Астено невротический синдром у детей: симптомы и лечение

Астено невротический синдром у детей: симптомы и лечение

Опасность астено-невротического синдрома у детей

На фоне сильной усталости и частых волнений может возникнуть необходимость лечить невроз у ребенка. Маленькие пациенты быстро устают, плохо запоминают информацию. У вас есть основания заподозрить астено-невротический синдром у ребенка, если школьник стал раздражительным и невнимательным.

Общая информация о недуге

Описывая проявления астено-невротического синдрома, доктора дали этой болезни второе название: «раздражительная усталость». Все потому, что невроз детей дает о себе знать противоречивыми симптомами: постоянной усталостью и сильной раздражительностью. Заболевание может возникнуть в любом возрасте.

Если причиной недуга стала наследственная склонность, внутриутробная инфекция или травма, полученная при родах, вы заметите признаки невроза малыша в 2–3 года. У школьников заболевание часто проявляется после затяжного стресса и повышенных умственных нагрузок.

У мальчиков и девочек дошкольного возраста структуры ЦНС находятся в процессе формирования, поэтому признаки невроза детей существенно отличаются от симптомов невротических расстройств взрослого человека. Если вы заметили, что ребенок стал агрессивным, вялым и забывчивым, не следует ругать его. Крики и наказания только усилят эмоциональную нестабильность маленького пациента.

Факторы развития болезни

Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:

  • кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
  • наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
  • голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ — вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
  • заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
  • травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие — даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
  • несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
  • сильный испуг, потрясение;
  • длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
  • болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.

Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.

После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.

Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.

Разновидности патологии

Исходя из причин заболевания, разделяют 5 видов неврозов у детей.

  1. Соматогенная астения. Это неврологическая патология идет «рука об руку» со многими соматическими заболеваниями (гастритом, язвенным поражением двенадцатиперстной кишки, воспалением легких).
  2. Дизонтогенетическая астения. Эта разновидность болезни характеризуется умеренной усталостью и рассеянностью ребенка.
  3. Заболевание церебрастенического типа. Если астено-невротический синдром появился у малыша вследствие поражения головного мозга, доктор диагностирует цереброгенную астению. Пациент, изнуряемый болезнью, испытывает дискомфорт, общаясь с незнакомыми людьми. Он быстро устает и не чувствует себя бодрым после сна.
  4. Резидуальная астения. Недуг развивается вследствие врожденной патологии или родовой травмы. У малыша, страдающего этой формой недуга, отмечается плаксивость, скудный словарный запас. Нередко встречаются нарушения мелкой моторики и неврозоподобный энурез детей с резидуальной астенией.
  5. Неврастения. Причиной этого нарушения является недоброжелательная обстановка в семье, а также — неприятие крохи в кругу сверстников. У школьника наблюдается бессонница, головные боли. Заболевание поддается коррекции, в отличие от некоторых других видов неврозов. Когда причина детских страхов исчезнет, эмоциональное состояние юного пациента придет в норму.

В зависимости от преобладающих недомоганий, неврологи выделяют два типа астено-невротического синдрома у детей.

  1. Гипердинамическая астения. Мальчики и девочки, страдающие этой разновидностью заболевания, отличаются повышенной активностью, порывистым нравом.
  2. Гиподинамическая астения. Детей, у которых выявлена эта патология, можно назвать безропотными «тихонями». Углубленность в себя, отсутствие физической выносливости являются главными ее симптомами. Лечение детского невроза должно быть комплексным.

Расстройство у малыша 2–6 лет

Родителям сложно определить, какое заболевание вызывает апатию и плаксивость у малыша 3 лет. Невроз у детей проявляется противоречивыми симптомами. Успешное лечение патологии возможно, если у малыша отсутствуют тяжелые поражения ЦНС.

Если вашему малышу часто досаждают простуды и вирусные заболевания, а его аппетит снижен, есть основание заподозрить, что психические резервы крохи снижены.

Испуг в присутствии незнакомых людей и капризы являются симптоматическими проявлениями. Распознать невроз помогут такие симптомы у детей:

  • беспокойный сон;
  • недержание мочи в ночное время;
  • вспышки агрессии, малыш часто повышает голос на старших родственников, скандалит со сверстниками, ломает игрушки, стоит показать ребенка доктору;
  • укачивание в транспорте, из-за невротического расстройства у маленьких детей может быть тошнота и рвота;
  • усиленное потоотделение;
  • судороги рук и ног;
  • нервный тик;
  • потеря интереса к играм.

Если родители дошкольника игнорировали вышеупомянутые симптомы и лечение было запоздалым, невроз у детей начнет проявляться сильным физическим дискомфортом. Запущенный недуг дает о себе знать болями в шее и руках. После физических упражнений у малыша может кружиться голова.

Иногда случаются припадки у мальчиков и девочек 5 лет. Если невроз изнуряет ребенка пугающими симптомами, без лечения дошкольник не справится с проблемой. Припадком называется состояние, когда малыш бьется головой о стену или о стол, наносит себе травмы.

Симптомы заболевания у школьников

Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:

  • неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
  • вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
  • резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
  • учащенное сердцебиение;
  • сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
  • снижение аппетита.

Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз — продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.

В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.

Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:

  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
  • частая смена настроения;
  • наличие фобий;
  • склонность преувеличивать свои недомогания — если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.

Способы устранения проблемы

Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.

Способы лечения невроза у детей:

  • лечебная гимнастика;
  • дарсонвализация;
  • электросон;
  • гидротерапия — в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
  • арт-терапия — занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
  • ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
  • занятия с психотерапевтом — родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
  • народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.

Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.

Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:

  • транквилизаторов — медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
  • ноотропных средств — нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
  • седативных средств.

Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:

  • наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
  • частоту истерик и припадков;
  • способность школьника адаптироваться в социуме.

Собираясь лечить невроз, вы должны снизить до минимума или полностью устранить травмирующие факторы. Бурные ссоры дома — то, от чего вам стоит отказаться. В противном случае психическое состояние вашего сына или дочери не придет в норму. Если ваше чадо страдает из-за травли одноклассников, стоит перевести малыша в другую школу.

Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:

  • важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе — лучшая защита от нестабильности психики;
  • не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
  • свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.

Профилактические меры

Сбалансированное питание является важным условием, помогающим преодолеть детские неврозы. Их профилактика и терапия включает в себя нижеперечисленные мероприятия:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • закаливание;
  • дыхательные упражнения;
  • умеренные физические нагрузки.

Заключение

Нередко доктора сталкиваются с необходимостью устранять неврозы у детей дошкольного возраста. Эти психические нарушения могут возникнуть у малыша, перенесшего родовую травму или инфекцию. Среди главных причин неврозов у детей — чрезмерная требовательность родителей, конфликты с одноклассниками и педагогами. Чтобы ликвидировать симптомы недуга, неврологи назначают юным пациентам водолечение, электросон, а также транквилизаторы и ноотропные препараты. Для предотвращения невроза убирают причину страха. Для формирования адекватной самооценки важно, чтобы старшие члены семьи относились к нему доброжелательно.

Астено-невротический синдром у детей: симптомы и лечение

Астено-невротический синдром (церебральная астения) является функциональным психическим расстройством, которое относится к группе неврозов. Это пограничное состояние, то есть его нельзя отнести к тяжелому психическому заболеванию, что при правильном своевременном лечении дает благоприятный прогноз.

Астено-невротический синдром встречается одинаково часто у взрослых и детей, он развивается под действием различных причинных факторов. В связи с тем, что у ребенка структуры центральной нервной системы находятся в процессе формирования и дозревания, это нарушение у них имеет определенные особенности.

Причины возникновения

Астено-невротический синдром у детей может развиваться вследствие воздействия значительного количества различных факторов, к которым относятся:

  1. Наследственная предрасположенность – наиболее частая причина развития астено-невротического синдрома, при этом по наследству передаются особенности функциональной активности центральной нервной системы, в частности повышенный уровень возбуждающих активные соединений, при помощи которых происходит взаимосвязь между клетками головного мозга — нейроцитами.
  2. Повышенная нагрузка на структуры центральной нервной системы, перенесенные стрессовые ситуации.
  3. Нарушение обмена веществ в тканях головного мозга, приводящее к его энергетическому голоданию.
  4. Перенесенные воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит) или его оболочек (менингит), вызванные бактериальной или вирусной инфекцией.
  5. Черепно-мозговая травма, перенесенная в прошлом, которая часто приводит к нарушению функционального состояния головного мозга.
  6. Отравление организма ребенка различными токсинами, которые влияют на обменные процессы в тканях головного мозга, часто в роли токсинов у детей могут выступать некоторые лекарственные средства, особенно при несоблюдении адекватных возрастных дозировок во время их применения.
  7. Недостаточное поступление кислорода в ткани головного мозга, спровоцированное тяжелым течением родов, при этом неврастения у ребенка может сочетаться с детским церебральным параличом (ДЦП).
  8. Хронические заболевания печени или почек, приводящие к функциональной недостаточности этих органов с повышением уровня продуктов обмена веществ в крови, которые могут оказывать негативное влияние на нервную систему.
  9. Заболевания щитовидной железы, сопровождающаяся повышением уровня ее гормонов, которые увеличивают функциональную активность коры головного мозга.
  10. Гиповитаминоз – недостаточное поступление в организм ребенка витаминов, которые необходимы для нормального функционального состояния нервной системы (недостаток витаминов группы В).
  11. Неблагоприятный социальный фактор (неурядицы в семье ребенка, повышенные требования к его развитию со стороны родителей, приводящие к нагрузкам на нервную систему, смена коллектива, приводящая к необходимости адаптации психики, проблемы межличностных отношений).

Современные знания о том, что это такое астенический синдром, его причинах и механизме развития, дают более широкие возможности в отношении его эффективного лечения с целью профилактики усугубления нарушений функционального состояния центральной нервной системы.

Модификация образа жизни ребенка с исключением воздействия внешних причинных факторов неврастении (социальные факторы, умственное или эмоциональное перенапряжение) дает возможность предотвращать развитие нарушения работы нервной системы ребенка в будущем.

В структуре всех причин развития синдрома церебральной астении у ребенка чаще всего встречается социальный фактор и наследственность.

Читать еще:  Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Симптомы неврастении у ребенка характеризуются достаточно большим количеством различных признаков.

Условно их можно разделить на проявления функционального нарушения работы вегетативной части нервной системы и коры головного мозга.

Симптомы церебральной астении со стороны вегетативной нервной системы

Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы включают симптомы, которые могут маскировать заболевания внутренних органов, к ним относятся:

  • покалывание в области сердца, которые имеет максимальную выраженность на фоне умственных, эмоциональных нагрузок или стрессов;
  • учащение сокращений сердца свыше возрастной нормы (тахикардия);
  • повышенная потливость ребенка.

Иногда астенический синдром у детей может сопровождаться субфебрильной температурой тела (около +37,5º С), особенно, если нарушение работы центральной нервной системы было спровоцировано увеличением продукции гормонов щитовидной железы.

Проявления астенического синдрома со стороны коры головного мозга

Признаки неврастении у ребенка со стороны коры головного мозга включают в первую очередь психологические изменения, которые характеризуются такими симптомами:

  1. Повышенная утомляемость, которая проявляется в невозможности ребенка выполнять умственную работу.
  2. Неусидчивость, невозможность концентрации внимания – на фоне повышенной утомляемости ребенок остается подвижным, неусидчивым, он не может сконцентрироваться.
  3. Нарушение памяти, в первую очередь краткосрочной, которое часто бывает взаимосвязано с пониженной концентрацией внимания (ребенок не запоминает информацию, потому что не может сконцентрироваться).
  4. Изменение эмоционального фона ребенка, которое проявляется раздражительностью, вспыльчивостью, плаксивостью (особенно у маленьких детей).
  5. Плохой сон – ребенок может длительное время плохо засыпать, но затем утром его также сложно разбудить. Бывает ситуация наоборот – ребенок засыпает быстро, но может проснуться от малейшего шороха.
  6. Эмоциональная лабильность – перепады настроения в течение небольшого промежутка времени и без видимых предпосылок или причин.

В целом основными симптомами, которые требуют повышенного внимания родителей, являются гиперактивность ребенка, снижение концентрации внимания (рассеянность), непослушание. Появление таких проявлений требует обращения к врачу, так как может указывать на возможное развитие функциональных изменений в работе структур центральной нервной системы.

У детей признаки астенического синдрома более выражены, чем у взрослых. Это связано с недостаточной зрелостью центральной нервной системы и легким нарушением ее функциональной активности даже при воздействии незначительных провоцирующих факторов. Иногда для развития неврастении достаточно небольшого нервного или эмоционального перенапряжения.

Терапевтические мероприятия для лечения такого недуга, как церебрастенический синдром у детей, являются комплексными.

Они начинаются только после проведения диагностики причин развития функциональных нарушений работы центральной нервной системы ребенка, которые включают специальные психологические тесты для определения степени нарушений, методики инструментальной диагностики для выявления возможных заболеваний головного мозга или внутренних органов (рентгенография, компьютерная томография, электроэнцефалография, методики ультразвукового исследования). Терапевтические мероприятия включают общие рекомендации (режим), медикаментозное и психологическое лечение.

Общие (режимные) мероприятия

Общие мероприятия обязательно включаются в лечение церебральной астении у ребенка независимо от причин ее возникновения, к ним относятся:

  • прогулки на свежем воздухе, позволяющие улучшить насыщение тканей головного мозга кислородом;
  • достаточный сон, длительность которого должна соответствовать возрастной норме, не быть менее 8 часов, при этом самым оптимальным является сон с 22.00 до 6.00;
  • сбалансированное рациональное питание с достаточным поступлением витаминов в организм;
  • закаливание организма ребенка, прием контрастного душа;
  • создание позитивного психологического настроя, уменьшение негативных эмоций и психологических нагрузок, периодическая смена впечатлений (путешествия, прогулки на природу семьей).

Выполнение общих рекомендаций позволит также предотвратить повторное развитие неврастении у ребенка в будущем.

Медикаментозное лечение

Применение лекарственных средств при астеническом синдроме у детей показано при выраженных нарушениях функциональной активности центральной нервной системы. Наиболее часто применяются седативные (успокаивающие) препараты, которые подавляют излишнюю возбудимость и способствуют нормализации работы центральной и вегетативной нервной системы (Седатив, Адаптол).

Медикаментозное лечение может проводить только врач, который подбирает препараты сугубо индивидуально. При этом также могут включаться лекарственные средства других фармакологических групп в случае наличия заболеваний внутренних органов.

Пройдя курс лечения, можно устранить церебрастенический синдром у детей.

Психотерапевтическое лечение

Психологическое лечение является основой успешной борьбы с астеническим синдромом у ребенка. В зависимости от степени нарушения функциональной активности головного мозга могут применяться различные методики, которые включают:

  1. Психотерапия – лечение словом, которое заключается в индивидуальной беседе врача с ребенком, установлении доверительных отношений, выяснении психотравмирующих факторов и изменении отношения ребенка к ним.
  2. Нейро-лингвистическое программирование – методика психотерапии, при которой проводится вербальное (с помощью слов) моделирование отношения ребенка к различным травмирующим факторам.
  3. Индивидуальные или групповые тренинги – дают возможность побороть ряд страхов ребенка, улучшить его социальную адаптацию, особенно в случае смены коллектива.

Методики психологического лечения при астено-невротическом синдроме у детей врач подбирает сугубо индивидуально, на основе результатов диагностики, выявления причин и степени нарушений.

Прогноз при астеническом синдроме у ребенка благоприятный, при условии адекватной, качественной терапии и своевременного ее начала.

Автор статьи: Кривогуз Игорь Михайлович, практикующий врач

Как лечить астено-невротический синдром у детей?

Астено-невротический синдром у детей относится к категории психических расстройств. Он в детском возрасте провоцируется чрезмерными перегрузками и истощением нервной системы. Врачи называют такую патологию раздражительной усталостью, так как у такого ребенка отмечаются одновременно астения и возбудимость. Заболевание свойственно как детям, так и взрослым. Но в детском возрасте отличается особенной симптоматикой.

Происхождение заболевания

Этиология недуга может быть генетической или приобретенной. Последняя форма зачастую провоцируется перенесенными травмами в области позвоночника и может проявиться после сильнейших психологических перегрузок, постоянных переживаний и волнений.

Астено-невротический синдром у ребенка 3 лет свидетельствует о генетической предпосылке заболевания. Меланхолический темперамент, который передается по наследству, считается слабым типом нервной деятельности. Именно у детей с таким характером чаще всего проявляется подобная патология.

Возможно, что она наблюдалась и у родителей малыша. Тогда лечение будет гораздо дольше.

В любом случае при наличии астено-невротического синдрома ребенку требуется помощь квалифицированного психолога. Она также требуется и родителям, чтобы помочь сформировать навыки общения с маленьким пациентом. Если астено-невротический синдром у ребенка или подростка не является изолированным и усложненным, то, как правило, прогноз заболевания благоприятен.

Обычно ребенок проходит курсовое лечение. Курс меняется раз в 3-4 месяца.

Причины заболевания

Какие причины имеет болезнь? Астено-невротический синдром у детей может появиться в силу ряда обстоятельств.

К основным факторам можно отнести:

  • генетическую предрасположенность;
  • гипоксию;
  • интенсивную умственную и физическую нагрузку;
  • частые стрессы;
  • нарушение метаболизма мозга, приводящее к нехватке некоторых веществ;
  • перенесенные воспаления головного мозга по типу менингита или энцефалита;
  • черепно-мозговую травму;
  • интоксикацию организма различными веществами, которые нарушают обменные процессы (часто в роли токсичных веществ в детском возрасте выступают лекарственные препараты, в особенности при несоблюдении дозировок);
  • заболевания печени и почек, протекающие в хронической форме;
  • патологию щитовидной железы, которая проявляется в повышении продуцирования гормонов, увеличивающих возбудимость;
  • дефицит витаминов группы В;
  • отрицательные социальные факторы.

Современные представления о болезни, знание ее причин и основных механизмов развития дают возможность проводить эффективную терапию.

Изменение образа жизни ребенка, которое предполагает исключение внешних, провоцирующих развитие неврастении причин (факторы социального характера, перенапряжение умственной или эмоциональной сферы), предотвращает развитие функционального сбоя нервной системы ребенка в будущем.

Симптоматика заболевания

Как выражается астено-невротический синдром у детей? Симптоматика неврастении в детском возрасте заключена в большом количестве различных признаков.

Условно они разделяются на функциональные нарушения вегетативной нервной системы и коры головного мозга.

Сбой в работе вегетативной системы

Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы могут маскировать патологию внутренних органов. Как протекает астено-невротический синдром у детей?

К основным проявлениям можно отнести:

  • неприятные ощущения и чувство покалывания в области сердца, проявления эти выражаются максимально при стрессах, умственных и эмоциональных перегрузках;
  • наличие тахикардии;
  • повышенное выделение пота.

Иногда астения может сопровождаться небольшим повышением температуры тела до отметки 37,5º С, в особенности если сбой работы центральной нервной системы был вызван увеличением продуцирования гормонов щитовидной железы.

Сбой работы коры головного мозга

Что касается проявлений со стороны коры головного мозга, то в первую очередь сюда следует включить изменения психологического характера.

Среди них можно выделить:

  • повышенный уровень утомляемости, усталость не дает ребенку возможность выполнять умственную работу;
  • невозможность усидеть на месте, сконцентрировать свое внимание;
  • нарушения в сфере памяти и внимания (в первую очередь страдает краткосрочная память, ребенок не может запомнить информацию, потому что не собран);
  • измененный эмоциональный фон ребенка, который проявляется в повышенной раздражительности, плаксивости и вспыльчивости;
  • нарушения сна (ребенок длительное время не может уснуть, утром с трудом пробуждается);
  • частые перепады в настроении.

В целом астено-невротический синдром у детей имеет яркие проявления:

  • гиперактивное поведение ребенка;
  • снижение внимания;
  • капризность и непослушание.

Появление таких симптомов должно стать поводом для обращения к специалисту, который сможет установить возможное нарушение.

Следует отметить, что в детском возрасте признаки болезни выражены более ярко, нежели у взрослых. Это связано с недостаточностью развития высшей нервной деятельности. Иногда толчком к развитию неврастении служит незначительное эмоциональное или умственное перенапряжение.

Как еще проявляется астено-невротический синдром? Симптомы у детей выражаются в общем недомогании. К примеру, находясь в транспорте, ребенок жалуется на укачивание, тошноту, головокружение. У такого ребенка нередко отмечается обморочное состояние.

Если говорить о симптомах неврастении у детей младшего школьного и дошкольного возраста, то у них часто отмечается энурез. При развитии патологии ребенок может предъявлять жалобы на болевые ощущения в области шеи, подергивание глаз. Конечности могут быть сведены судорогами.

Эта симптоматика характеризует запущенную форму астено-невротического синдрома, когда родители не предприняли никаких радикальных шагов для лечения. В этом случае ребенку присущи истеричность и повышенная агрессия.

Что касается признаков заболевания у школьников и подростков, то они выражаются в неспособности концентрировать внимание. Такие дети испытывают трудности как в школе, так и дома.

Родители в этом случае должны проявить максимум терпения, не повышать тон на ребенка, не наказывать его за ошибки и излишнюю нервозность. Наказание и разговор на повышенных тонах лишь усугубят ситуацию и станут благоприятной почвой для укоренения психологической проблемы. В этом случае ребенок может вообще потерять чувствительность и память.

Фобии и панические атаки

В подростковом возрасте признаком заболевания может стать развитие страхов. В дошкольном возрасте такой симптом встречается крайне редко. Иногда признаком неврастении могут стать и панические атаки. У детей могут возникнуть припадки. Проявляется это битьем головой о стену, криками, истериками, падением на землю. В этом случае категорически запрещено наказание.

Все вышеперечисленные симптомы — повод для обращения за помощью к невропатологу.

Как проводится лечение?

Многие интересуются тем, как лечить астено-невротический синдром у детей. Терапия отличается комплексностью. К лечению приступают только после проведения тщательной диагностики причин нарушения функциональности нервной системы. Существуют специальные тесты для определения уровня нарушений, способы инструментальной диагностики для выявления возможных патологий в головном мозге или же сбоя в работе внутренних органов (рентген, магнитно-резонансная томография, энцефалография). Терапия включает рекомендации общего характера и лечение посредством медикаментов и психотерапии.

Как правило, медикаментозная терапия дополняется гимнастикой и физиотерапевтическими процедурами, которые направлены на успокоение нервной системы. Среди них следует отметить дарсонвализацию, электросон и гидротерапию.

Общие рекомендации

Как устраняется астено-невротический синдром у детей? Лечение предполагает проведение общих мероприятий вне зависимости от причин, спровоцировавших появление заболевания у ребенка.

К ним можно отнести:

  • пребывание на свежем воздухе, позволяющее насытить кислородом ткани головного мозга;
  • достаточную продолжительность сна, которая должна соответствовать возрасту ребенка и составлять не менее 8 часов;
  • налаживание рациона с включением достаточного количества необходимых витаминов;
  • закаливание;
  • устранение негативных воздействий на психику ребенка;
  • периодическая смена впечатлений (поездки за город, прогулки на природе с семьей).

Выполнение рекомендаций общего характера позволит предотвратить повторное обострение неврастенического синдрома у ребенка в будущем.

Лечение медикаментами

Как купируется астено-невротический синдром у детей? Лечение медикаментозными средствами показано при выраженных нарушениях функциональной деятельности центральной нервной системы.

Как правило, употребляются препараты, снимающие возбудимость. Они способствуют нормализации работы вегетативной и центральной нервной системы. Применяются «Атаракс», «Адаптол», «Седатив» и другие средства.

Как правильно устранить астено-невротический синдром? Лечение медикаментами у детей проводится в строго индивидуальном порядке. При этом в курс могут быть включены средства других фармакологических групп при наличии заболеваний внутренних органов. Медикаментозное лечение может назначать только невропатолог.

Лечение народными методами

Астено-невротический синдром у детей лечится и травами. Ниже приведены некоторые рецепты, способствующие снятию возбудимости.

  • Валериана. Столовая ложка корней растения заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 20 минут. Пить настой следует трижды в день. Последний прием осуществляется перед сном.
  • Пустырник. Две ст. ложки сухой травы заливаются стаканом кипятка и выдерживаются на водяной бане 15 минут. Средство процеживается и пьется дважды после обеда и перед сном.
  • Травяной сбор, включающий мяту, валериану, вахту трехлистную в равных пропорциях. Столовую ложку сбора заливают стаканом кипятка и настаивают на протяжении получаса. После процеживания средство пьется по половине стакана по утрам и вечерам.
Читать еще:  Отзывы пациентов и мнение врачей о препарате паксил

Продолжительность лечения травами составляет месяц.

Питание ребенка должно быть качественным. В рацион следует включать говяжью печень, морскую рыбу, свежие куриные яйца, молочные продукты, орехи, цитрусы, квашеную капусту, фрукты и овощи, которые богаты витамином С.

Лечение психотерапией

Как лечить болезнь? Астено-невротический синдром у детей устраняется и посредством психотерапии. Она является основой успешного излечения нервной патологии. В зависимости от степени выраженности нарушения функциональности нервной системы могут применяться разные методы.

Психотерапия является словесным воздействием, в ходе которого выявляются травмирующие психику факторы, а также изменяется отношение к ним ребенка.

Нейролингвистическое программирование — один из способов психотерапии, при котором проводится словесное моделирование отношения ребенка к стрессовой ситуации.

Проведение индивидуальных или групповых тренингов, дающих возможность купировать фобии, улучшить социальную адаптацию, в особенности при смене коллектива.

Психотерапевтические методики подбираются в строго индивидуальном порядке на основе диагностики. При условии качественно проведенной терапии прогноз астенического синдрома благоприятен.

Реабилитационные мероприятия

Астено-невротический синдром у детей, причины которого описаны в этой статье, проявляется в агрессии ребенка к окружающим. Такие дети сразу заметны в коллективе. Они конфликтны, склонны обижать других и разговаривать с ними на высоких тонах.

Больные часто плачут, кричат, проявляют протест против привычных действий. К примеру, могут отказаться от приема пищи и закатить истерику.

Такие дети ставятся на учет в детском саду и школе. Они нуждаются в помощи психологов. С ними рекомендовано сдержанное поведение.

Следует отметить, что лечение астено-невротического синдрома — сложный и длительный процесс, после которого ребенок нуждается в реабилитации. Это может быть занятие с психологом, приобщение к прикладному труду, ароматерапия.

Самым главным условием в восстановительный период является исключение нервных перегрузок и соблюдение режима труда и отдыха.

Астено-невротический синдром у детей

Внешне ребенок выглядит практически здоровым, но несмотря на время суток, он очень утомлен. У малышей это состояние связано с раздражительностью, капризностью, плаксивостью. Дети постарше испытывают стрессовые состояния, агрессию переносят на близких, сверстников или на свои игрушки. Родители в панике. Что это, особенности проявления темперамента или нервное расстройство? Обо всем об этом мы и поговорим в этой теме.

Что такое астено-невротический синдром у детей

Сразу следует сказать, что если в малыша с детства не было проявлений агрессии, невропатолога он не посещал, но признаки подобного поведения имеют место, то не стоит связывать их с особенностями характера и оставлять на самотек.

Это недуг, и довольно серьезный, который без адекватного лечения может очень сильно травмировать психику ребенка.

Недуг относится к одному из типов невроза, которому подвержены как взрослые, так и дети. У малышей оно проявляется особенным образом. Психическое нарушение проявляется у детей под видом сильной утомляемости, нервного истощения.

Среди врачей появилось еще одно название этой болезни – раздражительная усталость. Объяснением служит состояние одновременная возбужденность, раздражительность и сильная усталость маленького пациента. Часто его путают с обыкновенной депрессией, хронической усталостью или же с вегетососудистой дистонией.

Факторы риска

Этиология астено-невротического синдрома (АНС) существует как с рождения, так и может быть приобретена при жизни.

При врожденном недуге возможно его проявление до трех-четырехлетнего возраста. Неврологи указывают на то, что в развитии и преодолении болезни играет немаловажную роль темперамент. К ним относятся: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Имеющие темперамент меланхолика наиболее склонны к расстройству подобного характера.

Еще одним фактом является генетическое предрасположение к развитию АНС у детей. Есть большая вероятность, что невротический психоз имел место в жизни родителей пациента в каком-либо периоде жизни.

В этом случае ребенка следует наблюдать у невропатолога, возможно, потребуется какое-либо лечение или корректировка состояния, а реабилитационный период может протекать более длительное время.

Приобретенный АНС может появиться в последствии перенесенных ранее травм шейных позвонков при постоянных волнениях, переживаниях и после достаточных нагрузок.

Какой бы ни была болезнь, детям обязательно потребуется психологическая помощь. Помимо них оказание консультаций нужно и родителям для того, чтоб они правильно формировали умение общения с чадом и правильные взаимоотношения.

Для врача в установлении прогнозов для пациента немаловажную роль имеет степень разлаженности нервных функций. При не осложненном заболевании прогнозы в основном будут носить благоприятный характер.

Обычно детям прописывают реабилитационные мероприятия периодическими курсами, чередуя их каждые несколько месяцев. А благотворное влияние методики лечения и прогнозы сильно зависят от того, как родители относятся к состоянию малыша, их психологической стойкости.

Астено-невротический синдром у детей: причины

Среди разнообразия предпосылок расстройства зачастую во главе стоит общественный и сопутствующий ему психологический фактор.

Моральные перегрузки, которым предшествовали неудачи социального адаптирования и повседневные неурядицы, довольно просто могут спровоцировать кризис астенического типа.

Возможные варианты, из-за которых появляется астено-невротическое недомогание:

  • большая нагрузка на нервную систему;
  • частые стрессы;
  • нарушение функций обмена веществ в мозге человека;
  • перенесенные травмы шеи и головного мозга;
  • болезни щитовидной железы;
  • наследственный фактор;
  • неполадки центральной нервной системы.

Особенно сильно эти симптомы относятся к людям с весьма слабой психикой. Желание продвижения по службе, достижения успехов в карьере тоже рискует спровоцировать повреждение психических функций, если данный человек часто ущемляет себя в полноценном отдыхе и постоянно недосыпает.

Тоже самое случается и с детьми: быть первым учеником в классе, лучше всех сдать нормативы ГТО, победить на городской олимпиаде и прочее.

С одной стороны, это похвальные стремления, но с другой, ребенок перестает полноценно отдыхать, постоянно находится в напряжении и, как следствие, получает психическое перенапряжение и расстройство.

А в случае, если повышенные психологические нагрузки сопровождают хронические осложнения мочеиспускательной системы или гормональные дисфункции, то миновать острое протекание астении вряд ли удастся.

Еще возможными условиями появления осложнения у детей могут быть:

  • перенесенная гипоксия после рождения;
  • плохое питание;
  • перенесенные бактериальные или вирусные болезни, преодоление которых было осложнено нейротоксикозом;
  • слабая развитость нервной системы.

Появление психических расстройств, как в детском, так и в среднем возрасте рискует быть вызвано еще неокрепшей детской нервной системой или неполноценностью психических функций.

Вирусные инфекции, сопровождающиеся судорогами, потерей сознания и другими видами нейротоксикоза нередко бывают причиной анамнеза.

Симптомы появившегося заболевания проявляются в истериках, зачастую беспричинном плаче, необъяснимых капризах малыша.

На появление астенического осложнения способно сильно повлиять место проживания. Например, на севере постоянная недостача солнечного света имеет отрицательное воздействие на развитие детской психики.

Астено-невротический синдром у ребенка: симптомы

Невропатолог или детский врач способен точно определить степень заболевания и прописать необходимое лечение. Пациенты показывают постепенное усиление симптомов, которые проявляются более ярко на поздних стадиях истощения.

При своевременном их выявлении можно предотвратить дальнейшее развитие синдрома.

Для малышей признаки могут быть следующие:

  • плохой аппетит;
  • малыш плачет и капризничает без повода;
  • перенесение вирусных заболеваний;
  • перенос гнева на игрушки.

Стадии АНС у детей:

Развитие заболевания можно разделить на три стадии. В зависимости от степени поражения психики и различают особенности в симптомах астено-невротического синдрома у детей. Рассмотрим их, исходя из стадий заболевания.

Первая стадия — проявление всплесков раздражительности. При этом зачастую думают, что просто плохой характер. Мало кто прибегает к лечению такого состояния. Хорошо видны черты повышенного эмоционального состояния, при котором тяжело контролировать эмоции и чувства.

Вторая стадия развития синдрома предполагает полную противоположность первому. Безразличие ко всему происходящему, плохое самочувствие, сильные переутомления, желание отдохнуть. После долгого отдыха все равно чувствуется упадок сил.

Третья стадия астено-невротического синдрома сопровождается периодическими впадениями в депрессию. Отчетливо заметными симптомами встают: апатия, постоянные простуды.

Если не предпринимать никаких действий, то последствия этого состояния могут стать более серьезными.

Как лечить астено-невротический синдром у детей

В первую очередь пострадавшему нужно оказывать хорошую психологическую поддержку. Параллельно с этим принимать назначенные специалистом препараты, с помощью которых удастся убрать большинство симптомов.

Расслабляющий эффект производит принятие ванны с использованием различных пряных масел, которые помогут привести организм в тонус.

Лечебная терапия делится на три этапа. Для начальных стадий развития болезни возможно назначение специального режима труда и отдыха. Возможно врач порекомендует больше гулять на свежем воздухе, меньше проводить времени за компьютером или планшетом.

Если ситуация затягивается, то лечение требует помощи психолога. При тяжелом астено-невротическом синдроме ребенку назначается медикаментозное лечение.

В качестве медикаментов по усмотрению врача могут быть использованы: антидепрессанты, успокоительные, расслабляющие, седативные препараты.

Но принимать их длительное время не рекомендуется. В течение лечения необходимо наблюдения врача.

Лечение АНС подразумевает комплексный подход. Помимо препаратов и ванн рекомендуется чаще проводит спортивные разминки, соблюдать рекомендованную диету, в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Намного проще справится с появившимися симптомами на начальных стадиях, чем лечить запущенное состояние. Данный вид болезни представляет опасность тем, что наносит ущерб нервной системе, оказывает влияние на моральное и физическое развитие. При некачественном подходе к выявлению и лечению малыш замыкается и плохо воспринимает окружающий мир.

Психологические особенности детей с АНС, реабилитация

Малыши, страдающие АНС, обычно проявляют нервозность и агрессию. Их сразу же можно распознать по поведению среди других деток. Обычно они достаточно конфликтные, могут обижать окружающих и беседовать со всеми на высоких нотах.

В других проявлениях психоза отмечаются частые плачи, эмоции и крики, возражения против привычных простых бытовых действий. Они могут постоянно плакать, отличатся очень плохим аппетитом отказом от своих любимых блюд, внезапными проявлениями истерики в саду и дома.

Дошкольные заведения обычно не проводят учет этих детей, а направляют на занятия с психологами. При должном соблюдении родителями действий, назначенных неврологом и психологом, оказывают должное внимание, то комплексный подход решения проблемы дает положительный результат.

При проведении реабилитации желательно учитывать срок лечения, который составляет не один месяц. Процесс очень долгий и при успешном исходе нужен еще длительный уход и занятия. К необходимым мероприятиям относятся походы к психологу, привлечение маленьких пациентов к занятиям плаванием, вышиванием, применение фитотерапии.

Главное в проведении восстановительных работ – это избежание конфликтов, нервных всплесков, соблюдение благоприятного режима дня и правильного, полноценного питания.

Последствия АНС, прогнозы

При халатном отношении к столь серьезной атаксии, отсутствии адекватного и своевременного лечения есть шанс обрести серьезную депрессию, в некоторых случаях могут проявляться желания прекратить жизнь.

В основном люди в период расстройства вполне могут избавиться от него самостоятельно. Но из переросшего в глубокую депрессию осложнения очень сложно выбраться без помощи квалифицированного специалиста, который проведет обследование и назначит комплексный курс лечения.

Не придание значения проявлениям дисфории у малышей влечет за собой нежелательные перемены эндокринной системы и возможные дисфункции при достижении полового созревания. Взрослые, перенесшие в детские годы подобные нарушения, могут иметь определенные проблемы с репродукцией.

Вместо заключения

Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз акцентировать внимание родителей на то, что дети нуждаются в поддержке и заботе.

В практике психологов был случай, когда ребенок очень старался учиться, получать только отличные отметки по поведению и успеваемости в школе, чтобы порадовать родителей. Родители были заняты карьерой, работой, общение с ребенком сводилось к банальному «ты уроки сделал?», «какие у тебя оценки?» и «покажи дневник».

Комплексуя и испытывая катастрофический дефицит внимания со стороны близких, ребенок старался еще больше заниматься, чтобы показать родителям свое усердие и хоть таким образом заслужить похвалу. Итог этой истории плачевен – ребенок попал в психлечебницу с истощением нервной системы.

Будьте внимательны к своим детям, интересуйтесь их проблемами, не будьте слишком строги к их успехам и неуспехам в школе. Главное – это здоровая атмосфера в ваших отношениях, а остальное приложится.

Астено-невротический синдром у детей

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большенство считает прераготивой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, ободя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосомотическими расстройствами. основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок пренадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с продуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивность, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «экплозивная астения». Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них так же есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей, в отличии от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Читать еще:  Церебрастенический синдром: симптомы и лечение

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт — Петербургской государтсвенной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогеническую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

  1. Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутречерепным давлением. Она характерезуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой роботоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»). Данная форма была диагностированна в 14% случаев астенических расстройств.
  2. Резудуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плоха память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случах относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16% случаев.
  3. Дизонтогенетическая астения. Характерезуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последстивия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровообращения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаютсятики и заикание. И это не удивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14% случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развивиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом — и сразу на время изменились его возможности. но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости. данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходтис тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекции (менингит, менингоэнцифалит).

Особняком стоит невростения (35%). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическим воздействием, вызывающими озобоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенитической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место невростенический конфликт личности по типу «хочу, но не могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь переутомление обусловлено в большей степени не бональным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответсвием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитание и обучения. при этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с невростенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС — состояние, лежащее и /или осложняющее теченее многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои спецефические особенности:

  1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчевы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агресссии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазова структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.
  2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефецит внимания, проявляющиеся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспиттаелей или преподавателей.
  3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать.

Астено-невротический синдром у ребенка: причины, симптомы, методы лечения

Что такое астено – невротический синдром?

Астено – невротическим синдромом является психическое расстройство, появляющееся в результате сильной усталости или нервного истощения. Это заболевание относится к группе «неврозы».

Его еще называют «раздражительная усталость». При данном заболевании зачастую наблюдается смена настроения, капризы и истерики на фоне сильной нервной истощенности. Симптомы этой болезни у взрослых и детей, как правило, отличаются друг от друга.

Причины возникновения синдрома

У детей данный вид невроза бывает приобретенным и врожденным. Приобретенный астено – невротический синдром возникает вследствие больших нагрузок, частых нервных переживаний, сильной усталости, либо травмирования отделов шейного позвоночника, а так же последствием родовой травмы.

Симптомы астено-невротического синдрома

Тревогу у родителей должны вызвать такие симптомы, как :

  1. быстрая утомляемость,
  2. агрессивность,
  3. вспыльчивость,
  4. частые смены настроения,
  5. капризы и истерики,
  6. неусидчивость;

из физиологических проявлений:

  1. Тошнота,
  2. Головокружение,
  3. рвота,
  4. обмороки,
  5. энурез,
  6. нервный тик,
  7. судороги конечностей и пр.

Если заболевание имеет тяжелую форму, то ребенок часто жалуется на боли в конечностях и области шеи, у него рассеянное внимание, плохая память, иногда происходит нарушение в работе органов чувств, болит голова.

Делать уроки таким детям становится все труднее, они плохо усваивают новый материал, не справляются с заданиями, вследствие чего впадают в депрессию, становятся раздражительными, не слушают воспитателей, учителей и родителей, устраивают истерики на пустом месте, ломают мебель и игрушки, обижают сверстников, причиняют вред себе и т. п.

В таких случаях скандалы, угрозы и наказания бесполезны. Противопоказано так же применять физическую силу к распалившемуся малышу. Ребенка необходимо отвести на прием к невропатологу, он проведет обследование и назначит лечение.

Лечение астено – невротического синдрома у детей

Не спешите ставить диагноз и проводить ребенку лечение самостоятельно и при помощи интернет – сайтов! Обязательно необходимо провести медицинские обследования у всех необходимых врачей, которые установят причины заболевания и поставят окончательный диагноз.

Лечение астено – невротического синдрома у ребенка не имеет точных инструкций, и назначаются каждому больному индивидуально. При назначении терапии, учитывают возраст малыша, его физическое и психическое состояние и степень тяжести заболевания.

В зависимости от данных факторов, больному назначают необходимые препараты, меры профилактики, либо лечебную гимнастику.

Что касается лекарственных препаратов, то, как правило, ребенку назначаются не сильные успокоительные, комплекс витаминов или тонизирующие средства. Они восстанавливают нервную систему, кровообращение в отделах головного мозга и обмен клеток.

Важную роль в лечении данного заболевания играет соблюдение режима дня больного. Полноценное питание, здоровый сон, прогулки, легкая гимнастика, плаванье и ограждение от стрессов и перенапряжения помогут ребенку справиться с неврозами и усталостью и восстановят его психологический фон. Ему необходима забота и понимание, максимум внимания. Отвлеките его от переживаний интересными развлечениями, увлекательными играми и веселыми мультфильмами.

Если следовать рекомендациям невропатолога и правильно применять лекарственные средства, то это способствует не только приглушению симптомов, но и полному выздоровлению ребенка, не зависимо от причин возникновения синдрома.

Рецепты народных средств лечения

Чтобы облегчить симптомы астено – невротического синдрома у ребенка, можно приготовить специальный успокаивающий отвар.

  • Для этого нужно залить 100 гр. чистого зеленого чая, можно листового, двумя литрами кипятка. Закрыть емкость крышкой, утеплить полотенцем и оставить настаиваться на пол-часа. Затем перелейте чай в кастрюлю и варите не медленном огне еще около часа. После этого процедите настой через марлю, оставшуюся заварку разведите в одном литре воды и прокипятите еще пятнадцать минут.Оба отвара нужно смешать и повторно процедить через марлю, поставить на плиту и довести до кипения. Кипятить не нужно. Готовую жидкость залейте в бутылку из темного или матового стекла. Хранить нужно в холодильнике, сроком не более трех месяцев.Такой отвар нужно давать ребенку по чайной ложке утром и перед сном.
  • Настой из травы пустырника. Две столовые ложки трав пустырника залейте 200 мл. кипятка и варить на очень слабом огне 30 минут, не давая закипать. Разбавить водой и пить по 50-70 мл. 3 раза в день перед принятием пищи.
  • По две столовых ложки измельченных листьев мяты, корней валерианы и вахты трехлистной перемешать. Затем 1 ст. л. трав заварить в стакане крутого кипятка на 1 час. Процедить, поделит на две части и принимать одну часть утром, одну вечером. Курс лечения составляет 1 месяц.

Еще при облегчении синдрома применяют отвары женьшени или лимонника.

Питание ребенка при заболевании

Правильное питание малыша является одним из важных аспектов успешного лечения астено – невротического синдрома. Оно должно быть сбалансированным и полноценным. Ребенку необходимы витамины: А, В, Е, РР, С и другие важные микро- и макроэлементы.

В рацион больного должны быть включены такие продукты, как : молоко, сметана, творог, масло, яйца, орехи, болгарский перец, цитрусовые, квашеная капуста, помидоры, свежая зелень, хлеб из муки грубого помола или с отрубями, печень, морская рыба и морепродукты, свежевыжатые соки и травяной чай.

Можно во время купания на ночь использовать настои трав мелиссы и лаванды, они имеют успокаивающее действие. Это обеспечит ребенку крепкий, здоровый сон.

В любом случае, малышу, больному астено – невротическим синдромом, независимо от причин заболевания, требуется профессиональная помощь и правильное лечение. Именно такой подход поможет вам и вашему ребенку справиться с болезнью и предотвратить нежелательные последствия, либо рецидив. Будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector