Необихевиоризм: что это, концепция толмена, скиннера и халла

Необихевиоризм: что это, концепция толмена, скиннера и халла

НЕОБИХЕВИОРИЗМ (Э. ТОЛМЕН, К. ХАЛЛ, Б. СКИННЕР)

Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл)

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен(1886 – 1959). В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальное наблюдение над поведением животных не способствует уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул–реакция». Поведение, по Э. Толмену, – это молярный феномен («ситуация–поведение»), то есть целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью (выбор средств, ведущих к цели более коротким путем).

В экспериментах на латентное научение им было сформулировано понятие «когнитивной карты» – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл
(1884 – 1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей И.П. Павлова, Э. Торндайка, Дж. Уотсона. Как и теория Дж. Уотсона, теория К. Халла не учитывает фактора сознания, но, в отличие от Дж. Уотсона, вместо схемы «стимул – реакция» К. Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Р. Вудвортсом: «стимул–организм–реакция», где организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Ему принадлежит тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени предъявления. Опыт математического подхода к описанию поведения в системе К. Халла повлиял на последующую разработку психологических теорий научения (Н.Е. Миллер, Дж. Доллард).

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера(1904 – 1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Б. Скиннер формулирует положение о 3-х видах поведения:

Последнее – оперантное поведение – и составляет специфику учения Б. Скиннера, согласно которому условнорефлекторные типы поведения, вызываемые стимулами (S), называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействия животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который, в силу этого, закрепляется. Реакции, которые не вызываются стимулами, а предупреждают его, Б. Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R (буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепления» (reinforcement). Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении.

На основе анализа поведения Б. Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного поведения на нужную реакцию».

Данные полученные при изучении поведения животных, Б. Скиннер переносит на человеческое поведение. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями, учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются ТСО. Недостатком данного подхода является отсутствие организации внутренней познавательной деятельности, при которой обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Разрешению социальных проблем служит созданная Б. Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимается во внимание, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Им выступает контроль режима подкрепления (аверсивные стимулы), позволяющий манипулировать людьми.

Сущность необихевиоризма (К. Халл, Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер)

41. Направления необихевиоризма. Радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера. Теория А.Бандуры и бихевиоризм.

Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, Скиннер).

Философские предпосылки:

1) прагматизм Дьюи

Необихевиоризм развивается в 30-60 е гг.XX века. Основными положениями необихевиоризма являются:

1. предмет психологии– процесс научения

2. большинство видов поведения подчиняется законам условных рефлексов

3. психология должна принять принципы операционализма. Операционализм – это общий подход, целью которого является выработка научной терминологии для освобождения от проблем, которые не являются фактически наблюдаемыми и физически воспроизводимыми.

Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Подход Эдварда Толмена называется целенаправленным бихевиоризмом, т.к Толмен любил говаривать, что «поведение пахнет целью» (цит. по книге Шульца), любое поведение всегда направлено на цель.

Толмэн ввел понятие молярного поведения,критериями которого являются:

направленность на цель,

специфическая картина объектов (то есть когнитивные карты),

селективность по отношению к средствам.

Промежуточные переменные опосредуют поведение, поэтому оно имеет полидетерминированный характер.

Среди переменных, которые детерминируют поведение независимые переменные (стимулы и исходное физиологическое состояние организма),

внутренние переменные — система потребностей, система ценностных мотивов,

бихевиоральное поле – ситуацию, в которой совершается деятельность, прежний опыт.

Для обозначения ненаблюдаемых факторов, внутренних процессов, которые связывают стимульную ситуацию с наблюдаемой реакцией ввел понятие промежуточных переменных.

Толмену принадлежит когнитивная теория научения: повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Это свидетельствует о том, что организм познает окружающий мир, в ходе многократного выполнения действия создаются гештальт – знаки. На основе гештальт знаков (признаков, ассоциирующихся с некоторой точкой выбора) создаются когнитивные карты – сети гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Таким образом, Толмен расширил представления Уотсона о том, что поведение является целостным актом, а также расширил круг независимых переменных, детерминирующих поведение, введением промежуточных переменных.

Кларк Халл (его теория называется теорией снижения потребностей) расширил схему поведения: ST — O — R (где О – состояние организма). Объективация промежуточных переменных возможна за счет связи с объективным раздражителем (например, о величине голода можно судить по количеству съеденной пищи и скорости ее поглощения). Ввел понятие «градиента цели» для обозначения феноменов ускорения продвижения к цели. Человеческое поведение рассматривал как автоматическое и свел его к языку физики. «Меня не раз поражало, что человеческий организм является самой удивительной машиной – и все же машиной». В книге «Принципы психологии» излагает математическое обоснование психологии. По Халу существует 4 полезных метода науки: простое наблюдение, систематическое контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод.

Автором гипотетико-дедуктивного метода является К.Халл – это метод установления постулатов, на основании которого дедуктивным путем выводится заключение, которое затем подвергается экспериментальной проверке.

Потребности Халл рассматривал как отклонения организма от оптимальных биологических условий. Побуждение проявляет себя через стимулы, которые инициируют поведение. Сила побуждения может быть измерена через интенсивность реакции организма. Побуждение неспецифично, оно не направляет поведение, но дает ему энергию. Целенаправленность определяется стимулами окружающей среды. Халл выделил 2 вида побуждений: первичные (непосредственно связаны с выживанием) и вторичные (образуются в результате научения).

Теория научения Хала сосредоточена на принципе подкрепления,что является существенным для закона Торндайка. Закон Хала о первичном подкреплении – когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением интенсивности потребности, то это приводит к увеличению вероятности того, что при последующем возникновении того же стимула будет возникать та же реакция. Вторичное подкрепление состоит в том, что любой стимул, который последовательно ассоциируется с подкрепляющей ситуацией, приобретает способность вызывать обусловленное сдерживание, таким образом, снижая интенсивность стимула и самостоятельно производя результирующее подкрепление.

Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен)

45. Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен).

Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в «промежутке межу ними». Эти факторы он и назвал «промежуточными переменными». Т. о., схема Уотсона «стимул – реакция» была переделана в «стимул — внутренняя (промежуточная) переменная – реакция». Среднее звено (промежуточные переменные) есть не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Толмен доказывал, что внутренние процессы (которые открыты только для самопознания) можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических явлений.

Рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной, молярной организации.

Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена означает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем. Он назвал это «когнитивными картами». Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте, узнает, «что ведет к чему».

Организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.

Исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения когнитивных карт. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым), оно имеет место когда подкрепление отсутствует, тем не менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма.

Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. «Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» — вот термины, при помощи которых он описывает реакцию организма на окружающую среду. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».

Читать еще:  Ангедония: что это такое, симптомы и лечение заболевания

Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении, и тогда реакция закрепляется, а организм чему – то научается. Т. о. его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.

Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей.

46. «Теория деятельности» А. Н. Леонтьева.

С его именем связано развитие теории деятельности. По Леонтьеву: внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Главные вопросы: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней – психической деятельности.

Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» — один из важнейших в теории деятельности.

Исходя из представлений о психике, как особой форме отражения, Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим уровнями отражения в переходе от раздражимости к чувствительности.

Раздражимость он рассматривает, как свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью.

Чувствительность определяется, как свойство реагировать на воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии, что способствует более эффективной адаптации.

Именно наличие чувствительности является критерием психического, по Леонтьеву. На уровне чувствительности оказывается возможным говорить о поведении как особой форме активности. Чувствительность, в простейшей форме, связана с ощущениями, т. е. субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений, объективного мира.

Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву:

1.Элементарная сенсорная психика.

2.Перцептивная психика, на которой возникает восприятие как отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»).

Новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта сознания – возможность объективного отражения. Возникновение сознания обусловлен возникновением особой формы деятельности – коллективного труда, который предполагает разделение функций. В терминах Леонтьев цель отделяет от мотива, в результате чего выделяется действие, как особая единица деятельности. Чтобы осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем контексте, т. е., осмыслить его.

Деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. Рассмотрим ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида, потребность «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности). В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на предмете, который может ее удовлетворить.

С момента «встречи» активность становится направленной, она опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Именно теперь возможно говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом.

Мотив – то, ради чего совершается деятельность.

Деятельность – это совокупность действий, которые называются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, т. е. условиями. Это способы (неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили, как совокупность действий, вызываемых мотивом. Действие может быть рассмотрено, как совокупность операций, подчиненных цели.

Самый низкий уровень – психофизиологические функции, «обеспечивающие» психические процессы.

Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность», та, с которой, на данном этапе развития, связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию.

Основным механизмом выступает «сдвиг мотива на цель» — превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив.

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности – в первую очередь в связи со становлением мотивационной сферы человека. По словам Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, т. е. возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно социальным мотивам.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.

Выдвинул идею поэтапного формирования умственных действий.

40. «Культурно – историческая теория» Л. С. Выготского.

Одна из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20 – 30 – е гг. 20 в., стала культурно — историческая теория, разработанная Львом Семеновичем Выготским. В своих теоретических построениях опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему, как к философскому учению, открывшему новые методы видения человека в мире, и принял его как основу для развития. Он стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования.

Различает два уровня психического:

1.Натуральные функции, которые даны человеку, как природному существу. Это механическое запоминание, непроизвольное внимание (например, поворот головы к источнику громкого звука).

2.Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание – примеры высших психических функций. Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Для высших психических функций принципиально наличие внутреннего средства.

Основной путь возникновения высших психических функций – интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших. Т. о., есть социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул. Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии.

Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально — мотивационные компоненты).

Важным моментом в концепции Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Необихевиоризм: концепция Эдварда Толмена

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул-реакция».

Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ведет к чему». Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Читать еще:  Маскированная депрессия: что это, ее симптомы и лечение

Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).

Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.

На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.

Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.

Таким образом, формула S R должна читаться как S O R. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.

Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.

Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного существа (будь то животное или человек). И тем не менее голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Кроме того, его можно увязать с объективной реакцией или с переменной поведения, — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, данный фактор становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.

В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной».

Полученные в опытах результаты заставили Толмена отказаться и от принципиального для всей поведенческой доктрины закона эффекта, открытого Торндайком. По его мнению, подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект.

Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Такие создаваемые научением связи Толмен назвал гештальт-знаками.

Историки науки высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Джон Уотсон страдал специфическим расстройством — ан-идеизмом, то есть был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально.

Толмену в творческом воображении не откажешь, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах. Что же такого он увидел в своих экспериментах, что заставило его выйти за рамки представлений Уотсона?

Вот крыса бегает по лабиринту, беспорядочно пробуя то удачные (можно двигаться дальше), то неудачные (тупик) ходы. Наконец она находит еду. При последующих прохождениях лабиринта поиск пищи придает поведению крысы целенаправленность.

С каждым разветвлением ходов связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к «пониманию» того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с развилкой, наводят или не наводят на то место, где находится вожделенная пища.

Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то гештальт-знак (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой.

Эта схема представляет собой то, что выучило животное, а не просто набор некоторых моторных навыков. В известном смысле, крыса приобретает всеобъемлющее знание своего лабиринта, в иных условиях — иной окружающей ее среды. В ее мозге вырабатывается нечто вроде полевой карты, позволяющей перемещаться в нужном направлении, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.

В классическом эксперименте, описанном во многих учебниках, представления Толмена нашли наглядное и убедительное подтверждение. Лабиринт, использованный в этом опыте, был крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу в одном и том же месте, даже если для того, чтобы до нее добраться, им при разных точках входа в лабиринт приходилось иногда поворачивать не направо, а налево. Моторные реакции при этом, понятно, отличались, но когнитивная карта оставалась прежней.

Крысы второй группы были поставлены в такие условия, что им каждый раз нужно было повторять одни и те же движения, но пища при этом всякий раз находилась на новом месте.

Например, начиная путь с одного конца лабиринта, крыса находила пищу, только повернув на определенной развилке направо; если же крысу запускали с противоположной стороны, то для того, чтобы добраться до пищи, ей все равно нужно было повернуть направо.

Эксперимент показал, что крысы первой группы — те, кто «изучали» и «усваивали» общую схему ситуации, ориентировались гораздо лучше, чем крысы второй группы, которые воспроизводили заученные реакции.

Толмен предположил, что у человека имеет место нечто похожее. Человек, которому удалось хорошо сориентироваться в какой-то местности, легко может пройти из одной точки в другую разными маршрутами, в том числе и незнакомыми.

Другой эксперимент исследовал латентное научение, то есть такое, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.

Голодную крысу помещали в лабиринт и давали ей возможность свободно бродить по нему. Некоторое время никакой пищи крыса не получала, то есть подкрепления не происходило. Толмена интересовало, имеет ли место какое-либо научение в такой неподкрепляемой ситуации.

Наконец, после нескольких неподкрепленных проб крысе давали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения лабиринта резко возрастала, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигали того же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.

Было бы неправильно воспринимать Толмена как «крысиного наставника», далекого от человеческих проблем. Его статья с показательным названием «Когнитивные карты у крыс и у человека» (доступная и в переводе на русский язык) стала не только собранием доказательств против схемы S ® R, но и страстным призывом уменьшить уровень царящих в обществе фрустрации, ненависти и нетерпимости, порожденных узкими когнитивными картами.

Ввиду того что этот классический текст рискует так и остаться за пределами круга интересов наших психологов, позволим себе обширную и, кажется, очень важную цитату. Отметив, какой деструктивный характер зачастую носит человеческое поведение, Толмен заканчивает свою статью такими словами:

«Что мы можем сделать с этим? Мой ответ состоит в том, чтобы проповедовать силы разума, то есть широкие когнитивные карты. Учителя могут сделать детей разумными (то есть образовать у них широкие карты), если они позаботятся о том, чтобы ни один ребенок не был избыточно мотивирован или слишком раздражен. Тогда дети смогут научиться смотреть вокруг, научатся видеть, что часто существуют обходные и более осторожные пути к нашим целям, научатся понимать, что все люди взаимно связаны друг с другом.

Давайте постараемся не становиться сверхэмоциональными, не быть избыточно мотивированными в такой степени, чтобы у нас могли сложиться только узкие карты. Каждый из нас должен ставить себя в достаточно комфортные условия, чтобы быть в состоянии развивать широкие карты, быть способным научиться жить в соответствии с принципом реальности, а не в соответствии со слишком узким и непосредственным принципом удовольствия.

Мы должны подвергать себя и своих детей (подобно тому, как это делает экспериментатор со своими крысами) влиянию оптимальных условий при умеренной мотивации, оберегать от фрустрации, когда «бросаем» их и самих себя в тот огромный лабиринт, который есть наш человеческий мир.

Я не могу предсказать, будем ли мы способны сделать это или будет ли нам предоставлена возможность делать именно так; но я могу сказать, что лишь в той мере, в какой мы справимся с этими требованиями к организации жизни людей, мы научим их адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач».

Необихевиоризм: что это такое, теория Б.Скиннера, Халла и Э. Толмена

Необихевиоризм – американская психологическая школа, берущая свое начало в 30-х годах 20-го века. Это направление возникает в психологии как ответ на несостоятельность классического бихевиоризма, который оказался бесполезен в плане полноценного объяснения поведения людей.

Обращаем внимание

Существенное отличие «нового» бихевиоризма по сравнению с классической школой – это введение в схему S (независимый внешний стимул) àR (зависимая реакция) третьей переменной, которая не полается прямому изучению. Модель классического поведенческого подхода раскладывала поведение на множество таких парных цепочек, где связи между стимулом и реакцией возникают путем подкрепления.

В новом направлении вводится понятие промежуточных переменных (V), которые опосредуют стимул и влияют на формирование связей между стимулом и реакцией. Таким образом, третья переменная способна:

  • усиливать связь;
  • замедлять ее формирование;
  • вообще препятствовать ее возникновению.

Теория Б.Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер развивал идею, которая позже получила такое название как оперантный бихевиоризм.

Путем эксперимента Скиннер выделяет три вида поведения:

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

И именно оперантное поведение становится центральным понятием в концепции Скиннера.

Первые два типа поведения, как предполагает и классический бихевиоризм, являются ответной реакцией на стимуляцию извне и называются отвечающим поведением. В этом поведении прослеживается некоторая пассивность субъекта.

Читать еще:  Ремерон: инструкция по применению, отзывы, аналоги и цена

Но эти типы (1 и 2) поведения не способствуют адаптации к среде, которая основывается на активности субъекта – тестирования тех или иных форм поведения.

Некоторые пробы приводят к нужному результату, что становится причиной закрепления такой формы поведения. Подобные тест-реакции запускаются самим субъектом деятельности, а не внешним стимулом, а при их реальной полезности – подкрепляются и фиксируются в опыте.

Именно их Скиннер называет оперантными – это реакции R-типа.

Поведение по оперантному типу предполагает активность организма. Именно эти реакции являются основой для адаптации организма к внешним условиям, а более того – они есть форма произвольного поведения. Игра на музыкальном инструменте, обучение счету и письму – вот примеры оперантных действий, которые контролируются не стимулом, а последствиями. И если эти последствия носят благоприятный характер, то вероятность повторения этого действия возрастает.

Анализируя поведение, автор приходит к выводу, что подкрепление – важнейшее средство для формирования поведения.

Скиннером выделяются четыре типа подкрепления:

  1. Подкрепление с постоянным соотношением. Здесь сила положительного подкрепления напрямую зависит от количества правильных (полезных) действий. Как пример – оплата труда за единицу произведенной продукции.
  2. Подкрепление с вариативным соотношением. При таком типе подкрепления не всегда возможно предугадать, будет ли положительное подкрепление. Как пример – игровые автоматы, где выигрыш не предсказуем, но вероятен. Такой тип подкрепления сильно влияет на поведение человека.
  3. Подкрепление с постоянным интервалом. Каждое новое подкрепление следует за предыдущем после строго определенного промежутка времени. Пример – ежемесячная оплата труда, сессия. При этом эффективность и скорость реакций падает после каждого нового подкрепления.
  4. Подкрепление с вариативным интервалом. Здесь подкрепление дается случайным образом, через разные интервалы. Непредсказуемость подкрепления делает человека более эффективным.

Ученый выделяет два типа подкреплений:

  • первичные – физиологические (сон, пища, секс и т.п.);
  • вторичные – условные (деньги, привязанности, внимание и т.п.).

Вторичные подкрепления обобщаются и сливаются с первичными: например, деньги могут служить инструментом для удовлетворения различных потребностей.

Самым «обобщенным» подкреплением Скиннер считал социальное одобрение – именно ради него мы стремимся соблюдать социальные нормы, формируем привлекательный внешний вид и т.п. И наконец, автор выделяет два типа подкреплений и наказаний:

Необихевиоризм Скиннера выступал против использования аверсивных методов с целью контроля над поведением. Автор утверждал, что подобное «научение» приводит к формированию социально нежелательных эффектов, а также не дает особого результата: неправильное поведение проявится снова, как только исчезнет угроза наказания.

Теория научения Халла

Согласно взглядам этого автора научение организма происходит за счет уменьшения потребности, которое следует за подкреплением. По Халлу каждое подкрепление – это частичное удовлетворение потребности.

Новые модели поведения закрепляются в том случае, если после определенного набора реакций (действий) какая-либо потребность уменьшается. На основе такой связи формируются так называемые привычки. С каждым новым подкреплением привычки становятся сильнее и связи между поведением и подкреплением усиливаются, что является основной научения в рамках этой концепции.

Согласно Халлу, отсутствие привычек и потребностей человек не будет предпринимать никаких действий, ведь без потребности нет мотивации к действию, а без привычки – схемы действия.

Оба этих фактора (привычка, мотивация) получили название «психических конструктов», поскольку их невозможно наблюдать и измерять непосредственно и именно они занимают промежуточное место в схеме стимул-реакция.

Теория когнитивного бихевиоризма Толмена

Эдвард Толмен первый предположил, что научение строится не только на связи стимула и реакции. Автор предложил концепцию когнитивного бихевиоризма, в которой центральное место заняло понятие «знака-гештальта». Этот знак – когнитивное представление, лежащее между стимулом и реакцией. Поскольку эта связь носит исключительно пассивно-механический характер, Толмен утверждал, что научение происходит через познание, а познание – это активный и опосредующий процесс между стимулом и реакцией. Таким образом, по Толмену схема принимает вид: стимуàпознание (знак-гештальт) àреакция.

Знак-гештальт есть не что иное, как «когнитивная карта» — представляемый образ чего-либо. В знак-гештальт включаются и ожидания человека, а также другие промежуточные переменные, связанные с процессом познания. Эксперименты Толмена с крысами показали, что не обязательно формировать у грызунов условный рефлекс, чтобы те могли найти путь к пище в лабиринте. Крысы двигались прямиком к еде, поскольку они знали («когнитивная карта»), где находится цель и как ее можно найти. Животные всегда двигались к одной и той же цели, независимо от предыдущего опыта и изученных путей. Цель служила мотивом и подкреплением к действию и именно поэтому теория Толмена носит название «целевй бихевиоризм».

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог

Необихевиоризм и его представители

Развитие бихевиоризма имело своё продолжение. Необихевиоризм и его представители, такие как Фредерик Скиннер и Альберт Бандура, дополнили основную формулу «Стимул – Реакция» промежуточными элементами.

Беррес Фредерик Скиннер (1904–1990) – американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Гарвардского университета. Автор теории оперантного обусловливания. Один из основоположников введения специальных машин для оценки ответов учащихся в процессе их обучения и тестирования. В 1990 году был занесён в почетный список учёных Американской ассоциации психологов за достижения и выдающийся вклад в развитие науки.

«Чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью» (2).
Не придавая существенного значения внутренним переживаниям и процессам мышления, он делал упор на методику формирования условных рефлексов. Подходил к вопросам достижения необходимых навыков с позиции выработки нужных реакций путём их подкрепления либо, наоборот, ослабления.

Метод оперантного обусловливания заключается в том, что процесс формирования новых рефлексов происходит за счёт подкрепления у индивида новых нужных реакций, которые образуются у него как случайным образом, возникающие спонтанно, так и за счёт методичного воздействия на него со стороны внешней среды. Вместо термина условный рефлекс представители необихевиоризма употребляли термин обусловленный, а вместо безусловного – необусловленный.
Сам Скиннер сформулировал метод следующим образом: «Поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» (1).

Теория обусловливания вывела классические эксперименты Ивана Петровича Павлова на уровень социального общества. Оперантное закрепление, помимо условий, связанных с действием безусловных рефлексов в процессе образования новых связей, подразумевает активное использование различных социально-психологических приёмов.

Альберт Бандура – канадский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Стэнфордского университета. Широко известен своими работами по детской и подростковой агрессии, особенно экспериментами с куклой Бобо.
В эксперименте с куклой Бобо обученный актер в присутствии детей в течение 10 минут издевался над Бобо (надувная игрушка высотой около метра). Он бил её руками и ногами, молотком, обзывал и бросал её. В одном из вариантов этого опыта находившийся при этом взрослый «воспитатель» прилюдно одобрял действия актёра. Впоследствии дети вели себя по отношению к Бобо агрессивно: обзывали её, толкали, били.
Дети принимали предложенную им модель действий со стороны авторитетных для них взрослых людей, подражали и воспроизводили её.

Альберт Бандура полагал, что не все формы поведения можно объяснить в терминах оперантного обусловливания. Новый образ действий может формироваться в результате наблюдения и подражания, заимствования от других членов социума. Свою концепцию он назвал теорией социального научения.

Представители необихевиоризма: К. Халл и Э. Толмен

Яркими представителями необихевиоризма являются также Кларк Л. Халл и Эдвард Ч. Толмен. Профессор Йельского университета Кларк Леонард Халл (1884–1952) впервые попытался подойти к изучению поведения человека с позиции логико-дедуктивных правил и принципов известных в математике. Основываясь на трудах Чарлза Дарвина и экспериментах И. П. Павлова, он предложил в качестве промежуточных элементов рассматривать потребности организма и силу навыка (условного рефлекса). Результаты своих работ Кларк Халл изложил в предложенной им теории научения.

Эдвард Чейс Толмен (1886–1959), преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, в свою очередь, дополнил необихевиоризм концепцией когнитивных карт. Когнитивная карта – это образ (представление) субъекта, который сформировался у него в результате его взаимодействия с окружающим миром. Анализ развития событий при этом учитывает имеющийся субъективный опыт и сложившееся восприятие человека в плане оценки вероятности.

Во многих странах проведение опытов над людьми ограничено законодательно. Представителей необихевиоризма иногда не без основания критикуют за неэтичность некоторых опытов. Особое возмущение у некоторых представителей научного сообщества вызывает положение, при котором результаты экспериментов над подопытными животными переносятся на людей.
Общепринятого мнения на этот счёт нет. Иногда практическая целесообразность бывает более важна, чем теоретические рассуждения на эту тему. А в некоторых случаях бывает крайне важно наглядно показать опасные последствия определённой поведенческой модели (с последующим устранением полученных негативных результатов).

Как уже говорилось в предыдущей статье, методы поведенческой психотерапии наиболее эффективны для так называемого среднестатистического человека, малых и больших социальных групп.
При определённых обстоятельствах методы и приёмы теории оперантного подкрепления и социального научения являются, пожалуй, единственными, с помощью которых последователи бихевиоризма решали сложные практические задачи.

Создание новой личности.
Антон Семёнович Макаренко со своими воспитанниками.
Автор фото неизвестен. Источник: информационное агентство «Красная Весна».

Литература:
1. Б. Ф. Скиннер. Оперантное поведение.
2. Бихевиоризм в психологии, энциклопедия для студентов.

Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector