничего не светит.

Если вы выбрали вариант 1 или 2, вы, несомненно, человек агрессивный. Вариант 3 показывает полное отсутствие в вас агрессии. А вариант 4 говорит о том, что агрессию вы направляете, прежде всего, против себя, часто действуя в тяжелых для вас ситуациях по принципу «чем хуже, тем лучше».

Само слово «агрессия» не всегда употребляется нами в истинном его значении. Агрессия- это не эмоция, не мотив и не установка. Агрессия- это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить.

Например, женщина на последнем месяце беременности, которая, ощутив идущие изнутри толчки малыша, говорит сердито: «Перестань пинаться!». Или другая, которая скажет: «Как ты здорово играешь малыш! Расти, играй! Постарайся только, пожалуйста, в следующий раз не делать маме так больно».

Ребенок наши слова слышит! И в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором.

Другой источник агрессии- игнорирование плача ребенка во младенчестве. В этом возрасте у ребенка еще нет капризов! Ребенку необходимо наше внимание, чтобы убеждаться еще и еще раз, что его любят. Любви никогда не бывает много. И если мы не подходим- ребенок считает, что он никому не нужен. Он не ощущает себя в безопасности, он постепенно теряет доверие к окружающему его миру. Ребенок, не имея базового доверия к миру, будет стараться завоевать свое место под солнцем, добиваться признания другими способами!

С другой стороны, поведение родителей не всегда гарантирует отсутствие агрессии в ребенке. Она может вызываться самыми разными причинами, в том числе и свойствами темперамента малыша.

С 1,8гг. до 3 лет проявления агрессии связаны с желанием все делать самостоятельно: ходить, одеваться, кушать и т.д. Могут возникать вспышки агрессии от осознания собственного бессилия или неумения что-то сделать. Успокоить ребенка можно, поняв причину, спровоцировавшую агрессивность, и по возможности устранив ее. Лучшее, что могут сделать мудрые взрослые в это время, — терпеливо помочь малышу стать самостоятельным.

В 3-4 года наступает т.н. «кризис трех лет». Период осознания своей обособленности, непохожести, неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное Я. Взрослые часто сталкиваются с проявлениями «немотивированной» (с нашей точки зрения) агрессивности, которые можно считать нормой. Часто это выражение протеста, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока еще не знает как. Злость чаще всего порождается бессилием. И она предпочтительнее, чем слезы и жалобы.

Читать еще:  Птср: что это такое, симптомы и методы лечения расстройства

Если бы в человеке не было необходимой доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы и воли к победе, готовности к борьбе.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

Таким образом агрессивное поведение- достаточно обычное явление для детского возраста. Более того, в процессе социализации личности она выполняет ряд важных функций- способствует адаптации, освобождает от страха.

В целом для развития личности ребенка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. Когда насилие дает внимание, власть, признание и другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы.

Варианты детской агрессивности:

  1. Импульсивно-демонстративное . Это дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Добившись внимания, они успокаиваются и прекращают свои действия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, отличается ситуативностью.
  2. Нормативно-инструментальная. Это дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Дети стремятся занять лидирующие позиции, подчиняя и подавляя других. У них часто встречается прямая физическая агрессия.
  3. Целенаправленно-враждебная . Это дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Большую часть составляет прямое физическое воздействие, отличается особой жестокостью и хладнокровием. Чувство вины и раскаяние отсутствуют. Нормы и правила открыто игнорируются.

Причины детской агрессивности.

  1. Неприятие детей родителями — одна из базовых причин агрессивности, и не только детской (нежеланный ребенок). Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
  2. Безразличие или враждебность со стороны родителей . Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя.
  3. Разрушение эмоциональных связей в семье — либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов между двумя самыми близкими ему людьми. Либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях- прекрасный будущий манипулятор. Любая ситуация, где они должны чем-то пожертвовать, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.
  4. Неуважение к личности ребенка . Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.
  5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его . Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Агрессия- это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита- это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.
  6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей . Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку- я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения; не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу. У детей вечно занятых родителей агрессия- способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.
  7. Запрет на физическую активность . Агрессия обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая не может исчезать бесследно. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, то разрядка наступит дома, к вечеру. И если снова попытаться поставить его по стойке смирно, то ребенок, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Остается только напомнить бессмертный совет Карлосона: «Спокойствие, только спокойствие!».

В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалобы со стороны других детей, их родителей, воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Может быть кто-то исподтишка обижает вашего ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию, поэтому дерется и ломает игрушки.

  1. Отказ в праве на личную свободу. Ребенку требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Ему необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.
  1. Подсознательное ожидание опасности. Отсутствие базовой уверенности и доверия к миру- целый комплекс страхов.
  2. Неуверенность в собственной безопасности. Семья и дом не дают ему защиты и стабильности- неуверенность в себе, чувство страха и постоянное ожидание нападения.
  3. Личный отрицательный опыт.
  4. Эмоциональная нестабильность. Настроение ребенка 2-6 лет может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
  5. Недовольство собой- отсутствие эмоционального поощрения от родителей приводит к тому, что дети не научаются любви к себе, а следовательно он не умеет любить других.
  6. Повышенная раздражительность. Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
  7. Чувство вины. Дети могут испытывать чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо. Оба эти чувства довольно неприятны. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?
  1. Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-то или что-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.
  2. Влияние продуктов питания- шоколад, чипсы, газировка. Также влияет уровень холестерина в крови- низкий уровень холестерина отмечен в крови большинства самоубийц (пассивная агрессия).
  3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Скрытая агрессия: ее проявления и методы борьбы

  • Что такое пассивная агрессия и каковы ее причины;
  • Как проявляется пассивная агрессия в отношениях;
  • Как реагировать на пассивную агрессию у других и у себя.

Наверняка, каждый из нас попадал в ситуацию, когда после разговора с определенным человеком остается стойкое ощущение, что вас обидели. А дать достойный отпор вы не можете, поскольку даже не понимаете, как все произошло. Если припоминаете такой случай, значит, в ваш адрес был направлен такой изощренный рычаг манипуляции, как пассивная агрессия. Ее особенность заключается в том, что оппонент преподносит свой негативный посыл особым образом, «заворачивая» его в обертку невинности. Он не выражает агрессию открыто. Уличить такого человека в том, что он вас обижает почти так же сложно, как и ухватиться за воздух. Однако изучив тактику пассивного агрессора, ему можно эффективно противостоять. Как бороться с пассивной агрессией у других и побороть ее у себя, вы узнаете из этой статьи.

Пассивная агрессия и каковы ее причины

На первый взгляд данное словосочетание имеет противоречивый контекст и расплывчатую форму. На самом деле, здесь нет никаких противоречий, а термин подобран очень правильно.

Пассивно-агрессивное поведение – попытка подавления недовольства или гнева путем посылов, которые прикрыты менее агрессивными проявлениями. Пассивная (подавленная) агрессия – это скрытое завуалированное негативное отношение к человеку без нарушения морально-этических норм по отношению к нему. Чувство или эмоция со стороны обидчика выражены красноречиво и не двузначно, но социально приемлемо. Иными словами, объективных доказательств вредительства нет. Вот такая тихая воспитанная подлость. И именно потому, что подлость завуалирована, ее так сложно, во-первых, обнародовать, а во-вторых, обезвредить.

Пассивная агрессия – это проявление качеств психологически незрелой личности, которая по тем или иным причинам не решает проблему методом конструктивного диалога с оппонентом.

Что заставляет человека применять тактику пассивного агрессора?

  • Нежелание брать на себя роль разжигателя конфликта. Мучая свою жертву, пассивный агрессор остается с чистыми руками, имея при этом шаг для отступления.
  • Деструктивные эмоции по отношению к оппоненту (обида, ревность, зависть, антипатия, раздражение).
  • Невозможность ответить обидчику иным способом. По этой причине тактику пассивного агрессора чаще выбирают женщины и дети.
  • Неумение правильно вступать в открытый конфликт.
  • Страх непредсказуемости реакции оппонента.
  • Боязнь заявить о своих потребностях или недовольствах напрямую.

Примечательно, что человек, избравший подобную тактику взаимодействия, не всегда отдает себе отчет в собственном поведении. В моменты проявления подавленной агрессии им руководят комплексы и страхи, побуждающие осуществлять такого рода защиту. При этом, мотивы для обороны не всегда очевидны даже для самого агрессора.

Как проявляется пассивная агрессия в отношениях

Социальные опросы указывают на то, что проявления подавленной агрессии в свою сторону испытывали 72% респондентов. Но, объективно, этот процент намного больше и стремится к Абсолюту, поскольку данная форма поведения многолика. Боле того, в качестве пассивного агрессора вы легко можете узнать себя. Ведь каждый из нас в тех или иных ситуациях прибегал к манипуляциям.

В зависимости от особенностей характера манипулятора, его оппонента и конкретной ситуации, пассивная агрессия проявляется в следующих формах.

Обесценивание и высмеивание

Какой бы важной не была для вас проблема, которой вы делитесь с человеком, он отреагирует на нее будто на мелочь. Вы сильно устали после тяжелого трудового дня? Не выдумывайте! Вы снова поссорились с любимым человеком? Тоже мне новость! Вам урезали заработную плату? Не обеднеете! Разве ж это проблемы? Нередко агрессор в разговоре использует сарказм. И никакого сочувствия. И никаких конструктивных советов.

Газлайтинг

Это одна из форм психологического насилия, когда жертву убеждают, будто что-то не так именно с ней. Вы не любите готовить? Да у вас просто никогда не было нормальных отношений, чтобы хотеть для кого-то готовить. Не можете найти себе пару? Не удивительно, с таким-то характером. Начальство не назначает на обещанную должность? Так, для этого нужно, как минимум, работать. Задача газлайтера заставить вас усомниться в собственной полноценности и адекватности. Ведь одержать победу над морально сломленным человеком намного проще.

Нарушение границ

Чаще к этому способу манипуляции прибегают старшие родственники, вмешиваясь в личную жизнь младшего поколения. Типичный пример – «доброжелательная» свекровьтеща, которая ненароком входит в спальню к молодой семье в самый неподходящий момент. Или дает мудрые советы относительно того, как следует вести быт, воспитывать детей, распределять семейный бюджет. Таким образом, скрытая агрессия демонстрирует полное неуважение к человеку и его абсолютную некомпетентность.

Игнорирование проблемы

Безучастное наблюдение за страданиями близкого человека – это тоже вид пассивной агрессии. Часто проявляется по отношению к родственникам, не способным постоять за себя самостоятельно. К примеру, мать, знающая о том, что ребенка в школе обижают, и при этом ничего не предпринимающая. Или мать, которая не вступается за свое чадо, пока отец применяет на нем физические методы воспитания. Это тихое преступление, тяжесть которого столь же велика, сколь и того, кто его непосредственно совершает.

Демонстративный отказ от общения практикуют все, от мала, до велика. Не смотря на отсутствие активных проявлений, игра в молчанку является очень мощной и разрушительной манипуляцией. При этом, человек, объявивший бойкот, априори считается обиженным, а, стало быть, хорошим. На самом деле, так называемый «обиженный и хороший» – тот еще изощренный мучитель. Он прекрасно отдает себе отчет и с терпеливой методичностью ждет капитуляции оппонента. Не выдерживая морального давления, жертва сдается и делает шаг навстречу тихо ликующему агрессору. А он в свою очередь убеждается в действенности этого метода.

Двойные послания

Когда сказанное диаметрально расходится с истинным посылом. Агрессор может, якобы, соглашаться с вами, а всем своим видом показывать обратное. Этим приемом пользуются для того, чтобы оппонент сам расхотел воплощать задуманное. Например, подросток сообщает матери, что его позвали на школьную вечеринку. В свою очередь, она, глубоко вздыхая, бормочет: «Ну, иди-иди. Ты же заслужил…». И ребенок понимает, что если он пойдет на вечеринку, по возвращении домой его будет ждать недовольная мать, готовая применить в качестве наказания способ из предыдущего пункта.

Сравнение в чужую пользу

Применяется по отношению к родственникам, друзьям, коллегам и всем, кто, по мнению агрессора, не достоин уважения. Выражается в ядовитых замечаниях, где всегда есть место эталону, до которого жертве расти и расти.

Скрытое сталкивание лбами

Пассивная агрессия иногда проявляется в виде сплетен в духе: «А ты знаешь, что про тебя говорит…». При этом, их автор заведомо знает, что объекты обсуждений из-за сплетни могут вступить в открытый конфликт. Таким способом агрессор делает свое дело чужими руками.

Читать еще:  Холерик: кто это, его черты характера и темперамент

Как реагировать на пассивную агрессию у других и у себя

Прежде всего, этот вид манипуляции необходимо отлеживать. Это касается как поведения окружающих, так и собственного. Ведь мы порой и сами не отдаем себе отчет в реакциях относительно того или иного человека.

Ищите, откуда у агрессии «ноги растут»

Основание для такого поведения есть всегда, но оно не всегда очевидно. Ваша задача отследить причинно-следственную связь между реакциями пассивного агрессора. Если агрессор – это вы, проанализируйте, когда подобного рода эмоции овладели вами впервые. В каком возрасте? По отношению к кому и в какой ситуации? Это поможет понять, почему вы используете такую тактику дальше в течение жизни.

Анализируйте

Этот совет касается вас, если вы и есть тот самый пассивный агрессор. Как только вы в очередной раз запустите свою игру, притормозите и подумайте. Ваше поведение изменит человека? Оно сделает ваши отношения лучше? Ситуация исправится? Скорее всего, на все вопросы вы ответите «нет». Поэтому ответную реакцию лучше сменить на конструктивный диалог и обнародование причин вашего недовольства. Учитесь обсуждать свои проблемы открыто. Искренность и готовность идти навстречу укрепляет отношения, в то время, как скрытая агрессия только разрушает их. Визуализируйте для себя идеальное развитие отношений и думайте, что вы можете сделать дабы приблизить ситуацию к максимально комфортной.

Выводите агрессора на чистую воду

Манипулятору сложно признать себя таковым, и ваша задача мягко и деликатно помочь ему в этом. Задавайте человеку конкретные вопросы или озвучивайте истинные намерения. Но делайте это без сарказма и с уважением.

  • Если свекровь вам, девушке с не проколотыми ушами, дарит серьги, открыто и добродушно говорите, что прокол ушей не входит в ваши планы. А в следующий раз предложите выбрать подарки вместе.
  • Если манипулятор играет с вами в молчанку или «бомбит» двойными посланиями, займите активную позицию и проговорите, чем недоволен близкий. А затем предложите компромиссное решение проблемы.
  • Если вас сравнивают, обесценивают или принижают, доведите эти колкости до абсурда. Здесь вам пригодится чувство юмора и самоирония. К примеру, неожиданно согласитесь с обидчиком и скажите, что он абсолютно прав. Это наверняка идет в разрез со сценарием, который он навязывает вам. Тем самым вы дадите ему понять, что вас не за что зацепить, а его попытки унизить вас равны нулю.
  • Если человек предпочитает вести против вас боевые действия чужими руками, другого способа, кроме откровенного разговора, нет. Постарайтесь вместе выяснить причину такого поведения. Дипломатия и еще раз дипломатия. Если оппонент не идет навстречу, по возможности, прекратите общение или отдаляйтесь на максимально безопасное расстояние. Это же касается и людей, чьими руками делает свое дело манипулятор.

Пассивная агрессия – психологический деструктив, избавиться от которого сложно. Но, только исключив ее из своей жизни, мы получаем возможность строить здоровые отношения.

Аутоагрессия. Симптомы, причины и профилактика аутоагрессии

Содержание

Аутоагрессия (ауто- + лат. aggressio приступ, нападение) – очень многозначное понятие, чаще всего проявляющееся в саморазрушении, наказании себя как морально, так и физически, вымещении на себе или окружающих злости, обиды, ненависти. Часто в основе этого явления скрываются гнев и нелюбовь к себе, которые служат триггером к аутоагрессии. Аутоагрессия деструктивна, она направлена не на ликвидацию причины стрессовой ситуации, а на уничтожение страдающего в стрессовой ситуации человека.

Встревоженный мозг прекращает выработку эндорфинов (гормонов счастья). Биохимия мозга изменяется, в кровь человека поступают гормоны стресса, которые побуждают его к действию, к агрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики — когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя.

Аутоагрессия как привычка переживать какое-то неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом.

Проблема аутоагрессии, агрессивного, жестокого, самодеструктивного поведения человека в социуме является на данный момент острой и актуальной, обсуждаемой и в средствах массовой информации в виду участившихся случаев аутоагрессии, неоправданных жестоких убийств, антисоциального, аморального поведения людей в обществе. На первый план выходит социальная значимость проблемы.

Причины возникновения аутоагрессии

  1. Запреты. Аутоагрессивные действия свойственны малышам 3-4 лет, болезненно реагирующие на родительское «нельзя», закатывающие истерики с битьем руками, ногами, головой об пол или твердые предметы.
  2. Недостаток любви, заботы. Ребёнок решает, что не нужен родителям, ищет причину в собственном «плохом поведении» и наказывает себя, одновременно привлекая внимание близких, вызывая жалость. Ошибки воспитания — частая причина аутоагрессии.
  3. Унижения. Жестокое обращение с детьми дома и в школе, насмешки, невнимание к насущным проблемам почти гарантированно приводят к саморазрушительному поведению.
  4. Конфликты. Трудности в установлении контакта со сверстниками заставляют искать и наказывать «виноватого» — самого себя, могут стать причиной суицида. Подростковые «группы смерти» существенно повышают риски.
  5. Социальная терпимость к саморазрушению. Считается приемлемым употребление спиртного в качестве успокоительного. Алкоголь усиливает депрессию, становится и следствием, и причиной аутоагрессии.

Американский исследователь Э. Шнейдман на основе существующих в психологии, клинической психологии представлений об отклоняющемся поведении определяет аутоагрресивное поведение как «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью».

Аутоагрессия человека включает в себя различные виды социальных патологий, проблемы расстройствами и агрессивным поведением. В аутоагрессивном поведении человека в первую очередь раскрываются такие мотивы действия как во зло себе и во зло другим, совершение жестоких действий на грани психопатии по отношению к окружающим его людям. Отсутствие внешнего объекта, на который может быть направлена разрушительность, в конечном счёте, может привести к суициду. Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально — признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу.

Очень часто истоки саморазрушительного поведения следует искать в психотравмах, полученных в раннем возрасте. Всё идёт из детства. Насилие в детстве моральное и физическое может привести к смещениям в психике. Ненависть к себе может вызвать у ребёнка постоянное сравнение родителями своего ребёнка с чужими, либо, когда родители постоянно говорят ему, что лучше бы его и не рожали. Изляшняя авторитарность родителей, стремление их подавлять ребёнка – прямой путь ребёнка к аутоагрессии. Нет плохих эмоций и чувств — гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

У детей и подростков признаки аутоагрессии проявляются в виде аутизма, отклонений в развитии, замкнутости, в конфликтах со сверстниками, фанатичном отношении к кумирам, в увлечении экстремальным спортом, суицидальных настроениях. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Они могут бессознательно таким образом требовать к себе жалости или внимания.

Классическими проявлениями аутоагрессии являются:

  • неосознанная склонность к рискованному поведению (например, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отказ от привычки смотреть налево перед тем, как переходить дорогу, агрессивное вождение машины, рискованный секс, тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни), деструктивные привычки (расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей). Как неявное саморазрушение — сомнительные способы маниакального «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга, нездоровых диет;
  • осознанное (суицидальные попытки) аутоагрессивное поведение, которое так же включает нанесение себе повреждений различной тяжести, вынуждение реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Самоубийство — совершается обдуманно, в состоянии аффекта (в состоянии эмоционального всплеска) или в форме шантажа (попытке решить свои проблемы чужими руками). Имитируя самоубийство, нанося себе телесные повреждения, пациент пытается сформировать у окружающих чувство вины, мотивируя их на угодные ему действия.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • Намеренный отказ от еды и пищи (нервная анорексия);
  • Нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, ожоги, синяки и т.п.);
  • Целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • Суицидальные попытки;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • Жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь»);
  • Мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).

Самообвинения, надуманные страдания, нездоровая застенчивость, чувство долга, ревность, хроническая обида – проявления моральной аутоагрессии.

С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение —поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках — тоже является примером аутоагрессивного поведения. Аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда.

Психосоматозы, провоцируемые аутоагресией:

Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии

Психопатия (аномалия развития личности) – следствие врождённых биохимических, органических и функциональных нарушений ЦНС. Пациент тревожен, он проявляет агрессию в любой её форме. Мазохизм (физический, моральный), запойный алкоголизм, стойкий комплекс неполноценности — симптомы болезней ЦНС.

Известный американский психиатр Карл Меннингер считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Когда человек режет себе только руку или ногу, но при этом остаётся жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться. Если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, «зажимы», человек вряд ли сможет самостоятельно их «вытащить» и безопасно с ней поработать.

Лечение и профилактика аутоагрессии

  • Исключить (выявить) патологию ЦНС (МРТ головного мозга, консультация эпилептолога, невролога)
  • Выявить причины аномального поведения, плохого настроения, научиться справляться с психотравмирующей ситуацией (консультация врача — психотерапевта)
  • Медикаментозное лечение (ноотропные, психотропные средства по назначению врача)
  • Витоминотерапия
  • Спорт
  • Аутогенная тренировка

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией может быть использована техника навязанного симптома. Например, человек, который наносит себе порезы, должен каждый день раздеваться, вставать перед зеркалом и прикасаться лезвием к тому месту, где он хочет нанести порез. Если он не может противостоять этому желанию, то у него есть ровно пять минут, чтобы нанести себе порезы. По истечении этого времени он должен закончить и ждать следующего дня, чтобы снова всё повторить. Таким образом, человек, во-первых, смотрит на себя со стороны в момент нанесения порезов, а, во-вторых, когда у него есть пять минут, то удовольствие от причинения себе боли разрушается — уже не симптом контролирует человека, а человек — симптом.

Если аутоагрессия свойственна кому-то из близких, не игнорируйте тревожные звоночки. Проявляйте заботу, интересуйтесь, вникайте. Помните, любовь в самом буквальном смысле способна лечить и спасать жизни. Обязательно уделяйте время детям, родственникам, семье, друзьям. Выслушайте, успокойте и поддержите.

Аутоагрессия у ребёнка

Вещи, которые гарантированно могут привести к аутоагрессии:

  • Физические наказания (насилие, побои, указы стоять на крупе в углу и пр.);
  • Приказы «придумать себе самому наказание» («Ты получил плохую оценку, теперь придумай, в чём я могу тебя ограничить, чтобы ты задумался над своим поведением»);
  • Ментальное угнетение ребенка («Ты учишься хуже, чем твой одноклассник Саша, ты глупее, чем дочь моей знакомой, ты слишком толстый, чтобы съесть пирожное»);
  • Унижение и насмешки над ребёнком (даже «добрые»);
  • Игнорирование проблем малыша, связанных с социальной адаптацией и коммуникативными способностями;
  • Отсутствие проявления нежности и заботы с вашей стороны (особенно во время приступов);
  • Предоставление ребенка самому себе («Если ты сейчас же не пойдешь за мной, я уйду!», «Решай свои проблемы сам»);
  • Активная защита оппонента в уличных или школьных конфликтах («Ты сам спровоцировал ссору! Женя ни в чем не виноват!»).

Если проблема наблюдается у вашего ребёнка, помогите ему следующими способами:

  • Не допытывайте у малыша о том, что произошло. Действуйте по принципу обратной связи, говорите утвердительно «Тебе больно, обидно, ты гневаешься». Рано или поздно, чадо даст вам положительный ответ, и уж тогда вы сможете детально разобраться в его психологической травме;
  • Ни в коем случае не говорите «Ничего не произошло, тебе не больно». Ребёнок может подумать, что авторитетный человек в вашем лице считает его проблему несущественной. А раз он воспринимает её так тонко, значит он плохой, неугодный, странный;
  • Рисуйте с ребёнком, но не совсем стандартные картины. Извозите ладони в гуаши и делайте руками «каляки-маляки» на листе ватмана;
  • Не стесняйтесь проявлять нежность, успокаивайте ребёнка, чаще обнимайте и целуйте его;
  • В любом стороннем конфликте малыша ищите конструктивное решение, а не виноватых.

Вы взрослый, вы несёте ответственность за свои действия над вашим ребёнком, и у этих действий будут последствия. Ребёнок НЕ виноват в ваших проблемах, его обязанность – быть ребёнком, и ему очень нужна ваша любовь.

Берегите себя и будьте здоровы!

В статье использована информация из открытых источников и научных публикаций. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер. Публикация не может заменить личную консультацию специалиста.

Хотите дополнить информацию в статье или возразить? Мы приветствуем комментарии, предложения или возражения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector