Нейропсихологическая коррекция: что это, цена и отзывы

Нейропсихологическая коррекция: что это, цена и отзывы

Наш опыт нейропсихологической коррекции (рекомендую всем с СДВГ, речевыми задержками и другим)

Мы прошли много специалистов — психологов, неврологов, нейропсихологов, методик (иппотерапия, игротерапия), логопедов. Но везде, к сожалению, лишь подтверждали факт наличия наших проблем (СДВГ, ММД, ФФНР (недоразвитие речи), эмоциональная лабильность), но все рекомендации были малоэффективны. На медикаментозных препаратах мы много не сидели (попробовали пантогам — результат был еще хуже, и стало как-то страшно чаду препараты давать). Знакомые рассказали про метод нейропсихологической коррекции по Семенович, с этого года мы и пошли (уже в 6 лет, накануне школы).

О методе
По сути это моторная коррекция (комплекс упражнений), которые в нашей программе включали упражнения на гармонизацию межполушарных связей (когда одновременно обеими руками или ногами ребенок работает), дыхательные упражнения (оказалось, что дышать мы практически не умели, то есть делать глубокие вдохи-выдохи по команде взрослого до сих пор очень сложно, а мы уже полгода отзанимались), глазодвигательные упражнения (следить за оранжевым наконечником ручки, в начале программы перемещающимся вправо-влево и вверх-вниз, потом добавились движения языка, сейчас ребенок уже самостоятельно описывает круги и восьмерки ручкой в воздухе, сидя и прослеживая за ней, но это еще довольно сложно), упражнения на расслабления (одно из самых сложных для тех, кто и усидеть то не может, но тем не менее — научились!), передвижения (ползание с контролем рук и ног — одноименных или разноименных, движением глаз и языка).

О процессе
Мы занимаемся раз в неделю с нейропсихологом, которая дает нам программу на неделю, а затем дома проделываем все самостоятельно (первые месяцы занимались очень жестко, потому как трудно было все, сейчас уже делаем себе выходные в выходные и на занятия тратим мин по 15 до завтрака). Причем пошли мы на программу сразу с 2 детьми (младшему почти 5, но у него в целом норма, может поэтому и результатов столь явных я не увидела, но с самого начала большинство заданий получаются у него гораздо лучше, нежели у дочки).
Реакция детей, особенно поначалу — полное отторжение и нежелание (и это при том, что нейропсихолог постоянно придумывает игровую форму и максимально старается все это дело разбавить полезными играми), позже когда все вошло в привычку, да и красота наша сильно изменилась все стало гораздо спокойнее.

О результатах
Проблемы с засыпанием решились примерно на 2-3 неделю занятий (до этого заснуть одна не могла совершенно, пока час рядом не посидишь, не погладишь и т. п., при этом постоянно теребилась подушка) — и вот стала засыпать сама и быстро, по своей инициативе перебралась на второй этаж кровати, теперь мы просто целуем детей на ночь и уходим и очень скоро — тишина!

Очень быстро пошли подвижки в общении с другими детьми (до этого кроме как с братом общение не клеилось, от перевозбуждения начинали прыгать и бегать, тут уж не до разговоров, а в саду вообще не с кем не играла), пошли на подготовку к школе и — первая подруга. сидели за одной партой, разговаривали, гуляли) С психологом параллельно занимаемся, но зажимы снять психологи не могут, к сожалению.

На фоне всего этого пережили период так называемого развала (у нас был на 7-8 неделю), когда разрушаются старые связи, а новых пока нет. Словами период недели в 1,5 не описать. ходила по дому как за годовалым ребенком (как сейчас помню, достала краски, стала калякать на бумаге, а потом стакан с грязной водой берет и просто выливает на стол. в ответ на все только — «не знаю», на глазодвигательных упр глаза вообще собрать не могла, во все стороны разбегались). Здесь было реально страшно, спасала поддержка нейропсихолога, которая несказанно обрадовалась нашим проявлениям. Не понимаю тех, кто пытается дома самостоятельно по книжке всем заниматься.

Проблемы с речью (до 2,5 лет не говорили ничего, потом были замены на большинство звуков, сменили 5 логопедов, в том числе логосад, в прошлом году пошли первые подвижки, встали д т и шипящие (но как-то не очень чисто), р поставили осенью, итого оставались свистящие и л (в этом году сначала занимались с логопедом в саду, но занятия хронически пропадали, примерно месяц назад нашли хорошего логопеда и за 2 недели все встало! в речь конечно еще не до конца вошло, но читает уже совсем правильно).
Стали явно меньше зеркалить буквы, читаем прекрасно (но это во многом заслуга нашего клуба юных эрудитов и его методики).

И самое главное — вот как уже почти месяц ребенка как подменили — по дому стала ходить (не бегать), на голове почти не стоит, даже к стенке своей спортивной подходит в разы меньше. Все больше читает, с карточками занимается, с братом играет. Иногда просто ляжет полежать (я все температуру мерила, потому как раньше это 100 процентный признак был). Даже наоборот она мне кажется какой-то вялой, уставшей (сейчас правда мы все-таки заболели). Но и на самих занятиях разница невероятная. Сама замечает свои ошибки, останавливается и исправляет!

К сожалению, детишек с особенностями вокруг нас не мало и я сама далеко не сразу поняла что что-то не так, первый ребенок, а мы многое на характер списывали. А потом когда стали ходить по специалистам тоже разных видели и этот путь поиска отнял и силы и деньги. Но нейрокоррекция дала сильный толчок и хочу всем порекомендовать как минимум узнать об этом методе и подумать (денег тоже стоит не мало, но здесь все от центра зависит, да и хотя бы понятно за что платишь). Пишут, что особенно эффективно для детей до 8 лет, хотя и с подростками занимаются. Но в период школы все это проходить — даже не представляю.
Главное не опускать руки, очень многое (что окружающим кажется непослушанием, характером и тп) можно скорректировать и лучше как можно раньше!

Всем желаю здоровых деток, это на самом деле большое счастье!

Нейропсихологическая коррекция: что это, цена и отзывы

Диагностика у нейропсихолога и нейрокоррекция стали такими же привычными, как посещение логопеда. Вопрос лишь в том, как определить, насколько компетентен специалист, и как оценить эффективность его работы. Продолжаем наши беседы с нейропсихологом, нейролингвистом и клиническим психологом с 15-летним стажем Светланой Евгеньевной Филатовой.

— Как распознать некомпетентного нейропсихолога?

С.Ф.: Насущный и, к сожалению, и очень сложный вопрос. Большая популярность нейропсихологии приводит к появлению большого количества плохо обученных и мало знающих специалистов, которые приходят из смежных областей. И после окончания единственных курсов повышения квалификации, приступают к диагностике и нейропсихологической коррекции, в том числе и сложных случаев. При неправильном подходе можно не только не помочь, но и навредить ребенку.

Родителю с первого взгляда очень сложно определить компетентность специалиста.

Конечно, стоит обратить внимание на базовое и дополнительное образование нейропсихолога. Важно, сколько он учился именно нейропсихологии. Есть ли положительные отзывы о его работе. Было бы очень полезным узнать, как на его работу смотрят коллеги. Работа нейропсихолога — это прежде всего аналитическая работа. Специалист должен понимать, что, зачем и почему он делает.

Коррекция функционального состояния головного мозга — это серьезная, последовательная, планомерная работа, в которой нет мелочей.

8 причин не доверять нейропсихологу:
Отсутствие в открытом доступе информации об образовании специалиста.
Закрытость приема.
Отсутствие доступа родителям на нейродиагностику и коррекционные занятия.
Отсутствие письменного заключения по результатам нейродиагностики.
Если специалист не может дать развернутое объяснение, что происходит с ребенком, почему у него возникли трудности.
Не дает конкретных ответов на вопросы о том, что даст ребенку нейрокоррекция, какие возможны промежуточные цели и результаты работы.
Обещание чудес. Что быстро, но дорого смогут помочь ребенку.
Разговоры об уникальном супер-методе, доступном только данному специалисту и центру.

— Часто родители идут на диагностику, нейрокоррекцию и не видят результата. Как же можно увидеть работу нейропсихолога?

С.Ф.: Хороший нейропсихолог работает на результат. Для этого приходится постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень, так как в работе мы имеем дело с самыми разными случаями. И готовые, стандартные решения нам не подходят.

Можно выделить несколько причин, почему коррекционные занятия оказываются не эффективными.

Неправильно подобрана коррекционная методика и весь коррекционный маршрут. Попросту говоря, корректируют не то и не так.
Другая важная причина — это нарушение режима занятий. Если рекомендовано заниматься со специалистом два раза в неделю, а ребенок приходит два раза в месяц, или две недели ходит, а потом месяц не занимается, то результатов ждать не приходится.
Невыполнение рекомендаций специалиста. Если ребенок не выполняет домашнее задание, то результаты будут минимальны. Ведь ребенок с нами 2 часа в неделю. А коррекция функционального состояния головного мозга — это серьезная, последовательная, планомерная работа, в которой нет мелочей.
Еще очень важный момент: соответствуют ли ожидания и запросы родителей реальному положению дел и возможностям ребенка. И тут важен хороший контакт со специалистом. Все должны понимать, над чем идет работа в данный конкретный момент, к чему должны прийти, а что будет потом.

В процессе ожидания результатов важно запастись терпением. Очень важно время. Мы, к сожалению, не волшебники. Коррекционная работа — это длительный процесс.

Читать еще:  Имипрамин: инструкция по применению, цена, отзывы пациентов

Работу нейропсихолога можно увидеть непосредственно на занятии

Представьте, мозг привык функционировать определенным образом, выстроил определенные компенсации, работал в таком дисфункциональном режиме много лет. А мы вынуждены практически перестраивать его нейронную архитектуру. Мы создаем условия, предлагаем ему такие задачи, чтобы он формировал совершенно новые, более адаптивные функциональные связи. Быстро это не происходит. Но постепенно, конечно, улучшения должны быть видны. Маленькими шажочками состояние ребенка улучшается. Важно, когда специалист, родители и ребенок работают в одной команде, доверяют друг другу. Постоянно обсуждают коррекционный процесс. Не должно быть информационного вакуума. Это порождает недоверие и непонимание происходящего.

Работу нейропсихолога можно увидеть непосредственно на занятии. Родитель имеет право присутствовать, задавать уточняющие вопросы и получать развернутые ответы. Не обязательно это делать на каждом занятии, но периодические открытые уроки помогают родителям оценить ситуацию. Если политика центра категорически не приветствует открытые уроки, то это серьезный повод задуматься.

От 30 до 50 % детей идут в школу физиологически не готовыми.

— Перед школой обязательно проходить диагностику? Почему?

С.Ф.: Перед школой очень желательно пройти нейропсихологическую диагностику. Оценить готовность ребенка к школе. И это вовсе не навыки письма и чтения. А достаточно сформированная и зрелая функция саморегуляции.
В школе ребенок сталкивается с довольно жесткой социальной ситуацией, социальными и учебными требованиями, режимом, когнитивными нагрузками. Он должен быть к этому физиологически готов.
Кто-то будет готов в 6 лет, но таких детей мало, а кто-то ближе к 8. И это всё норма. Кроме этого, если обратиться к нейропсихологу за год-полтора до школы, при выявлении проблем, будет время над ними поработать в спокойном режиме. Статистика в наше время печальная. От 30 до 50 % детей идут в школу физиологически не готовыми. А если рассматривать отдельные данные по конкретным высшим психическим функциям, то 70-80 % детей не дотянут до возрастной нормы, таковы результаты масштабных исследований, которые проводит Институт Возрастной Физиологии.

— А взрослым нейропсихолог может помочь? С какими проблемами?

С.Ф.: Да. конечно. Нейропсихология родилась именно при исследовании взрослых и необходимости помощи им. В настоящее время нейропсихологическая помощь непременно сопровождает нейрохирургию и нейрореабилитацию. Во всех ведущих нейрохирургических институтах, стационарах присутствует нейропсихологическая служба, которая занимается вопросами восстановления высших психических функций после операций, опухолей, травм, сосудистых катастроф. Важна помощь нейропсихолога и в геронтологической практике. И в психиатрической.

Самые частые проблемы детей, с которыми родители обращаются к нейропсихологу:

СДВГ
Задержка речевого развития. Попросту говоря, ребенок не говорит, когда по возрасту ему уже давно положено.
Задержка психического развития.
Трудности обучения в школе, дислексия, дисграфия.
РАС.
Тяжелые заболевания центральной нервной системы, такие как, например, эпилепсия, ДЦП.
Генетические синдромы.

— С логопедом принято заниматься индивидуально, с психологом чаще всего тоже, а с нейропсихологом? В каких случаях эффективнее групповые занятия, а в каких индивидуальные?

С.Ф.: В основном коррекционные занятия с нейропсихологом индивидуальные, так как у разных детей будет разный коррекционный маршрут. Но в целом, групповые занятия возможны. Чаще групповая работа подходит не тяжелым детям и имеет скорее развивающий характер. Некоторые дети лучше работают в группе, им важен соревновательный момент. В группе у них выше работоспособность. Также возможна групповая форма работы, когда на занятиях присутствуют и дети, и родители.Причем дети не обязательно маленькие. Такие занятия преследуют еще и психотерапевтические цели, помимо нейропсихологических, и помогают выстроить и детско-родительские отношения.

Хорошим вариантом может быть и работа с диадой. Специалист и два ребенка. Так можно очень интересно и эффективно выстроить весь рабочий процесс.

Если ребенок сложный, с выраженными проблемами, то нужна, конечно, индивидуальная работа.

— Нейротипичному ребенку нужен нейропсихолог? Зачем?

С.Ф.: Если у ребенка есть какие-то трудности, то конечно нужен. Большинство детей в наших общеобразовательных школах — это нейротипичные, здоровые дети. Но у них могут возникать проблемы с чтением, письмом, математикой. Они могут быть очень утомляемы, истощаемы. Или им трудно учить наизусть стихи, учителя жалуются на невнимательность, а выполнение домашних заданий превращается в нескончаемую муку. Или у ребенка появились головные боли или другие соматические проявления, связанные с учебной нагрузкой. Таким детям в большинстве случаев мы можем помочь.

Кроме того, у любого ребенка в жизни может произойти психотравматичная ситуация, которая окажет влияние на ход его развития, может привести к регрессу или ухудшению когнитивных функций. Что именно пострадает, во многом зависит от возраста ребенка, от того, какой уровень функционирования головного мозга переживает сензитивный период. Он и будет наиболее уязвимым в психотравматичной ситуации. Нейропсихолог должен это всё учитывать.

Справка: Нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical). Обозначение для человека, относительно соответствующего статистической психической норме, то есть без психических расстройств, не аутичного, без синдрома Аспергера, СДВГ или каких-либо других различий, в том числе входящих в медицинские границы нормы. Употребляется в основном в кругах не-нейротипичных людей.»

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция – это специализированный комплекс психокоррекционных упражнений для детей от самого раннего до подросткового возраста, направленный на нормализацию функций их головного мозга и коррекцию различных нарушений и отставаний в развитии.

Комплекс включает серию специальных двигательных и дыхательных упражнений, направленных на улучшение артикуляции и развитие мышц речевого аппарата, и когнитивных тренингов — игр и заданий, которые стимулируют у ребенка активацию и развитие высших психических функций.

В нашем Центре используются как классические телесно-ориентированные нейрокоррекционные упражнения, так и авторские методики, которые позволяют:

  • быстрее сформировать компенсаторные навыки,
  • эффективнее стимулировать развитие у ребенка тех функций ЦНС и ПНС, которые определяют двигательную активность и координацию движений,
  • улучшить когнитивные (мыслительные) функции головного мозга,
  • активировать сенсорные системы организма.

Нейропсихологическая коррекция позволяет преодолеть нарушения в мыслительной деятельности и речевом развитии, рассеянность, нарушения памяти и внимания.

У ребенка нормализуется психологическое состояние, улучшается социальная адаптация, повышается успеваемость в школе, улучшается координация, повышается работоспособность.

Для успешного проведения нейропсихологической коррекции необходимо предварительно пройти специальную диагностику.

Нейропсихологическая диагностика

Это комплексное обследование, которое позволяет выявить индивидуальные особенности физического, эмоционального и умственного развития ребенка. По результатам нейропсихологической диагностики специалисты нашего Центра составляют индивидуальную коррекционную программу и выбирают методики, которые будут наиболее эффективны для нормализации высших психических функций ребенка и коррекции возможных патологий в функциональной деятельности полушарий головного мозга.

Каждый коррекционный комплекс состоит из взаимодополняющих методик, которые подбираются для каждого ребенка индивидуально в зависимости от характера и степени его нарушений.

Коррекционная программа состоит из двух этапов: двигательной и когнитивной нейрокоррекции.

Двигательная нейрокоррекция

Этот метод успешно применяется для коррекции большого спектра нарушений развития и активации высших психических функций головного мозга (внимания, образного восприятия памяти, эмоциональной сферы, способности к мышлению и т.п.) у детей любого возраста.

Используемые методики нацелены на улучшение вестибуляторно-моторной координации, улучшение мелкой и крупной моторики, развитие основных сенсорных систем и запуск процессов саморегуляции.

Коррекция выявленных нарушений способствует формированию компенсаторных навыков и подготавливает организм ребенка к полноценному овладению такими жизненно важными навыками как чтение, письмо, счет.

Когнитивная нейрокоррекция

Когнитивная нейрокоррекция нацелена на развитие правого полушария мозга и лобных долей головного мозга и является важной частью коррекционной программы. Методики когнитивной коррекции используются при нарушениях когнитивных (мыслительных) функций головного мозга, которые проявляются в трудностях с усвоением обучающих материалов и навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Каждый центр нейрокоррекции уделяет большое внимание активации высших функций головного мозга – памяти, письменной и устной речи, мышления, восприятия, потому что именно эти функции отвечают за умственное развитие ребенка в целом, умение выражать свои мысли, успешное освоение чтения, письма, математики и других школьных предметов.

В Центре «Алвиан» для активации когнитивных функций головного мозга у детей используются методики с доказанной эффективностью, которые выбираются индивидуально по результатам нейропсихологической диагностики.

Когнитивная коррекция рекомендуется не только при трудностях в усвоении новых материалов, но и некоторых других патологиях развития: невнимательность, плохой почерк, рассеянность, дислексия, проблемы с математикой, дисграфия, ограниченный словарный запас. Развитие когнитивной сферы улучшает различные виду памяти, способствует формированию наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.

Наши преимущества

Нейропсихологической коррекцией в нашем Центре занимаются опытные нейропсихологи – дипломированные психологи, прошедшие специальную подготовку по нейропсихологии.

Для коррекции патологий развития высших функций головного мозга используется многоуровневый подход. Каждому ребенку по результатам диагностики разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, которая учитывает возраст, особенности развития, остроту проблем и особенности коррекционных задач, которые ставит нейропсихолог.

Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в доброжелательной атмосфере и уютной обстановке нашего Центра. Длительность и частота занятий зависят от возраста ребенка и выявленных проблем, подлежащих коррекции.

С каждым ребенком работает персональный нейропсихолог, а при необходимости в коррекционную работу включаются и смежные специалисты нашего Центра: психологи, дефектологи, логопеды, БОС-терапевты, неврологи, детские психотерапевты. Такой комплексный подход делает коррекционный процесс максимально эффективным и помогает ребенку быстрее преодолеть отставание в развитии и решить проблемы, связанные с нарушениями высших психических функций и других патологий головного мозга, и повысить успеваемость в школе.

Детям с особенностями развития нейропсихологическая коррекция помогает улучшить восприятие окружающего мира и повысить их социальную адаптацию.

Целью системы помощи является улучшение умственного развития ребенка, развитие бытовых и коммуникативных способностей.

Нейропсихологическая коррекция: что это, цена и отзывы

Диагностика у нейропсихолога и нейрокоррекция стали такими же привычными, как посещение логопеда. Вопрос лишь в том, как определить, насколько компетентен специалист, и как оценить эффективность его работы. Продолжаем наши беседы с нейропсихологом, нейролингвистом и клиническим психологом с 15-летним стажем Светланой Евгеньевной Филатовой.

— Как распознать некомпетентного нейропсихолога?

Читать еще:  Леривон: инструкция по применению, отзывы, цена и аналоги

С.Ф.: Насущный и, к сожалению, и очень сложный вопрос. Большая популярность нейропсихологии приводит к появлению большого количества плохо обученных и мало знающих специалистов, которые приходят из смежных областей. И после окончания единственных курсов повышения квалификации, приступают к диагностике и нейропсихологической коррекции, в том числе и сложных случаев. При неправильном подходе можно не только не помочь, но и навредить ребенку.

Родителю с первого взгляда очень сложно определить компетентность специалиста.

Конечно, стоит обратить внимание на базовое и дополнительное образование нейропсихолога. Важно, сколько он учился именно нейропсихологии. Есть ли положительные отзывы о его работе. Было бы очень полезным узнать, как на его работу смотрят коллеги. Работа нейропсихолога — это прежде всего аналитическая работа. Специалист должен понимать, что, зачем и почему он делает.

Коррекция функционального состояния головного мозга — это серьезная, последовательная, планомерная работа, в которой нет мелочей.

8 причин не доверять нейропсихологу:
Отсутствие в открытом доступе информации об образовании специалиста.
Закрытость приема.
Отсутствие доступа родителям на нейродиагностику и коррекционные занятия.
Отсутствие письменного заключения по результатам нейродиагностики.
Если специалист не может дать развернутое объяснение, что происходит с ребенком, почему у него возникли трудности.
Не дает конкретных ответов на вопросы о том, что даст ребенку нейрокоррекция, какие возможны промежуточные цели и результаты работы.
Обещание чудес. Что быстро, но дорого смогут помочь ребенку.
Разговоры об уникальном супер-методе, доступном только данному специалисту и центру.

— Часто родители идут на диагностику, нейрокоррекцию и не видят результата. Как же можно увидеть работу нейропсихолога?

С.Ф.: Хороший нейропсихолог работает на результат. Для этого приходится постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень, так как в работе мы имеем дело с самыми разными случаями. И готовые, стандартные решения нам не подходят.

Можно выделить несколько причин, почему коррекционные занятия оказываются не эффективными.

Неправильно подобрана коррекционная методика и весь коррекционный маршрут. Попросту говоря, корректируют не то и не так.
Другая важная причина — это нарушение режима занятий. Если рекомендовано заниматься со специалистом два раза в неделю, а ребенок приходит два раза в месяц, или две недели ходит, а потом месяц не занимается, то результатов ждать не приходится.
Невыполнение рекомендаций специалиста. Если ребенок не выполняет домашнее задание, то результаты будут минимальны. Ведь ребенок с нами 2 часа в неделю. А коррекция функционального состояния головного мозга — это серьезная, последовательная, планомерная работа, в которой нет мелочей.
Еще очень важный момент: соответствуют ли ожидания и запросы родителей реальному положению дел и возможностям ребенка. И тут важен хороший контакт со специалистом. Все должны понимать, над чем идет работа в данный конкретный момент, к чему должны прийти, а что будет потом.

В процессе ожидания результатов важно запастись терпением. Очень важно время. Мы, к сожалению, не волшебники. Коррекционная работа — это длительный процесс.

Работу нейропсихолога можно увидеть непосредственно на занятии

Представьте, мозг привык функционировать определенным образом, выстроил определенные компенсации, работал в таком дисфункциональном режиме много лет. А мы вынуждены практически перестраивать его нейронную архитектуру. Мы создаем условия, предлагаем ему такие задачи, чтобы он формировал совершенно новые, более адаптивные функциональные связи. Быстро это не происходит. Но постепенно, конечно, улучшения должны быть видны. Маленькими шажочками состояние ребенка улучшается. Важно, когда специалист, родители и ребенок работают в одной команде, доверяют друг другу. Постоянно обсуждают коррекционный процесс. Не должно быть информационного вакуума. Это порождает недоверие и непонимание происходящего.

Работу нейропсихолога можно увидеть непосредственно на занятии. Родитель имеет право присутствовать, задавать уточняющие вопросы и получать развернутые ответы. Не обязательно это делать на каждом занятии, но периодические открытые уроки помогают родителям оценить ситуацию. Если политика центра категорически не приветствует открытые уроки, то это серьезный повод задуматься.

От 30 до 50 % детей идут в школу физиологически не готовыми.

— Перед школой обязательно проходить диагностику? Почему?

С.Ф.: Перед школой очень желательно пройти нейропсихологическую диагностику. Оценить готовность ребенка к школе. И это вовсе не навыки письма и чтения. А достаточно сформированная и зрелая функция саморегуляции.
В школе ребенок сталкивается с довольно жесткой социальной ситуацией, социальными и учебными требованиями, режимом, когнитивными нагрузками. Он должен быть к этому физиологически готов.
Кто-то будет готов в 6 лет, но таких детей мало, а кто-то ближе к 8. И это всё норма. Кроме этого, если обратиться к нейропсихологу за год-полтора до школы, при выявлении проблем, будет время над ними поработать в спокойном режиме. Статистика в наше время печальная. От 30 до 50 % детей идут в школу физиологически не готовыми. А если рассматривать отдельные данные по конкретным высшим психическим функциям, то 70-80 % детей не дотянут до возрастной нормы, таковы результаты масштабных исследований, которые проводит Институт Возрастной Физиологии.

— А взрослым нейропсихолог может помочь? С какими проблемами?

С.Ф.: Да. конечно. Нейропсихология родилась именно при исследовании взрослых и необходимости помощи им. В настоящее время нейропсихологическая помощь непременно сопровождает нейрохирургию и нейрореабилитацию. Во всех ведущих нейрохирургических институтах, стационарах присутствует нейропсихологическая служба, которая занимается вопросами восстановления высших психических функций после операций, опухолей, травм, сосудистых катастроф. Важна помощь нейропсихолога и в геронтологической практике. И в психиатрической.

Самые частые проблемы детей, с которыми родители обращаются к нейропсихологу:

СДВГ
Задержка речевого развития. Попросту говоря, ребенок не говорит, когда по возрасту ему уже давно положено.
Задержка психического развития.
Трудности обучения в школе, дислексия, дисграфия.
РАС.
Тяжелые заболевания центральной нервной системы, такие как, например, эпилепсия, ДЦП.
Генетические синдромы.

— С логопедом принято заниматься индивидуально, с психологом чаще всего тоже, а с нейропсихологом? В каких случаях эффективнее групповые занятия, а в каких индивидуальные?

С.Ф.: В основном коррекционные занятия с нейропсихологом индивидуальные, так как у разных детей будет разный коррекционный маршрут. Но в целом, групповые занятия возможны. Чаще групповая работа подходит не тяжелым детям и имеет скорее развивающий характер. Некоторые дети лучше работают в группе, им важен соревновательный момент. В группе у них выше работоспособность. Также возможна групповая форма работы, когда на занятиях присутствуют и дети, и родители.Причем дети не обязательно маленькие. Такие занятия преследуют еще и психотерапевтические цели, помимо нейропсихологических, и помогают выстроить и детско-родительские отношения.

Хорошим вариантом может быть и работа с диадой. Специалист и два ребенка. Так можно очень интересно и эффективно выстроить весь рабочий процесс.

Если ребенок сложный, с выраженными проблемами, то нужна, конечно, индивидуальная работа.

— Нейротипичному ребенку нужен нейропсихолог? Зачем?

С.Ф.: Если у ребенка есть какие-то трудности, то конечно нужен. Большинство детей в наших общеобразовательных школах — это нейротипичные, здоровые дети. Но у них могут возникать проблемы с чтением, письмом, математикой. Они могут быть очень утомляемы, истощаемы. Или им трудно учить наизусть стихи, учителя жалуются на невнимательность, а выполнение домашних заданий превращается в нескончаемую муку. Или у ребенка появились головные боли или другие соматические проявления, связанные с учебной нагрузкой. Таким детям в большинстве случаев мы можем помочь.

Кроме того, у любого ребенка в жизни может произойти психотравматичная ситуация, которая окажет влияние на ход его развития, может привести к регрессу или ухудшению когнитивных функций. Что именно пострадает, во многом зависит от возраста ребенка, от того, какой уровень функционирования головного мозга переживает сензитивный период. Он и будет наиболее уязвимым в психотравматичной ситуации. Нейропсихолог должен это всё учитывать.

Справка: Нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical). Обозначение для человека, относительно соответствующего статистической психической норме, то есть без психических расстройств, не аутичного, без синдрома Аспергера, СДВГ или каких-либо других различий, в том числе входящих в медицинские границы нормы. Употребляется в основном в кругах не-нейротипичных людей.»

6 вопросов к нейропсихологу

В последнее время данное направление психологии стало применяться в работе психологов всё шире, хотя сама нейропсихология далеко немолодая дисциплина, основоположником которой был Р.А. Лурия, выдающийся отечественный психолог. Тем не менее, многие родители часто задаются вопросами: что это за направление, чем отличается от других и насколько эффективно. Поэтому здесь мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.

Уже не одно десятилетие в нашей стране существуют, расширяются и совершенствуются такие услуги детям, как «подготовка к школе». И любой заботливый родитель непременно сделает всё возможное, чтобы его ребёнок был успешным и готовым к не по-детски серьёзным современным школьным требованиям. Поэтому так массово дети посещают, помимо обычных занятий в детском саду, различные Центры развития и курсы подготовки при школах, лицеях и гимназиях. И несомненно это даёт очень хорошие результаты. Но, тем не менее, неуклонно растёт число детей, которые, не смотря на все стандартные программы подготовки в школе, испытывают значительные трудности.

В чем же дело? Причин может быть достаточно много, но в первую очередь необходима консультация детского нейропсихолога и не только уже тогда, когда проблемы, что называется, на поверхности, но с профилактической целью до поступления в школу. Итак…

Читать еще:  Семакс: инструкция по применению, стоимость и отзывы

Для чего необходимо получить нейропсихологическую консультацию?

Для того чтобы полнее представить весь диапазон психических возможностей вашего ребёнка:

  • Определить соответствие в психическом развитии возрастным нормам (сильные стороны, задатки и то, что требует дополнительного стимулирования).
  • Обозначить уровень готовности к школе (уровень готовности к изучению различных школьных дисциплин и дополнительных факультативных предметов, уровень готовности к взаимодействию в детском коллективе).

и всё это, чтобы обеспечить гармоничное и успешное развитие вашего ребёнка в детском саду, школе и в самостоятельной жизни.

Что выявляет нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить причины возможных трудностей:

  • В учёбе: невнимательность, низкий уровень усвоения и запоминания материала, большое количество ошибок.
  • В поведении: неусидчивость, медлительность или излишняя активность, проблемы дисциплины.

В отличие от общепринятых психологических исследований готовности к школе, в частности, нейропсихологическая диагностика определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии. Потому что любая высшая психическая функция: память, внимание, речь и т.д., опирается на работу нескольких участков мозга — звеньев. И недоразвитие каких-либо звеньев или/и недостаточная зрелость связи между звеньями — участками мозга приводит к отставанию в развитии психической функции в целом. А основная задача диагностики, если сказать упрощённо, выявить эти «слабые» звенья или слабые связи. Соответственно и нейропсихологическая коррекция очень «точечно» направлена на скрытые неявные, но настоящие причины нарушений.

Когда следует самостоятельно обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихологическая диагностика показана, если ребёнок:

  • Получил общий наркоз.
  • Часто болеет, соматически ослаблен, имеет хронические заболевания.
  • Имеет проблемы с памятью и вниманием.
  • Пишет, рисует левой рукой.
  • Неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений или чрезмерно медлительный, не воспринимает инструкцию сразу, требуются повторы.
  • В движениях выглядит неловким, неуклюжим, угловатым.
  • Демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон.
  • Проявляет себя как «трудного» в воспитании, получает нарекания по поводу поведения в детском коллективе и дома.
  • Плохо усваивает учебный материал.
  • Двигает ногами, языком, когда пишет и рисует.
  • Пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально.
  • Наблюдается/наблюдался у врача-невролога и/или получил родовую травму; родился с помощью кесарева сечения; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус или какую-либо иную неврологическую симптоматику; мало ползал или не ползал совсем; имел травмы головы.
  • Имеет проблемы в речевом развитии.

Как проводится диагностика?

Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1-го часа, в некоторых случаях необходимы 2 встречи, и состоит из 3-х этапов.

На первом этапе выслушивается запрос, жалобы родителя. Психолог знакомится с ребёнком, устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребёнка-тетради, рисунки, поделки и т.п., собирает информацию о развитии ребёнка.

На втором этапе ребёнку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме, в зависимости от возраста, с картинным, стимульным, материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и даёт предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. Письменное заключение выдаётся через некоторое время по предварительной договорённости или отсылается по электронной почте.

Полная диагностика возможна с 4=х лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнётся, как можно раньше, с дошкольного и младшего школьно возраста. Коррекционные мероприятия проводятся до 12-ти лет.

Что такое нейропсихологическая коррекция?

В заключении нейропсихолога могут быть указаны те сферы психической деятельности, которые нуждаются в дальнейшей коррекции и развитии. В соответствии с этим, в заключении содержатся рекомендации для родителей, для педагогов детского учреждения, а также рекомендации пройти курс нейропсихологической коррекции с последующей повторной диагностикой.

Курс нейрокоррекции обычно составляет 3–6 месяцев, с периодичностью занятий 1–2 раза в неделю. В зависимости от механизма нарушения нейрокоррекция будет проходить в рамках той или иной программы.

Насколько эффективна нейропсихологическая коррекция?

На данный момент нейропсихологическая коррекция единственное эффективное направление в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей дошкольного и младшего школьного возраста с признаками «незрелости» определённых мозговых структур. Оптимальный режим для получения стойких ярко ощутимых результатов — это 2 коррекционных цикла с перерывом в 3–6 месяцев.

Кто такой нейропсихолог?

Кто такой нейропсихолог?

«Кто такой нейропсихолог, и в чем заключается суть его работы?»
задаются этим вопросом родители, уже не раз сталкиваясь с рекомендациями нейропсихологической коррекции со стороны врачей, учителей и мам других детей.

Нейропсихология — это практическое направление психологии , возникшее ещё в середине 20 века, первооткрывателем которой был Александр Романович Лурия, советский ученый, врач, психолог, педагог, который занимался изучением и восстановлением больных, получивших травмы головного мозга. Разумеется, со временем нейропсихология развивалась и теоретически, и практически, но по-прежнему в ее основе лежат принципы работы головного мозга, открытые А.Р. Лурия.

Сейчас выделяют:

  1. детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.Семенович),
  2. сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
  3. взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).

Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.

А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи — это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой.

Нейропсихолог — это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие «подпитки», и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Кому нужно заниматься с нейропсихологом?

В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:

  • не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
  • регулярно устраивает «истерики», имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
  • в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
  • получил «приговор» об аутизме, СДВГ ;
  • не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
  • забывчив, невнимателен, «витает в облаках»;
  • плохо спит, быстро утомляется;
  • испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –

тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией.

Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов «выкладываться» более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре «Счастливый человек» одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Как часто надо заниматься?

В среднем, необходимо посещать психолога 2-3 раза в неделю, а дома ежедневно повторять упражнения. Пример, как проходит занятие у нейропсихолога, можно посмотреть в видеогалерее сайта .

Какова длительность курса?

Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения «домашней работы». Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.

Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.

Если ребенок ходит к нейропсихологу

При посещении нейропсихолога (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс.

Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и «побеситься» вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.

Зачастую процесс коррекции необходимо сочетать с медикаментозным лечением у невролога, а также с курсом массажа , БОС — терапией . С детьми дошкольного возраста обязательно нужно проводить развивающие занятия .

Центр «Счастливый человек» собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем «бить четко по мишени». Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.

В центре «Счастливый человек» первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector