Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Иерусалимский синдром

Медицинский эксперт статьи

Иерусалимский синдром является редким психическим заболеванием и характеризуется патологическими симптомами на основе религиозной тематики, сопровождающихся психозом или бредом. Клинически болезнь была впервые описана Германом Хайнцом израильским специалистом в области психологии в 1930 году. Тем не менее, первые признаки синдрома были описаны путешественником Феликсом Фабером во времена средневековья. Кроме того, много случаев синдрома фиксировали среди туристов XIX века.

[1], [2], [3]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

По статистическим данным этой больницы поступает почти 60 человек в год, бывают моменты, когда в клинике отсутствуют свободные места.

Религиозному бреду подвержены как мужчины, так и женщины Первые идентифицируют себя с Иисусом Христом, вторые с его спутницей Девой Марией.

Статистические данные основываются только на тех пациентах, которые агрессивно вели себя в людных местах. Врачи полагают, что людей, считающих себя мессиями, на много больше, но их поведение не угрожает окружающим и их не помещают в специальные учреждения.

Причины иерусалимского синдрома

Синдрому могут быть подвержены многие туристы. Но, как показали исследования, часть паломников, приехавших на встречу со святыней, уже имела психические проблемы ранее. Таких людей было выявлено около 90% и только у 10% не было таких проблем.

[4], [5], [6]

Симптомы иерусалимского синдрома

Некоторые из паломников и туристов с тонкой психической организацией при встрече с Землей обетованной испытывали чрезвычайный восторг. Человек при осмотре достопримечательностей, всецело проникшись святыней, испытал крайнюю стадию наслаждения. Иерусалимский синдром выражается тем, что люди провозглашают себя на роль мессий и пророков, которых высшие силы направили на Землю для выполнения особых заданий. При этом происходит демонстрация специфического поведения.

В Израиле создана больница, куда поступают такие пациенты. Они становятся жертвами своей собственной чрезмерной чувствительности.

В целом, симптомы данной патологии встречаются у людей глубокой веры, для которых встреча с городом мечты, где происходили библейные события, была особо значительной и долгожданной.

Ухудшение может произойти, если путешественник сильно перевозбужден. Приезжая в Израиль, такой человек может стать узником религиозного экстаза. У такого человека, прибывшего в составе экскурсионной группы нет желания контактировать с другими людьми и он пытается уединиться.

Другой характерной чертой религиозной одержимости является утрата аппетита и сна. Иерусалимский синдром давал о себе знать, когда путешественники совершили ритуальное омовение с переодеванием в специальную одежду. Затем возвращаясь к себе в номер они часто обматывались простынями, и начинали «проповедовать».

Это состояние длится не долго, и по прошествии несколько дней, люди не могли вспомнить, что с ними случилось. Конечно, пациент смущается и испытывает стыд за свое поведение за то время, когда он выполнял свою миссию. первые признаки

Первые симптомы иерусалимского синдрома, бывают самыми разнообразными. Описан случай, когда американский турист решил, что он Самсон. Библейский герой, благодаря своей нечеловеческой силе был назван неистовым. По библейской легенде Самсон победил могучего льва, разодрав его огромную пасть. Он мог победить огромное количество врагов без оружия.

Экскурсант, назвавшийся Самсоном, решил, что ему дана такая же сила. В качестве тренировки он решил убрать несколько камней из Стены Плача, полагая, что они расположены не правильно.

В результате, самозванца доставили в специализированную клинику. Затем он буйно вел себя в психбольнице, медики приложили немало усилий для его успокоения и лечения. Благодаря адекватному лечению пациент полностью восстановился и отправился домой.

Основные симптомы иерусалимского синдрома включают в себя:

  • изоляцию от людей, желание одному посещать святыни;
  • создание священных одежд путем обматывания полотнищами белого цвета;
  • воздержание от сна и еды;
  • идентификация с персонажами библейских рассказов;
  • обезличивание;
  • бред, связанный с религиозными представлениями;
  • возбуждение, гиперкинезия;
  • приступы мании величия;
  • минимум эмоций;
  • приступы истерии;
  • дереализация;
  • громогласное проповедование.

Наибольшую опасность представляет сочетание шизофрении в различных формах с истероидностью личности и религиозной установкой.

Страдающие шизоидными состояниями кроме бреда испытывали галлюцинации разного характера, с истеричными лицами возникали афония с припадками с нарушением двигательной активности.

Наибольшее количество таких случаев происходит у Стены Плача, где можно заметить кроме верующих, совершающих молитву, и людей бьющихся в истерике.

Иерусалимский синдром: что это такое, его проявления и методы лечения

Иерусалимский синдром – состояние, возникающее у человека при посещении города Иерусалима, характеризующееся бредовыми идеями религиозного типа, манией величия, изменениями в поведении.

Данный синдром считается достаточно редким, проявляющимся только под воздействием эмоций и обстановки в священном городе. В год около 100 человек среди паломников, путешественников, туристов сталкиваются с этим синдромом. В психиатрической лечебнице, работающей на территории Иерусалима, имеется специальное отделение, куда попадают люди, находящиеся в подобном состоянии.

В научной сфере этот синдром был официально описан в 1930 году, однако случаи его проявления фиксировались и ранее. Это психическое расстройство является кратковременным и проходит за несколько суток или недель; приходя в себя, человек может стыдиться своего поведения или вовсе не помнить о том, как он вел себя в момент обострения.

В ситуации, когда состояние больного сопровождается ярко выраженной агрессией или присутствует переход от сильной эйфории к депрессии и обратно, обязательно требуется вмешательство со стороны психиатров. Но даже если человек ведет себя более-менее спокойно, не нанося вреда себе или окружающим его людям, обратиться к психотерапевту все-таки рекомендуется. Работа со специалистом, возможный кратковременный прием некоторых лекарственных препаратов позволят больному быстрее вернуться к привычной жизни.

Причины и группа риска

Все туристы, даже не являющиеся религиозными людьми, приезжая в Иерусалим, испытывают чрезмерный восторг. Обстановка вокруг производит сильное впечатление. Но среди путешественников и паломников можно выделить определенные группы людей, которые наиболее подвержены возникновению иерусалимского синдрома.

Группа риска

Люди эмоциональные, впечатлительные, импульсивные, конформные в наибольшей степени подвержены угрозе изменения психического состояния. Дополнительно повлиять на самочувствие могут длительный стресс, увлечение религиозными идеями.

Некоторые специалисты считают, что данный синдром является подобием защитной реакции при вытесненных из сознания истинных желаниях и потребностях, «бегством» от реальной жизни. На время человек забывает о проблемах, физическом самочувствии, нереализованных идеях и мечтах.

Данному кратковременному расстройству могут быть подвержены как абсолютно здоровые личности, мужчины и женщины, так и лица, у которых ранее были случаи обращения за помощью к психиатрам или психотерапевтам. Если человек страдает каким-либо нарушением психики, например, депрессией, шизофренией, подвержен истерическим состояниям, то риск развития синдрома значительно повышается. При этом проявления негативного состояния могут сопровождаться дополнительными признаками той или иной болезни.

Ярко протекать данное психическое расстройство способно у людей, которые находятся как бы в пограничном состоянии (имеются склонности для развития той или иной болезни психического характера). Такие личности не проявляют агрессии и негативизма, однако их поведение может быть крайне демонстративным. Нередко больные одержимы определенными религиозными идеями, которые фигурируют в бредоподобных высказываниях в моменты обострения.

Причины синдрома

Типичная причина возникновения иерусалимского синдрома – пребывание на территории священного города. Окружающая атмосфера, обстановка, в которую попадает человек, наполненная чужими эмоциями, провоцируют состояние. Здесь также может играть роль «эффект заражения», особенно актуальный для людей восприимчивых. Находясь среди паломников в определенных местах, человек невольно попадает под влияние.

Скрытые или выявленные психические заболевания способны ухудшить самочувствие. Имеющиеся какие-либо внутренние конфликты и личные неразрешенные проблемы, психологические травмы также способствуют развитию психического расстройства.

Если посещение Иерусалима было давней мечтой, особенно для очень религиозного человека, то всплеск эмоций от нахождения в этом городе вызывает изменения в поведении, мыслях. Усталость, испытанная ранее сильная нагрузка у паломников также подготавливают почву для эйфории в момент прибытия в Иерусалим.

Проявления (симптомы)

Заметить перемены в человеке при развитии подобного расстройства совсем нетрудно. Они проявляются в словах больного, в его поведении, внешнем виде, общем физическом и психическом состоянии.

Типичными моментами являются бредоподобные мысли (мания величия), когда личность начинает именовать себя Мессией, пророком, отождествлять с какими-либо библейскими персонажами. В этих ситуациях человек совершенно некритичен к себе, его бесполезно пытаться переубедить. И такие действия способны спровоцировать истерику или агрессию.

Очень ярким признаком синдрома становится облачение в белые одежды, закутывание в занавески или простыни и выход в таком виде на улицы города. Находясь среди людей, человек с иерусалимским синдромом может начать читать проповеди, выкрикивать цитаты и отдельные стихи из Библии. При этом со стороны поведение обычно выглядит демонстративным.

При наличии дополнительных психических болезней человек может слышать голоса в голове, впадать в истерическое состояние; отмечаются галлюцинации, хаотичность в поведении, повышенная активность. При этом бесконтрольная эйфория легко сменяется на депрессивные проявления. В ряде случаев человек не показывает чрезмерные эмоции (возникает эмоциональная скупость), уходит в себя, стремится к уединению, избегает контакта с туристическими группами.

Большинство возможных проявлений расстройства

Симптомы могут изменяться в зависимости от состояния психики, погруженности в религию, личностных черт.

Однако чаще всего встречаются следующие признаки, которые нередко проявляются комплексно:

  • нарушение сна и аппетита, мигрень, тошнота и рвота, головокружение, психомоторное возбуждение, двигательная активность, истерия;
  • потеря контроля над действиями и мыслями, нарушение мышления и восприятия окружающей реальности, времени, невозможность личностной идентификации (человек не способен сказать, кто он есть на самом деле);
  • бред, мания величия, навязчивые идеи;
  • демонстративность поведения, отсутствие критики к внешнему виду, скупость на эмоции, отрешение от мира, желание порвать всяческие контакты с родственниками и друзьями;
  • чувство внутреннего очищения, воодушевления на фоне значительной внушаемости.

Методы лечения

Данный синдром не является прогрессирующим заболеванием, которое в любом варианте требовало бы принудительной госпитализации и продолжительного лечения. Насильственное отправление в лечебницу обычно совершается лишь в случаях, когда у больного ярко выражено деструктивное поведение.

Коррекция самочувствия у человека с зафиксированным иерусалимским синдромом может протекать с помощью специальных медикаментов, если того требует состояние, и с помощью психотерапевтического подхода.

Лекарственное лечение

Медикаментозная терапия обычно требуется в ситуациях, когда отмечаются галлюцинации, истерические припадки, различные деструктивные проявления. Обычно ухудшение состояния вызывается сопутствующим психическим отклонением или склонностью к развитию какого-либо заболевания. В таком случае лечение назначается, исходя из общих симптомов.

Читать еще:  Депрессия у женщин: симптомы и способы лечения

Чаще всего лицам с данным синдромом прописывается кратковременный курс нейролептиков, транквилизаторов, различных седативных препаратов. При наличии выраженных депрессивных проявлений могут быть уместны антидепрессанты в небольших дозах. Однако лечение специальными средствами не длится долго, его обычно не требуется продолжать, когда состояние нормализуется.

Психотерапия

Психотерапевтическая коррекция выступает основным методом лечения иерусалимского синдрома. Чаще всего бывает достаточно проводить личные беседы с пациентом, давая ему возможность выговориться, рассказать о внутренних переживаниях и ощущениях. И здесь крайне важен индивидуальный подход к каждому человеку.

Среди методов психотерапии предпочтение может отдаваться поведенческому и когнитивному подходам. Если на фоне состояния открываются какие-либо дополнительные психологические проблемы, например, обнаруживается повышенная тревожность, то работа направляется и на коррекцию таких проявлений.

Данное психическое нарушение обычно проходит быстро, при этом не оставляя после себя негативные последствия. В большинстве случаев для изменения состояния бывает достаточно покинуть территорию города или хотя бы изолироваться от окружающей обстановки. Однако не стоит пренебрегать помощью со стороны соответствующих специалистов, если не хватает сил самостоятельно взять под контроль эмоции и устранить изменения в поведении.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Игры в Иисуса и таинственные пропажи: что такое иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром — это редкая форма психического расстройства, при которой человека посещают навязчивые религиозные мысли. Люди в таком состоянии склонны принимать себя за мессий и персонажей библейских историй. О том, что это, какие формы бывают у этого расстройства, и о самых известных прецедентах читай в новой статье Royal Cheese.

Паломничество в пустыню и интерпол

В 2017 году Оливер Макафи, 29-летний британец, принял решение бросить работу садовника и отправиться в велотур на Святую землю. Он проехал всю Европу (из Эссекса в Иерусалим) и преодолел 14.000 километров на своем шоссейном велосипеде. История чудесная и говорит о стойком духе этого человека, но если бы все ограничилось рассказом о его достижении — он бы не оказался тут.

«Наш друг Олли Макафи пропал в Израиле — пожалуйста, помогите нам найти его».

Это слова из официальной группы в Фейсбуке, которая посвящена поискам Оливера. Будучи в Иерусалиме, он прекратил выходить на связь. В декабре того же года его родственники обратились в местную полицию с заявлением об исчезновении велосипедиста. Израильские власти предприняли попытку найти его самостоятельно, но безуспешно. В итоге друзья Оливера подняли резонанс в СМИ, и к поискам присоединились случайные путешественники. Именно они нашли след и наткнулись на личные вещи Макафи. Кошелек, ключи, планшет и вырванные страницы из Библии были найдены энтузиастами около кратера Рамон — места, с которого начинается огромная пустыня. Спустя некоторое время был найден его велосипед и прочие личные вещи. Все, кроме паспорта. К делу на этом этапе подключился интерпол, который стал работать в связке с местной полицией.

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Евангелие от Марка, 1:13

Эти строки, вырванные из Библии, были найдены на месте последней стоянки Оливера. Было высказано предположение, что британца настиг иерусалимский синдром. Возможно, Макафи возомнил себя Иисусом и решил повторить библейский сюжет, отправившись в пустыню на 40 дней и 40 ночей. В пользу этой гипотезы говорит радикальная набожность Оливера — об этом рассказывали его знакомые, друзья и родственники. С этого момента над пустыней стали летать вертолеты, но безуспешно — велосипедист бесследно исчез. Последний раз его видели 21 ноября 2017 года, и с тех пор он ни разу не выходил на связь.

«Пожалуйста, присоединяйтесь к нам в воззваниях к Божьей милости и молитесь, чтобы Олли был найден в целости и сохранности. Мы выражаем благодарность за тяжелую и значительную работу, проделанную всеми группами в Израиле».

Друзья и родственники Оливера до сих пор не теряют надежды найти его, Лаура Макафи на своей странице в Фейсбуке из года в год отмечает его дни рождения. 13 августа 2020 года Оливеру стукнет 32 года.

Как распознать иерусалимский синдром

Пашковский Владимир Эдуардович, профессор психологии и наркологии, в своей работе «Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями» выделяет три вида иерусалимского синдрома:

  1. Психотический. Это когда у человека была ранее выявлена ментальная болезнь, и на этом фоне он отправляется в религиозные места. Пример из жизни: был случай, когда больной ассоциировал себя с Самсоном — героем из ветхозаветных преданий, который обладал силой Геркулеса. В итоге он был одержим идеей передвижения каменных блоков, формирующих Стену Плача в Иерусалиме. После попытки осуществить задуманное был доставлен в госпиталь в состоянии крайнего возбуждения. Таким пациентам свойственна одержимость идеями религиозного реформаторства, особой миссии и чудесного исцеления.
  2. Пограничный. Проявляется у людей с религиозным мировоззрением. Отличительные особенности: магическое мышление и вера в чудеса. Они носят одежды, в которые, по их мнению, были одеты апостолы. Склонны привлекать к себе внимание СМИ. Что интересно, поведение таких людей не сопровождается административными правонарушениями. В их голове все упорядочено, и за счет этого, как правило, они не госпитализируются.
  3. Дискретный. Самая интересная группа. Этому виду синдрома подвержены люди, у которых никаких психических расстройств не было. В Иерусалим такие пациенты часто прибывают как туристы: с семьями и друзьями. В ходе визита у них возникают навязчивые мысли, беспокойство и напряженность. Это в итоге заставляет их отстраняться от близких и посещать святые места в одиночку. Что интересно, такие люди склонны делать из простыней балахоны. Получаются греческие хитоны — традиционные наряды монахов в разных культурах. В тяжелых формах иерусалимского синдрома такие люди начинают громко распевать молитвы, псалмы и проповедования. Если вовремя не вмешаться, они могут получить психологическое расстройство на постоянной основе.

Сам факт религиозности увеличивает шансы возникновения синдрома, но тип вероисповедания пациента в этом смысле ни на что не влияет, кроме его проявлений. Это с равным успехом может быть иудей, мусульманин или христианин. Мусульмане отождествляют себя с пророком Мухаммадом, христиане — с Иисусом. К этому добавь бесчисленный пантеон божеств, героев-воинов, вождей и мучеников. Место, где осуществляются религиозные процессии и есть скопления людей, — это мощный триггер. Храмы, хрестоматийные места и всеобщая атмосфера причастности к божественному — тоже.

Доктор Гарун-аль-Айболит лечит синдром

До 2010 года прецедентов с иерусалимским синдромом фиксировали по 50-100 за год. Под это дело там даже открылась собственная клиника, которая фиксировала и изучала каждый случай проявления синдрома. Иерусалимский психолог Яир Бар-Эл, эксперт по иерусалимскому синдрому, в нулевых выступил с докладом, где описывались подверженные этому отклонению люди. В группу риска он отнес следующие группы:

  • люди с психическими заболеваниями, в частности с шизофренией;
  • люди с религиозным мировоззрением;
  • люди из ультрарелигиозных семей.

Большая часть зафиксированных случаев иерусалимского синдрома относилась к этим группам. Но психологи и ученые насторожились, когда среди пострадавших стали находиться люди, далекие от религии. Когда люди с жалобами на синдром попадают в больницу, с ними проводят беседу. Им дают высказаться, и на основании их историй складывается клиническая картина. Большая часть таких людей не опасна — их сразу выписывают. Потенциально опасные пациенты подвергаются медикаментозному лечению, но самый действенный способ — вывести человека из религиозного места. Именно обстановка выступает триггером к искаженному восприятию реальности у людей.

Иерусалимский синдром содержит в себе несколько форм проявления. Показать себя он может везде — особенно в религиозных местах. В тяжелых случаях подверженные этому отклонению представляют опасность. Так было, например, с Майлом Роханом, который поджег мечеть Аль-Акса в Мекке. Но большая часть случаев проявления заболевания безобидна. В настоящее время больница Кфар Шауль регистрирует по 100 человек в год с этим синдромом. Почти половина из них оказывается в больнице. Люди теряются, исчезают и совершают странные поступки под влиянием иерусалимского синдрома. Сегодня эта проблема недостаточно разработана, и, возможно, в ближайшие годы человек прольет свет на истинные причины феномена.

Иерусалимский синдром — Jerusalem syndrome

Иерусалимский синдром представляет собой группу психических явлений , связанных с наличием религиозно-тематических навязчивых идей, манией или других психозов -like переживаний, которые вызваны посещением города Иерусалима . Он не является присущим одной религии или вероисповеданию, но затронул евреев , христиан и мусульман самого разного происхождения. Он не указан в качестве признанного состояния в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств или Международной классификации болезней .

Самым известным, хотя и не самым распространенным проявлением иерусалимского синдрома является феномен, при котором человек, который ранее казался уравновешенным и лишенным каких-либо признаков психопатологии, становится психотиком после прибытия в Иерусалим. Психоз характеризуется интенсивной религиозной тематикой и обычно полностью выздоравливает через несколько недель или после того, как его перебросят с места происшествия. Религиозная направленность иерусалимского синдрома отличает его от других явлений, таких как синдром Стендаля во Флоренции или Парижский синдром в Париже .

В статье 2000 года в British Journal of Psychiatry Bar-El et al. утверждают, что идентифицировали и описали специфический синдром, который возникает у туристов, ранее не имевших психиатрического анамнеза. Однако это утверждение было оспорено М. Калианом и Э. Витцтумом. Калиан и Вицтум подчеркнули, что почти все туристы, продемонстрировавшие описанное поведение, были психически больными до прибытия в Иерусалим. Они также отметили, что из небольшой части туристов, у которых якобы развился спонтанный психоз после прибытия в Иерусалим, Бар-Эль и др. не представили никаких доказательств того, что туристы были задолго до своего прибытия в город.

Содержание

Иерусалимский синдром ранее рассматривался как форма истерии, называемая «ядом иерусалимской ссоры» или « fièvre Jérusalemienne ». Впервые он был клинически описан в 1930-х годах иерусалимским психиатром Хайнцем Германом, одним из основоположников современных психиатрических исследований в Израиле. Обсуждается, возникает ли такое поведение конкретно в результате посещения Иерусалима, поскольку подобное поведение было отмечено в других местах, имеющих религиозное и историческое значение, таких как Мекка и Рим (см. Синдром Стендаля ). Известно, что случаи синдрома наблюдались уже в средние века , поскольку он был описан в маршруте Феликса Фабри и биографии Марджери Кемпе . Другие случаи были описаны в обширной литературе посетителей Иерусалима в XIX веке.

Читать еще:  Всд по кардиальному типу: как проявляется и лечится

Bar-El et al. предположил, что с приближением 2000 года большое количество обычных посетителей может пострадать из-за сочетания их присутствия в Иерусалиме и религиозного значения тысячелетия, что приведет к значительному увеличению числа госпитализаций с синдромом Иерусалима. Несмотря на небольшое увеличение числа госпитализаций туристов с увеличением общего числа туристов в Иерусалиме в 2000 году, опасная эпидемия иерусалимского синдрома так и не материализовалась.

Классический Иерусалимский синдром, при котором посещение Иерусалима, кажется, вызывает интенсивный религиозный психоз, который быстро проходит после или после отъезда, является предметом дискуссий в медицинской литературе. Большая часть дискуссий была сосредоточена на том, является ли данное определение иерусалимского синдрома отдельной формой психоза или просто повторным выражением ранее существовавшего психотического заболевания, которое не было подхвачено медицинскими властями в Израиле.

В ответ на это Bar-El et al. классифицировал синдром на три основных типа, чтобы отразить различные типы взаимодействий между посещением Иерусалима и необычными или связанными с психозом мыслительными процессами. Однако Калиан и Вицтум возразили, заявив, что Бар-Эл и др. не представили никаких доказательств, подтверждающих представленную подробную типологию и прогноз, и что типы на самом деле кажутся не связанными, а не различными аспектами синдрома .

Иерусалимский синдром, наложенный на предыдущее психотическое заболевание. Это относится к людям, у которых уже было диагностировано психотическое заболевание до их посещения Иерусалима. Обычно они приезжают в город из-за влияния религиозных идей, часто с целью или миссией, которую, по их мнению, необходимо выполнить по прибытии или во время их пребывания. Например, пострадавший может считать себя важной исторической религиозной фигурой или на него могут повлиять важные религиозные идеи или концепции (например, причина пришествия Мессии или второго пришествия Христа ).

Иерусалимский синдром накладывается и осложняется идиосинкразическими представлениями. Это не обязательно принимает форму психического заболевания, а может быть просто культурно аномальной одержимостью значимостью Иерусалима либо как отдельного человека, либо как части небольшой религиозной группы с идиосинкразическими духовными убеждениями.

Иерусалимский синдром как дискретная форма, не связанная с предыдущим психическим заболеванием. Это описывает наиболее известный тип, когда ранее психически уравновешенный человек становится психотиком после прибытия в Иерусалим. Психоз носит ярко выраженный религиозный характер и обычно проходит до полного выздоровления через несколько недель или после выселения из места жительства. Он имеет некоторые общие черты с диагностической категорией «краткого психотического эпизода», хотя был отмечен отчетливый образец поведения:

  1. Беспокойство, возбуждение, нервозность и напряжение, а также другие неуточненные реакции.
  2. Заявление о желании отделиться от группы или семьи и совершить поездку по Иерусалиму в одиночку. Гиды, осведомленные об Иерусалимском синдроме и значении таких заявлений, могут на этом этапе направить туриста в лечебное учреждение для психиатрической экспертизы, чтобы предотвратить последующие стадии синдрома. Если без присмотра, эти этапы обычно неизбежны.
  3. Потребность в чистоте и чистоте: одержимость принятием ванны и душа; навязчивое обрезание ногтей на руках и ногах.
  4. Подготовка, часто с помощью гостиничного постельного белья, длинного, до щиколоток, похожего на тогу платья, которое всегда белого цвета.
  5. Необходимость кричать псалмы или стихи из Библии, громко петь гимны или спиричуэлы. Проявления этого типа служат предупреждением для персонала отеля и гидов, которые затем должны попытаться отправить туриста на профессиональное лечение. В противном случае будут развиваться две последние стадии.
  6. Процессия или марш к одному из святых мест Иерусалима, например к Стене Плача.
  7. Чтение проповеди в святом месте. Проповедь обычно основана на призыве к человечеству вести более здоровый, нравственный и простой образ жизни. Такие проповеди обычно плохо подготовлены и бессвязны.
  8. Параноидальное убеждение, что агентство иерусалимского синдрома преследует человека, вызывая у него симптомы психоза посредством отравления и приема лекарств.

Bar-El et al. сообщили о 42 таких случаях за период 13 лет, но ни в одном случае они не смогли подтвердить, что состояние было временным.

Распространенность

Сообщалось, что в течение 13 лет (1980–1993 гг.), В течение которых проводился анализ госпитализаций в Центр психического здоровья Кфар Шауль в Иерусалиме, в эту клинику были направлены 1200 туристов с серьезными психическими проблемами, связанными с Иерусалимом. Из них 470 человек были госпитализированы. В среднем ежегодно посещают 100 таких туристов, 40 из них нуждаются в госпитализации. Ежегодно Иерусалим посещают около трех с половиной миллионов туристов. Калиан и Вицтум отмечают, что по отношению к общему количеству туристов, посещающих город, это не сильно отличается от любого другого города.

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.

Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей, и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа) вызывает значительное ухудшение состояния.

В расширенном смысле термин употреблён в названии одноимённого романа Дины Рубиной.

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане всех возможных конфессий. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное поведение может наблюдаться у паломников в Мекке.

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах израильским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп. Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.

Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (en:Denis Michael Rohan). 21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстонга (en:Herbert W. Armstrong), основателя так называемой Всемирной Церкви Бога (Worldwide Church of God). Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана. Ортодоксальный Верховный Раввинат Израиля также осудил попытку поджога. В соответствии с действующим и в настоящее время решением израильского раввината вплоть до пришествия Мессии ни один еврей не должен появляться на Храмовой горе.

В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторые увеличение случаев Иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.

Содержание

Психиатрическая больница Кфар Шауль

Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является израильская больница Кфар Шауль (en:Kfar Shaul Mental Health Center). За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжёлыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.

В настоящее время этот показатель составляет в среднем 100 человек в год, из которых в больнице оказывается в среднем 40. Данный показатель является относительно небольшим по сравнению с общим количеством туристов в Иерусалиме (до двух миллионов человек в год). По мнению психиатров Калиана и Вицума, данная пропорция ничем не отличается от любого другого города мира.

Иерусалимский синдром – отчет о болезни

Авторы: Анна Полещук, Лукаш Свенчицки

Пер. с англ. Н.Д. Фирсовой

Термин «иерусалимский синдром» был введен в 1982 году Яиром Бар-Эл из Центра психического здоровья Кфар Шаула, где в течение 13 лет (с 1980 по 1993 год) было замечено, что примерно у 100 человек в год развиваются психотические симптомы с религиозным содержанием, вызванные посещением Иерусалима, 40 из них требовали госпитализации.

В литературе отсутствуют свежие эпидемиологические данные о распространенности этого синдрома. По всей вероятности, феномен наблюдается с тех пор, как Иерусалим стал местом паломничества – об этом свидетельствуют некоторые случаи, наблюдавшиеся в средние века, и возросшая заболеваемость в XIX веке. Бар-Эл и его коллеги, в соответствии со своим клиническим опытом, выделили три основных типа людей, страдающих иерусалимским синдромом, в зависимости от психиатрической истории пациента и клинических проявлений. Они также продемонстрировали некоторые примеры из своей клинической практики.

Тип I

К первой группе относятся люди с историей психического расстройства, которые приезжают в Иерусалим под влиянием религиозного бреда. Эта группа пациентов делится на четыре подгруппы.

Читать еще:  Весенняя депрессия: когда возникает, симптомы и лечение

Люди с первым подтипом убеждены, что они являются персонажами из Ветхого или Нового Завета. Израильские авторы описали случай, когда американец, страдавший шизофренией, отождествлял себя с Самсоном, был убежден, что у него есть миссия и пытался вытащить камень из Стены Плача.

Ко второму подтипу относятся люди, имеющие религиозную или политическую идею. Они посещают Иерусалим с целью в нем действовать. Например, австралийский турист, который поджег мечеть Аль-Акса в 1969 году и таким образом вызвал кровавые беспорядки, длившиеся несколько дней.

Люди с третьим подтипом имеют некоторые волшебные идеи относительно целебных свойств Иерусалима. Считается, что писатель Гоголь страдал этим подтипом синдрома, но достоверно это не установлено.

Люди с четвертым подтипом несколько раз приезжают в Иерусалим из-за рецидива болезни, руководствуясь бредом, касающимся своей семьи. В этом случае трудно объяснить, каково значение Иерусалима в развитии их психоза и что является непосредственной причиной посещения этого города.

Тип II

Вторая группа состоит из людей с расстройствами личности или идеей фикс, у них нет подтвержденных психических заболеваний, хотя их странные религиозные идеи не далеки от бреда. Они действуют в основном группами, реже в одиночку. Вероятно, это довольно большая часть страдающих иерусалимским синдромом, их группы заметны в святых местах, но обычно психиатрические службы на них не реагируют.

Тип III

Третий тип иерусалимского синдрома, также называемый «несмешанным» или «чистым», считается наиболее интересной формой и включает относительно небольшое число пациентов. Он развивается у ранее здоровых людей (без истории психотических расстройств, значительных проблем с работой или семьей или злоупотребления психоактивными веществами). Они прибывают в Иерусалим как обычные туристы без особой миссии или цели. Обычно их сопровождают их друзья или родственники в организованном туре по странам Средиземноморья. У этих людей иерусалимский синдром развивается в семь этапов.

Вначале они озабочены, взволнованы, напряжены и имеют другие неспецифические симптомы. Затем они хотят отделиться от группы и посетить Иерусалим в одиночку. За этим следует необходимость в принятии ванн и душа, навязчивое подстригание ногтей на руках и ногах. Они носят белую простыню и кричат или поют громко псалмы или стихи из Библии. В конечном итоге они отправляются в одно из святых мест, чтобы «проповедовать», бессвязно призывать к моральному поведению. У этих пациентов нет зрительных или слуховых галлюцинаций, они знают, кто они, и не притворяются кем-то другим. Симптомы разрешаются через 5-7 дней. Короткий психотический эпизод завершается полным выздоровлением. Такие пациенты нуждаются в лечении и, как правило, получают его, но выздоровление бывает спонтанным и не обязательно связано с лечением. Известно, что отъезд из Иерусалима облегчает лечение и часто необходим для выздоровления. После выздоровления пациенты помнят свое поведение и стыдятся этого, они не хотят говорить о своих действиях и возвращаться в Иерусалим.

Авторы из Иерусалима считают, что в основе этого типа синдрома раскол лежит между идеалистическим образом священного города у людей, выросших в религиозных семьях, и настоящим Иерусалимом, современным городом, являющимся центром религиозных конфликтов.

Вероятно, подобные психиатрические симптомы возникают и у людей, посещающих Мекку, святые места в Индии и христианские места поклонения Деве Марии, однако они плохо документированы.

Описание случая

62-летнюю женщину ее семья привезла в больницу прямо из аэропорта после прибытия из Израиля. Она была с мужем в туре по Израилю и Египту. Ее мужу пришлось организовать более раннее возвращение из-за ухудшения ее психического состояния. Внезапно она впала в возбуждение, у нее появились перепады настроения, бессонница. Она сосредоточилась на чистоте своего окружения, лизала пол в гостинице. Пациентка демонстрировала странное поведение, во время осмотра достопримечательностей давала людям воду, утверждая, что это вино, не хотела покидать церковь, горячо молилась и желала покинуть туристическую группу, заявила о намерении поступить в орден. Она ударила себя в живот, будучи убежденной, что одержима.

В прошлом, около 20 лет назад, пациентка однажды была госпитализирована в психиатрическое учреждение. Во время собеседования ее муж (документация, касающаяся последнего пребывания пациентки в больнице, не была доступна, позже больная призналась, что спрятала ее) описал предыдущий приступ как острый психотический эпизод, который был связан с их посещением Ватикана и рабочей поездкой в Турцию. Принимая во внимание временной промежуток, мужу пациентки было трудно вспомнить все события в подробностях. Психиатрическую помощь она получала недолго и нерегулярно, после первого приступа ей назначали трифлуоперазин.

Пациентка замужем более 20 лет, имеет одного сына. В то время она была на пенсии, а прежде с мужем работала в коммерции. Без проблем справлялась с работой и в течение нескольких лет помогала своей свекрови. Она узнала о разводе своего сына за несколько месяцев до настоящего эпизода, и это стало потрясением для нее. Семейная история психических расстройств была отрицательной, также она отрицала употребление алкоголя или наркотиков.

При поступлении она была поверхностно контактна, разговорчива, возбуждена, с изменчивым настроением, раздражительна, демонстрировала бред религиозного содержания и бредовое отношение к мужу и священнику, сопровождавшими ее в путешествии.

После поступления были срочно проведены основные лабораторные исследования, электрокардиограмма и компьютерная томография головного мозга. В анализах не было обнаружено никаких отклонений. В течение первых трех дней пациентка получала оланзапин в дозе до 20 мг в день (вначале в виде внутримышечных инъекций, позже перорально). Принимая во внимание отсутствие эффекта этого лечения, оланзапин заменили галоперидолом в дозе до 15 мг в день сначала внутримышечно, затем перорально. Сразу после введения препарата состояние улучшилось.

Во время пребывания пациентки в больнице умерла свекровь, о которой она заботилась. В этот период она время от времени принимала гидроксизин перорально, поскольку переживала и с трудом могла уснуть. Выписалась через 30 дней, полностью выздоровев, с осознанием своей болезни и предписанием принимать 8 мг галоперидола в день. Пациентка и ее муж решили, что больше никогда не станут посещать места, связанные с религиозным культом.

Обсуждение

У описанной пациентки развитие острого психотического эпизода было напрямую связано с визитом в Иерусалим в туристических целях. В ее поведении можно увидеть некоторые этапы развития «чистого» или «несмешанного» иерусалимского синдрома, продолжительность психиатрических симптомов была относительно короткой, они прекращались почти сразу после введения антипсихотических препаратов.

Диагноз иерусалимского синдрома третьего типа у этой пациентки подвергается сомнению историей ее предыдущего психотического эпизода 20 лет назад, который, в свою очередь, был связан с посещением Ватикана. Однако, принимая во внимание течение и клинические проявления расстройства, диагностические критерии шизофрении не подтвердились. Среди разных авторов нет консенсуса по вопросу, является ли иерусалимский синдром особым, специфическим расстройством, или рецидивом шизофрении. Остается открытым вопрос, является ли Иерусалим и его значение для посетителей патогенным фактором, или это всего лишь фактор, который усугубляет предшествующую патологию и формирует содержание иллюзий и место, где поведение больных людей становится более заметным.

Авторы термина «несмешанный иерусалимский синдром» подчеркивали, что у них не было информации о дальнейшем развитии болезни у людей с этим синдромом, и это затрудняет полное понимание данного феномена. Принимая во внимание острое начало, относительно короткую продолжительность симптомов и его особенности, у пациентки было диагностировано острое полиморфное психотическое расстройство без признаков шизофрении в соответствии с критериями ICD-10.

Симптомы, возникшие у описанной пациентки, можно рассматривать в более широком контексте расстройств, встречающихся у путешественников. Несколько авторов описывают ряд факторов, влияющих на психическое состояние людей, которые путешествуют: изменение повседневной жизни, незнакомое окружение, близость иностранцев или незнакомцев, бездеятельность, чувство изоляции и межкультурные различия. В случае описанного иерусалимского синдрома эти факторы в сочетании с особым значением Иерусалима для евреев, христиан и мусульман могут спровоцировать острый психотический эпизод. В свою очередь, для развития схожего синдрома Стендаля или синдрома Флоренции, важны эмоции, вызванные произведениями искусства, собранными во Флоренции. Посетители в этой ситуации также испытывают беспокойство или даже психотические симптомы. Название синдрома происходит от имени французского писателя, который испытал дежавю и волнение в такой ситуации. По словам автора этого термина Магерини, такие реакции происходят обычно у людей с историей психических расстройств (аналогично иерусалимскому синдрому).

Следующим примером психических расстройств, возникающих в связи с путешествиями, являются психотические симптомы у людей, которые заблуждаются в аэропортах (синдром удивления в аэропорту или синдром аэропорта). В отличие от страдающих иерусалимским синдромом, они не осознают своей личности, откуда они приехали и куда направляются. У некоторых из них симптомы разрешаются после отдыха, однако чаще это затрагивает людей с предыдущими психотическими расстройствами, которые под влиянием психического заболевания прибывают в аэропорт, не обязательно собираясь путешествовать.

Также описаны психотические, аффективные и невротические симптомы у японцев, посещающих Париж, обычно называемые парижским синдромом. Важную роль здесь приписывают иностранному языку, культурным различиям, чувству изоляции, а также разрывом между потребностями путешественника и реальным образом города и его граждан. В этом случае мы также можем найти людей с предыдущими психическими расстройствами и других, у которых симптомы развиваются спустя некоторое время после прибытия во Францию.

В заключение, у некоторых людей с историей психического расстройства, путешествия в места, вызывающие сильные эмоции, могут спровоцировать эпизод болезни, хотя такое может происходить и с ранее здоровыми людьми. Для лиц без истории психических расстройств с третьим типом иерусалимского синдрома важно раннее врачебное вмешательство, отъезд из Иерусалима и контакт с семьей. Эти меры предотвращают развитие полномасштабного заболевания и способствуют оперативному восстановлению.

В клинической практике важно учитывать место назначения путешествующего пациента и возможные факторы, способные спровоцировать рецидив. Имеет значение обеспечение пациента и его компании правильной информацией во время поездок.

Являются ли психиатрические симптомы иерусалимского синдрома острым психотическим расстройством с хорошим исходом или же рецидивом шизофрении, по-прежнему следует рассматривать в каждом отдельном случае индивидуально.

Второй отдел психиатрии Института психиатрии и неврологии
Заведующий кафедрой проф. Тадеуш Парновски

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector