Детская агрессия: что это, как проявляется и корректируется

Детская агрессия: что это, как проявляется и корректируется

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.

Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.

Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Детская агрессия: типы, причины и коррекция такого поведения

Детская агрессия – разрушительное поведение, которое противоречит нормам существования в социуме, причиняет физический или психологический ущерб объектам нападения, а также вызывает дискомфорт.

Выделяют пять типов агрессии:

  • физическая;
  • агрессия в виде раздражения, вспыльчивости;
  • речевая агрессия;
  • косвенная: направленная на кого-то и ненаправленная на кого-то конкретно;
  • оппозиционный негативизм.

В принципе, проявления агрессии не должны сразу настораживать. Ведь маленький ребёнок не умеет ещё по-другому проявлять свои сильные эмоции. Но, частые и сильные случаи всё же заставляют обратить на себя внимание и задуматься: почему же приходится сталкиваться с детской агрессией, какова её причина и последствия?

Вот наиболее распространённые факторы, которые могут стать причинами детской агрессии:

Увы, но неумение родителей решать спорные вопросы без кулаков или частое использование физических наказаний в качестве «обучающих» и «воспитывающих», приводит к усвоению такого рода поведения. Ребёнку непонятно: почему папа может стукнуть маму, чтобы добиться желаемого, а он не может при этом побить девочку в детском саду, например. Кстати, это ещё один повод задуматься в тех ситуациях, когда брак сохраняется «несмотря ни на что, лишь бы был отец у ребёнка». Увы, но в таких случаях можно сделать только хуже маленькой личности.

  1. Яблочко от яблоньки недалеко падает.

В принципе, этот пункт некоторое дополнение к первому, но с важным акцентом: детская жестокость напрямую зависит от материнской агрессии. Нет, ваш сын совсем не похож на «своего отца» или «вашу свекровь»! Нет, он вообще ни при чём, что вы незапланированно его родили и из-за этого бросили учёбу, работу и так далее. Но, подобные претензии зачастую порождают всплески детской жестокости. Не может ваш малыш ответить: «сама виновата», вот он и вымещает скопившуюся обиду на других.

Иногда ребёнку не удаётся привлечь к себе внимание с позитивной стороны. Тогда на помощь приходит вот такое «неправильное» поведение. И пусть кроху ругают, но он добился своего – его не игнорируют. Такое поведение часто наблюдается в случае разводов и необходимости матери тратить много времени для зарабатывания средств к существованию.

Ребёнок получается одновременно «заброшенным» двумя значимыми для себя людьми: папой, который развернулся и ушёл, и мамой, которая пропадает на работе. Оставленный на бабушек – дедушек, малыш не чувствует должной эмоциональной отдачи: пожилым людям главное накормить и отправить его погулять, ведь они просто устают от его энергии. Вот и проявляет такой малыш агрессию, чтобы все к нему сбежались и обратили, наконец, на него внимание.

Этот пункт можно выделить в отдельную тему статьи. Дети очень привязаны к значимым для себя людям. Особенно часто таким значимым человеком является мама. И вот мама похвалила чужого ребёнка, его рисунок или поделку. Но, не просто похвалила, а так, что малыш почувствовал себя обделённым. Он может проявить приступ такой агрессии: сломать чужую поделку, порвать рисунок.

Читать еще:  Алекторофобия: что это такое, как проявляется и лечится

Но, эта же ревность носит другие, более тяжелые для всех вариации. Например, ребёнок постоянно обижает младшего брата (сестру), «выливает» на него свою агрессию из-за «большего внимания со стороны матери на маленького». Или малыша «подменяют», когда в дом приходит новый мамин избранник. И чем больше мама мечется «между двух огней» и пытается загладить вину «сорванца» перед «чужим дядькой», тем яростнее и агрессивнее становится поведение крохи.

У малыша ещё не развито чувство «социального табу» и по большому счёту у него действительно «нет совести». Мир для него существует в упрощённой схеме. И поэтому, если ребёнок видит что-то эдакое, он это хочет. И если это что-то у другого крохи и ему не достанется, он считает это несправедливым и «исправляет»: отбирает, ломает. Помните знаменитое выражение: «Так не доставайся ты никому»? Вот это из этой серии. Естественно, подобное поведение свойственно и в более старшем возрасте (и даже взрослым). Но, совершаются такие акты завуалированно, как бы «случайно»: наступил на подол или пролил кофе на шикарное платье коллеги; переложил папку с важным отчётом, чтобы «товарищ» выглядел бледно перед шефом и т.д. У детей же действие совершается открыто и показательно.

  1. Лучшая защита – это нападение.

Если ребёнок не понимает — как себя вести, боится или опасается, одним из возможных разрешений таких внутренних переживаний становится проявление агрессии. Ребенок, перейдя в другую школу «на всякий случай» начинает всех колотить, чтобы не стать самому жертвой. Очень распространённый нынче вариант вербальной агрессии у полных деток. Опасаясь насмешек, они сами пытаются всячески дразнить, высмеивать и подкалывать окружающих.

Иногда можно отметить и тот факт, что важным пусковым механизмом в проявлении таких действий ребёнком, служит агрессия у материк ребёнку. Она может быть вызвана разными моментами: как банальной усталостью, так и подсознательным обвинением ребёнка в несбывшихся планах. Мы это уже упоминали как отдельный пункт. Но, это тема для другой статьи. И здесь, конечно, борьба с детской агрессией невозможна без решения взрослых проблем.

Агрессия у ребёнка 2 лет чаще всего связана с приступами неуправляемого упрямства, когда ребёнок начинает брыкаться, капризничать и пытаться таким образом проявить своё недовольство. Однако, после двух, ближе к трём годам многие детки поступают в детский сад. И здесь кроха сталкивается с неведомой ему ситуацией самостоятельного взаимодействия со сверстниками и отстаивания своих интересов. Поэтому агрессия у ребёнка 3 лет – нормальное явление ещё незрелой нервной системы. На самом деле гораздо хуже, если малыш совсем её не проявляет. Ведь согласитесь, иногда даже самому мирному человеку приходится отстаивать свои права.

Говоря про агрессию 3 лет, стоит упомянуть распространённые ошибки родителей, ведущие к нежелательным последствиям. Как ни парадоксально, но полное и жёсткое табу на подобное проявление своего недовольства не искореняет агрессию, а переводит её в другие формы: развивается нытьё, молчаливое сопротивление или упрямство в виде «из принципа наоборот». Поэтому важно не ругать ребёнка за форму агрессии, а разбираться в её причине и учить его выражать свои претензии по-другому – словами. Хотя ябедничество тоже стоит исключить.

Ещё одна распространённая ошибка – «показать кто в доме хозяин». Родители пытаются физически «перевоспитать» своё чадо, при этом вступая в постоянные споры между собой. Это приводит только к ещё большей раздражительности и нетерпимости малыша. Ведь родители сами поступают эмоционально, несдержанно и агрессивно.

Нельзя не заострить внимание на том, что агрессия у детей 3-4 лет может быть направленна на определённого человека или группу людей. Поэтому не стоит удивляться, что малыш дома ведёт себя вполне адекватно, а в детском саду на него постоянно жалуются как на агрессора: покусал, побил, поломал. Всё дело в том, что дома ребёнка действительно всё устраивает, а в садике нет. И причиной может быть что угодно: страх одиночества и некомфортное ощущение из-за вечно кричащего воспитателя. Но, если закрыть воспитателю рот ребёнок не в силах, он выплёскивает свои внутренние переживания на тех, кого может одолеть.

Не стоит так же забывать, что агрессия в 3 года совпадает с кризисом «Я сам». Ребёнок вдруг осознаёт себя как самостоятельную личность. Но, многие родители начинают подавлять эту самую, по их мнению, избыточную самостоятельность. Некоторым взрослым не слишком понятно, что слова «нельзя, будет плохо» абсолютно ничего не дают в плане опыта. Ведь ребёнку интересно насколько нельзя и как именно ему будет плохо. Кроме того, маленькому человеку невозможно понять: почему, когда ему совсем не хочется быть одному и самостоятельному, его оставляют в саду и он вынужден сам кушать, ходить в туалет, что-то убирать… А когда ему хочется проявить самостоятельность и смешать маме чудо-блюдо из яиц и жидкости для мытья посуды, ему вдруг нельзя. Естественно, что на запреты, он реагирует негодованием, топаньем и раздражением.

Вообще агрессия у детей дошкольного возраста часто связанна со стремлением взрослых чрезмерно подавлять и контролировать ребёнка, вписывать его в свои «идеальные рамки». Хотя зачастую такая проблема сохраняется даже когда люди становятся взрослыми.

Такие жёсткие «запихивания» в идеальные требования могут порождать приступы аутоагрессии. Ведь когда малыш не может соответствовать — он расстраивается, эмоции переполняют, он «наказывает плохого и виноватого», то есть – себя самого.

Аутоагрессия у детей тесно связанна с возрастом. Так, детки до 3 лет, которые по сути ещё рассматривают себя как продолжение взрослого, просто выполняют его угрозы. Если взрослый говорит: «Перестань, а то наколю язык иголкой», ребёнок может начать себя кусать. Ведь он реально верит в возможность такого действия.

В возрасте 4-6 лет дети часто приписывают себе чужую вину. Развод, раздражение мамы, нехватку денег. Ребёнок всерьёз может обвинять себя в этом. Ситуация усугубляется, если при этом сам ребёнок мнительный, с низкой самооценкой или кто-то из домочадцев позволяет себе говорить, что он не «слишком умный/ красивый/ удачный».

А вот после 7, дети могут прибегать к аутоагрессии как к способу манипуляции. Причём как осознанно, так и нет. Ведь если они обделены заботой и вниманием здоровыми, почему бы не стать «больными» или «покалеченными»?

Однако не стоит путать аутоагрессию с исследовательскими стремлениями. Порою дети наносят себе травмы, желая посмотреть: что же будет, как потечёт кровь.

Сохранение же яркого проявления физической агрессии у ребёнка 4 лет – это повод хорошенько разобраться в её причинах, обратившись с вашим малышом к психологу или психотерапевту.

Что касается допустимых вариантов агрессии у ребёнка 4-5 лет, то стоит говорить о изменении её в сторону вербальных форм. Дети продолжают отстаивать своё личное пространство, поэтому они могут жёстко «исключать из игры чужаков» или прогонять тех, кто не нравится. И здесь важно неоднократно спокойно пояснять неправильность таких действий. Это позволит сформировать у ребёнка впоследствии толерантность и терпимость.

Агрессия у детей дошкольного возраста связана в большей степени с неумением контролировать свои эмоции, и советы психолога, в первую очередь, будут направлены на помощь ребёнку в преодолении внутреннего напряжения и проявлениях его в иных формах.

Агрессия у детей младшего школьного возраста несколько отличается, поскольку эти детки уже обладают достаточным самоконтролем. Но склонность решать что-то с помощью агрессивных действий ещё сохраняется. И если мальчики склонны прибегать к открытым физическим действиям, то девочки начинаю использовать скрытую агрессию. У детей она часто проявляется в виде обидных прозвищ, насмешек или, наоборот, бойкотов.

Кризис младшего школьного возраста обусловлен,в том числе, и ощущением ребёнка как «взрослого». Агрессия у ребёнка 7-8 лет чаще всего связанна с ориентацией на взрослого человека. Поэтому советы психолога будут направлены на выявление и устранение конфликтов и проблем в семье.

Психотерапия

Агрессия, проявляющаяся у детей – сложная тема, требующая всестороннего подхода и выявления истинных причин. Поэтому лучшие рекомендации родителям даст психолог или психотерапевт, который разберётся конкретно в вашей ситуации.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Детская агрессия. Что такое агрессия?

Наталья Григорьева
Детская агрессия. Что такое агрессия?

Детская агрессия

Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Как агрессивность проявляется у детей?

— Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца,причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.

— Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.

— Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

— Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

— В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

— У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

Агрессияможет возникать в следующих случаях:

— как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.

— как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.

— Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Читать еще:  Гомофобия: что это, симптомы и лечение такого страха

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый — когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

— Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

— Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных»целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т. п.

— Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

— Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

— Не прибегайте к физическим наказаниям.

— Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов,мести,.

Лечение агрессивности

Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка,испорченным,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

От агрессивностибольше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

Консультация «Детская агрессия» Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность.

Детская агрессия Детская агрессия Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда.

Детская агрессия Проработав в детском саду более 30 лет я с великим огорчением вижу, что количество агрессивных детей увеличивается с каждым годом. Из средств.

Детская агрессия — причины и способы борьбы Все дети иногда ведут себя неприятно: кусаются, кричат или проявляют другое агрессивное поведение по мере их развития. Это не означает,.

Детская агрессия: причины, как бороться Гнев и агрессивное поведение — это необходимая человеку реакция. С точки зрения психологии, агрессия – это сила, с которой мы стремимся.

Консультация для родителей «Что скрывает в себе детская агрессия по отношению к взрослым» Агрессия – это, любое активное физическое или вербальное (словесное) поведение человека (или другого живого существа, направленное на причинения.

Консультация для родителей «Детская агрессия» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Подготовила воспитатель Г. И. Ломанцева Агрессивное поведение –это наиболее распространенный.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей «Детская агрессия» В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Консультация «Детская агрессия» Консультация для родителей на тему: «Детская агрессия» Детская агрессия — причины, как бороться Гнев и агрессивное поведение — это необходимая.

Рекомендации родителям «Детская агрессия — помогаем преодолеть гнев» ] Агрессия присуща каждому человеку, поскольку представляет собой инстинктивную форму поведения. Главной ее целью является выживание и защита.

Причины агрессии и нервозности у ребенка, способы борьбы

Кризисные этапы

В жизни ребенка существуют несколько сложных, кризисных, этапов:

  1. Кризис рождения – ребенок, находящийся 9 месяцев в чреве матери, во время родов испытывает стресс. Первый самостоятельный глоток воздуха доставляет боль, означающую то, что ребенок теперь не единое целое с матерью, а обретает новый статус – не плода, а новорожденного.
  2. Кризис 1 года – ребенок, испытывая острую необходимость познавать мир, начинает из положения лежа принимать вертикальное положение, то есть ходить, познает мир и любой запрет вызывает протест.
  3. Кризис 3 лет – ребенок начинает понимать, что он – не просто часть огромного мира, он – личность, у которой есть свои потребности. Еще не осознавая четко, чего хочет и зачем ему это нужно, пытается любыми способами добиться своего, становится нервным, агрессивным и капризным.
  4. Кризис 7 лет – в этот период ребенок идет в школу, начинает осознавать, что теперь есть определенные обязанности, которые нужно выполнять или последует наказание.

Именно два последних этапа (3 года и 7 лет) особенно тяжело даются и детям, и их родителям. В это время от ребенка можно ожидать все, что угодно. Может возникнуть необоснованный каприз (хочет идти пешком пять остановок, а не проехать это расстояние на автобусе), случиться истерика (которая обычно следует за неудовлетворенным капризом), начнется приступ агрессии, во время которой ребенок начнет бить родителей, окружающих детей, кидаться во взрослых предметами, плевать на них, пинать ногами, царапать. Как быть в такой ситуации? Просто ждать, когда пройдет кризисный этап? Или принимать какое-то решение. Не упущен ли будет момент, если пустить все на самотек и ждать, что все разрешится само собой?

Разбираем причины агрессии и нервозности.

Перед тем, как перейти к выяснению причин нервозности и агрессии, нужно разобраться, что такое агрессия. Детская агрессия – способ активного выражения недовольства и гнева , проявляющийся через негативизм (то есть отрицание) окружающих и попытку причинения ущерба (предметам) или увечий (людям, животным). Для родительского успокоения хочется сказать о том, что в мире не существует таких родителей, которые бы не столкнулись с проявлениями детской агрессии. Совсем другая ситуация возникает тогда, когда агрессия сопроводима с нервозностью, в таких ситуация не стоит утешать себя статистикой и детским сложным возрастом, стоит немедленно обратиться к психологам, невропатологам и, возможно, к психиатрам.

Причиной агрессии, как правило, становятся переполняющие ребенка негативные эмоции и гнев, связанные с определенной ситуацией. Разбирая причины возникновения агрессивных проявлений у детей, можно условно выделить несколько групп:

  1. Вина родителей Эта группа причин занимает лидирующую позицию по той причине, что все берется из семьи. Нередко встречаются случаи, когда виновником появления агрессивных действий становятся сами родители, в частности сама мать. Такой ситуацией может стать жестокость, отчуждение и равнодушие матери, рукоприкладство или же издержки воспитания, когда родители стараются не замечать первых звоночков агрессии. Насилие в семье, унижение человеческого достоинства, жесткая авторитарность и деспотичность в воспитании, аморальный образ жизни родителей так же не проходит мимо детской психики. Иногда родители, сами того не желая, становятся инициаторами агрессии. К таким случаям можно отнести такие случаи, когда отсутствует единство в воспитании: один родитель разрешает, а второй – категорически против, тогда для ребенка авторитетом будет тот, кто много позволяет, а тот, кто не разрешает – объект агрессии.
  2. Заболевания В эту группу можно отнести соматические и хромосомные заболевания, приводящие к нарушению работы головного мозга, к задержке умственного и психо-моторного развития, нарушению социализации, гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, дефициту внимания и интеллекта. Список можно продолжать до бесконечности, но есть ли в этом смысл? Скажем только то, что здесь нет вины родителей (если только они не спровоцировали наступление заболевания), все происходит не от капризов и прихоти ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным состоянием. Работать здесь нужно опытным врачам, психотерапевтам и психологам, а родители могут поддерживать и любить ребенка несмотря ни на что.
  3. Социальные факторы В эту группу отнесем просмотр провокационных фильмов и сериалов, игры в жестокие компьютерные игры, агрессию со стороны сверстников.
  4. Возрастные особенности – это как раз то, о чем говорилось выше: кризис 3 и 7 лет, попытка узнать границы дозволенного, способы достижения цели несмотря ни на что.

Способы борьбы с агрессией у ребенка

Конечно, с агрессивными приступами можно и нужно бороться. Мы не будем брать в расчет вторую группу причин агрессивных проявлений, как уже говорилось ранее, здесь требуется лечение и контроль опытных медиков, психологов и коррекционных педагогов.

Рассматривая первую группу причин, скажем, что самый основной способ устранения агрессивности у ребенка – начать с себя, пересмотреть свое отношение к ребенку и окружающим людям, изменить методы воспитания и посетить семейного и детского психолога. Пройдет время и все забудется, важно дать понять ребенку, что его любят. Для третьей группы разрешением ситуации станет ограничение просмотра телевизора, неразрешение играть в компьютерные игры, проведение эмпирических бесед с разъяснением, почему так стоит или не стоит поступать и посещение психолога, который поможет ребенку разобраться в себе, избавиться от комплексов и поменять тактику поведения со сверстниками.

На возрастные проявления агрессии стоит реагировать спокойно, но настороженно. Для начала стоит разобраться в том, почему именно так ведет себя малыш: ему недостаточно внимания родителей, и он так пытается привлечь к себе внимание? Он ревнует маму или папу к младшему (старшему) брату (сестре)? Он хотел поиграть именно этой игрушкой, но игрушка не принадлежала крохе? Поговорите с ребенком, объясните, почему вы уделили младшему ребенку немного больше времени, что он беззащитный и нуждается в уходе, предложите помочь вам. Скажите, что сейчас он вам поможет, а потом вы почитаете вместе книгу, порисуете, пойдете погулять и т.д. Психологи предлагают такие методики борьбы с агрессивными проявлениями у детей:

  1. Попросите малыша нарисовать на альбомном листе причину агрессии и предложите порвать листок.
  2. Вдохнуть и досчитать до 10.
  3. Выплеснуть всю злость на подушки, то есть побить ее, как боксерскую грушу.
  4. Переключите внимание на что-то другое.
  5. Займите ребенка спортивной игрой (гимнастикой, футболом).
Читать еще:  Астено невротический синдром: что это, симптомы и лечение

Таким образом, прежде чем решиться, как бороться в агрессией ребенка, стоит для начала определить ее причину. Нервозность – признак нездоровья, наличия соматического или психиатрического заболевания, бороться с которыми могут только узкоспециализированные специалисты.

Агрессия у детей

Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками в воспитании, она переходит в агрессивность, как черту характера. Проявления негативных реакций зачастую настораживают родителей, и они задаются вопросом: «как убрать агрессию у ребенка?».

Причина агрессии у детей

К основным причинам, способствующим появлению агрессии относят:

— соматические заболевания, нарушения работы головного мозга;

— проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;

— непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, а и в социуме;

— равнодушие родителей к делам, а также интересам малыша, его статусу, успешности;

— сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

— отсутствие единства в воспитании, а также его непоследовательность;

— неспособность малыша контролировать свои поступки, низкая самооценка;

— недостаточное развитие интеллекта;

— высокая степень возбудимости;

— отсутствие способности строить отношения в социуме;

— жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.

Причина агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а также когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.

Признаки агрессии у детей

Проявление агрессии выражается в таких поступках: обзывание сверстников, отбирание игрушек, желание ударить другого сверстника. Агрессивные дети зачастую провоцируют других сверстников на драки, тем самым выводят взрослых из состояния душевного равновесия. Агрессивные дети обычно «ершистые», что вызывает сложность в общении и правильного подхода к ним.

Признаки агрессии у детей: мстительность, отказ соблюдать правила, непризнание своих ошибок, вспышки гнева на действия окружающих, драчливость, замахивание на близких, плевки, щипание, употребление бранных слов.

Агрессия у детей способна быть скрытой, если родители подавляют ее, выбирая для этого неверные методы.

Откуда агрессия у ребенка?

Агрессия у детей почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего-то, экспериментирование своего поведения на взрослых.

Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.

Укус — это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые двухлетние дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусаются для того, чтобы демонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.

Когда вы осознаете, чем было спровоцировано негативное поведение малыша, вам сразу станет понятно, как научить его справляться с собой в критической ситуации. Важно помнить, что малыши всему учатся на примерах своих родителей.

Агрессия мамы очень сильно отражается на ребенке. Малыш очень быстро усваивает такое поведение мамы, а жестокое поведение может послужить предпосылкой к неврозам. Важно усвоить, что поведение малыша — это полное зеркальное отражением того, что он видит в семье.

Агрессия у детей 3 лет возникает из-за игрушек. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, истерят.

Родительская попытка снять напряжение силой, приводит к неудачам, и следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно. В этом случае родителям необходимо просто переключить внимание малыша на другое занятие или убрать провоцирующий фактор.

Агрессия у детей 4 лет несколько снижается, малыши начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения. Для малышей идет восприятие так: или все плохое или хорошее. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах, инструкциях: что и как именно делать. Малыши 4 лет не понимают после просмотра телевизора, где реальность, а где фантазия, они не могут правильно понять желания других, присоединившихся к их играм. Их восприятие такое: на мою территорию вторглись. Поэтому им сложно объяснить, что другие детки миролюбивы.

Агрессия у ребенка 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальное нападение (прозвища, молчание, игнорирование), однако могут прибегать и к агрессивной форме защиты своих интересов.

Агрессия у ребенка 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных, проявлениях, а также стрессовом напряжении, мести. Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность малыша, но, несмотря на это, дети начинают уже проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.

Лечение агрессии у детей

Бывает, что немотивированные приступы агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда малыши никогда не знают отказа, всего добиваются истериками, криками. В этом случае следует быть терпеливыми, поскольку, чем запущеннее проблема, тем тяжелее проводить коррекцию по устранению немотивированных агрессивных приступов. Не следует ждать, что вот чадо подрастет и изменится. Обязательное правило в общении с малышом — это постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при появлении агрессии.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию? Зачастую агрессивное поведение — это реакция на отсутствие внимания, и таким образом малыш стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Малыш быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому родители должны это учитывать и по максимуму общаться с малышом, поддерживая его позитивное общение.

Как реагировать на агрессию ребенка? К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то родителям следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах появляются приступы агрессии, обязательно поставить себя на место малыша, подумать, чего ему не хватает.

Коррекция приступов агрессии у детей включает подключение игровых ситуаций, разыгрывание игрушечными персонажами, приближенными к реалиям. Как только приучите вести себя спокойно, ваш малыш сразу поменяет манеру общения с другими детками.

Как справиться с агрессией ребенка? Воспитание малыша должно включать единство требований обоих родителей и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером родители могут выработать поведенческие навыки у малыша. Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к своему малышу. В семье, где малыш видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов, идет восприятие ее как нормы.

Лечение агрессии у детей включает различные способы:

— предложите малышу нарисовать свою агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;

— битье подушки, счет до десяти;

— переключение внимания на игру или другое занятие;

— в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию у малышей;

— исключить запугивание и шантажирование;

— стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;

— занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;

— специальная гимнастика, направленная на релакс для снятия напряжения;

— соблюдение витаминизированной диеты.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Агрессивное поведение подростков

Медицинский эксперт статьи

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков — диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector