Софофобия: что это, симптомы и способы коррекции состояния

Софофобия: что это, симптомы и способы коррекции состояния

Софофобия что это? Как избавиться от страха

Софофобия — это иррациональный и непреодолимый страх перед обучением, a точнее сказать — перед процессом учения, связанный не c личной прихотью человека, a c боязнью перед получением и усвоением новой информации

Симптомы софофобии

Явным признаком, софофобии, является страх перед обучением.

Кроме этого, фобия имеет физические проявления следующего характера:

  • резкое увеличение или снижение кровеносного давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • расширение зрачков;
  • тремор в конечностях;
  • повышенное потоотделение;
  • изменение цвета кожных покровов
  • и др.

Причина возникновения софофобии

Страх это базовая реакция, которая призвана защитить человека, в опасной ситуации. При этом не важно, несет ли ситуация реальную угрозу жизни или мнимую, страх работает всегда одинаково.

Причины возникновения софофобии могут быть самые разнообразные. Развитие фобии, психологи связывают с влиянием, одного из следующих факторов:

  1. Генетический аспект — софофобия , могла возникнуть в результате родственной передачи. Возможно, в вашем поколении, кто-то испытывал такой же страх и теперь он вам достался по наследству.
  2. Травмирующее событие в детском возрасте — в большинстве случаев, источником развития страхов, является травмирующее событие произошедшее в детском возрасте. Из-за того, что событие имело давний характер, оно было забыто в сознании и отложено в подсознание.
  3. Неудачный опыт — если человек, совершил действие и оно принесло результат, который не ожидался, то в следствии этого может возникнуть страх.
  4. Навязанный страх — так как человек, относится к социальному виду, то соответственно он подвержен влиянию его собратьев. Страх — это явление заразительное, поэтому софофобия могла возникнуть в следствии полученной информации от друзей, сми, книг, фильмов и других источников.
  5. Подавленность — психические расстройства, стресс сильно изматывают организм. В следствии этого, ресурсов на поддержание активного состояния становиться все меньше. Что приводит к появлению различных фобий и страхов.

Как избавиться от софофобии?

Самый простой и известный способ избавиться от софофобии это взять преодолеть этот страх усилием воли. Однако на практике, на такое способен не каждый. Поэтому в психологической практики, использует несколько иные подходы.

Фармакологический подход

Для лечения страхов, а так же других психологических расстройств используют препараты разных групп.

  • Транквилизаторы: «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
  • Антидепрессанты: «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
  • Гипнотики: «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
  • Нейролептики: «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».

Обращаем внимание, что самостоятельное лечение, может привести к непредсказуемым последствиям. Так как множество из перечисленных здесь препаратов, имеют большое количество побочных эффектов. Определить дозировку и продолжительность курса, может только лечащий врач.

Психологический подход

Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:

  • Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
  • Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
  • Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
  • Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.

В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется курс Страха НЕТ. С его помощью, можно преодолеть страх всего за 14 дней. Эффективность используемой методики, уже признали многие практикующие психологи.

Методы избавления от Софофобии – боязни учиться

Здравствуйте, уважаемые читатели! Софофобия – это иррациональный, панический страх получения знаний. Он даёт о себе знать как в школе, университете, так и при самообучении.

И сегодня мы рассмотрим, что провоцирует развитие этого вида фобии, а также в чём именно она заключается.

Что собой представляет?

Боязнь учёбы чаще всего встречается среди детей. У них-то в их возрасте нет выбора, получать среднее образование необходимо всем.

Но и у взрослых случаются панические атаки, стоит им хотя бы подумать о том, чтобы повысить квалификацию или сменить профессию, а то и вовсе, наконец, её обрести.

Если боязнь учебы сопровождала человека с раннего возраста, а не появилась уже в зрелости, то он испытывает некоторые трудности с работой.

В частности, не желая грызть гранит науки, ему приходится зарабатывать на жизнь физическим трудом.

Соответственно, какие-то мечты и планы приходится отодвинуть в сторону, ведь реализоваться профессионально, построив карьеру и получив признание в сугубо рабочей сфере не так-то просто.

Поведенческие

У школьников первые проявления софофобии начинаются со слов: «Я не хочу идти на учёбу». В некоторых случаях отвержение вызывают определённые предметы.

Например, ребёнок не в состоянии справиться с иностранным языком, отчего боится непосредственно этого предмета.

Всё, что связано со школой и напоминает её – вызывает отвращение вперемешку с ужасом. То есть, само здание, мел, ранцы, парты, форма и даже одноклассники.

В таком случае он ищет любые пути, которые помогут избежать столь страшной участи – учёбы.

Поэтому придумывает, что у него что-то болит, что никакой домашней работы не задавали и вообще, сделали будний день выходным в честь какого-то события.

Если отговорки не срабатывают, или родители уже не верят – прогуливает занятия. С утра собирается, выходит из дому, но до школы не доходит, а отправляется в место, где может побыть наедине с собой.

Нередко к нему присоединяются друзья, которые по каким-то причинам также не спешат познавать этот мир с помощью учителей.

У взрослых это расстройство можно отследить, при категорическом отказе посещать курсы повышения квалификации, освоения новой профессии или просто нежелании занимать другую должность.

Только потому, что придётся что-то учить, а потом пытаться сохранить лицо, не допуская ошибок.

Даже кружки по интересам вызывают панику. Несмотря на то, что очень хочется, допустим, уметь красиво танцевать, фоб ни под каким предлогом не согласится записаться в танцевальную студию.

Он будет утверждать, что лишён амбициозности и обеспечен всем необходимым для жизни, поэтому в доказательстве того, что умный и на что-то способен, не нуждается. Что он простой и на карьерные высоты не претендует. Не всем же быть руководителями или миллионерами.

Соматические

При виде того, что напоминает школу, университет и просто при мыслях о занятиях у фоба возникает паника.

Ему поскорее хочется оказаться в безопасном месте, где никто его не будет мучить, и доставать нравоучениями о том, как важно в этой жизни получить образование и тому подобное.

У него развивается тревожность, то есть, он выглядит, словно ожидает в любой момент подвоха и возникновения опасности. Дёргается при каждом звуке, настороженно смотрит на собеседника, по сторонам.

Естественно, нервная система истощается, отчего любая мелочь способна вызвать слёзы. Из-за чего страдает его авторитет среди сверстников и отношения с ними.

При панической атаке трясутся руки и ноги, нередко голос. Дыхание становится частым и поверхностным, давление поднимается, увеличивается сердцебиение.

Такие изменения в организме не проходят незаметно, поэтому начинает болеть в области груди, ведь увеличивается нагрузка на сердце. И тогда кажется, что вот-вот случится инфаркт.

Ещё трудно дышать, человек пугается, что задохнётся. Происходит гипервентиляция лёгких из-за частых коротких вдохов, поэтому и такие ощущения.

Нередко болит желудок, его начинает «крутить». Наблюдается тошнота, рвота, головокружение, диарея или потеря сознания. Выглядит, словно все системы организма на мгновение отключаются.

К примеру, фоб заходит в помещение, видит доску, строгого учителя и попросту обмякает, падает в обморок от испуга.

Бывает нервный тик, когда дёргается какая-то мышца лица, чаще всего в области глаза. Бросает в пот, жар и кожа становится пунцовой.

Когда ребёнок начинает испытывать трудности в учёбе, он обращается к взрослым, которые о нём заботятся.

То есть, жалуется, что ему сложно, не понятно, скучно и вообще, не удаётся наладить общий язык ни с учителями, ни с одноклассниками.

По статистике, больше двух третей школьников испытывают в какие-то периоды сложности с обучением. Даже развитые и способные. И если в семье они не получают в такой момент поддержку – то это вполне может дать начало развитию софофобии.

Отсутствие эмоционального контакта с родителями вызывает психологическую травму. Ведь опыта, как справляться с трудностями, у него ещё нет.

Соответственно, получается, что он лишён опоры, ему не на что-то облокотиться в момент, когда он ослаблен, растерян, напуган.

Пожаловавшись маме или папе и получив ответ, к примеру, что он просто лентяй, и будет лишён чего-то важного в качестве наказания за отсутствие хороших оценок, он только убедится в том, что учёба – это зло.

Тип воспитания

Также влияет на возникновение этого расстройства насилие. Когда взрослые заставляют малыша заниматься тем, что, по их мнению важно, престижно.

Вместо того чтобы мотивировать и заинтересовать, они используют авторитарную модель поведения.

Например, утверждают, что математика крайне важна в жизни, тем более что в будущем в университете пригодится для освоения определённой профессии, которую, между прочим, сами уже определили, не ориентируясь на желания своего чада.

И нанимают репетиторов, заставляют всё свободное время посвящать задачам, математическим примерам.

А ещё хуже – отнимают то, что действительно любит ребёнок и что приносит ему удовольствие. Допустим, перестают оплачивать курсы робототехники, пока он не подтянет оценки в школе. Либо не разрешают играть с друзьями, ведь они отвлекают от самого главного.

Такие методы, кроме отвращения и агрессии ничего другого не дают. Да, малыш подтянет успеваемость, но какой ценой? Пострадает его здоровье, как физическое, так и психическое.

Плюс ко всему, испортятся отношения, как с собой, так и с родными, которым он не сможет в дальнейшем доверять. По одной простой причине – они его не слышат.

Педагоги, которые не совсем любят свою работу, либо не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы вызывать интерес к своему предмету – можно сказать, «калечат» учеников.

Потому что сложно концентрироваться и испытывать любопытство к тому, как устроен мир, если учитель на протяжении длительного времени монотонным голосом что-то диктует.

А того хуже – заставляет конспектировать каждое своё слово. Кричит, занижает оценки и унижает.

В общем, малышу в таком случае приходится совершать над собой насилие, заставляя не только доходить до класса, но и высиживать по 30-40 минут в совершенно невыносимых условиях.

Читать еще:  Депрессия у женщин: симптомы и способы лечения

Естественно, при любом упоминании об обучении у него будет возникать страх. Потому что выдерживать подобное достаточно непросто.

Плюс ко всему, если добавить и другие сложности, например, дома и в отношениях с друзьями – не удивительно, что в какой-то момент психика может дать сбой. Что и спровоцирует появление софофобии и других видов расстройств.

Агрессия сверстников

Если отношения по каким-то причинам с одноклассниками и однокурсниками не сложились, то у ребёнка будет формироваться стойкое нежелание идти туда, где он чувствует себя не комфортно.

Особенно, если он подвергается буллингу. То есть, систематической травле, когда одна сторона выступает в роли агрессора, а другая становится жертвой.

Насмешки, унижения, побои, клевета, угрозы или игнорирование – всё это является проявлением буллинга. И фобическое расстройство ещё не самое страшное, что может произойти в результате.

Нередко подобное насилие доводит до возникновения ряда других заболеваний на фоне переживаний, опасных или неизлечимых, а также до самоубийства.

Будьте внимательны к своим детям или к себе. При первых же признаках наличия софофобии обязательно обратитесь за помощью. Квалифицированной.

Это значит, что не стоит надеяться, что симптомы сами по себе пройдут. Фобии сами просто так не исчезают. Необходима работа со страхами и лекарственные препараты при необходимости.

Психотерапевт окажет поддержку и поможет выяснить, что именно спровоцировало развитие расстройства.

Это позволит подобрать индивидуальные методы для изменения модели поведения, реакции на раздражители, что не дают возможности реализовать свои потребности. А также техники для релаксации, успокоения.

Психиатр назначит антидепрессанты, седативные препараты и транквилизаторы, снотворное.

В общем, именно те лекарства, которые помогают улучшить эмоциональное и физическое состояние. Ведь, избавившись от ночных кошмаров, самочувствие станет лучше, фоб выспится и восстановит потраченные ресурсы.

Снизится уровень тревоги, и он получит возможность испытывать совершенно другую гамму чувств, не только беспокойство и ужас.

Рекомендации

Если дело в отношениях со сверстниками, а возможно, и с учителями, подумайте, вдруг смена школы поможет восстановить душевное равновесие? В некоторых случаях крайне рекомендуется домашняя форма обучения.

Психическое здоровье важнее оценок, не так ли? Поэтому делайте акцент на том, что удалось понять, узнать нового, а не на то, какое место в рейтинге малыш занял.

Если за отсутствие желания грызть гранит науки вы будете его наказывать и лишать радостей – это даст совершенно противоположный эффект. Он ещё больше возненавидит то, из-за чего приходится мучиться и терпеть.

Поощрения в виде вседозволенности, денежной оплаты также не приветствуются. Да, мотивацию повышать необходимо, но и при этом важно сформировать ценность обучения.

Чтобы он сам понимал, для чего оно ему необходимо. Иначе, решая примеры, только чтобы получить час игры в приставку, он мало чему научится.

Завершение

Существует немного похожее на софофобию расстройство. Оно заключается в иррациональном страхе непосредственно знаний.

То есть, человек боится развиваться, становиться умнее, узнавать что-то новое о себе и окружающем мире. И называется она гнозиофобия.

Переходите в раздел «Страхи и фобии», и вы поймёте, что их существует просто бесчисленное количество.

Некоторые удивляют и умиляют (да, даже такое бывает, например, боязнь воздушных шариков), а некоторые немного откликаются. Допустим, кого не страшит вероятность заболеть онкологическим заболеванием?

В общем, подписывайтесь на обновления сайта, мы стараемся ежедневно выкладывать новую порцию информации, которая вполне может пригодиться в жизни.

Берегите себя и будьте здоровы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Что делать при боязни школы и как избавиться от Дидаскалейнофобии

Причины появления Арахнофобии и 2 метода избавления от страха

Причины появления Гилофобии и методы избавления от боязни деревьев

Причины появления Зоофобии и методы избавления от боязни животных

Причины возникновения Лепидоптерофобии и методы избавления от боязни бабочек

Боязнь учится: причины и способы лечения софофобии

Отличительная особенность патологического страха — это его иррациональность. Он не поддается логическим объяснениям. В тяжелых случаях такое состояние мешает вести полноценную жизнь. Боязнь учиться называется софофобия. С этой патологией человеку сложно посещать образовательные учреждения. В отличие от гнозиофобии больного пугает сам процесс обучения.

Причины появления

Психологии считают, что появлению софофобии способствует социальное окружение. Например, непедагогичное поведение учителя может спровоцировать развитие страха. Грубый окрик или нелестные комментарии задевают стеснительного ребенка. Некоторые учителя любят публично отчитывать учеников.

Еще одна причина развития софофобии — это буллинг (травля). Дети бывают очень жестокими по отношению к другим сверстникам. Они могут высмеивать, унижать, избивать ученика, который непохож на всех остальных. Собирательный портрет жертвы — она плохо справляется с выполнением работы, обладает замкнутым характером и ее родители не особо богаты. Если ребенок терпит все это, то у него пропадает желание учиться.

Последняя возможная причина софофобии — конфликты внутри семьи. Иногда родители считают нужным наказывать детей за плохие отметки. Для этого они используют физическое насилие. В итоге школьник начинает панически бояться боли и связывает ее со школой.

Существует и другая модель семейного поведения. В ней родители придают слишком большое значение обучению. Они постоянно указывают на необходимость учить уроки и заниматься только ими. Все это приводит к тому, что психика школьника ломается.

Симптомы недуга

Проявления софофобии условно разделяют на две группы: физические и психологические. Первые включают в себя панические атаки. Дети испытывают одышку, тахикардию, приступы тошноты. Иногда добавляют следующие симптомы:

  • тремор;
  • сухость во рту;
  • частое мочеиспускание;
  • жидкий стул.

Отмечаются и психологические проявления страха. Подверженные ему дети теряют позитивный настрой. Снижается внимательность и это ведет к ухудшению оценок. Состояние больного характеризуется:

  • убеждением, что все плохо и лучше уже не будет;
  • напряженностью;
  • беспокойством.

Помимо нарушений внимания, отмечается снижение памяти. Школьнику тяжело усваивать материал. Он начинает избегать учебного процесса: сказывается больным, прогуливает уроки. Пик заболевания приходится на возраст 12 лет, усиливает состояние подростковый период.

Гормональная перестройка организма провоцирует нервность и раздражительность. Все это приводит к неадекватным реакциям ребенка. В тяжелых случаях все заканчивается депрессией или попыткой суицида.

Последствия болезни

Некоторые родители считают, что софофобия присуща только детям школьного возраста и с окончанием учебы она исчезает. Но ее последствия остаются на всю жизнь. Взрослые человек будет испытывать трудности с освоением чего-то нового. Это станет препятствием не только в карьере, но будет мешать и в обычной жизни.

Современный мир требует постоянного переобучения, повышения квалификации, освоения смежных областей специальности. Успешными работниками становятся те, кто способен все это делать. Человек с расстройством же будет неспособен постоянно учиться или будет делать это не так эффективно.

Из-за быстрого технического прогресса приходится постоянно получать новые навыки и умения. Появляются разные гаджеты, меняются способы записаться в поликлинику (через интернет). Все это требует от человека стремления обучаться новому. Страдающий от софофобии огранивает свое общение и снижает уровень комфорта своей жизни.

Способы лечения

Лечение софофобии включает два направления: медикаментозное и психотерапевтическое. Для начала специалист выявляет причины развития страха. Если проблема кроется в семье, то проводится работа с родителями.

При выявлении буллинга подключают к терапии школу. Это сложный процесс и не всегда он эффективен. В решении конфликта должны быть задействованы психологи, учителя и дети. С каждой стороной проводится определенная работа.

С больным ребенком проводятся индивидуальные консультации. В процессе консультаций вырабатываются новые модели поведения, меняется отношение к страху. НЛП помогает получить пути решения конфликтных ситуации, способы избегания давления.

Об использовании медикаментозной терапии нет единого мнения. Все серьезные препараты не рассчитаны на детский возраст. Антидепрессанты и транквилизаторы можно принимать только с 18 лет. Иногда назначают слабые седативные препараты и витамины. Все это позволяет привести нервную систему в порядок.

Эффективность терапии зависит от формы фобии. Лучше всего лечению подается начальная стадия болезни. Чем дальше она прогрессирует, тем сложнее с ней справиться.

Что такое софофобия: проявление и терапия

Софофобия – это панический ужас перед учебой. По мнению специалистов, данный невроз имеет тесную связь с гнозиофобией. Под этим термином нужно понимать страх перед получением знаний, которые поступают извне. Качество жизни такого человека значительно ухудшается, поскольку такие люди избегают посещения школ, институтов и другие учебные заведения.

Как правило, с этим состоянием часто сталкиваются дети, поскольку они должны каждый день посещать учебные заведения, то для них жизнь превращается в настоящий кошмар.

Почему развивается это состояние

По мнению психологов, данная патология является следствием педагогических работников, а также конфликтные ситуации, которые часто возникают в детском коллективе:

  • Каждый ребенок – индивидуальность. Так объясняют будущим педагогам в институтах. На практике они не все педагоги придерживаются данного правила. Очень скромный и застенчивый ребенок может получить травму, если педагог при всем классе отругает его за ошибки в домашнем задании.
  • К сожалению, детская жестокость тоже имеет место. Учитель для детей является авторитетом. Публичное высмеивание со стороны педагога ошибок ребенка приводит к тому, что над этим ребенком начинает смеяться весь класс. Постепенно у школьника появляется страх перед посещением учебного заведения и приступы панического страха перед самим учебным процессом.
  • Родители, стремясь к тому, чтобы дети учились хорошо, нередко ругают и наказывают их за плохую успеваемость. Такая линия поведения способствует тому, что у ребенка формируется невроз.

Характерным признаком развивающейся проблемы, является желание ребенка всячески избегать учебного заведения. Под любым предлогом.

Симптомы невротического состояния

Софофобия может иметь разные проявления:

  • Физические симптомы;
  • Психологические проявления.

Если говорить о физических проявлениях, то они очень характерны практически для любой панической атаки:

  • Наблюдается одышка;
  • Тахикардия;
  • Чувство сухости во рту;
  • Приступ тошноты иногда даже рвоты;
  • Дрожание конечностей;
  • Сильный испуг и неадекватное поведение;
  • Жидкий стул и урчание в животе;
  • Болезненные ощущения в груди;
  • Частое мочеиспускание.

И многие другие.

Помимо физических симптомов, эта фобия имеет и психологические проявления. Как правило, дети, страдающие страхом перед учебой, теряют позитивный настрой. Им кажется, что ничего хорошего с ними уже не произойдет. Они становятся напряженными и беспокоятся. Кроме того у такого ребенка нарушается внимательность, что не способствует улучшению успеваемости в школе.

Приступы панического ужаса приводят к нарушению памяти, ребенок не может сосредоточиться. Учеба вызывает у него неприятные ощущения, поэтому нет ничего удивительного в том, что школьник всеми способами старается ее избегать.

Читать еще:  Диссоциальное расстройство личности: симптомы и лечение

Боязнь учиться отличается в нестандартном проявлением. Стоит обратить внимание, если у ребенка проявляются приступы панических атак. В таком случае нужно делать выводы, что заболевание начинает активно прогрессировать. Поэтому требуется срочная помощь специалиста.

Поскольку чаще всего заболевание приходится на возраст в 12 лет, то оно может значительно усилиться во время переходного периода. У ребенка начинается гормональная перестройка всего организма. Он и так становится нервным и раздражительным. Поэтому реакция действительно может быть самой неадекватной. Нередко дети впадают в состояние глубокой депрессии, которая может даже привести к попыткам суицида. Ребенок может сбежать из дома, наделать глупости.

Какие последствия патологии

Панический страх перед обучением закладывается в детстве. Однако и во взрослой жизни он имеет самые неприятные последствия. Став взрослым человек испытывает сложности, если например, требуется освоить компьютерную программу, то по известным причинам он не сможет этого сделать.

Как правило, у таких людей возникают сложности с построением карьеры. Если начальник требует пройти курсы повышения квалификации, то человека с расстройством просто не сможет этого сделать. Нередко, даже имея диплом об образовании, приходится переучиваться, а нередко и вовсе учиться заново, осваивать навыки.

Кроме того в жизни также приходится постоянно получать новые навыки и знания. Поэтому если вовремя не справиться с такой фобией, то дальнейшая жизнь превратится в настоящий кошмар. Не стоит забывать о том, что люди с психическими расстройствами стараются ограничивать свое общение с окружающим миром. Поэтому их жизнь превращается в настоящий кошмар.

Как бороться и получить возможность нормально жить

В первую очередь родителям стоит насторожиться, если ребенок всеми силами старается избежать посещения школы. Далеко не всегда это является прихотью. Нередко боязнь учиться имеет вполне серьезные основания. Получить нормальное образование ребенку нужно обязательно, ведь от этого зависит вся его дальнейшая жизнь.

Поэтому, заметив характерные симптомы, нужно обязательно обращаться к психотерапевту. В том случае, если проблема имеет место, то ребенка нужно лечить. В этом случае применяются:

Помимо психотерапевтических приемов используется и медикаментозная терапия. Однако врачи не спешат сразу же назначать таблетки. Поэтому нужно начинать курс лечения и не дожидаться пока ситуация зайдет слишком далеко.

Для того чтобы устранить физические проявления, могут потребоваться транквилизаторы и успокоительные препараты.

Заниматься самолечением не стоит. Вы не врач и не сможете помочь своему ребенку. Кроме того терапия может предполагать использование сильнодействующих препаратов. Самостоятельно определить их дозировку для ребенка вы также не сможете. Задумайтесь о будущем своего ребенка. В дальнейшем ситуация только ухудшится.

Чем может помочь психолог

В первую очередь нужно признать существование данной проблемы. Затем найти для ребенка хорошего психолога. Хороший специалист подберет терапию ,и составит программу. Если фобия не зашла слишком далеко, то достаточно нескольких сеансов.

Боязнь учиться нужно лечить у специалиста. Не стоит доводить ситуацию до состояния безвыходности. Игнорировать его тоже нельзя. Получение образования – это очень важно. Это не только знания, но и получение социальных навыков, опыт общения в коллективе, формирование собственного мнения.

Кроме того, не стоит «пичкать» ребенка таблетками. Нужно пройти курс комплексной психотерапии и коррекции. Нередко требуется реабилитация. Врачи стараются не назначать препараты при софофобии, поскольку они могут давать не предсказуемые побочные эффекты.

Поэтому, как правило, ребенку прописывают курс лечения у психолога:

  • Требуются регулярные занятия со школьником;
  • Нередко нужна коррекция отношений в семье;
  • Требуются программы для социализации ребенка в коллективе.

Рассмотрим каждое из направлений.

Психолог в первую очередь составляет программу по психотерапии. Как правило, занятия проводятся в игровой форме. Поскольку невозможно точно сказать, какой именно метод «сработает» в конкретной ситуации. В комплекс терапии входят и беседы с психологом.

Кроме того параллельно с психотерапией проводится коррекционная терапия с семьей. Этот метод применяется в том случае, если специалист видит, что проблема в семье. Например, на ребенка оказывают давление. Для того чтобы выяснить это, специалисту достаточно несколько занятий.

Еще одним важным направлением является работа с детьми в классе, где выявлен случай фобии. В этом случае проводится серия тренингов. Эта методика может быть особенно актуальна если имеет место буллинг.

Страх учебы и его причины

Со страхом учебы чаще сталкиваются дети, особенно первоклассники. И связано это с неготовностью идти в школу, то есть интеллектуальной и психологической незрелостью личности. Школьника пугает одна мысль о том, что нужно каждый день ходить на занятия, делать уроки. А еще и родители подливают масло в огонь, твердя о том, как это важно, что они ждут хороших оценок от своего отпрыска. Однако давление родителей и неразвитая психологическая готовность не единственные причины софофобии, а дети не единственные, кто сталкиваются с этим.

Что такое софофобия

Что такое софофобия? Это иррациональный страх перед процессом обучения, усвоением новых знаний; панический страх перед учебой и образовательными учреждениями. Софофоб избегает школ, университетов, профессиональных училищ.

Одни больные боятся только образовательных учреждений и обучения, других пугает даже процесс самообразования. Кого-то пугает отдельный предмет и вещи, связанные с ним. Например, страшит математика, формулы, линейки, потому что ребенок не может освоить эту программу или потому что возник конфликт с учителем математики. А кого-то пугает весь процесс обучения и все, что с ним связано: здания, парты, стулья, форма, доска, указка, тетрадь и т.д.

Что скрывается за страхом перед учебой:

  • страх неудачи;
  • боязнь критики, порицания, осуждения;
  • страх разочаровать, не оправдать ожидания;
  • страх потерять любовь и признание;
  • конфликты в отношениях с учителями;
  • боязнь коллектива, буллинг.

Кого-то мучает страх учебы в университете, кого-то боязнь учебы за границей, кто-то страдает от страха перед учебой как таковой или от страха учебы в другом городе. За боязнью учиться за границей, в другом городе, университете скрывается страх перемен, неизвестного и неуверенность в себе.

Признаки фобии

Как и другие фобии, софофобия проявляется на психологическом и соматическом уровне.

  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • аритмия;
  • боль в груди;
  • чувство удушья;
  • дрожь;
  • напряжение и боль в мышцах;
  • тремор конечностей;
  • сухость во рту;
  • тошнота и рвота;
  • диспепсия;
  • частое мочеиспускание;
  • панические атаки.

Симптомы усиливаются перед выходом из дома, при заходе в школу. Чем сильнее страх, тем заметнее изменения в поведении. Ребенок становится нервным, возбужденным, старается убежать, спрятаться.

Другие психологические симптомы фобии:

  • хроническое беспокойство и напряжение;
  • пессимизм;
  • ощущение безвыходности ситуации;
  • чувство обреченности;
  • убеждение, что все будет только плохо, ничего хорошего не произойдет;
  • ухудшение когнитивных способностей.

Ослабление внимания и памяти мешает учебе, успеваемость заметно снижается, что еще больше усугубляет течение фобии. «Ничего не получается, одноклассники обижают, учителя ругают», – примерно так дети описывают свое состояние и нежелание учиться.

Больной придумывает отговорки, чтобы не ходить в школу. Он симулирует болезни или испытывает вполне реальные психосоматические симптомы, врет, уходит в школу, а сам скитается по улицам. Взрослые софофобы оправдывают себя тем, что и так все знают, что им это не нужно, что они люди простые или консервативные. Повышение по карьере им не нужно, новый вид деятельности или смена профессии неинтересна.

Причины появления

Боязнь обучения начинает формироваться в детстве. Причины и негативные факторы можно поделить на несколько групп: отношения с родителями, отношения со сверстниками, отношения с учителями. Рассмотрим их подробнее.

  1. Недостаток педагогической культуры, такта и компетенции у учителя. Каждый ребенок уникален, а его обучение и воспитание требует индивидуального подхода. Однако не все педагоги следуют этому принципу. Из-за чего застенчивые и тихие дети становятся объектом осуждений, наказаний, унижений, в том числе перед всем классом. Кроме этого негативное влияние на психику ребенка оказывает авторитарный или попустительский стиль преподавания. И то и другое рождает конфликты между учителями и учениками, а как следствие нежелание ходить в школу.
  2. Жестокость одноклассников, насмешки, тирания. Роль изгоя, унижения вызывают стойкие негативные ассоциации между процессом обучения и состоянием ребенка. В этом случае страх направлен не на саму учебу, а на одноклассников. Такой человек способен обучаться самостоятельно дома, но он не хочет ходить в школу, а потом и в колледж, техникум, ВУЗ. Но встречается и другой сценарий развития событий. Если ребенка задирали из-за успехов в учебе, отличных оценок, то он сознательно может изменить свое поведение и отношение к обучению, чтобы не выделяться из группы одноклассников.
  3. Завышенные требования и ожидания со стороны родителей, критика, наказания, упреки, давление. Кто-то лаской внушает ребенку установку на то, что он должен хорошей учебой заслужит любовь родителей, а кто-то силой вбивает это, наказывает за плохие оценки. В этом случае формируется отвращение к самому процессу освоения и получения знаний.
  4. Психические заболевания и органические поражения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) вызывает проблемы с адаптацией и успеваемостью. Постоянные неудачи в учебе, скучные уроки, строгие учителя провоцируют развитие софофобии.

Как избавиться от софобии

Как побороть страх учебы? Для лечения софофобии используется гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). Но это не единственные методы преодоления, остальные рассмотрим подробнее. Кроме этого важна поддержка родителей, близких людей и желание самого больного. На запущенных стадиях для облегчения симптом назначают транквилизаторы и седативные препараты.

Самостоятельная работа с фобией и помощь родителей

Заметив признаки софофобии, родители должны немедленно обратиться к психологу или попробовать самостоятельно разобраться в мотивах и проблемах ребенка. Специалисты не рекомендуют заниматься самолечением. Вместо этого они предлагают признать проблему, обратиться к психологу и следовать составленной им индивидуальной программе коррекции. Она, как правило, включает три направления: работа со школьником, работа с семьей (налаживания отношений, построение благоприятного психологического климата), помощь ребенку в социализации и адаптации (вхождение в коллектив).

Советы психологов

Как побороть страх учебы у ребенка? Психологи рекомендуют прислушиваться к мнению и пожеланиям ребенка. Возможно, стоит сменить школу или записать ребенка в кружок по интересам. Притом важно, чтобы он сам выбрал кружок. Кроме этого стоит рассмотреть альтернативные формы обучения, перевод в класс с особым уклоном (снова нужно обратить внимание на предпочтения ребенка).

Как побороть страх учебы в другом городе:

  1. Сохраните связь с друзьями, общайтесь по телефону, скайпу. Это будет ваш источник поддержки.
  2. Перед отправкой найдите в интернете кого-то из ваших будущих одноклассников, одногруппников. Опишите свою ситуацию, предложите дружбу, попросите об экскурсии по новому городу.
  3. По прибытии в город и учебное заведение сразу же запишитесь в клуб по интересам. Чем вы занимались в своем городе, что вам было интересно, что получалось, то и выбирайте. А может быть, вы давно хотите чем-то заняться, но в вашем городе не было такой возможности, а теперь она есть?
  4. Адекватно оценивайте себя, будьте собой. Не пытайтесь понравиться, угодить.
Читать еще:  Велаксин: инструкция по применению, отзывы, аналоги и цена

Как преодолеть страх учебы за границей:

  1. Следуйте всем советам из предыдущего списка.
  2. Старайтесь думать в настоящем и решать актуальные проблемы по мере их поступления.
  3. Осознайте иррациональность страха перед будущим и неизвестностью. Никто не знает, что ждет нас завтра в глобальном смысле, но вы можете спланировать свой день. Например, подготовьте экскурсионную программу, запаситесь карманным словарем разговорного английского (другого языка).
  4. Как можно больше общайтесь с местными жителями, вливайте в кружки, секции, клубы.
  5. Помните о принципе «шести рукопожатий». Поговорите со своими знакомыми, пусть они спросят своих знакомых, а те своих, и вы наверняка найдете кого-то, кто сможет оказать вам поддержку в первое время.
  6. Помните, что все препятствия преодолимы, а проблемы решаемы. Вопрос в том хотите ли вы их преодолевать и решать.
  7. Помните о главной цели переезда, мотивируйте себя воспоминаниями о предыдущих достижениях, мыслите конкретно (не «у меня ничего не получается», а «у меня не получается то-то и то-то, но я могу сделать то-то и то-то, чтобы исправить это»).

Арт-терапия

Подходит для лечения детей и подростков. Инструмент терапии подбирается в индивидуальном порядке. Это может быть лепка, рисование, игра на музыкальном инструменте, театр и другое. Сначала при помощи анализа продуктов творчества психолог находит первопричину страха, после этого он помогает ребенку проработать ситуацию и побороть страх. Метод арт-терапии полезен еще и тем, что помогает в самореализации, раскрытии потенциала, направлении энергии в нужное русло. Снижение уровня тревоги и стресса – вспомогательный эффект арт-терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия

Используется для лечения взрослых пациентов. Психолог помогает клиенту выявить деструктивные установки и паттерны поведения. Вместе они анализируют пугающие ситуации, разбираются в причинах страха. После того как причина найдена, а старая ситуация проработана, психолог обучает клиента методам релаксации и саморегуляции, новым методам реагирования на стресс. Специалист учит клиента видеть преимущества обучения, его положительные стороны и ценность. После этого больной и психолог составляют список пугающих ситуаций, под контролем специалиста клиент сближается со страхом, пробует применять новые методы реагирования.

Опасность развития фобии

В зависимости от типа фобии больного преследуют разные осложнения. Например, если он боится самого процесса обучения, то в будущем возникают проблемы в освоении новой компьютерной программы, новых обязанностей на работе, нового гаджета, то есть возникает страх учиться новому. Если больной боится коллектива, то ему сложно находиться на семинарах, групповых тренингах, просто в рабочем коллективе.

Из-за фобии заметно снижается качество и уровень жизни больного. Некоторые софофобы способны на самостоятельное обучение, но найти работу им все равно будет проблематично, так как большинство работодателей требуют наличие аттестата об образовании. Больной не может окончить курсы переподготовки или повышения квалификации, из-за чего не может продвинуться по карьерной лестнице. Даже в быту мы постоянно осваиваем что-то новое, учимся чему-то. Для софофоба вся жизнь превращается в ад.

Профилактика

Профилактику нужно проводить в детском возрасте. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, что интересно родителям, или тем, что им не удалось когда-то. Нельзя ставить ультиматумы типа «вот получишь пятерки по всем предметам, тогда и сможешь своей музыкой/футболом/хоккеем заниматься». Нельзя наказывать ребенка за неуспеваемость.

Вместо этого нужно разобраться в ее причинах. Может быть, у ребенка нет склонностей к этому предмету, а, может быть, дело в учителе. Важно внимательно слушать ребенка, обращать внимание на его проблемы и жалобы. Необходимо научить ребенка решать конфликты. Важно поддерживать его и хвалить.

Страх перед обучением: причины, симптомы и методы лечения этой фобии

Софофобия — это иррациональный и непреодолимый страх перед обучением, а точнее сказать – перед процессом учения. Страдающие им люди испытывают серьезные трудности в посещении учебных заведений (а также учебных мероприятий в рамках трудовой деятельности).

Однако проблемы с посещением занятий связаны не с личной прихотью человека, а с боязнью перед получением и усвоением новой информации. Зачастую эта фобия обнаруживается в паре с гнозиофобией, которая выражена в боязни получения нового знания.

Кратко разграничим эти понятия: под софофобией понимают боязнь процесса обучения, тогда как гнозиофобия – боязнь результата, то есть новой информации. В общем, софофоб испытывает страх перед всем, что так или иначе связано с учением: люди, места и объекты. Как мы понимаем, эта фобия у детей и подростков становится серьезнейшим и опасным препятствием не только к обучению, но и к социализации как таковой. Заданная свыше необходимость учиться для таких детей – страшная пытка.

Причины заболевания

Итак, что же может являться причиной столь «странного» заболевания? Явно не угроза со стороны объекта страха, как у большинства фобий. Большинство причин носит чисто внешний (обусловленный социальным окружением) характер.

Обратим внимание, что зачастую под софофобией понимают попытку человека защитить себя от каких либо неблагоприятных воздействий окружения. Таким образом, софофобию можно назвать патологической защитной реакцией или невротическим симптомом.

Также обратим внимание, что к 17-18 годам софофобию почти не встречают, ее пиковый период – это школьные годы. И все первоисточники страха лежат в семье и школе.

Первая причина – это буллинг и моббинг (задирание) в школе со стороны сверстников. Самый агрессивный период травли со стороны сверстников – это 5 класс и именно в этот момент ребенок может начать обнаруживать симптоматику фобий. Когда ребенка постоянно дразнят, задирают и унижают (а часто это происходит целой группой) естественно пропадает желание посещать учебное заведение. В данном случае боязнь процесса обучения появляется как «желаемый симптом», который избавляет ребенка от необходимости посещать учебное заведение. Естественно, на сознательном уровне истинные корни страха не видны. Но заметна ярчайшая фобическая и истерическая симптоматика.

Вторая причина – это проблема непедагогического поведения учителей. Многие дети чувствительны к критике, в особенности, когда она носит прилюдный характер. Отчитывание детей перед классом и другие «социальные» наказания способны послужить развитию того же сценария, что и в случае с буллингом.

Третья причина – уже внутрисемейная. Здесь боязнь процесса обучения развивается как ответ на давление со стороны родителей. В качестве такого давления может выступать постоянное недовольство родителями успехами своих детей (даже если они объективно в разы выше среднего). В этом случае ставится вопрос о невротических стилях воспитания в семье и необходимости работы психолога со всей семьей.

Другая семейная проблема – создание ореола вокруг учебы. Ребенок, который живет в среде, которая буквально навязывает ему смысл существования в виде учебы, в какой-то момент психологически ломается и боязнь процесса обучения может стать одной из многих результирующих такого давления.

Разумеется, с началом развития заболевания рациональные причины страха уходят в глубокие слои сознания, а на первое место выходит непосредственно фобия во всем своем многообразии.

Софофобию принято считать неоригинальной в своей симптоматике. В основном это навязчивый страх перед необходимостью посещать учебные заведения и делать что-либо по образованию, тревожность перед ожиданием посещения занятий и т.п. Панические атаки наблюдаются редко, однако их наличие при данном расстройстве говорит о его глубине и необходимости скорейшего психотерапевтического вмешательства.

Зачастую боязнь процесса обучения ошибочно оценивается как девиантность. Однако в своей основе страх обнаруживает феномен тотального избегания: чтобы не попадать в травмирующие ситуации ребенок может даже сбежать из дома, лишь бы предотвратить возникновение опасных для него ситуаций.

В качестве физиологических симптомов можно привести:

  • дрожь;
  • потливость;
  • речевые нарушения (немота, охриплость голоса, чрезмерная речевая активность);
  • тошнота и расстройства ЖКТ;
  • побледнение или покраснение.

К слову, поскольку чаще всего этот страх встречается у детей, они чаще соматизируют его: т.е. исчезает яркая психологическая симптоматика и появляется выраженная «физиологическая».

Лечение (коррекция страха)

Очевидно, что боязнь процесса обучения – это заболевание, способное буквально сломать жизнь ребенку и подростку, если не заниматься соответствующей коррекцией. Образование – это важнейший институт на пути социализации ребенка, который обеспечивает его не только знаниями, но и важными социальными навыками (общение, командная работа, формирования позиций и мнений).

Страх перед обучением – это заболевание, которое нельзя игнорировать и пытаться преодолеть «народными» и «семейными» методами. Во благо ребенка необходима комплексная психокоррекция, а иногда и реабилитация и ребенка, и семьи.

Как и большинство фобий, лечение может включать две линии: фармакологическую и психотерапевтическую. Однако оговоримся, что назначать какие-либо психофармакологические средства ребенку стоит лишь в крайних случаях, когда терапия не дает результатов либо чрезмерно затормаживается из-за состояния ребенка.

Психологическая помочь

Основной фронт работ может иметь три направления:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей в целом;
  • работа с детским коллективом и ребенком.

Отдельно выделим психотерапевтические группы детей.

Первое направление – это собственно «чистая» психотерапия. Поскольку работа проводится с ребенком, нельзя наверняка сказать, какие методы дадут лучший результат. Чаще всего это сочетания игровых видов терапий с психотерапевтическими беседами.

Второй канал работы – семья. С ней работают тогда, когда психологу очевидно, что боязнь процесса обучения развилась как реакция на семейное давление. Как правило, обычно такое патологизирующее влияние семьи вскрывается уже при обращении к специалисту, либо в течение первых сеансов.

Направление работы также строго индивидуально: от налаживания нормальной коммуникации, до проработки с родителями их невротических требований и ожиданий. С ребенком здесь проводится лишь поддерживающая терапия.

Третье русло работы – в основном удел школьных психологов и очень редко – приглашенных специалистов. Крайне актуален и полезен в ситуациях буллинга, да и вообще в неблагоприятных классах. Здесь занятия приобретают характер групподинамического тренинга – дети учатся понимать друг друга и работать вместе. Как правило, система тренингов крайне интересна детям, а на выходе «толпа» детей превращается в слаженный и самоорганизующийся коллектив.

Кратко о таблетках

Лечение детей психокорректирующими веществами (в понимании автора) – неэтично. Во-первых, организм ребенка может дать абсолютно непредсказуемые побочные эффекты, а во-вторых, применение (например, седативных) препаратов способно сказаться на развитии еще несформированных структур мозга.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector