Акцентуация характера: классификация, причины и лечение

Акцентуация характера: классификация, причины и лечение

Акцентуация характера: что это такое, типы по Личко и Леонгарду

Акцентуации характера – это сильно выраженные особенности характера, которые находятся на границе с психопатиями. При акцентуациях определенные черты являются настолько выраженными по отношению к другим характеристикам, что представляются непропорциональными общей картине личности.

Впервые о понятии акцентуаций заговорил Леонгард К – германский психиатр, который под этим термином понимал излишнюю выраженность личностных черт, которые при неблагоприятных условиях принимают патологические формы. В отечественной практике приемником немецкой школы стал Личко А.Е., который на основе работ Леонгарда разработал свою классификацию акцентуаций и ввел в практику само понятие «акцентуации характера».

Конечно, любые типы акцентуаций не стоит считать расстройством, однако стоит учитывать, что акцентуация – благодатная почва для развития психозов, неврозов и психосоматических нарушений.

По правде говоря, грань между «нормой» и патологией настолько тонка, что втиснуть между ней еще и пограничные акцентуации крайне сложно. Чтобы диагностировать акцентуацию, необходимо длительное время.

Классификации

Акцентуации условно можно разделить на скрытые и явные. Явная форма – это как раз пограничное состояние, которое красной нитью проходит через всю жизнь человека.

Скрытая форма проявляется лишь в условиях психотравмирующей или стрессовой ситуации и, в общем-то, является нормальным явлением. Важно заметить, что акцентуации динамичны, в течении жизни они видоизменяются, однако в основе остается один и тот же фактор.

Теперь рассмотрим акцентуации личности по Личко А.Е.:

  1. Гипертимный. Гиперактивный тип с высоким жизненным тонусом и практически всегда поднятым настроением. Не переносят однообразной, долгой или неинтересной работы, из-за чего часто хватаются за много дел сразу и ничего не доводят до конца.
  2. Циклоидный. Гипертимность сменяется субдепрессивными состояниями, повторяясь цикл за циклом.
  3. Лабильный. Чрезмерно эмоциональны, настроение меняется без видимых причин. Очень чувствительны к окружению, открыто демонстрируют эмоции, в принципе – доброжелательны, общительны и слезливы.
  4. Сенситивный. Часто встречаются в купе с комплексом неполноценности, такие люди крайне впечатлительны и подолгу находятся под влиянием событий. Чаще встречаются среди людей с интересами в сфере науки и искусства.
  5. Астено-невротический. Выражается как капризность, тревожность, мнительность и высокая раздражительность. Быстро истощаются при умственных нагрузках, зачастую злобливы.
  6. Шизоидный. Люди, предпочитающие постоянное одиночество. При внешней незаинтересованности в происходящем, такие люди зачастую живут в мире своих фантазий. Нередко обнаруживают «странные» хобби.
  7. Психастенический. Нерешительные люди, которым даже самые простые выборы даются с трудом. Боятся ответственности, самокритичны и чрезмерно ответственны.
  8. Эпилептоидный. Авторитарные и гневливые люди, чрезмерно возбудимы и почти что всегда напряжены. Действуют по заведенному порядку.
  9. Истероидный. Эгоцентричны, любят быть в центре всеобщего внимания, крайне нетерпимы к критике и насмешкам. Некоторые имеют тенденцию к демонстративному суициду.
  10. Конформный. Человек-приспособленец, стремящийся не выделятся ни в лучшую, ни в худшую стороны. Подчиняется авторитетам.
  11. Неустойчивый. Гедонисты по природе, ленивы, не ориентированы на будущее и склонны к бездумным развлечениям.

Стоит отметить, что Личко строил свою классификацию на подростках, в то время как его немецкий учитель работал с более широким контингентом. Поэтому представляется необходимым привести классификацию по Леонгарду:

  1. Гипертимный. Словоохотлив, легко идет на контакт, обладает яркой мимикой и жестикуляцией. Инициативен, но в тоже время легкомыслен и раздражителен, нередко – конфликтен.
  2. Дистимный. Противоположен предыдущему, пассивен.
  3. Циклоидный. Частые смены настроения, которые ничем не обусловлены.
  4. Возбудимый. В общем – несколько замедленный в действиях и речи человек, однако при сильных эмоциях может делаться раздражительным и агрессивным.
  5. Застревающий. Занудливый и склонный к нравоучениям тип, обидчивый и зачастую мстительный.
  6. Педантичный. Добросовестный и аккуратный, но склонный к излишнему формализму. В конфликтах – пассивен.
  7. Тревожный. Исполнительный и неуверенный.
  8. Эмотивный. Испытывают комфорт лишь в узком кругу близких людей. Слезливы и чувствительны, однако способны к настоящему сопереживанию и эмпатии.
  9. Демонстративный. Стремление к лидерству, эгоизм и хвастовство с оригинальностью мышления и артистическими навыками.
  10. Экзальтированный. Словоохотлив, альтруистичен и импульсивен. Вначале делает, потом думает.
  11. Экстравертированный. Легко устанавливают контакт, имеют обширные социальные сети, неконфликты, но в тоже время не имеют близких отношений. Изредка бывают импульсивны и любят посплетничать.
  12. Интравертированный. С трудом идет на контакт, упрям и принципиален, склонен к философствованию. В общем – сдержан.

Существует еще одна модификации модели Леонгарда, которой мы коснемся вскользь. Шмишек предложил разделять акцентуации характера на подтипы: собственно, особенности характера и темперамента.

К темпераментным он отнес:

  • гипертимность;
  • дистимность;
  • тревожность;
  • эмотивность;
  • циклотимность;
  • экзальтированность.

А к акцентуациям характера:

  • застревание;
  • педантичность;
  • возбудимость;
  • демонстративность.

Теперь перейдем к причинам формирования этих изменений в характере.

Причины развития

Акцентуации развиваются вследствие влияния множества факторов, ключевая роль среди которых отводится, скорее всего, наследственности. Проявлению такой наследственной отягощенности способствуют:

  • особенности социального окружения, если ребенка с детства окружают люди с некоторыми особенностями в поведении, то ребенок понемногу усваивает демонстрируемые стили поведения, что позволяет проявиться акцентуации;
  • патологии воспитания: гипер-(гипо-)опека, излишняя строгость или отсутствие эмоциональных отношений создает еще один риск для развития;
  • неудовлетворение потребностей возраста;
  • нехватка общения в подростковом возрасте, статус изгоя;
  • нарушения представлений о своем «Я» — комплекс неполноценности или неоправданно высокая самооценка;
  • профессиональная деформация из-за рода деятельности: военные, педагоги, медики и другие социально-ориентированные профессии.

Ярче всего акцентуации характера проявляются в пубертатном возрасте, когда изменяется весь мир подростка. Со временем они чаще переходят в скрытую форму.

В большинстве своем показано, что наследственность играет ведущую роль в формировании такого характера. Социальные условия сами по себе не могут превратить человека в истероида, хотя могут научить излишне опекаемого ребенка использовать истероидное поведение как средство достижения целей. К тому же большинство людей с особенностями характера обнаруживают смешанные и динамичные комплексы проявлений, что говорит о том, что акцентуации имеют тенденцию к видоизменению.

Важные замечания

Стоит понимать, что приведенные классификации – это лишь опорная структура, абстракция, которая крайне редко реально работает в практике. Безусловно, все эти акцентуации характера существуют, однако их «чистые» формы не встречаются – разве что в случае грубых патологий.

Для детей, в чьем поведении ярко обнаруживаются черты изменений в характере крайне важно построение особых условий воспитания, которые нивелируют готовность к развитию явных форм. Более того, четкое понимание особенностей характера крайне важно при определении профессиональной принадлежности человека. Ведь выраженные акцентуации автоматически исключают некоторые виды профессий из рассмотрения.

Нередко акцентуации характера близко стоят к психопатиям, поэтому крайне важно учитывать единственной различие: проявления акцентуаций не носит постоянный характер, они ситуативны и в принципе поддаются предсказанию. Более того, большинство людей осознают свои особенности и стремятся контролировать их.

Психопатии же постоянно влияют на жизнь человека, негативно сказываясь на его социальных контактах, ролях в обществе и близких отношениях. Психопатии практически не сглаживаются и не видоизменяются во времени, а уж тем более – не исчезают. Они неподконтрольные человеку.

Акцентуированные люди имеют возможность раскрыть сильные стороны своего характера, психопатические изменения носят негативный характер и в принципе деструктивно влияют на личность, да и на социальное окружение.

Если касаться темы распространенности среди подростков, то это весьма насущная проблема. Примерно 82% детей в возрасте от 12 до 18 лет имеют проблемы подобного толка. Безусловно, такие особенности оцениваются как связанные с возрастом, однако неадекватная реакция на них со стороны взрослых и системы образования способны «закрепить» такое поведение.

В тоже время проблема акцентуаций характера поддается коррекции в этот период. Оставленные без контроля характерные особенности поведения подростка наоборот могут эволюционировать в серьезные психологические проблемы в будущем.

В принципе, не выраженные акцентуации не требуют лечения. Однако акцентуация характера, мешающая вести полнокровную социальную жизнь может потребовать определенной коррекции.

В особенности стоит обращать внимание на людей с акцентуациями характера, которые перенесли травмы головы. После ЧМТ может следовать серьезное обострение выраженности определенных черт характера.

Если обострения связаны с какими-то другими заболеваниями (инфекции, травмы, параличи), то в первую очередь стоит лечить именно первичное заболевание, а затем уже приниматься за психотерапевтическую работу.

Также обратим внимание, что акцентуации не рассматриваются психиатрами как патологии, но близость их к психопатиям требует психотерапевтического лечения. Обычный курс терапии направлен на обучение человека большему контролю над своими состояниями и буквально просвещению о собственных особенностях. Как правило, люди лучше понимающие свое поведение с большим успехом его контролируют.

Диагностируются акцентуации характера через заполнение батарее тестов и беседы с врачом, а иногда – и посредством дополнительного сбора анамнеза. Лечение носит психокоррекционный характер и проводится в групповой, индивидуальной или семейной форме.

Крайне редко применяются фармакологические средства, однако их использование может свидетельствовать о неправильности диагноза – вероятно, дело касается психопатий.

В общем и целом – акцентуации характера поддаются психологической коррекции и преодолеваются людьми.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития

Акцентуации характера: определение и проявления у взрослых и детей

1. Классификация по Леонгарду 2. Классификация по Личко 3. Методы определения 4. Роль акцентуаций в структуре личности

Акцентуация характера (или акцентуализация) активно используемое понятие в научной психологии. Что же это за загадочное словосочетание и как оно появилось в нашей жизни?

Понятие характера было введено Теофрастом (друг Аристотеля) – в переводе «черта», «признак», «отпечаток». Акцентуация, акцент – ударение (в переводе с лат.)

Для начала стоит разобрать понятие характер. На научных ресурсах встречается его определение как совокупность черт личности, являющихся устойчивыми и определяющими поведение человека, его отношения с окружающими, привычки и, как следствие, дальнейшую жизнь.

Акцентуация характера – чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни.

Акцентуация находится на грани нормы и патологии – если происходит чрезмерное давление или воздействие на акцентированную черту, она может приобретать «раздутые» формы. Однако в психологии акцентуации не относят к патологиям личности, отличие в том, что, несмотря на сложности построения взаимоотношений с окружающими, они способны к самоконтролю.

Классификация по Леонгарду

Понятие «акцентуация характера» впервые было введено немецким ученым Карлом Леонгардом, им же впоследствии предложена первая классификация акцентуаций в середине прошлого столетия.

Типология Леонгарда насчитывает 10 акцентуаций, которые впоследствии были разделены на 3 группы, их отличие в том, что они относятся к разным проявлениям личности:

  • темперамент
  • характер
  • личностный уровень

Каждая из этих групп включает в себя несколько видов акцентуаций:

Классификация акцентуаций темперамента по Леонгарду включает в себя 6 типов:

Гипертимный тип общителен, любит быть среди людей, легко заводит новые контакты. У него выраженная жестикуляция, живая мимика, громкая речь. Лабильный, склонный к перепадам настроения, поэтому часто не выполняет свои обещания. Оптимистичен, активен, инициативен. Стремится к новому, нуждается в ярких переживаниях, разнообразной профессиональной деятельности.

Неразговорчив, держится в стороне от шумных компаний. Излишне серьезен, малоулыбчив, недоверчив. К себе критичен, поэтому такие люди часто страдают заниженной самооценкой. Пессимистичен. Педантичный. Дистимическая личность надежна в близких отношениях, мораль – не пустое слово. Если дают обещания – стремятся выполнить.

Люди настроения, которое у них меняется по несколько раз на дню. Периоды активной деятельности – сменяются полным бессилием. Аффектино-лабильный тип – человек «крайностей», для него существует только черное и белое. Манера взаимоотношений с окружающими зависит от настроения – часты трансформации поведения – вчера он был ласков и добр с вами, а сегодня вы вызываете его раздражение.

Эмоциональны, при этом испытуемые ими эмоции проявляются ярко, искренни. Впечатлительны, влюбчивы, быстро воодушевляется. Эти люди творческие, среди них много поэтов, художников, актеров. Могут быть тяжелы во взаимодействии, так как склонны преувеличивать, раздувать из мухи слона. В сложной ситуации подвержены панике.

Тревожный тип акцентуации не уверен в себе, сложно идет на контакт, стеснителен. Пуглив, что ярко проявляется в детстве – малыши с подобной акцентуацией боятся темноты, одиночества, резких звуков, чужих людей. Мнителен, часто видит опасность там, где ее нет, долго переживает неудачи. Примеры положительных сторон тревожного типа – ответственность, исполнительность, доброжелательность.

Акцентуированная личность эмотивного типа схожа с экзальтированным типом по глубине переживаемых эмоций – они чувствительны и впечатлительны. Их основное отличие – эмотивному типу сложно выражать эмоции, он долго копит их в себе, что приводит к истерике и слезам. Отзывчивы, жалостливы, охотно помогают беспомощным людям и животным. Любая жестокость способна погрузить их надолго в пучину депрессии и горя.

Читать еще:  Бессонница при беременности в третьем триместре: лечение

  1. Описание акцентуаций характера:

Артистичны, подвижны, эмоциональны. Стремятся произвести впечатление на окружающих, при этом не гнушаются притворством и даже откровенной ложью. Демонстративный тип верит сам в то, что говорит. Если же и осознает свою ложь, причины испытывать угрызения совести нет, так как склонен вытеснять из памяти любые виды неприятных воспоминаний. Любят быть в центре внимания, подвержены влиянию лести, для них важен учет его заслуг. Непостоянны и редко держат слово.

Акцентуированные личности педантичного типа медлительны, прежде чем принять решение – старательно его обдумывают. Стремятся к упорядоченной профессиональной деятельности, усидчивы и доводят дело до конца. Любые виды изменений воспринимают болезненно, трансформации под новые задачи трудновыполнимы. Не конфликтны, спокойно уступают лидирующие позиции в профессиональной среде.

Застревающий тип надолго сохраняет в памяти эмоциональные переживания, что характеризует поведение и восприятие жизни, они как бы «застревают» в определенном состоянии. Чаще всего-это уязвленное самолюбие. Злопамятны, мнительны, не доверчивы. В личных отношениях ревнивы и требовательны. Амбициозны и упорны в достижении своих целей, поэтому акцентуированные личности застревающего типа бывают успешны в профессиональной жизни.

Возбудимый тип в моменты эмоционального возбуждения сложно контролируют желания, склонен к конфликтам, агрессивен. Разумность отступает, проанализировать последствия своего поведения не в состоянии. Акцентуированные личности возбудимого типа живут настоящим, не умеют строить долговременные отношения.

  1. Описание акцентуаций личностного уровня:

Классификация акцентуаций личностного уровня знакома каждому. Часто используемые в повседневной жизни понятия экстраверт и интроверт в ярко выраженных формах описаны в таблице ниже

Открытый, контактный, любит находиться среди людей, плохо переносит одиночество. Неконфликтный. Планирование своей деятельности дается с трудом, легкомысленный, демонстративный.

Понятие «интровертированный человек» означает, что он молчалив, неохотно общается, предпочитает одиночество. Эмоции сдерживает, замкнут. Упрям, принципиален. Социализация затруднена.

Классификация по Личко

Типы акцентуаций характера исследовались и другими психологами. Широко известная классификация принадлежит отечественному психиатру А.Е. Личко. Отличие от работ Леонгарда в том, что исследования посвящались акцентуации характера в подростковом возрасте, по мнению Личко, в этот период психопатии проявляются особенно ярко во всех сферах деятельности.

Личко выделяет следующие типы акцентуации характера:

Гипертимный тип чрезмерно активен, неусидчив. Нуждается в постоянном общении, у него много друзей. Дети трудно поддаются воспитанию – они не дисциплинированы, поверхностны, склонны к конфликтам с учителями и взрослыми. Большую часть времени находятся в хорошем настроении, не боятся перемен.

Частая смена настроения – от плюса к минусу. Циклоидный тип раздражителен, склонен к апатии. Предпочитает проводить время дома, чем среди сверстников. На замечания реагирует болезненно, часто страдает затяжными депрессиями.

Лабильный тип акцентуации непредсказуем, настроение колеблется без видимой причины. К сверстникам относится положительно, старается помогать другим, интересуется волонтерскими видами деятельности. Лабильный тип нуждается в поддержке, чувствителен.

Раздражительность, может проявляться периодическими вспышками по отношению к близким людям, которая сменяется раскаянием и чувством стыда. Капризны. Быстро утомляются, плохо переносят длительные умственные нагрузки, сонливы и часто без причины чувствуют себя разбитыми.

Послушны, часто дружат с людьми старшего возраста. Ответственны, имеют высокие моральные принципы. Усидчивы, виды активных игр в больших компаниях не любят. Сенситивная личность стеснительна, избегает общения с посторонними.

Нерешительны, боятся брать на себя ответственность. Критичны к себе. Склонны к самоанализу, ведут учет своих побед и поражений, оценке поведения окружающих. Более своих сверстников развиты умственно. Однако периодически склонны к импульсивным поступкам, не продумывая последствия своей деятельности.

Шизоидный тип замкнут. Общение со сверстниками приносит дискомфорт, чаще всего дружат с взрослыми. Демонстрирует равнодушие, не заинтересован в других, не проявляет сочувствия. Шизоидный человек тщательно скрывает личные переживания.

Жестоки – часты случаи, когда подростки данного типа мучают животных или издеваются над младшими. В раннем детстве плаксивы, капризны, требуют много внимания. Самолюбивы, властны. Чувствуют себя комфортно в условиях режимной деятельности, умеют угодить руководству и держат в страхе подчиненных. Методика управления ими – жесткий контроль. Из всей типологии акцентуаций – самый опасный тип.

Демонстративный, эгоцентричный, нуждается во внимании окружающих, играет на публику. Истероидный тип обожает похвалу и восторги в свой адрес, поэтому в компании сверстников часто становится заводилой – однако, редко бывает лидером в профессиональной среде.

Подростки неустойчивого типа акцентуаций нередко волнуют своих родителей и учителей – у них крайне слабо выражен интерес к учебной деятельности, профессии, будущему. При этом любят развлечения, праздность. Ленивы. По скорости протекания нервных процессов похожи на лабильный тип.

Конформный тип не любит выделяться из толпы, во всем следует за сверстниками. Консервативен. Склонен к предательству, так как находит возможность оправдать свое поведение. Методика «выживания» в коллективе – приспособление к авторитетам.

В своих работах Личко обращает внимание на то, что понятие психопатии и акцентуации характера у подростков тесно связаны. Например, шизофрения, как крайняя форма акцентуации, в подростковом возрасте-шизоидный тип. Однако, при своевременном выявлении патологии, возможна корректировка личности подростка.

Методы определения

Преобладающий тип акцентуации можно выявить с помощью тестовых методик, разработанных этими же авторами:

  • Леонгард предлагает тест, состоящий из 88 вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет»;
  • впоследствии его дополнил Г. Шмишек, он ввел отличие в виде изменений формулировок вопросов, сделав их более общими с целью широкого охвата жизненных ситуаций. В результате формируется график, где наглядно показывается наиболее ярко выраженная акцентуация черт характера;
  • отличие теста Личко от тестовой методики выявления ведущей акцентуации Шмишека-Леонгарда в ориентировании на группу детей и подростков, он расширен – 143 вопроса, в которых заложена типология акцентуаций.

Используя данные методики, можно определить наиболее ярко выраженные типы акцентуаций характера.

Роль акцентуаций в структуре личности

В личностной структуре акцентуации занимают ведущую роль и во многом определяют качество жизни индивида.

Стоит учитывать, что акцентуация – это не диагноз! У психологически зрелой личности она проявляется как особенность, что может являться подсказкой в выборе места учебы, профессии, хобби.

Если же акцентуация приобретает ярко выраженные формы (это зависит от многих факторов – воспитание, окружение, стрессы, болезни), то необходимо использовать медикаментозное лечение. В отдельных случаях некоторые типы акцентуации характера могут привести к формированию неврозов и психосоматических заболеваний (например, лабильный тип часто болеет инфекционными заболеваниями), а в крайних — такой человек может быть опасен.

Акцентуация характера — что это такое

Когда некоторые люди совершают абсурдные поступки, обычному человеку трудно принять их поведение и манеру общения. Между тем, они не только не стремятся стать «такими, как все», но и не способны это сделать, так как «странности» зависят от акцентуации характера.

Акцентуация – характерная особенность подростков и молодежи

Акцентуация характера в психологии

Акцентуация это в психологии дисгармоничностьхарактера, проявляющаяся в излишней выраженности какой-либо черты. С одной стороны, дисгармония приводит к неадекватным поступкам, выходящим за рамки обычного понимания. С другой, личность становится крайне уязвимой психически, плохо адаптируется в обществе.

В большей степени это понятие распространяется на молодежную среду, по статистике 95% респондентов – акцентуанты. Во многом из-за этого поступки молодых непонятны старшему поколению.

К сведению. Не стоит думать, что акцентуация характера – это беда. По мнению психологов, она – не только вред, но и польза. Выраженность черт придает человеку самодостаточности. Классический пример: артисты, как правило, – истероиды, а гипертимы более коммуникабельны, чем другие типы.

Недостаток в том, что личность становится незащищенной, даже простые ситуации доставляют акцентуанту дискомфорт. Так, гипотиму трудно адаптироваться в незнакомой среде. При постоянном отрицательном воздействии выраженные качества переходят в невроз, психопатию.

Знание типов акцентуации характера полезно для понимания своего поведения и его необходимой коррекции, а также осознания поведения окружающих людей. Помогут определить свой тип онлайн тесты, основанные на научных исследованиях психологов.

Впервые термин «акцентуация» ввели российский психолог Личко и немецкий психиатр Леонгард. В их исследованиях акцентуацией называется превалирование одного свойства характера над другими. Проще говоря, акцентуация личности – это выраженность определенной характерной черты.

В чем отличие акцентуации от психопатии

Большинство людей путает акцентуализацию характера с психопатией из-за схожих свойств. Главная схожесть – в нестабильности поведения. В то же время у них есть четкое разделение. Это важно знать для правильного общения с акцентуированными личностями.

Правильно общаться с акцентуантами поможет знание особенностей их характера

Особенности личностей:

  • У психопатов сложности с адаптацией в обществе, акцентуанты прекрасно социализируются, добиваясь успехов в работе, имеют семью, друзей.
  • Яркая выраженность психопатических черт при акцентуации проявляется только в сложных обстоятельствах, в психопатии они стабильны.
  • Отличительная черта психопатов – неспособность к сопереживанию, оправдание своего неадекватного поведения вместе с требованием уважения к себе.
  • Выстроить гармоничные взаимоотношения с психопатической личностью сложно, с акцентуантом хорошие отношения вполне возможны.

Важно! В психологии психопатию считают врожденной, реже приобретенной из-за психотравмы или пробелов в воспитании, в отличие от акцентуации.

Причины перерастания акцентуации в патологию

Психологи предупреждают, что, несмотря на явное различие акцентуации и патологии, есть тонкая грань, переступив которую, можно из одного состояния уйти в другое. Это важно учитывать для устранения следующих причин, вызывающих патологию:

  • неблагоприятные условия, например, для комформистов – неприятие в коллективе, интровертов, наоборот, нервирует чрезмерное внимание;
  • игнорирование уязвимого периода (пубертат);
  • частые психотравмы, обостряющие акцентуированные черты.

Важно! Непрерывное воздействие отрицательных факторов вызывает переход акцентуации в психопатию.

При сильной психотравмирующей ситуации акцентуация может перейти в патологию

Факторы формирования акцентуаций личности

Доказано, что основное влияние на акцентуации оказывают врожденные свойства, то есть темперамент. Ярким примером этого является склонность холерика к возбудимому типу, меланхолический темперамент – основа для тревожного типа. Более всего усиление акцентуированных черт характерно для детей и подростков в результате педагогических ошибок.

При необходимости устранять факторы влияния на акцентуацию важно учитывать ее степень:

  • Крайний вариант нормы – явная форма проявляется в шокирующих ситуациях. Выраженные черты присущи личности в течение жизни, практически не компенсируются.
  • Норма – скрытая форма, которая может проявиться только в критический момент, но не достигает дезадаптации.

Классификации расстройства

Теория Личко в настоящее время распространена среди психологов, так как ученый исследовал здоровых подростков. Психиатрами чаще всего используется классификация Леонгарда.

Виды черт в этих классификациях не имеют ничего общего с психическими расстройствами, так как выраженность признака у них находится в норме.

Акцентуация имеет выраженность черты в пределах нормы и не является психическим расстройством

Классификация Личко

В исследованиях отечественного психолога выявлены особенности характера и причины появления психопатий в подростковом периоде. А. Е. Личко утверждал, что именно у подростков патологические черты характера проявляются наиболее ярко, причем во всех сферах жизни: школьных, семейных, межличностных отношениях. Подобным образом проявляются акцентуированные черты, например, подросток-гипертим выделяется своей энергией, истероид старается привлечь больше внимания, а шизоид пытается оградиться от окружающих.

Выделив 11 видов, он считал, что в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но имеют три обстоятельства:

  • заострение большинства типов происходит именно в подростковом возрасте, так как он является наиболее критическим для возникновения психопатий;
  • психопатия и ее типы складываются довольно рано (шизоид определяется в детстве, психостеник – в начальной школе, гипертим – в подростковый период, циклоид и сенситив – в молодости);
  • трансформация типов в пубертате закономерно проходит под воздействием биологических и социальных факторов, например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные.

Классификация Леонгарда

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 личностных типов. Его классификация во многом сходна с теорией Личко, есть идентификация многих типов. Она проведена в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, основой для выделения послужили стили взаимодействия личности и среды.

Типология Леонгарда ориентирована на взрослый возрастной период и делится на три группы:

  • гипертимного, дистимического, аффективно-лабильного, аффективно-экзальтированного, тревожного и эмотивного типов формирует темперамент;
  • от особенностей характера зависят демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • личностный уровень формирует экстраверта или интроверта.

Стили взаимодействия с окружающей средой лежат в основе типологии Леонгарда

Акцентуация характера по Шмишеку

Как вариант, на основании концепции Леонгарда разработана методика, автором которой стал Шмишек. Согласно его концепции, для личности характерны основные и дополнительные черты.

Стержень личности определяется основными чертами, которые влияют на адаптационные возможности, психическое здоровье человека, становятся ведущими в развитии. При крайней выраженности основные черты характера переходят в акцентуации. По мнению ученого, не менее половины всего населения имеет определенный тип акцентуации.

Читать еще:  Биполярное расстройство личности: признаки и лечение

В настоящее время методика Шмишека применяется квалифицированными психологами для получения точных результатов и их последующей интерпретации.

Способы лечения различных акцентуаций

Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.

Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.

Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.

Самостоятельная коррекция акцентуации

Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы. Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации.

Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:

  • Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима – «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
  • Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
  • Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.

Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные

Помощь психолога

Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • психодрама,
  • когнитивно-поведенческая терапия,
  • арт-терапия,
  • психотренинг.

Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения. Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции.

Понятие «акцентуаций» характера и причины их возникновения

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. [23]

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая. [12]

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип[13]. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Причины возникновения акцентуаций.

На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкина, можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.

Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:

1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.

2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий акцентуации характера.

3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.

4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

К социально-психологическим факторам следует отнести:

1. Нарушения воспитания подростка в семье.

Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации.

2. Школьную дезадаптацию.

В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности.

3. Подростковый кризис.

В 12 -14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент — «подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности — распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными.

4. Психическую травму.

Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. [23, с. 33]

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией [15, с. 271].

Акцентуация характера — что это такое

Когда некоторые люди совершают абсурдные поступки, обычному человеку трудно принять их поведение и манеру общения. Между тем, они не только не стремятся стать «такими, как все», но и не способны это сделать, так как «странности» зависят от акцентуации характера.

Акцентуация – характерная особенность подростков и молодежи

Акцентуация характера в психологии

Акцентуация это в психологии дисгармоничностьхарактера, проявляющаяся в излишней выраженности какой-либо черты. С одной стороны, дисгармония приводит к неадекватным поступкам, выходящим за рамки обычного понимания. С другой, личность становится крайне уязвимой психически, плохо адаптируется в обществе.

В большей степени это понятие распространяется на молодежную среду, по статистике 95% респондентов – акцентуанты. Во многом из-за этого поступки молодых непонятны старшему поколению.

К сведению. Не стоит думать, что акцентуация характера – это беда. По мнению психологов, она – не только вред, но и польза. Выраженность черт придает человеку самодостаточности. Классический пример: артисты, как правило, – истероиды, а гипертимы более коммуникабельны, чем другие типы.

Недостаток в том, что личность становится незащищенной, даже простые ситуации доставляют акцентуанту дискомфорт. Так, гипотиму трудно адаптироваться в незнакомой среде. При постоянном отрицательном воздействии выраженные качества переходят в невроз, психопатию.

Знание типов акцентуации характера полезно для понимания своего поведения и его необходимой коррекции, а также осознания поведения окружающих людей. Помогут определить свой тип онлайн тесты, основанные на научных исследованиях психологов.

Впервые термин «акцентуация» ввели российский психолог Личко и немецкий психиатр Леонгард. В их исследованиях акцентуацией называется превалирование одного свойства характера над другими. Проще говоря, акцентуация личности – это выраженность определенной характерной черты.

В чем отличие акцентуации от психопатии

Большинство людей путает акцентуализацию характера с психопатией из-за схожих свойств. Главная схожесть – в нестабильности поведения. В то же время у них есть четкое разделение. Это важно знать для правильного общения с акцентуированными личностями.

Правильно общаться с акцентуантами поможет знание особенностей их характера

Особенности личностей:

  • У психопатов сложности с адаптацией в обществе, акцентуанты прекрасно социализируются, добиваясь успехов в работе, имеют семью, друзей.
  • Яркая выраженность психопатических черт при акцентуации проявляется только в сложных обстоятельствах, в психопатии они стабильны.
  • Отличительная черта психопатов – неспособность к сопереживанию, оправдание своего неадекватного поведения вместе с требованием уважения к себе.
  • Выстроить гармоничные взаимоотношения с психопатической личностью сложно, с акцентуантом хорошие отношения вполне возможны.

Важно! В психологии психопатию считают врожденной, реже приобретенной из-за психотравмы или пробелов в воспитании, в отличие от акцентуации.

Причины перерастания акцентуации в патологию

Психологи предупреждают, что, несмотря на явное различие акцентуации и патологии, есть тонкая грань, переступив которую, можно из одного состояния уйти в другое. Это важно учитывать для устранения следующих причин, вызывающих патологию:

  • неблагоприятные условия, например, для комформистов – неприятие в коллективе, интровертов, наоборот, нервирует чрезмерное внимание;
  • игнорирование уязвимого периода (пубертат);
  • частые психотравмы, обостряющие акцентуированные черты.

Важно! Непрерывное воздействие отрицательных факторов вызывает переход акцентуации в психопатию.

При сильной психотравмирующей ситуации акцентуация может перейти в патологию

Факторы формирования акцентуаций личности

Доказано, что основное влияние на акцентуации оказывают врожденные свойства, то есть темперамент. Ярким примером этого является склонность холерика к возбудимому типу, меланхолический темперамент – основа для тревожного типа. Более всего усиление акцентуированных черт характерно для детей и подростков в результате педагогических ошибок.

При необходимости устранять факторы влияния на акцентуацию важно учитывать ее степень:

  • Крайний вариант нормы – явная форма проявляется в шокирующих ситуациях. Выраженные черты присущи личности в течение жизни, практически не компенсируются.
  • Норма – скрытая форма, которая может проявиться только в критический момент, но не достигает дезадаптации.
Читать еще:  Тяжелая депрессия: симптомы и лечение

Классификации расстройства

Теория Личко в настоящее время распространена среди психологов, так как ученый исследовал здоровых подростков. Психиатрами чаще всего используется классификация Леонгарда.

Виды черт в этих классификациях не имеют ничего общего с психическими расстройствами, так как выраженность признака у них находится в норме.

Акцентуация имеет выраженность черты в пределах нормы и не является психическим расстройством

Классификация Личко

В исследованиях отечественного психолога выявлены особенности характера и причины появления психопатий в подростковом периоде. А. Е. Личко утверждал, что именно у подростков патологические черты характера проявляются наиболее ярко, причем во всех сферах жизни: школьных, семейных, межличностных отношениях. Подобным образом проявляются акцентуированные черты, например, подросток-гипертим выделяется своей энергией, истероид старается привлечь больше внимания, а шизоид пытается оградиться от окружающих.

Выделив 11 видов, он считал, что в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но имеют три обстоятельства:

  • заострение большинства типов происходит именно в подростковом возрасте, так как он является наиболее критическим для возникновения психопатий;
  • психопатия и ее типы складываются довольно рано (шизоид определяется в детстве, психостеник – в начальной школе, гипертим – в подростковый период, циклоид и сенситив – в молодости);
  • трансформация типов в пубертате закономерно проходит под воздействием биологических и социальных факторов, например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные.

Классификация Леонгарда

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 личностных типов. Его классификация во многом сходна с теорией Личко, есть идентификация многих типов. Она проведена в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, основой для выделения послужили стили взаимодействия личности и среды.

Типология Леонгарда ориентирована на взрослый возрастной период и делится на три группы:

  • гипертимного, дистимического, аффективно-лабильного, аффективно-экзальтированного, тревожного и эмотивного типов формирует темперамент;
  • от особенностей характера зависят демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • личностный уровень формирует экстраверта или интроверта.

Стили взаимодействия с окружающей средой лежат в основе типологии Леонгарда

Акцентуация характера по Шмишеку

Как вариант, на основании концепции Леонгарда разработана методика, автором которой стал Шмишек. Согласно его концепции, для личности характерны основные и дополнительные черты.

Стержень личности определяется основными чертами, которые влияют на адаптационные возможности, психическое здоровье человека, становятся ведущими в развитии. При крайней выраженности основные черты характера переходят в акцентуации. По мнению ученого, не менее половины всего населения имеет определенный тип акцентуации.

В настоящее время методика Шмишека применяется квалифицированными психологами для получения точных результатов и их последующей интерпретации.

Способы лечения различных акцентуаций

Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.

Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.

Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.

Самостоятельная коррекция акцентуации

Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы. Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации.

Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:

  • Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима – «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
  • Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
  • Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.

Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные

Помощь психолога

Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • психодрама,
  • когнитивно-поведенческая терапия,
  • арт-терапия,
  • психотренинг.

Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения. Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции.

Акцентуации человеческого характера: классификация по Леонгарду и Личко

Грань между нормой и патологией


Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность определенных черт.
Акцентуация – признак дисгармонии и разбалансировки внутреннего мира человека.

Когда одни черты характера слишком гипертрофированны и ярко выражены, а другие подавлены, личность становится уязвимой перед определенным психогенным воздействием и испытывает трудности поддержания нормального образа жизни.

Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

Отличия между акцентуацией личности и личностным расстройством

  • Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
  • Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
  • Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Самая первая научная классификация акцентуаций, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, также считается и типологией характеров. Она основана на оценке стиля общения индивида с окружающими его людьми.

Краткая характеристика двенадцати типов акцентуаций по К. Леонгарду:

  • Гипертимный – деятельный, оптимистичный , общительный, инициативный, безответственный, конфликтный, раздражительный.
  • Дистимный – серьезный, добросовестный, справедливый, пассивный, медлительный, пессимистичный.
  • Циклоидный – тип, попеременно проявляющий себя как гипертимный и дистимический.
  • Возбудимый – добросовестный, заботливый, неуживчивый, властный, раздражительный, вспыльчивый, ориентированный на инстинкты.
  • Застревающий – целеустремленный, волевой, требовательный, подозрительный, обидчивый, мстительный, ревнивый.
  • Педантичный – неконфликтный, аккуратный, добросовестный, надежный, занудный, нерешительный, формалист.
  • Тревожный – дружелюбный, исполнительный, самокритичный, боязливый, робкий, покорный.
  • Эмотивный – добрый, сострадательный, справедливый, слезливый, чрезмерно ранимый и мягкосердечный.
  • Демонстративный – обходительный, неординарный, харизматичный, самоуверенный, эгоистичный, тщеславный, хвастливый, лицемерный, склонный обманывать.
  • Экзальтированный – эмоциональный, влюбчивый, альтруистичный, непостоянный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  • Экстравертированный – активный, общительный, дружелюбный, легкомысленный, недальновидный, подверженный влиянию извне.
  • Интровертированный – сдержанный, принципиальный, неконфликтный, рассудительный, мало подвержен влиянию извне, замкнутый, упрямый, ригидный.

Классификация акцентуаций по Личко

Особенность классификации акцентуаций характера по А. Е. Личко в том, что советский ученый построил ее на основе результатов наблюдений за отклоняющимся поведением подростков и юношей. Теоретической базой для него послужили работы К. Леонгарда и советского психиатра П. Б. Ганнушкина.

По А. Е. Личко акцентуации характера больше всего проявляются в юном возрасте, позже теряют свою остроту, но могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах.

А. Е. Личко работал с подростками, но не ограничивал область применения своей концепции строго этим возрастным периодом.

Классификация типов акцентуаций характера по А. Е. Личко:

Это сверхактивные, подвижные, общительные, веселые люди. Настроение у них, как правило, всегда приподнятое. В то же время они неусидчивые, недисциплинированные, конфликтные, легко, но поверхностно увлекающиеся, слишком самоуверенные, склонные переоценивать свои способности, хвастливые. Такие люди любят неспокойные компании, азарт и риск.

Гипертимность в этом случае наблюдается на протяжении одной-трех недель, а затем сменяется субдепрессией (неглубокой депрессией). Постоянная смена приподнятого и подавленного настроения и обусловила название этого типа акцентуации.

В периоды подъема настроения такой человек жизнерадостный, инициативный, коммуникабельный. Когда настроение сменяется, проявляется грусть, апатия, раздражительность, стремление к одиночеству. В периоды субдепрессии циклоидный тип очень остро реагирует на критику и незначительные неприятности.

Этот тип акцентуации отличается от предыдущего резкой и часто непредсказуемой сменой настроения. Ее может вызвать любая мелочь. Находясь в подавленном состоянии, такие люди ищут поддержку близких людей, не изолируются, а прибегают к помощи, просят о ней, нуждаются в том, чтобы их взбодрили и развлекли.

Лабильная личность чувственная и чувствительная, отношение окружающих ощущается и понимается ею очень тонко. Такие люди ведомые, отзывчивые, добрые, сильно и искренне привязываются к близким и любимым людям.

Люди этого типа дисциплинированные и ответственные, аккуратисты, но при этом слишком быстро утомляются, особенно, если им приходится заниматься трудной умственной работой или участвовать в соревновании. Акцентуация проявляется как раздражительность, мнительность, капризность, ипохондрия, эмоциональные срывы в случае, когда что-то идет не по плану.

Это очень тонкие, сопереживающие и ранимые люди, они остро чувствуют как радость, так и печаль, страх. Скромные, застенчивые при посторонних, они открыты и общительны с самыми близкими людьми.

К сожалению, эти добрые и отзывчивые люди часто не уверены в себе, страдают от заниженной самооценки и комплекса неполноценности. У сензитивного типа хорошо развито чувство долга, чести, повышены моральные требования и усердие. Они умеют дружить и любить.

Это интеллектуально развитые, склонные рассуждать, философствовать, заниматься самоанализом и рефлексией люди. Аккуратность, спокойствие, рассудительность и надежность в их характере сочетается с нерешительностью, боязнью значительной ответственности и высоких требований.

Замкнутые люди, живущие своим внутренним миром, стабильными фантазиями и интересами. Предпочитают одиночество, немногословны, сдержанны, демонстрируют безразличие, непонятны для окружающих и сами плохо понимают чувства других.

Это жестокие, властные, себялюбивые и в то же время плаксивые люди, настроение у них практически всегда злобно-тоскливое. Им свойственны такие черты характера: ревнивость, мелочность, скрупулезность, педантизм, формализм, пунктуальность, тщательность, внимательность.

Акцентуирован эгоцентризм , наблюдается склонность к театральности, пафосу, завистливости. Такие люди жаждут повышенного внимания к своей персоне, комплиментов, похвалы, восторгов и восхищения, не терпят сравнений не в лучшую сторону. Они активны, общительны, инициативны.

Это легкомысленные, ленивые и праздные люди, они, как правило, не имеют тяги к учебной или трудовой деятельности, хотят лишь отдыхать и развлекаться, не задумываются о будущем. Неустойчивый тип жаждет абсолютной свободы, не терпит контроля над собой. Такие люди имеют склонность к зависимостям, очень разговорчивы, открыты, услужливы.

Это люди-приспособленцы, стремящиеся думать и поступать «как все» и в угоду обществу. Такие люди дружелюбны и неконфликтны, но их мышление и поведение ригидное. Конформист может бездумно подчиняться авторитетному лицу или большинству, забывая о человечности и нравственности.

Кроме одиннадцати видов акцентуации, А. Е. Личко выделил две ее степени:

  1. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы, проявляется при психических травмах, не приводит к дезадаптации.
  2. Явная акцентуация – крайний вариант нормы; акцентуированные черты характера стабильно проявляются в течение всей жизни, даже при отсутствии психических травм.

Классификация акцентуаций А. Е. Личко остается актуальной и популярной в наше время.

Подводя итог можно сказать, что акцентуация характера является «изюминкой», отличающей индивида от «нормального» человека и «ложка дегтя» в его личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector