Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Аномия: что это такое, ее отличительные черты в психологии, психиатрии и других науках

Термин «аномия» получил широкое распространение в научных кругах, в частности в психологии, социологии и смежных с ней дисциплин, а также в медицине. Дословно его можно описать как тотальное беззаконие, игнорирование людьми определенных норм и порядков, что приводит к деструктивным настроениям в обществе и негативным идеям в сознании человека.

Аномия в узких медицинских рамках понимается как патологическое «выпадение» из памяти названий предметов и имен (an – отрицательная частица, onyma – имя). Но какими детальными характеристиками, отличительными чертами обладает понятие аномия с точки зрения различных наук?

Представление о термине в психологии

Свое распространение понятие аномии получило еще в античные времена, однако прочно закрепилось в научной сфере на рубеже XIX-XX веков. Данным термином на протяжении всего времени пользовались философы и социологи, историки и теологи, экономисты и психологи, медики. На основе этого видно, что термин аномия распространен действительно широко, особенно в рамках социально-общественных. Однако особый интерес к нему проявляют психологи. Что такое аномия с психологической точки зрения?

Обоснование термина

В психологическом направлении аномия тесно связана с именем американского социального психолога Лео Сроула, который первым настоял на введении термина в данную научную отрасль. Идея понятия в рамках психологи и базируется на социальной концепции аномии, однако рассматривается с позиции личного сознания человека, а не в формате общественных настроений и группового проявления.

Что такое аномия в психологическом понимании термина? В основе лежит негативная идея, зарождающаяся в сознании человека, об отсутствии социальной сплоченности с другими людьми. Тяга к контакту с обществом представляется или минимальной, критически ослабленной, или отсутствует у индивида полностью.

Но человек – «существо» социальное, нуждающееся в межличностных связях. Когда такое отсутствует и не наблюдается внутреннего стремления к этому, на первый план выходят обреченность, безысходность, тоска, апатичность, отчужденность, возникает тяжелое состояние непреодолимого одиночества. Побочно фигурируют предпосылки к девиантному поведению, в частности алкоголизму, преступной деятельности, самоубийству. Идея о саморазрушении в контексте психологической аномии доминирует и способна привести к негативным последствиям для человека.

На основе проведенных исследований латвийскими психологами дополнительно охарактеризовать аномию можно в рамках индивидуального переживания протекающих изменений в обществе. Каждый человек, находясь в ситуации не всегда благоприятных перемен в государстве, по-своему переживает «критическую ситуацию». Однако, по мнению ученых из Латвии, можно выделить три основных момента психологических реакций:

  • безнорменность, когда в сознании индивида закрепляется идея о невозможности доверять обществу и возрастает склонность к нарушению порядка, так как новые правила не дают возможности для адаптации;
  • бессмысленность, ранее сформированные цели и представления перестают быть актуальными, на смену им не приходят новые из-за отсутствия адаптации к изменившимся условиям; это порождает состояние апатии, скуки, ощущение бессмысленности и бесполезности не только в действиях, но и в жизни в целом;
  • социальная изоляция, отшельничество, нарастающее одиночество, осознание оторванности от людей и невозможность наладить межличностные связи, чувство пустоты или ненужности.

С психологической точки зрения следует, что аномия способна отразиться на любом человеке, вне его пола, возраста и профессии. Особенно тяжело протекать подобное состояние может у людей «негибких», которые не умеют и не стремятся научиться адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

Данный момент приводит не только к вышеупомянутым проявлениям и негативным идеям, но и способен оказать сильное стрессовое воздействие, сказаться на уровне тревожности, спровоцировать развитие невротических состояний и депрессии.

Раскрытие понятия в рамках психиатрии и нейропсихологии

Термин аномия в медицинских дисциплинах рассматривается немного с иной точки зрения, нежели в психологии. Особенное распространение аномия как определение получила в формате нейропсихологии, нейрофизиологии и психиатрии, в том числе и судебной.

Что обозначает понятие аномия в подобном контексте? Аномия – это патологическое состояние, при котором пациент ввиду различных оснований не способен запоминать и давать конкретные названия, имена отдельно взятым предметам, явлениям. При этом речь человека остается сохранной и вполне адекватной. Он может правильно складывать слова в предложения, в определенной степени ясно мыслить. И в психиатрии, и в нейропсихологии рассматривается аномия в контексте номинальной афазии, а также может фигурировать в формате отдельно взятых амнестических синдромов. Иными словами, в медицинских кругах понимается феномен аномии как состояние патологической забывчивости. Но чем отличается восприятие термина в зависимости от конкретной дисциплины?

Феномен в рамках психиатрии

Аномия в психиатрическом ключе рассматривается тогда, когда речь идет о деменции (старческое слабоумие), эпилепсии, психозах, в том числе и на фоне алкогольного запоя. Понимается аномия не только как патологическая забывчивость, но и в форме нарушения речи. При этом феномен выступает как дополнительный симптом, наряду с которым могут фигурировать иные проявления, а само общее состояние больного постепенно ухудшаться.

Дополнительно к симптоматике, которую демонстрирует аномия, можно отнести:

  • пациент способен при попытке объяснить, о чем идет речь, наглядно демонстрировать жестами, мимикой значение забытого названия, например, делать вид, что что-то пьет, когда не может вспомнить слово «чашка»;
  • аномия характеризуется таким проявлением как молчаливость или немногословность;
  • в ряде случаев может отмечаться склонность к персеверациям (навязчивое повторение одной фразы) или парафазиям («подмена понятий», замена одних слов на другие).

Если рассматривается подобный термин узко в рамках судебного рода психиатрии, то его принято использовать наряду с такими понятиями как отчуждение, идентичность и идентификация.

Бенджамин Раш считал, феномен должен пониматься как «врожденный дефект, когда нет моральных ценностей в сознании индивида». С иной стороны, понятие обозначает отсутствие согласования внутренних чувств и переживаний, которые воспринимаются больным как чужеродные, беспочвенные или ненормальные.

Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

Основная суть состояния, при котором отмечается аномия, в ситуации нейропсихологии или нейрофизиологии не отличается от идеи, заложенной в психиатрии. В данном варианте рассматривается возникновение феномена ввиду поражений отдельных частей головного мозга (теменно-затылочной, теменно-височной частей коры). Они могут возникать из-за гипоксии, черепно-мозговой травмы, инсульта, интоксикаций и так далее. Но также причиной для развития состояния являются и психические расстройства.

Для точного установления диагноза необходимо проведение определенных исследований, в частности МРТ, патопсихологического и нейропсихологического исследований. Коррекция осуществляется благодаря приему ноотропных препаратов, терапии основного заболевания, а также необходима работа психологического типа.

Разбор понятия в социологии и смежных дисциплинах

Рассматривая аномию в формате социологического понятия, акцент необходимо делать на два основных варианта трактовки.

Идея Эмиля Дюркгейма

Первое описание аномии в формате социологического термина было представлено Эмилем Дюркгеймом в 1897 году в его научной работе «Самоубийство». Он позиционировал аномию как феномен, накладывающий отпечаток на общество в целом и на каждого индивида в отдельности. Внутри данного понятия социолог рассматривал такие моменты как апатия, суицидальное поведение, деструктивные настроения, базирующиеся на разных формах агрессии.

Благодаря чему, по мнению Дюркгейма, внутри общества происходит развитие аномии («беззакония»)? В рамках теории аномии лежит столкновение органической (естественной) и механической (индустриализованной) солидарности, как бы одновременно существующих внутри общества.

В процессе формирования нового общества возникает конфликт между привычными порядками и новыми правилами. На основе столкновения возникает раскол внутри одного, ранее целого общества. У отдельных групп людей складывается негативное (депрессивное) представление о жизни, возникают предпосылки к нарушению закона. Опираясь на подобные рассуждения, Дюркгейм вывел обоснование большому количеству самоубийств (аномический суицид по причине убежденности человека в крушении общества).

Вторая социальная теория и представление о феномене в смежных науках

Термин аномия также тесно связан с другим именем в научных кругах. Развитием теории аномии активно занимался Роберт Мертон, взяв за основу невозможность достижения желанной цели законными путями ввиду имеющихся общественных ограничений либо кризиса (реформы, война и так далее). Ученый выделял следующие варианты приспосабливаемости к складывающимся обстоятельствам:

  • инновация (асоциальные поступки);
  • мятеж (попытки трансформировать сложившуюся систему);
  • ретреатизм (выбор действий в зависимости от контекста);
  • ритуализм (одобряемые законом действия, которые априори не приведут к нужному результату).

Рассмотрением идеи об аномии в обществе также занимались: Ллойд Оулин, Джекоб Гвост, Лембрейд, Гюйо и другие ученые. При этом, термин в рамках смежных с социологией наук может фигурировать как понятие «общественного хаоса»; в теологии под аномией понимается безбожие. В политологии и истории понятие часто отмечается в ситуации распада государств, военных действий.

Несмотря на то, что подобный термин широко распространен в различных дисциплинах, необходимо четко понимать его расшифровку в зависимости от общего контекста.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Аномия — это.. Терминология, теории аномии. Социальная аномия

Аномия — это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как «отсутствие закона и/или организации». Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей. Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

Терминология

Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием «Самоубийство».

Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала «отсутствие, отрицание и т. п», а νομία, соответственно, «закон».

Аномия — это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие «аномия» немного отличается.

По Дюркгейму

В своей книге под «аномией» Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

Читать еще:  Стрезам: инструкция по применению, отзывы врачей, цена

Что это значит?

Органическая солидарность — это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия — это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По Мертону

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.

Во-первых, что аномия — это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.

Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.

В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются. И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии. Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, «благодаря» которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие — критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества «А так ли они важны, как думалось?». Распад социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на «нет». Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения — обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

Социологическое воображение Дюркгейма позволило ему проникнуть в природу социальной патологии. По мысли социолога, любое общество в зависимости от состояния функционирования своих структур может находиться в нормальном или патологическом состоянии. Основная причина социальной патологии — анормальное разделение труда, которое, в свою очередь, ведет к аномии.

Аномия (по Дюркгейму) — болезнь общества, характеризующаяся ценностно-нормативным вакуумом, разрывом в преемственности социальных и культурных норм.

Аномия проявляет себя в функциональной рассогласованности элементов социальной структуры, в конфликтах между поколениями и социальными группами, смешению законного и незаконного, в девиантном поведении, утрате воли к жизни, стремлении убежать от реальности.

Девиация — социальное поведение в виде «объективно данного» отклонения от «нормального», приводящее к разрушению устоявшихся норм и встречающее осуждение со стороны большинства представителей общества или социальной группы.

В политике аномия проявляет себя в смуте, политиканстве, диффузии власти, появлении множества «спасителей» отечества. Дюркгейм указывал на прямую связь аномии и анархии.

Вместе с тем, рассматривая аномию как патологию, вызванную прежде всего анормальным разделением труда, Дюркгейм полагал, что в принципе она поддается лечению. Очевидно, что в обществе с органической солидарностью уже нельзя восстановить единую мораль, тотальное функционирование религии, общие коллективные представления. Но их функциональной альтернативой может стать углубляющееся структурное разделение труда, которое потенциально способно вернуть общество к норме социального здоровья.

Одно из проявлений аномии — самоубийство. Дюркгейм считал, что самоубийство прежде всего зависит от внешних причин — определенных социальных фактов (не психологических!). Используя данные официальной статистики, социолог выявил ряд тенденций: процент самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин; военные чаще совершают самоубийство в сравнении с людьми, имеющими сугубо гражданские профессии; одинокие или разведенные чаще, чем лица, находящиеся в браке; протестанты чаще, чем католики, и т.д. В связи с этим он продолжил метод диагностирования данной социальной патологии с акцентом на то, какие именно по характеру социальные переменные способствуют самоубийству. Он пришел к выводу о том, что эти социальные переменные напрямую связаны:

  • а) с уровнем социальной интеграции: чем больше изоляция индивида от своей социальной группы, тем более он подвержен самоубийству. И наоборот: большая степень интеграции обратно пропорциональна числу самоубийств;
  • б) степенью социальной регуляции.

По двум названным переменным Дюркгейм выделил четыре тина самоубийств:

  • 1) эгоистическое (обусловлено низким уровнем интеграции — разрывом социальных связей в силу тех или иных причин: смерть близких, развод, коллективное бесчувствие). Социальная разобщенность в этих и подобных случаях порождает чувства никчемности, одиночества, бесцельности существования;
  • 2) альтруистическое (обусловлено высоким уровнем интеграции — сверхсильным поглощением индивида социальной группой: самоубийство жены после смерти мужа, добровольный отказ капитана корабля, потерпевшего бедствие, от спасения своей жизни и т.д.);
  • 3) аномическое (получает распространение, когда в обществе низка степень социальной регуляции: возникает рассогласованность ценностного мира, которая, как правило, приводит к социальной дезинтеграции). Этому неизбежно способствуют социальная изоляция и как следствие — рост числа самоубийств;
  • 4) фаталистическое самоубийство возникает, когда со стороны группы исходит высокая степень социальной регуляции в виде избыточного контроля, выражающегося в строгой регламентации личной жизни. Для некоторых индивидов это может стать невыносимым.

Подчеркнем, во всех случаях социолог диагностировал конкретные социальные факты, способствующие самоубийству. По его мнению, высокий уровень самоубийств — объективный показатель болезни общества и, напротив, низкий — свидетельствует о социальном счастье его членов.

(фр. аnomie отсутствие закона) 1. термин Э.Дюркгейма, обозначает дезорганизацию структуры и функционирования общественных институтов, отчего прежние идеалы, ценности, мировоззрение, нормы права, морали и обычаи теряют своё регулирующее влияние, возникают массовые беспорядки, в действие вступают законы толпы, отдельных социальных групп и корпораций, быстрыми темпами растёт заболеваемость, резко возрастает число суицидов, распространяются преступность, алкоголизм и другие болезни зависимости; 2. разрушение, дискредитация прежней системы индивидуальных личностных ценностей и неспособность выработать другую, новую, более адекватную изменившейся жизненной ситуации, наступившая в связи с катастрофическими событиями (стихийные бедствия, война, техногенные катаклизмы, массовая миграция населения в сильно отличающиеся в культурном плане места проживания и т.п.). Обычно каждым человеком переживается как его личная катастрофа с далеко идущими тяжёлыми последствиями для его душевного здоровья и поведения (депрессия, суициды, агрессивность, алкоголизм, наркомания и мн. др.); 3. частичная или полная потеря способности вспоминать имена, названия (номинативная амнезия – см.).

Смотреть что такое АНОМИЯ в других словарях:

АНОМИЯ (франц. anomie — отсутствие закона, организации, от греч. ? — отрицат. частица и — закон), понятие бурж. социологии. Выражает отношен. смотреть

понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения м. смотреть

отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев). Подобная ситуация была характерна, например, для Фран. смотреть

(букв.: безнорматив-ность)состояние социальной дезорганизации и социальной нестабильности, при котором ослабевает контроль социальных норм за поведение. смотреть

АНОМИЯ (франц. anomie — отсутствие закона, организации) — философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при кото. смотреть

(франц. anomie отсутствие закона, организации) философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутст. смотреть

(франц. anomie — отсутствие закона, организации) — философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отс. смотреть

— состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость соц. и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и об-во. смотреть

(anomie) — 1. (Буквально *без норм* — понятие, внедренное в социологию Дюркгеймом) состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеют. смотреть

ANOMIE) Ситуация в обществе, характеризующаяся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. «Аномия», как и «отчуждение», относится к числу п. смотреть

букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие. смотреть

(франц. anomie отсутствие закона, организации,), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социальной систе. смотреть

(от греч. a – отрицательная частица nomos – закон и от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологическое состояние индивидуа. смотреть

от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон, норма, буквально — безнормность) — тип социального поведения, связанного с нарушением существующих . смотреть

АНОМИЯ и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующе. смотреть

от греч. a — отрицательная частица, nomos — закон — нарушение механизмов нормального взаимодействия больших полушарий головного мозга, выражающееся в н. смотреть

Читать еще:  Гептрал: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Аномия (от франц. anomie отсутствие закона, организации) политическое, социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-. смотреть

Словообразование. Происходит греч. a — отрицательная частица + nomos — закон. Автор. Э.Дюркгейм. Категория. Теоретический конструкт, служащий для объ. смотреть

(от франц. anomie – беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм. смотреть

АНОМИЯ(греч.). Беззаконие.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.аномия и, мн. нет, ж. (< фр. anomie отсутствие. смотреть

Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальных норм, образцов поведения, разложением системы ценностей, разрушающих единство культу. смотреть

1. Частичная или полная потеря способности вспоминать имена. Термин в этом значении используется только для обозначения афазических и амнестических син. смотреть

(‹ гр. anomos беззаконие) — понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся остры. смотреть

(‹ гр. anomos беззаконие) понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся острым . смотреть

АНОМИЯ.1. А. (англ. anomia; от греч. an — отрицание + onyma — имя) — частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин приме. смотреть

(от греч. anomalia — отклонение от нормы) — понятие, введённое Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицид, апатия и разочарование). смотреть

(гр. а — отрицательная частица, nomos — закон) — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разоч. смотреть

[греч. a — отрицательная частица, nomos — закон] — понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разо. смотреть

1) (греч. «беззаконие») – индивидуальное и общественно-групповое сознание, характеризующееся разочарованностью в традиционных нормах нравственности, не. смотреть

(от греч. а отрицательная частица и nomos закон) понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды *нарушений* в . смотреть

Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения поведения отклоняющегося: самоубийств, апатии, разочарования и пр. Выражает собой исторически обусловле. смотреть

от франц. anomie отсутствие закона, организации) политическое, социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологи. смотреть

anomie), разложение или ослабление системы социальных или этических ценностей у отд. индивида или группы людей. Социолог Дюркгейм, заимствовав данный т. смотреть

1) Орфографическая запись слова: аномия2) Ударение в слове: аном`ия3) Деление слова на слоги (перенос слова): аномия4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

АНОМИЯ (от франц . anomie — отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.

АНОМИЯ (от франц . anomie — отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологичес. смотреть

АНОМИЯ (от франц. anomie — отсутствие закона — организации), социологическое и социально-психологическое Понятие, обозначающее нравственно-психологичес. смотреть

— (от франц. anomie — отсутствие закона — организации),социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающеенравственно-психологическое сос. смотреть

(от фр. anomie — отсутствие закона, организации) — англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и распад с. смотреть

АНОМИЯ (от французского anomie — отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и обществ. смотреть

— (от фр. anomie — отсутствие закона , организации) — англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и . смотреть

(от французского anomie — отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного . смотреть

– отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать. смотреть

ж.1) (номинативная афазия) anomia 2) (крах общественных устоев, ценностей и норм) anomie 3) (чувство отчужденности, одиночества, изолированности, возни. смотреть

понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивида или общественного сознания, которое характеризуется разложением, распадом, крушени. смотреть

нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, при котором утрачена значимость социальных норм и предписаний, отсутств. смотреть

состояние хаоса норм и ценностей, исчезновение однозначных указателей на то, как надо поступать. Более узкое понятие аномии ввел в 1938 г. Роберт Мерто. смотреть

фр.: anomie – отсутствие закона) нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания характеризующиеся разложением системы ц. смотреть

нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.Синоним. смотреть

(anomia) 1. Разновидность афазии, при которой больной не способен давать названия окружающим предметам, несмотря на то что понимание их роли, а также с. смотреть

состояние индивида, социальной группы или общества в целом, при котором ослаблено или приостановлено действие ценностно-нормативных Регуляторов поведен. смотреть

состояние индивида, социальной группы или общества в целом, при котором ослаблено или приостановлено действие ценностно-нормативных Регуляторов поведен. смотреть

нарушения в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, низкая эффективность социальных и прежде всего пр. смотреть

от франц. anomie — буквально «отсутствие закона», «беззаконие», «безнормность») — такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о. смотреть

Ударение в слове: аном`ияУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: аном`ия

состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом всего общества, его с. смотреть

социально-психологическая ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит. смотреть

— (от греч. a — отрицательная частица и nomos — закон), буквально беззаконность, безнормность — кризисное состояние, характеризующееся глубокими наруше. смотреть

совокупность видов нарушений в нормативной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воздействии на индивид. смотреть

нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей; выражается в отчуждени. смотреть

аномия сущ., кол-во синонимов: 5 • афазия (6) • беззаконие (20) • безнормность (1) • разложение (47) • распад (28) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Т. смотреть

отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественн. смотреть

Аномия (греч. a — отрицательная частица, nomos — закон) — понятие, введенное Э. Дюркгеймом — для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийст. смотреть

аноми́я, аноми́иСинонимы: беззаконие, разложение, распад

anomie, anomia, anomy) — падение нравов; крах традиционных устоев; состояние отчуждения (человека или группы лиц), вызванное аномией; распад личности, . смотреть

аном’ия, -иСинонимы: беззаконие, разложение, распад

Впервые понятие введено в социологию Дюркгеймом. Это ситуация, при которой социальные нормы более не определяют поведение индивида.

— падение престижа права, его низкая степень воздействия на поведение человека при дестабилизации социальных процессов в обществе.

кризис ценностей и норм, связанный с распространением отношений отчуждения, одиночества и бессмысленности существования.

состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют социальный порядок.

во времена возникновения полисов в Древней Греции — «беззаконие», во времена возникновения СНГ — просто «беспредел».

– термин Дюркгейма, обозначающий условия, при которых общество мало печется о моральном облике индивидов.

состояние общества или его части, при котором, не выполняются существующие правовые и нравственные нормы.

нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм.

Мая Мао Мания Ном Оман Оним Ман Ион Аон Амон Амия Амин Яна Аним Аномия Аня Имя Иня Ямина Мио Мина

Начальная форма — Аномия, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

(неспособность называть видимые предметы) anomie

Аномия — Anomie

В социологии , аномия ( / æ п ə ˌ м я / ) представляет собой социальное условие , определенное с помощью выкорчевывания или выхода из строя каких — либо моральных ценностей, стандартов или рекомендаций для лиц , чтобы следовать. Аномия может развиться из конфликта систем убеждений и вызывать разрыв социальных связей между человеком и сообществом (как экономической, так и первичной социализации ). Например, отчуждение в человеке, которое может перерасти в дисфункциональную неспособность интегрироваться в нормативные ситуации своего социального мира, например, найти работу, добиться успеха в отношениях и т. Д.

Считается, что этот термин, обычно означающий отсутствие норм , был популяризирован французским социологом Эмилем Дюркгеймом в его влиятельной книге « Самоубийство» (1897). Однако Дюркгейм впервые ввел понятие аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе» . Дюркгейм никогда не использовал термин « безнормальность» ; скорее, он описал аномию как «помешательство» и «ненасытную волю». Дюркгейм использовал термин « болезнь бесконечности», потому что безграничное желание никогда не может быть выполнено; он становится только более интенсивным.

Для Дюркгейма аномия возникает в более общем плане из-за несоответствия между личными или групповыми стандартами и более широкими социальными стандартами; или из-за отсутствия социальной этики , которая приводит к моральному дерегулированию и отсутствию законных устремлений . Это подпитываемое состояние:

Большинство социологов связывают этот термин с Дюркгеймом, который использовал эту концепцию, чтобы говорить о способах, которыми действия человека совпадают или интегрируются с системой социальных норм и практик… аномия — это несоответствие, а не просто отсутствие норм. Таким образом, общество со слишком большой ригидностью и ограниченным индивидуальным усмотрением может также породить своего рода аномию .

Содержание

В 1893 году Дюркгейм ввел понятие аномии, чтобы описать несоответствие коллективного труда гильдии развивающимся потребностям общества, когда гильдия была однородной по своему составу. Он приравнял однородные (избыточные) навыки к механической солидарности , инерция которой препятствовала адаптации. Он противопоставил это с саморегулируемым поведением в виде разделения труда , основанное на различиях в округе, приравнивается к органической солидарности , чье отсутствие инерции сделал его чувствительным к необходимым изменениям.

Дюркгейм заметил, что конфликт между развитым органическим разделением труда и однородным механическим типом был таков, что одно не могло существовать в присутствии другого. Когда солидарность органична, аномия невозможна, поскольку чувствительность к взаимным потребностям способствует эволюции разделения труда:

Читать еще:  Шизоидное расстройство личности: как проявляется и лечится

Производители, находящиеся рядом с потребителями, могут легко рассчитать степень удовлетворения своих потребностей. Равновесие устанавливается без проблем, и производство регулируется само.

Дюркгейм противопоставил состояние аномии как результат нарушения работы органической солидарности после перехода к механической солидарности:

Но наоборот, если вставляется какая-то непрозрачная среда… отношения [встречаются] редко, недостаточно повторяются . слишком прерывистые. Контакта больше недостаточно. Производитель больше не может охватить рынок ни взглядом, ни даже мыслями. Он больше не видит его границ, поскольку они, так сказать, безграничны. Соответственно, производство становится необузданным и нерегулируемым.

Дюркгейм использовал аномию в отношении феномена индустриализации — массовой регламентации, которая не могла адаптироваться из-за своей собственной инерции. В частности, его сопротивление изменениям вызывает разрушительные циклы коллективного поведения (например, экономики) из-за необходимости длительного накопления достаточной силы или импульса для преодоления инерции.

Позже, в 1897 году, в своих исследованиях самоубийств Дюркгейм связал аномию с влиянием отсутствия норм или слишком жестких норм. Однако такая ненормированность или жесткость нормы была симптомом аномии, вызванной отсутствием дифференцированной адаптации, которая позволила бы нормам естественным образом развиваться благодаря саморегулированию , либо для разработки норм там, где их не было, либо для изменения норм, которые стали жесткими и устаревший.

В 1938 году Роберт К. Мертон связал аномию с девиантностью , утверждая, что разрыв между культурой и структурой имеет дисфункциональные последствия, приводя к девиантности в обществе. Он описал 5 типов девиации с точки зрения принятия или неприятия социальных целей и институциональных средств их достижения.

Этимология

Термин « аномия » — « переосмысление французского написания аномии » — происходит от греческого : anomía ( ἀνομ’α , «беззаконие»), а именно префикс привативной альфы ( a- , «без») и nomos ( νόμος , «закон»). . Греки различия между номосом и Arche ( ἀρχή , «начиная правило, аксиому, принцип»). Например, монарх является единоличным правителем, но он все равно может подчиняться действующим законам, то есть номосу , а не освобождаться от них . В оригинальной городской государственной демократии , то правило большинства является одним из аспектов Arche , потому что это было на основе правил, обычная система, которая может или не может принимать законы, т.е. номос . Таким образом, первоначальное значение аномии определяло что-либо или кого-либо против или вне закона, или условие, при котором действующие законы не применялись, что приводило к состоянию незаконности или беззакония.

Современное английское понимание слова « аномия» допускает большую гибкость в слове « норма », и некоторые использовали идею отсутствия норм, чтобы отразить ситуацию, аналогичную идее анархии . Однако, как используется Эмиля Дюркгейма и более поздних теоретиков, аномия является реакцией против или отступление от нормативных социального контроля в обществе , и это совершенно отдельное понятие от анархии, которая состоит в отсутствии роли правителей и представил.

Социальное расстройство

Французский социолог- пионер XIX века Эмиль Дюркгейм позаимствовал термин аномия у французского философа Жана-Мари Гийо . Дюркгейм использовал его в своей влиятельной книге « Самоубийство» (1897), чтобы обрисовать социальные (а не индивидуальные) причины самоубийства , характеризующиеся быстрым изменением стандартов или ценностей общества (часто ошибочно называемым отсутствием норм ) и связанными с ними чувство отчужденности и бесцельности. Он считал, что аномия является обычным явлением, когда окружающее общество претерпело значительные изменения в своем экономическом состоянии, будь то в лучшую или худшую сторону, и, в более общем плане, когда существует значительное несоответствие между идеологическими теориями и общепринятыми ценностями и тем, что было фактически достижимо в мире. повседневная жизнь. Это противоречило предыдущим теориям о самоубийстве, которые в целом утверждали, что самоубийство было вызвано негативными событиями в жизни человека и последующей депрессией .

По мнению Дюркгейма, традиционные религии часто служили основой для общих ценностей, которых не хватает индивидууму. Кроме того, он утверждал, что разделение труда , преобладавшее в экономической жизни со времен промышленной революции, побуждает людей преследовать эгоистические цели, а не искать блага более широкого сообщества. Роберт Кинг Мертон также принял идею аномии при разработке теории напряжения , определяя ее как несоответствие между общими социальными целями и законными средствами их достижения. Другими словами, человек, страдающий от аномии, будет стремиться достичь общих целей конкретного общества, но не сможет достичь этих целей законным путем из-за структурных ограничений в обществе. В результате человек будет демонстрировать девиантное поведение . Фридрих Хайек особенно употребляет слово аномия в этом значении.

Согласно одному академическому опросу, психометрическое тестирование подтвердило связь между аномией и академической нечестностью среди студентов университетов, предполагая, что университетам необходимо внедрять этические кодексы среди студентов, чтобы обуздать ее. В другом исследовании аномия рассматривалась как «фактор толчка» в туризме.

Как более старый вариант, Словарь Вебстера 1913 года сообщает об использовании слова « аномия», означающего «пренебрежение или нарушение закона». Однако аномию как социальное расстройство не следует путать с анархией : сторонники анархизма утверждают, что анархия не обязательно ведет к аномии и что иерархическое командование фактически увеличивает беззаконие. Некоторые анархо-примитивисты утверждают, что сложные общества, особенно индустриальные и постиндустриальные общества, напрямую вызывают такие условия, как аномия, лишая индивидуума самоопределения и относительно небольшой контрольной группы, с которой можно общаться, например, группы, клана или племени. .

Фреда Адлер придумал синномию как противоположность аномии. Используя концепцию социальной солидарности и коллективного сознания Эмиля Дюркгейма , Адлер определил синномию как «соответствие норм до точки гармоничного приспособления».

Адлер описал общества в состоянии синномии как «характеризующиеся соответствием нормам, сплоченностью, неизменным социальным контролем и интеграцией норм». Социальные институты, такие как семья, религия и сообщества, в значительной степени служат источниками норм и социального контроля для поддержания синномического общества .

В культуре

В экзистенциалистском романе Альбера Камю « Незнакомец» Мерсо — скучающий и отчужденный главный герой — пытается построить индивидуальную систему ценностей, отвечая на исчезновение старого. Он существует в основном в состоянии аномии, что видно из апатии, проявляющейся в первых строках: « Aujourd’hui, maman est morte. Ou peut-être hier, je ne sais pas » («Сегодня умерла мама. Или, может быть, вчера, Я не знаю»).

Федор Достоевский выражает аналогичную озабоченность аномией в своем романе «Братья Карамазовы» . Великий инквизитор отмечает, что в отсутствие Бога и бессмертной жизни все было бы законным. Другими словами, любое действие становится мыслимым, что нет морального компаса, что ведет к апатии и отстраненности.

Что такое аномия

Аномия (от греч. νόμος (nómos) — закон, ἄ — отрицательная частица) — это положение, при котором в обществе отсутствуют нормы и правила, а члены общества не уважают социальные предписания, которые это общество регулируют, и не подчиняются им.

Аномическое общество считается анархическим. Потому что люди не хотят выполнять социальные и моральные установки, которые были внедрены обществом.

В теологии (богословии) аномия проявляется в неподчинении религиозным догматам, божьим законам.

Термин аномия может применяться и в других сферах жизни, например в медицине. Так называется патологическая неспособность человека назвать предмет, хотя человек понимает, что это за предмет и для чего он нужен.

Читайте подробнее про Анархизм.

Социальная аномия

Наука социология также изучает аномию.

Одним из основных представителей теории о социальной аномии был социолог и философ, француз Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он рассуждал о явлении в своих работах «Самоубийство» (1897 г.) и «О разделении общественного труда» (1893 г.).

Согласно Дюркгейму социальная аномия появляется тогда, когда в обществе отсутствуют социальные и моральные нормы, которые служат кодексом поведения для людей.

Такой «разлом» в обществе и сбой в социальных правилах стали более отчётливыми с развитием общества. Его модернизация стала причиной больших изменений в образе жизни людей и мышлении.

Потеря веры (например, утрата власти католической церковью в Средние века) и культурных традиций (в результате глобализации и появления мегаполисов) — лишь один из немногих примеров таких социальных преобразований.

Дюркгейм утверждал, что социальная аномия будет активной только в период социальных изменений, когда одни правила отменяются, а другие ещё не приняты. Чувство недовольства, неуверенности и разочарования возникает у людей, которые стремятся найти солидарность среди других членов общества и не находят её. Под солидарностью понимается сочувствие и единый образ мышления.

По мнению Дюркгейма, ослабление связей между людьми в обществе и снижение удовлетворённости жизнью могут приводить к таким печальным последствиям, как самоубийство.

Аномическое самоубийство, как объяснил французский социолог, происходит, когда человек чувствует неуверенность своего общественного положения. Когда он считает, что правила, которые устанавливают такие понятия, как «хорошо» и «плохо» и отграничивают правду от лжи, не способны его защитить.

Читайте также про Социологию.

Аномия и экзистенциализм

Чувство оторванности от общества нередко приводит к экзистенциальному кризису. То есть состоянию, когда человек пытается понять смысл и ценность своей жизни.

Человек занимается поисками своего «Я», хочет обрести полную свободу от внешнего окружения и свободу выбора. В этом экзистенциальное состояние похоже на аномию: оба состояния отвергают навязанные установки и правила.

Узнайте про цели и историю Экзистенциализма.

Аномия и гетеромия

По мнению некоторых социологов, гетерономия нужна, чтобы избежать социальной аномии.

Ведь гетерономия — это состояние, при котором человек неукоснительно выполняет моральные и религиозные правила и традиции.

То есть человек беспрекословно принимает и подчиняется внешним правилам, не ставя их под сомнение.

Противоположностью гетерономии является автономия.

Это состояние, при котором человек независимо выбирает правила, которые будут влиять на его поведение.

Человек в этом случае менее пассивно воспринимает внешние требования и предписания. У него есть больше свободы самостоятельно формулировать инструкции и правила.

То есть человек не только самостоятельно делает выбор, но и подвергает сомнению навязанные регламенты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector