Как успокоить ребенка при его истерике: рекомендации врача

Как успокоить ребенка при его истерике: рекомендации врача

Что делать, если у ребенка паника в кабинете врача

Ребенок боится врачей до истерики: инструкция для медиков и родителей

В первые месяцы жизни ребенок не особо разбирает своих/чужих, но с 5-7 месяцев (иногда уже с 4) начинает четко различать чужих и бояться их. Врач для ребенка — не просто чужой, он настойчивый чужой. Обычный взрослый, взяв ребенка на руки или посюсюкав с ним, если заметит, что младенец напугался и плачет — тут же возвращает его папе или маме, где тот сразу успокаивается. Но врач продолжает осмотр, несмотря на крик (когда иначе нельзя).

Мы, педиатры — не звери, мы стараемся снижать стресс до минимума, когда это возможно: носим яркие костюмчики, много улыбаемся, держим в кабинете пищалки-погремушки-фонарики для развлечения, смотрим детей на руках родителя (если это возможно), стараемся выполнять неприятные процедуры быстро и безболезненно — со многими детьми это помогает, хотя бы отчасти уменьшает стресс, громкость и продолжительность плача.

Кто такие дети-паникеры

Но есть особая группа детей — они не просто боятся чужих, у них дикая неконтролируемая паника при виде врача. Они не плачут — они орут и бьются в панической атаке. Нет, это не болезнь (обычно), это лишь временная особенность темперамента. Такие дикие истерики в кабинете врача начинаются с 7-9 месяцев и всегда проходят после 2,5-3 лет (если вдруг не проходят — это повод насторожиться на предмет аутизма и других психиатрических проблем).

Совершенно неважно, делал ли врач (этот конкретный или вообще врачи) когда-либо ребенку больно, пугал ли его — ребенок может бояться его панически «по умолчанию». А уж если ребенок полежал в стационаре, где ему вводили по 3-7 внутримышечных инъекции в сутки, забирали на 40 минут одного (без матери) в процедурную и там вводили капельницу, жестко при этом фиксируя — уровень страха к белым халатам неизбежно возрастает даже у изначально лояльных детей. (Поэтому надо госпитализировать только по строгим показаниям и делать наши стационары как можно более гуманными.)

Такие дети, назовем их «дети-паникеры», кричат так сильно, что на лице от натуживания могут лопаться капилляры, и возникает пурпура (мелкие синячки по 2 мм каждый, группами), она появляется сразу после выхода от врача, не пропадает от давления стеклом, через 2-3 дня начинает «цвести» (менять цвет на оттенки синего/желтого, постепенно бледнея) и проходит за 4-7 дней. Это не тромбоцитопеническая пурпура, не васкулит и не менингококк — это просто ребёнок «накричался».

Дети-паникеры могут кричать уже при подходе к двери кабинета врача, или при входе в поликлинику, или даже когда машина поворачивает на улицу, на которой расположена клиника. Как правило, если ребёнок так буйно реагирует на врача, он имеет и другие трудности, связанные с бурными эмоциями или чрезмерной придирчивостью — плохо ест, беспокойно спит, ненавидит одеваться на улицу, закатывает регулярные истерики по малозначительным поводам.

Так что же делать, если ваш ребенок «паникер»?

Ребенок заказывает истерики у врача. Что делать родителям?

  • Купить игрушечный набор доктора, играть дома во врача, заранее проговаривать и проигрывать с ребёнком те действия, которые делает врач (осмотр уха отоскопом, выслушивание легких, поглаживание животика и т.д.).
  • Никогда не пугать уколами, злыми врачами и дядявотсейчастебязаберет (!).
  • Брать с собой в поликлинику помощников, заходить без ребёнка, приглашать ребёнка и помощника в кабинет только после стартового разговора с врачом.
  • Давать втихаря в начале приема врачу новую игрушку — чтобы он в конце подарил ее ребенку, как бы от себя.
  • Слушаться доктора: если, например, он посадил ребёнка на весы, страхует его и велит вам отойти — отойдите (если вы будете слишком близко — он будет кидаться к вам в объятия, и измерение веса затянется).
  • Быть спокойными и доброжелательными в кабинете врача (дети чувствуют настрой родителей).

Как действовать врачу, если на приеме ребенок-паникер

  • Быть доброжелательными, улыбаться, шутить с ребенком, делать ему комплименты (но не пересластить — напористость тоже пугает детей).
  • Если это позволяет устав клиники — избегать белых халатов; лучше носить пестрые хиркостюмы или вовсе бытовую одежду.
  • Давать детям привыкнуть к себе, сперва начинать разговор, отойдя подальше, потом приближаться.
  • Разговаривать мягко, избегать восклицаний и повышения голоса.
  • Держать стетоскоп на теплой батарее, мыть/греть холодные руки в горячей воде перед осмотром.
  • Откладывать болезненные и неприятные манипуляции на вторую часть приема (дать ребенку шанс попривыкнуть к врачу и начать ему доверять), проводить их как можно быстрее и нежнее, сразу после боли/дискомфорта успокаивать, жалеть, хвалить и (в идеале) подарить что-то: наклейку, брелочек, игрушку которую родители подсунули втихаря в начале приема.
  • Использовать приемы из гайдов по снижению боли при вакцинации

Иногда (и довольно часто) никакие меры неэффективны, ни с чьей стороны. И когда врач после вводной беседы подходит для осмотра — ребенок все равно начинает кричать, истошно хвататься за блузку мамы и вырываться из рук врача.

Как вести себя родителям и врачу, если ребенок кричит

Если предотвратить крик заранее не получилось — теперь уже поздно. Теперь надо сосредоточиться, не обращать внимания на крики (или нежно монотонно причитать, разговаривать вполголоса с малышом, не пытаясь его переорать) и надежно фиксировать ребенка. Чем скорее доктор проведет осмотр/манипуляции, тем лучше; и только когда все уже закончено, жалеть и успокаивать малыша.

Нет ничего хуже, чем пытаться успокоить ребёнка в середине осмотра. Доктор провел отоскопию — «нет, дайте мы походим, успокоимся». Доктор посадил на весы, вернул матери — «еще походим, погодите». Не надо так. Это никогда не работает, только затягивает время стрессовых процедур и крика.

Совсем уж плохо — кричать на доктора, на мужа, на ребенка, самим родителям «включать истерику», грубо отталкивать руки врача, держать ребенка слабо и ненадежно, давая возможность ребёнку отбиваться, и т.д. (это увеличивает риск травмы при осмотре, удлиняет осмотр, нагнетает нездоровую атмосферу и взаимные претензии медиков и семьи друг к другу).

Истерика ребенка — неприятна, некрасива и поднимает волну негативных эмоций в родителях. Прежде всего она родителей пугает. Но она иногда неизбежна, и почти никогда не вредна ребенку. Поэтому лучшее, что мы все (медики и родственники) можем сделать — это улыбнуться, поддержать друг друга, посочувствовать ребенку и поскорее закончить неприятные процедуры.

. Еще раз повторю: даже если ребенок с 7 месяцев орал при входе в мой кабинет до осиплости, если с года его затаскивали ко мне в кабинет «за ногу», отрывая его цепкие пальцы от косяков и мебели, если он пытался меня укусить, плевался, орал до рвоты — даже в этом случае с 2,5 лет (максимум с трех), если мы с вами не делали больших коммуникативных ошибок, этот ребенок уже заходит ко мне в кабинет, садится сам ко мне на колени, присваивает мою ручку и начинает рисовать в моих бумагах. Да, при виде открытого шприца он все еще может заходиться в истерике, но в остальное время с ним уже можно договариваться и взаимодействовать вполне эффективно.

Я вам больше скажу: такие дети, если они ходят сразу к нескольким врачам, у всех истошно орут. Но один из врачей обращается с ними ласково (несмотря на крики малыша), а второй беседует строго или грубо (раздражаясь от этих криков). Такие дети запоминают ласкового врача и любят его (хотя во время осмотра сквозь вопли — по ним ни за что не догадаешься).

У меня есть много детей-паникеров, которые дома играют медицинским набором «я — доктор Сережа», заранее планируют дома поход ко мне и спокойно говорят «завтра пойду к доктору Сереже», огорчаются, если им сказали, что пойдут к доктору — но «к другому, не к Сереже», но на приеме у Сережи снова дико орут. Дети даже сквозь эту истерику видят и ценят теплое отношение медработника.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Утихомирить скандалиста. Шесть шагов, чтобы справиться с детской истерикой

Какие ошибки совершают родители, пытаюсь утихомирить капризничающего ребёнка? Как взрослые сами провоцируют детские истерики? Объясняет семейный психотерапевт.

Сидя на карантине, многие родители как никогда прежде столкнулись с проблемой детских истерик. Как с ними справляться? Рассказывает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

Часто, когда ребёнок впадает в истерику, родители чувствуют беспомощность. Одни начинают идти на попятную и выдают ребёнку желаемое, тем самым закрепляя такой способ поведения и провоцируя капризы в дельнейшем, другие наказывают или игнорируют. Однако начинать стоит всё же не с наказаний, обещаний и прочего, а с налаживания отношений с ребенком.

Что делать, если ребенок уже разошелся, кричит и не может остановиться?

Сначала попробуйте обнять ребёнка и физическим способом остановить его.

Если он совсем маленький, достаточно просто взять на руки (посадить к себе на колени), держать и не отпускать, чтобы он не бился, не катался по полу и т. д. Ребенка постарше лучше обхватить сзади за плечи, прижав его руки, чтобы это отличалось от обнимашек, но чтобы он почувствовал какое-то ограничение. В психологии это называется сдерживанием. Когда дети не могут справиться со своими эмоциями и остановиться, им важно почувствовать снаружи надежные и неопасные границы.

После этого начинайте разбираться с причинами, почему ребенок плохо себя ведет.

Если вы догадываетесь, почему он скандалит (к примеру, потому что ему запретили играть в телефоне), желательно сначала посочувствовать, пожалеть, дать поплакаться. Но после этого твёрдо сказать: «Ты расстроен, потому что я тебе не даю поиграть на компьютере, в телефоне. Понимаю, что тебе очень хочется, но больше нельзя». Если вы не понимаете, что стало причиной плохого поведения, стоит порасспрашивать ребёнка о его чувствах. Вариантов много. Например, это может быть обида на родителей. Тогда важно извиниться и восстановить отношения либо объяснить, что ребенок вас не так понял. Если ребёнок взбунтовался из-за чрезмерного контроля и опеки, попробуйте дать ему больше выбора. Например, малышу вместо требования «Ешь кашу» можно задать вопрос: «Какую кашу ты будешь сегодня есть — овсяную или манную?» У ребенка появляется ощущение, что он что-то решает.

Понятно сообщите ребёнку, что ему нужно делать.

То есть родителю не стоит говорить ребенку, чего ему не делать. Лучше сказать, что ему делать вместо этого. Когда ребенок валяется по полу, стучит ногами и кричит, попробуйте сказать: «Встань, пойди подними игрушку, которую ты бросил», «Посмотри книжку» или «Посмотри мультик спокойно».

Если ребёнок вас не слышит и продолжает кричать, спокойно подойдите, скажите, что он выбрал не послушаться вас, поэтому ему нужно идти на «перерыв».

Отведите его в другую комнату, посадите на диван (отведите в угол). Это сценарий из серии «пусть посидит, подумает над своим поведением». Через 2-3 минуты подходите и спрашивайте, готов ли он поговорить спокойно. Если не готов, пусть дальше сидит один, родитель игнорирует. Если и через 5-6 таких подходов ребенок не слушается, важно родителю «сохранить лицо», то есть хоть каким-то образом обеспечить то, чего он добивался: отвести за руку ребенка, отнести, вместе с ним убрать игрушку и т. п. Здесь важно не поощрять своим вниманием негативное поведение ребенка, не заводиться самому, последовательно выполнять одну и ту же дисциплинарную процедуру, не ругаясь, не оскорбляя ребенка и не «зверея».

Наказания почти неизбежны, но только не в виде физического воздействия.

Лучше договориться с ребенком заранее о том, как и за что его будете наказывать. Это должно быть понятно и предсказуемо для ребенка. Сначала давайте ребёнку право выбора: или он прекращает скандалить, или вы его наказываете. Лучше всего в качестве наказаний работают естественные негативные последствия плохого поведения, а также лишение удовольствий. К примеру, если ребенок скандалит, потому что хочет стащить со стола кружку с водой, разрешите ему схватить её и облиться. Конечно, если в кружке просто вода, а не горячий чай. Часто эффективно срабатывает лишение удовольствий. Например, уменьшение времени на мультики, игры в компьютере и т. д. Нельзя лишать того, что ребенку жизненно необходимо, например полезных продуктов типа фруктов, прогулок на свежем воздухе, родительского чтения перед сном или привычного ритуала засыпания.

Полезно даже говорить ребёнку: «Мне жаль, что тебя приходится наказывать». Но если наказание необходимо, нельзя сворачивать с пути. Важно также удостовериться, что наказание не оскорбляет ребёнка, не унижает его достоинство.

Если истерики случаются регулярно, нужно попытаться переломить привычный способ взаимодействия.

Сначала предупредите, что сейчас будет по-другому: вы не станете реагировать на капризы, а если они будут продолжаться, то последует наказание. При этом нужно помнить, что когда что-то меняется в способе взаимодействия, то дети первым делом будут проверять границы, настаивать на старом до последнего и ждать, когда вы «сломаетесь». Поэтому собираясь налаживать другое поведение, важно набраться терпения и быть последовательными.

Читать еще:  Конформизм: что это, почему возникает и как проявляется

Чтобы истерики случались реже, родителям стоит понаблюдать за собой. Нередко плохое поведение взрослые провоцируют сами. Каковы наиболее частые причины?

Слишком большое количество запретов.

Маленький ребенок не в состоянии удержать в голове весь набор запретов, справиться со всеми своими желаниями. Организуйте его жизнь так, чтобы запретов было меньше, исключите по возможности лишние соблазны.

Завышенные или неясные требования.

Ребенок уже привык, что у него ничего не получается, и как он ни старается, его все равно критикуют. Либо родители все время говорят разное, либо выражаются сложно и непонятно, и ребенок не знает, чего от него хотят.

Неорганизованность в жизни ребенка.

Важно понять, что если ребенок маленький, то совести в том смысле, как ее понимают взрослые, у него пока быть не может, ответственности — тоже. Нельзя ждать от малыша, что он проявит сознательность и все будет делать правильно. Порядок в доме — это ответственность родителя. Если вы организуете жизнь ребенка правильно и он эти правила понимает, ему будет только спокойнее. Он будет лучше развиваться, когда у него нет тревоги и не надо вычислять, что он делает неправильно. Когда родители проявляют строгость или наказывают ребенка только тогда, когда терпение совсем закончилось, ребёнок не понимает, что вдруг случилось с мамой или папой: те же его проступки всегда проходили, а тут сделал что-то менее значительное, и родитель взорвался.

Недостаток внимания.

Когда детям не хватает внимания, они готовы сделать все что угодно, чтобы его добиться. Какое это будет внимание — вопрос второстепенный. Важно лишь то, что мама или папа реагируют, и ребёнок уверен, что он им нужен, его любят. Родители могут этим управлять. Используйте избирательное внимание — обращайте внимание на хорошее и по возможности не реагируйте на плохое поведение, если оно не угрожает самому ребенку и окружающим. Если родитель включается только на проступки, то ребенок, соответственно, тоже добивается своего плохим поведением.

Частая ошибка родителей: до того, как похвалить, многие выжидают — вот еще немножко ребёнок постарается, и тогда похвалю. А у ребёнка как раз не хватает того самого маленького шажка, чтобы дождаться похвалы. Он гораздо раньше принимает решение, что все бесполезно, не надо и стараться. Поэтому очень важно хвалить, отмечать даже малейшее движение в сторону хорошего. Но хвалить важно за что-то конкретное. Не просто «молодец!», а «молодец, что такую интересную картинку нарисовал!». Тогда дети будут связывать свое хорошее поведение с хорошим отношением к ним родителей.

С помощью избирательного внимания можно моделировать поведение ребенка — интерпретировать как хорошее даже малейший намек на желательное поведение и хвалить за него. К примеру, сделал маленький перерыв в крике, чтобы глотнуть воздуха — это уже повод сказать: «Как мне нравится, когда ты тихо сидишь и не кричишь». И это постепенно в сочетании с игнорированием самих истерик будет работать. Когда родитель ловит хорошие моменты и на них обращает внимание, ребенок старается двигаться к тому же.

А еще важно помнить, что ни один нормальный ребенок не ведет себя хорошо постоянно. Как и у взрослых, у детей бывают не самые хорошие дни. Их нужно просто перетерпеть, а ребенка в такие моменты важно просто понять и пожалеть.

Как можно успокоить ребенка во время истерики: важные советы психолога

Истерика у ребенка – состояние пикового возбуждения у ребенка, которое выражается в потере полноценного контроля над своими эмоциями и частично – действиями (способами выражения эмоций). Классический образец детской истерики – это громкий крик, плач, переходящий в визг, которые могут сопровождаться падениями, катаниями по полу или деструктивными реакциями. Иногда обнаруживается стремление к самоповреждению: дети кусают себя, начинают бить себя по голове и т.п.

Находясь в подобном состоянии, ребенок закрыт для привычного общения с ним: он не способен адекватно воспринимать обращенную к нему речь.

Детская истерика может являться, как и сознательной реакцией-манипуляцией, так и плохо осознаваемым явлением. В первом случае речь идет о выработанной привычке управления поведением взрослых, а во втором – об острой реакции на какое-либо внешнее событие. Давайте разбираться, что это такое и как успокоить ребенка во время истерики психологически грамотно, не нанеся ему вреда.

Причины истерик

Закономерно, что по мере взросления у детей появляются индивидуальные интересы и потребности, которые нередко расходятся с желаниями взрослых. И если ребенок не может получить желаемое, то вполне вероятно, что его недовольство может найти выход в истерической реакции.

Истерическая реакция – это древний способ реагирования на небезопасную ситуацию, который встречается и в животном мире. Например, попавшее в сети животное начинает беспорядочно метаться, пока не истощиться или случайным образом не сможет освободиться из ловушки.

Итак, истерика у ребенка это способ реагирования на сложную, непонятную или опасную для его благополучия ситуацию, когда у него нет других «инструментов» для преодоления происходящего.

Приведем основные причины появления истерик:

  • неспособность выразить в словах свое недовольство;
  • желание обратить на себя внимание;
  • попытка добиться чего-либо.

Среди прочих причин можно выделить:

  • авторитарный стиль воспитания, при котором ребенок не имеет «права голоса»;
  • попустительский стиль воспитания, когда родители никак не реагируют на проступки и достижения ребенка;
  • перекос в системе «кнутов и пряников», явная неадекватность воспитательных мер;
  • общая слабость нервной системы;
  • усталость, голод;
  • постинфекционные истерические реакции как следствие истощения организма ребенка.

Нередко столкнувшись с подобным поведением ребенка родители хотят только одного – чтобы все это побыстрее закончилось и многие упускают из виду то, что именно от реакции взрослых зависит то, будут ли эти приступы учащаться либо же канут в небытие.

Итак, как бороться с подобными происшествиями? Во-первых, необходимо четко различать обычные детские капризы и полноценный истерический приступ. Капризы, хотя и могут принимать форму истерики, всегда применяются детьми сознательно, чтобы обойти какие-либо запреты взрослых, либо чтобы получить нечто, что отсутствует «здесь и теперь». Здесь есть важное отступление – при истериках-капризах дети не причиняют себе вреда.

А вот полноценные истерические приступы, как правило, непроизвольны, хотя и носят манипулятивный характер. Наступают они в ситуации, когда ребенок теряет контроль над захлестнувшими его эмоциями. Приступ сопровождается срывающимися на визг криками, нередко царапаньем рук и лица, иногда – битьем головой обо что либо. В ситуациях, когда речь идет уже о подозрении на патологическое состояние, может обнаруживаться так называемая истерическая дуга, которая описана в статье об истерическом расстройстве личности.

Важно понимать, что истерика – это крайне бурная эмоциональная реакция, при которой ребенок почти не контролирует свои действия и все сопряженные с ней явления (агрессия, раздражительность, попытки сломать что-либо, удары и самоповреждения) непроизвольны.

К слову, в подобном состоянии дети способны сильно навредить себе, поскольку болевой порог обычно повышается. Другая особенность истерик – это их быстрое угасание при отсутствии ожидаемой реакции со стороны взрослых.

Управление детскими истериками

Как успокоить ребенка при истерике? Это ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям.

В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.

Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.

У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.

Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:

  • отдых и стабильный (но гибкий) режим;
  • недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
  • выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
  • помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
  • к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
  • оставляйте за ребенком право выбора;
  • за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
  • при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).

Истерические реакции в 1.5-2 года

До 2 лет истерики у детей чаще всего являются следствием усталости или напряжения, поскольку нервная система еще активно формируется. Ближе к 2.5 годам капризное поведение и истерики становятся способом манипулирования и выражения несогласия.

К этому времени дети уже частично понимают смысл слов «нет, нельзя, не хочу» и начинают активно использовать их для выражения несогласия. Но в тоже время у ребенка еще недостаточно речевых навыков, чтобы полноценно выразить свое несогласие и понимая это, дети выбирают единственную доступную им форму поведения – истерику. Но, ни немедленное удовлетворение требований ребенка, ни жесткие наказания не дадут полноценного результата.

У ребенка в 2 года истерика – как его успокоить? Две самые распространенные ошибки – это попытки рационально уговорить малыша успокоиться (как вы думаете, ребенок двух лет способен внять доводам логики?), либо его «бросание» фразой, вроде «ну все, мама уходит».

В первом случае вы даете стимул для продолжения истерики, а во втором – способны сильно травмировать ребенка (напугать его), что может привести его к потере доверия к миру (в лице значимых взрослых) и в дальнейшем стать толчком к развитию неуверенности, страхов, тревожности и замкнутости.

Достаточно находиться рядом с ребенком, поддерживать его, но не уговаривать и тем более – не покидать. Нередко хватает молчаливого присутствия, чтобы весьма успешно остановить истерику. Более того, не стремитесь удовлетворить требования ребенка – ведь это покажет ему, что протест в форме истерики – идеальное средство для достижения желаемого и шантажа родителей.

Наказания также не являются оптимальным способом решения проблемы, поскольку способны лишь усугубить состояние ребенка. Во время истерики достаточно холодного присутствия, а по ее прохождению полноценного разговора с ребенком, почему это произошло, чего он хотел, и как это можно было сделать по-другому.

Принципиальный момент – не лишайте ребенка общения, ведь именно через общение происходит развитие, а для ребенка – это верный показатель вашей любви к нему.

Истерические реакции в 3 года

Многие родители замечают, что это период, когда ребенок буквально забывает все слова, кроме «не хочу» и «нет». Это первый период бунтарства и несогласия в жизни ребенка, когда он понимает, что он – это отдельная личность. Истерики в этот период – не редкость и самое мудрое решение в этих условиях – отвлечение внимания ребенка от предмета истерики и общение с ним.

Но опять же, отвлечение внимания ребенка – это превентивная мера, в ходе уже развернувшегося приступа это не поможет, здесь остается лишь переждать бурю и снова обсудить произошедшее с ребенком.

В подобных ситуациях важным представляется сохранение собственного равновесия. Например, одна из консультируемых мам выработала следующую стратегию поведения: во время истерики она попросту говорила ребенку о том, что с радостью поговорит с ним о том, чего он хочет, когда тот успокоится и продолжала заниматься своими делами (не покидая ребенка). Уже через несколько «неудачных» приступов ребенок самостоятельно вызывал маму на разговор.

Нужно ли лечение?

Мы подошли к весьма тонкому моменту – необходимости профессионального вмешательства в семейную ситуацию и поведение ребенка. Как мы уже говорили, до определенного момента истерики являются нормальным явлением, которое сходит на нет к 4-5 годам. Например, часто встает вопрос о том, как успокоить новорожденного ребенка во время истерики; ответ один – никак. Младенцы и новорожденные только криком (как формой истерики) способны выражать неблагополучие своего состояния, будь то голод, неправильный температурный режим или отсутствие общения. Все это – нормальные реакции.

Как успокоить истерику у ребенка 2-3 лет – более-менее понятно, в то время как к старшему дошкольному возрасту (ближе к 6 годам), истерики могут приобретать откровенно манипулятивный или патологический характер.

Если посредством истерического поведения ребенок постоянно стремится достигать своих целей, то здесь встает необходимость диагностики всей системы семейных отношений. В данном случае логичным представляется обращение к системно-семейному терапевту для выявления причин и путей устранения проблемы.

Читать еще:  Депрессия во время беременности: симптомы и лечение

В данном случае причина будет лежать не столько в самом ребенке, сколько в системе отношений мать-ребенок-отец и вполне вероятно, что потребуется коррекция отношений в семье и буквально построение новой системы взаимодействия родителей и детей.

Если своевременно не скорректировать патологические отношения, то в последующем у ребенка могут наблюдаться серьезные проблемы в школьной сфере.

При истерических реакциях, не носящих открытый требовательный характер, в особенности к 6 годам, стоит задуматься о том, что проблема лежит в самом ребенке. В этом случае стоит показать ребенка специалисту по детскому развитию и детской патопсихологии, чтобы провести тонкую диагностику и оценить возможность развития истерического расстройства, либо же диагностировать скрытые патологии.

Как правило, к 6-7 годам дети овладевают большим спектром способов выражения своего недовольства и протеста, и истерические реакции отходят на задний план и постепенно угасают.

До шестилетнего возраста истерические реакции (если они не регулярны) являются более-менее нормальным типом реакции ребенка на проблемные ситуации, но при сохранности подобного поведения в последующих возрастах мы рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам за консультацией.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития

Истерика у ребенка: как его успокоить

Как успокоить ребенка во время истерики – вопрос волнующий всех родителей. Ваш любимый малыш потихоньку начинает показывать характер? То он кричит, то падает на пол и бьется головой. И страшно то, что в такие моменты малыш абсолютно не воспринимает родителей. Детская истерика – вещь непредсказуемая.

Как привести в чувство малыша? Что делать самим? Когда начинают появляться детские истерики? Что делать, если у ребенка истерика? Чего не нужно делать во время истерики у ребенка? Все эти вопросы тревожат молодых и неопытных родителей, у которых деткам нет и 5 лет. Ниже попробуем дать ответы на эти вопросы.

Из этой статьи вы узнаете

Капризы и истерики

Чтобы правильно реагировать на резкое ухудшение поведения крохи, необходимо понимать и разграничивать два разных понятия: каприз и истерика.

Причины появления истерик

  • Физическое неудобство. Малыши не всегда могут понять, что творится. Малыш голоден, устал или сонный.
  • Нехватка внимания. Когда родители постоянно заняты какими-то другими делами, а не общением с чадом, то можно ожидать, что чадо на выходных проявит себя не очень хорошо.

Детские истерики вещь довольно опасная, поэтому необходимо знать, как действовать в подобных ситуациях.

Если Вы заметили, что сейчас начнется истерика, то сначала необходимо дать ответ на главный вопрос: «могу ли я исполнить желание моего малыша?».

  • Отвлечь малыша. Данный метод лучше всего срабатывает с совсем крохами. Собака, большой грузовик могут привлечь внимание малыша от требуемой вещи.
  • Сделать замену. У нас нет возможности купить тебе машину, но дома давай устроим конкурс или соорудим машину.
  • Лишить его зрителей. Если капризы начались в супермаркета, тогда стоит выйти оттуда. Дома лучше оставить его в комнате или достаточно иногда отвернуться и заняться чем-то другим.

Истерика в 1-2 года

Данное состояние у маленьких детей после одного года взаимосвязано с сильнейшим психическим истощением, поскольку нервы малыша не окрепла. По прошествии времени эти истерики превращаются в способ достижения своего желания.

В возрасте двух лет детки в основном уже осознают смысл слов «нет», «нельзя». И приступают к манипуляциям. Но пока еще они не могут добиваться своих целей вербально, и поэтому руководствуются возможностями своего поведения.

Мамы, а особенно папы, стандартно выбирают один из двух способ – или потакают желаниям малыша, или ругают, кричат на него.

До двух лет они всегда стоят на своем, повторяя одни и те же слова: «не хочу», «купи», «дай». Если истерика все же не миновала, не стоит упрашивать малыша, грозиться наказанием или лишением любимой игрушки.

Ни в коем случае нельзя покидать малыша, оставлять его абсолютного одного, необходимо быть вблизи, присматривать за ребенком. И, естественно, нельзя потакать ему. Несмотря на свой юный возраст, 1-2 года, малыш, когда осознает, что его методы работают в получении желаемого, начинает повторять детские истерики снова и снова.

Во время приступа истерики стоит обнять ребенка и говорить о том, как Вы его любите. Однако если он и дальше вырывается, и еще настойчивее, то лучше его не держать.

Главное, чтобы карапуз не начал управлять родителями, используя свое поведение. Например, ребенок не желает находиться рядом с кем-то из взрослых и начинает истерить, тогда необходимо оставить его в покое, выйти.

Иначе истерика только начнет набирать обороты.

Следует послушать советы психолога: детские истерики, сопровождающиеся слезами, особенно на людях, необходимо переждать и не кричать на малыша. Если он хочет игрушку, отказ мамы или папы должен быть аргументированным, настойчивым.

В возрасте около двух лет у ребенка подобное поведение — простая игра на эмоциях, а если родители игнорируют такое поведение, то совсем скоро малышу надоедает бороться за внимание таким способом.

Истерика в 3 года

Примерно около 3-х лет малыши-карандаши начинают понимать себя и бороться за собственные потребности и желания. Сталкиваясь с упрямством малыша, родители зачастую теряются и не знают, как реагировать и как поступать. Ребенок иногда ведет себя непредсказуемо (может убегать).

Как поступать родителям? Ведь, кажется, что в 3 года это еще совсем маленький ребенок, и хочется его баловать. Но снова-таки нельзя вестись на манипуляции ребенка, позволяя ему осознать, что еще немного и он получит то, что желает. Но и ругать малыша нельзя, так как можно легко сломить его характер и силу воли.

Лучший вариант – отвлечь ребенка. До трех лет прекрасно срабатывает игрушка, любимый мультфильм и тому подобное. Эти методы прекрасно помогают только при старте истерики, но если истерика в самом разгаре, то нужно только подождать пока не пройдет немного времени.

Поведение детей и родителей в три года обязаны чуть-чуть разниться. Главное осознавать, что хоть малышу и 3 года, но это уже личность, которая имеет право на выбор, именно поэтому следует отказаться от указов и настаиваний.

Как правило, истерики к 5 годам прекращаются, поскольку ребенок эмоции и чувства все больше выражает с помощью слов. Но случаются промахи в воспитании и со стороны родителей, поэтому иногда детки продолжают пользоваться таким способом достижения желаемого.

Истерика в 4 года

В возрасте четырех лет истерика у ребенка может быть, если дети излишне разбалованны вниманием. Ребенок всегда начинает бороться за то, что он желает и не воспринимает слово «Нет».

Зачастую это поведение провоцируется самими родителями, в момент, когда не способны выбрать путь воспитания. И случается, что мама не разрешила, а папа, бабушка разрешают. И ребенку нужно начать истерику.

Советы психолога: дома в момент истерики ограничьте пространство ребенка от членов семьи, и позвольте ему накричаться, при этом, не делая травму младшим деткам.

Главное, чтобы в комнате не находилось ничего такого, что сможет увлечь малыша. И позволить выйти из комнаты, как только он придет в себя. Родители в такой ситуации должны не нервничать, а изолирование не должно казаться наказанием. Таким образом, родители смогут прекратить жуткую истерику за короткое время.

В возрасте четырех лет стоит объяснять ребенку, как нужно вести себя в кругу людей. Причем пояснять это необходимо на личном примере, в противном случае ребенок ничего не осознает. Следует учить его выражать эмоции словами, но нельзя запрещать выражать их совсем.

Можно подобрать несколько фраз, которые ребенок может применять, чтобы дать понять, что он злиться, обижается.

Когда малышу около 4-х лет, он довольно-таки неплохо умеет строить логические цепочки, поэтому с ним лучше и легче говорить и находить другие варианты.

Советы психолога: чего не следует делать в период приступа истерики:

  • Не стоит пытаться прекратить истерику всевозможными способами
  • Не следует спорить с малышом и передразнивать его. В момент истерики малыш не может кого-то слышать и не осознает смысла произнесенных слов
  • Ни в коем случае не надо кричать на ребенка, таким способом Вы только покажите ребенку, что этот способ вполне срабатывает.
  • Не надо стыдиться малыша. Если из-за своей неловкости перед людьми Вы будете идти на попятную, то каждое посещение публичных мест, будет происходить по одному и тому же сценарию.

Приступы в год или в 3 года снаружи совершенно одинаковы, а вот действия родителей обязаны быть разными. Легче сделать предупредить начало истерики и попытаться избежать этого. Научитесь отличать каприз от истерики и поступайте подобающим образом.

В момент припадка ребенка, родители должны всегда сохранять спокойствие, абсолютно контролировать собственные чувства. Любое, даже незначительное, проявление эмоций с боку взрослых, кроха может принять за победу.

Сохраняя спокойствие, очень просто научиться контролировать поведение детей. И научиться руководить поведением ребенка желательно до двух лет, тогда дальнейшие крики и плач не будут вызывать паники.

Вы прочли разные советы о том, как успокоить малыша, когда он истерит, но лучшим способом всегда была и будет любовь. Не злитесь, не ругайтесь и прощайте кроху за его капризы. И помните, что если ребенок чересчур балованный, то в этом большей степени Ваша вина.

Истерики у ребенка — что делать

Практически каждый родитель знаком с капризами, слезами у своего малыша, когда тот хочет добиться желаемого любым путем. Истерика у ребенка — способ выразить свои чувства, выплеснуть эмоции. Как дальше будут развиваться события — зависит от взрослых. И это непростое испытание. В статье расскажем, что делать, если у ребенка истерика, как перевести состояние в конструктивное русло. Вы узнаете способы, которые помогут успокоить разбушевавшегося чада и предотвратить срывы в будущем.

Содержание статьи

Что такое истерика?

Истерика у ребенка — этап становления. Такие всплески происходят у всех детей, просто у кого-то они выражены сильнее, у кого-то меньше, кто-то быстро справляется с ситуацией, а кто-то нет. Кроха выражает свои эмоции, желания единственным доступным способом. Особенно маленькие детки: по-другому сообщить маме или папе о своем недовольстве они не могут.

Даже старшем дошкольном возрасте дети могут орать, когда мирные способы не срабатывают, состояние возбуждения начинает преобладать над торможением. Но чаще всего старшие дошкольники умеют контролировать свои эмоции, знают границы дозволенного и ведут себя соответственно.

Причины истерики у ребенка

К истерикам у ребенка могут привести следующие факторы:

  1. Психологическая травма;
  2. Желание получить что-то;
  3. Стресс, связанный со сменой привычной обстановки — после переезда, смены садика;
  4. Эмоциональные перегрузки, при которых защитные и адаптационные механизмы дают сбой;
  5. Что-то не получается — собрать пазл или конструктор, нарисовать кошку;
  6. Недосыпание, голод;
  7. Болезни;
  8. Подражание кому-то — другим деткам в садике, старшему брату или сестре;
  9. Отсутствие внимания со стороны мамы, физического и психологического контакта;
  10. Конфликты в семье.

Педагоги Э.Невилл и Д.Кларк Джонсон, авторы книги по психологии, делят детские срывы с учетом причины на два типа:

  1. Манипулятивная. При этом ребенок истерит, когда хочет получить что-то. Проявляется поступками, направленными на людей (например, не купила шоколад в магазине — может ударить маму или папу), словами и поступками (не дали поиграть в телефоне игру — обзывается, кидает на пол игрушки, ложится на пол и начинает кричать, стучать ногами об пол). Может возникать в ответ на большое количество запретов, приобретая форму бунта;
  2. Истерика характера с целью снятия эмоционального напряжения. Ребенок закатывает истерики, если от него требует то, что он не может выполнить в силу каких-то причин. К примеру, папа требует собрать конструктор или нарисовать рисунок, но малыш не может сосредоточиться на этом и поэтому плачет и психует.

Некоторые дети могут довести себя до полуобморочного состояния, судорог, глубоких всхлипов и нарушения дыхания. Это случается, когда чадо при плаче выдыхает весь воздух, происходит задержка дыхания, он бледнеет. Конечно, такое состояние пугает мам и пап, и они всеми силами стараются предотвратить истерики у ребенка.

Возрастные особенности

Каждому возрасту характерны свои особенности нервно-психического развития. Поэтому и истерики, которые устраивает ребенок, будут разными.

До года эмоциональный всплеск выражается в плаче, иногда с закатыванием, дрожанием губ, ручек и ножек. Нужно выяснить причину, почему дитё плачет и исключить такие состояния, как голод, жажда, мокрый подгузник, болезни. В этом возрасте деток легко успокоить, переключая его внимание интересной игрой, песней, танцами.

Двухлетки могут прибегать к крикам и капризам, чтобы привлечь внимание взрослых. При этом они могут громко кричать, плакать, выказывать упрямство и протест. Но, как правило, они очень быстро отвлекаются.

Этот возраст характеризуется сильными истериками, которые называют кризисом трех лет. Кроха показывает свое упрямство, своеволие, идет на конфликты, тем самым пытаясь защитить себя как личность, выстраивая свои границы. Конечно же, дети в этом возрасте уже могут понять, что криком они могут добиться чего угодно и таким образом манипулируют взрослыми.

Также некоторые дети таким образом выплескивают свои эмоции. 3 года — тот возраст, когда детки начинают ходить в детский сад. Такие перемены в жизни, наличие большого количества детей в одном помещении, необходимость соблюдать режим дня и подстраиваться под уклад коллектива — в некотором роде стресс. Стресс неизбежно приводит к тому, что ребенок истерит по любому поводу, когда приходит домой. И ему нужно время, чтобы эмоциональное состояние стабилизировалось.

У четырехлеток коммуникативные навыки хорошо развиты, они могут выразить словами: что их беспокоит, что не нравится и чего они хотят. Поэтому истерики у ребенка случаются всё реже и реже. Если это происходит, нужно искать причину: чаще всего дело в дефиците общения с родителями,

В 5 — 6 лет

В этом возрасте ребенок почти не закатывает истерики: он вполне успешно выражает свои эмоции словесно: и с родителями, и со сверстниками. Если такие сбои всё же случаются, нужно искать причину и исключить дефекты в общении с мамой, папой, в воспитании, психические нарушения.

Что делать родителям

Если ребенок устраивает истерики, родителям нужно в первую очередь успокоиться самим.

Во время нервного срыва придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • не спорьте и не кричите в ответ;
  • не смущайтесь, если ребенок устраивает истерики в общественном месте, например, в очереди в магазине, когда он выпрашивает от вас какую-нибудь безделушку — твердо стойте не своем, но ведите себя спокойно;
  • малыш должен понять, что вы не дадите слабину — в противном случае он будет кричать только сильнее и использовать капризы для давления на взрослых;
  • не отвечайте яростью на ярость, не наказывайте кроху, не шлепайте;
  • сохраняйте невозмутимость;
  • не позволяйте окружающим вмешиваться в процесс (тем же бабушкам на улице или в очереди).

Специалисты рекомендуют игнорирование поведения чада и занятие своими делами. При этом держите его в поле зрения, чтобы он в порыве гнева не упал, не ударился. Когда волна пройдет, обнимите его, погладьте. Тактильный контакт позволит ему быстрее успокоиться.

Как отучить ребенка от истерик

Один из вопросов, который волнует родителей — способы предотвращения истерик у ребенка.

Во-первых, соблюдайте режим отдыха, не переутомляйте кроху. Подбирайте нагрузки, занятия согласно возрасту и индивидуальным особенностям характера.

Во-вторых, уделяйте внимание сыну или дочке. Разговаривайте с ним, обнимайте, проводите время вместе.

В-третьих, помогайте понять себя. При этом общайтесь с ним на равных. Называйте негативные эмоции, которые он испытывает. Расскажите, что они случаются у всех людей, но взрослые умеют справляться со своими эмоциями без срывов, могут контролировать поведение.

В-четвертых, советуйтесь с чадом, когда составляете меню, выбираете одежду, планируете, как будете проводить время. И учитывайте его предпочтения, когда делаете это без него. Так вы исключите его недовольство выбором, следовательно, предотвратите истерику у ребенка. К тому же, малыш будет чувствовать, что его мнение ценно — повысится его самооценка.

В-пятых, переключайте внимание чада, как только заметите, что надвигается буря.

В-шестых, не ругайте его за его поведение, а выражайте сочувствие, понимание его переживаний

В-седьмых, придерживайтесь одной линии поведения всегда, причем это должны делать все члены семьи. Если вы будете запрещать есть сладкое до основного приема пищи, а бабушка станет вопреки всему угощать внука — это еще больше усугубит ситуацию. Дитя должно четко понять, что можно, а что нельзя, знать слова «нет» и «нельзя», а это возможно только при четком соблюдении правил взрослыми.

В-восьмых, объясняет причин запретов. Важно говорить, почему существуют ограничения: опасность для здоровья, можно причинить вред человеку, сейчас нужно выполнить другую деятельность. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения. Дошкольник таким образом учится принимать взвешенные решения.

В девятых, предложите альтернативу. Например, пока готовится ужин, кроха захотел конфету. Просто запретить конфету — не выход. Можете позволить съесть маленький кусочек, а остальное — после ужина.

В-десятых, следите за своим поведением — дети повторяют за нами. Не позволяйте себе невротические срывы на глазах у детей. Если совсем плохо — уходите в другую комнату и там выпустите пар.

Когда нужно обращаться к врачам

Хотя нервные срывы — этап жизни у детей, есть ситуации, когда стоит обратиться к детскому неврологу.

Консультация нужна в случаях:

  • малыш постоянно истерит, по любому поводу и даже без повода;
  • задерживает дыхание или теряет сознание;
  • проявляет агрессию;
  • младший дошкольник после 4-х лет постоянно истерит;
  • наносит вред себе, другим людям, ломает вещи;
  • происходят ночные кошмары;
  • настроение часто меняется, характер неуравновешенный.

Если же невролога не найдет отклонения, нужно обратиться к психологу: нервные срывы могут происходить из-за сложных отношений в семье. Родители и сами могут проконсультироваться со специалистом, если они не могут разобраться в ситуации с дошкольником, не знают как себя вести и теряются.

Если не скорректировать поведение, это может привести к сложностям в общении с окружающими, эмоциональной неустойчивости, неадекватному поведению. Очевидно, такому человеку будет сложно находиться в обществе.

Заключение

Как бы вы не злились на свое дитё во время срывов, не забывайте, что он больше всего нуждается в поддержке и понимании. Поэтому в момент накала страстей старайтесь находить в себе силы переключить его внимание. Не кричите на него. Вместо этого возьмите на руки и успокойте. А с причиной разберетесь позже. Если самим будет сложно, обратитесь за помощью к семейному психологу. Главное — не опускайте руки и не ставьте крест на крохе.

Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Общие сведения

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Осложнения

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

Диагностика

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector