Делинквентное поведение: как проявляется и корректируется

Делинквентное поведение: как проявляется и корректируется

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение подростков – система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно Уголовному кодексу (криминальность). Основные виды делинквентного поведения – проституция, кражи, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств поведения занимается психиатр, психолог. Методы обследования – клинический, психологический. Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.

Общие сведения

Слово «делинквентный» происходит из латинского языка, означает «проступок», «правонарушение, провинность». Основным критерием такого поведения является антиобщественный противоправный характер, нанесение вреда отдельным лицам либо обществу в целом. Термин широко применяется в социальной педагогике, психологии, социологии, криминологии. Точные эпидемиологические данные о распространенности делинквентного поведения подростков отсутствуют. Частота в популяции определяется половыми, возрастными особенностями: несмотря на рост женской преступности, противоправное и асоциальное поведение более характерно для представителей мужского пола, возраст большинства преступников – 14-29 лет.

Причины делинквентного поведения подростков

Подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки. Из-за несформированности личности девушки и юноши легко поддаются постороннему влиянию, копируют поведение, подражают, увлекаются идеей риска, авантюры, быстрого получения выгоды. Наибольший рост асоциальных, противоправных действий наблюдается с 14 до 20-25 лет. Среди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, выделяют:

  • Микросоциальные условия. Асоциальное и антисоциальное окружение подростков формирует соответствующее поведение. Факторами делинквентности являются алкоголизм, наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).
  • Макросоциальные условия. Повышение уровня преступности происходит при неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости власти, несовершенстве законодательства, социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют делинквентность как способ достижения целей (получения материальных благ, общественного положения).
  • Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства, нападений.
  • Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется многообразием, противоречивостью, неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание границ социальной приемлемости.

Делинквентное поведение подростков возникает на базе внутреннего конфликта между желаниями, целями и необходимостью соблюдать требования общества. Неспособность правильно оценить ситуацию, поставить себя на место другого, быть ответственным за поступки становится основой для закрепления делинквентности. Внутриличностный конфликт сглаживается путем оправдания своих действий обстоятельствами, осуждения окружающих, искаженной оценки нанесенного вреда, отрицания статуса жертвы у потерпевшего. Правовая неосведомленность подростков, уверенность в безнаказанности увеличивают вероятность криминогенного поведения. С другой стороны, девиация является частным проявлением социальных взаимодействий общества. Образец поведения существует вне личности подростка.

Классификация

Разнообразие общественных норм формирует большое количество классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли широко распространено разделение противоправных поступков на насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:

  • Последовательно-криминогенный. Преступные действия является проявлением привычного поведения. У подростка преобладают асоциальные взгляды, установки и ценности.
  • Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
  • Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к нарушению моральных норм, совершению административных проступков. Проявления единичные.

Симптомы делинквентного поведения подростков

Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом. Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ» компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны занятия в кружках, творческих студиях. Отношения с одноклассниками не складываются.

Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен. Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции – комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном. Нарастающая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.

Конкретными проявлениями делинквентности являются административные правонарушения – несоблюдение ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Криминальное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее распространена порча имущества – поджоги, вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей, мошенничество, распространение наркотиков, убийства, насилие. Преступление влечет наказание – общественные работы, штраф, арест, лишение свободы.

Осложнения

Осложнением делинквентного поведения подростков является отставание в интеллектуальном и личностном развитии. Отсутствие познавательного интереса, конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий приводят к снижению памяти, мышления, внимания, ограниченности кругозора. Педагогическая запущенность нередко дополняется органическими поражениями мозга, связанными с алкогольной, наркотической интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Личностное развитие тормозится, искажается, так как отсутствует устойчивая система ценностей, нет разнообразия отношений. У подростков отсутствует потребность изменять себя, совершенствовать адаптивные возможности.

Диагностика

Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков выполняется психиатром, психологом. Кроме клинического сбора материала существуют различные опросники, карты наблюдений, планы интервью. Данные дополняются характеристиками педагогов, участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких специальностей. В процессе диагностики принимает участие подросток и родители. Схема обследования выглядит следующим образом:

  • Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения пациента на приеме (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
  • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», «Склонность к девиантному поведению».
  • Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для постановки диагноза и подбора техник психотерапии. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест), «Фрустрационный тест Розенцвейга».

Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения. Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному человеку или обществу.

Лечение делинквентного поведения подростков

Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра, психотерапевта, психолога, социального педагога, родителей. Коррекция поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
  • Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
  • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
  • Медикаментозное лечение. Применение лекарств является дополнительным методом, необходимым при выраженных эмоциональных отклонениях, психопатологических расстройствах. Психиатр назначает седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью. Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.

Делинквентное поведение: виды, теории появления и психотерапевтическая коррекция

Делинквентное поведение – противоправное поведение, которое не соответствует принятым в обществе нормам и правилам. В переводе с латинского это слово обозначает «проступок». Человек с таким поведением делает противоправные действия, не соответствует социальным нормам, ожиданиям, системе воспитания. Интересно, что это поведение проявляется как в действиях, так и в бездействии, что также может наносить определенный вред или ущерб. Изучают личностей с делинквентным поведением в психологии, криминологии, социологии, педагогике.

Особенности такого явления

Это поведение выделено, как неправильное, но нормы поведения в каждом государстве различны. Делинквентное поведение имеет несколько особенностей, что отличает его, например, от девиантного.

  1. Нет конкретно прописанной или обозначенной границы, где начинается это явление в правонарушающих действиях человека. К примеру, многие люди утаивают свои доходы, поступая противозаконно, но не считаются делинквентами.
  2. Строгость в регулировке правовыми нормами таких действий.
  3. Делинквентное поведение – это одна из форм проявления девиации, но отличается своей серьезностью, так как представляет угрозу для окружающих и порядка в обществе.
  4. Это явление характеризуется постоянным противопоставлением интересов одной личности (группы людей) и направленностью всего общества.

Преступное поведение разделяется на несколько видов. В зависимости от степени отклонения действий человека от социальных норм и правил поведения, прописанных в законе, разделяют:

  1. Несущественные отступления от принятых норм поведения. Такие действия больше напоминают девиации, при которых личность или группа людей допускает поведение, направленное не на ущерб и ограничение прав других людей, а на противостояние общепринятым в социуме правилам.
  2. Нарушения правовых норм в легкой степени, за которые человек не несет уголовную ответственность. Действия, противоречащие закону, но за которые нет конкретного уголовного наказания. Чаще это административные нарушения, такие как мелкое хулиганство, публичное распитие спиртных напитков и привлечение в этот процесс малолетних, и так далее.
  3. Значительные нарушения норм и правил, прописанных в законе, за которые предусмотрено уголовное наказание. Это уже не дисциплинарные нарушения, а преступления, например, проституция, акты терроризма, кражи, распространение наркотиков и другие.
Читать еще:  Мизогиния: что это, симптомы и способы коррекции состояния

Теории появления делинквентного поведения

Профильные науки изучают это явление в действиях человека уже давно. Есть несколько теорий о том, почему у человека формируется такое поведение. Рассмотрим их подробнее.

Социальная теория Э.Дюркгейма

Этот ученый, основатель отдельной науки – социологии, выдвинул теорию о том, что делинквентные поступки являются результатом несоответствия целей и средств, используемых в обществе. Понять сразу сложно, о чем идет речь. Рассмотрим на конкретном примере эту теорию.

В социуме есть стереотип об успешности в богатстве, и каждый уважающий себя человек стремится быть богатым, чтобы прослыть успешным. Но экономика страны не слишком направлена на поощрение развития малого и среднего бизнеса. Из-за этого людей, которые открывали бы свое дело, не много, но все хотят занимать руководящие должности, чтобы управлять подчиненными и красть. Что само по себе не является нормой права.

Теория конфликта

Представители этой теории утверждают, что в основе делинквентных действий лежит конфликт определенной субкультуры (которую представляет делинквент) и общепринятой культуры.

Теория социального неравенства Якова Гилинского

Этот криминалист придерживается теории о том, что существующие в обществе разные социальные группы уже дают основание формированию такого поведения. Представителям разных социальных групп нужно прикладывать неодинаковые усилия для удовлетворения основных потребностей. Здесь возникает зависть, недовольство и стремление любым путем удовлетворить свои потребности.

Психологическая теория

Как и многие проблемы, начатки формирования отклоняющегося от норм и правил поведения начинается ее в детстве. Когда ребенок растет в конфликтной, агрессивной среде, у него формируется определенная картина мира, определенный образ своего Я и определенное мышление. Многие проблемы ребенка в будущем закладываются в семье или среде, которая его окружала в детском возрасте.

Теории освещают проблему глобально. Безусловно, проблемы общества отражаются на формировании отношения к жизни человека. Научно доказанным является факт, что в период резкой, революционной перестройки общества так же резко возрастает преступность. Но даже в сложные социально-экономические, политические времена, сохранялись люди, которые сформировали нормальное отношение к общественным правилам у себя и своих детей. Из этого можно сделать вывод о том, что не всегда проблемы в обществе формируют личность. Гораздо важнее то, что она выносит из семьи.

Причины поведения, нарушающего нормы общества

Причинами формирования делинквентной личности являются:

  • игнорирование потребностей детей родителями — речь не о материальных благах, а о заботе, любви и привязанности;
  • принятие за норму физическое наказание в семье — детям важно понимать, что они неправы, но не через побои;
  • нехватка мужского воспитания, особенно мальчиков, если отец ушел или умер, к проблемам воспитания добавляется чувство обиды, отчаяния, безысходности, вины у ребенка;
  • фиксация на психотравме в детском возрасте — ребенок может застрять на произошедшем сильном стрессе (смерть, насилие, болезнь и другие);
  • вседозволенность — тот, кому многое прощается и допускается, не может понять, что когда-то придется нести ответственность за свои проступки;
  • минимальная требовательность — ребенок пускается на самотек в воспитании, а это для него страшнее ограничений, так как в хаосе поведения он не чувствует себя в безопасности (базовая потребность личности);
  • постоянная стимуляция ребенка — сильно увлеченные родители могут своими стимулирующими правильное поведение действиями даже навредить, иногда формирующийся человек должен сам принимать решения;
  • несогласованность в воспитании между родителями — ребенок теряется, не понимает, что от него хотят, и как ему себя вести;
  • насилие в семье;
  • смена родителей;
  • эмоциональная отчужденность от других;
  • бедность внутреннего мира.

Основой коррекции является поиск причин такого поведения и развитие личности в процессе коррекции неправильного восприятия мира. Применяются методы когнитивно-поведенческой, семейной, экзистенциальной психотерапии.

В обществе предусмотрены методы контроля за людьми с таким поведением. Контроль и адаптация человека достигается с помощью:

  • вытеснения форм опасного поведения;
  • стимуляция активности социума в общественно полезной форме;
  • развитие специализированных служб, например, суицидологической или психологической;
  • программы для адаптации в социуме депревированных лиц, тех, кто по каким-либо причинам оказался в полном одиночестве.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Делинквентное поведение — понятие, виды, признаки и условия формирования

Проблема антисоциальных проявлений

Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.

Основной признак делинквентности

В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.

Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.

Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.

Оставаясь девиацией, выступление превратилось в деликт (действие преступного характера). А такой проступок уже подвергается уголовному преследованию, потому что делинквентное поведение — это всегда нарушение законодательства государства, на территории которого оно проявляется.

Зависимость от внешних условий

В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.

Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.

Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.

Виды деликтов

Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:

  1. Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
  2. Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
  3. Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
  4. Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.

Значимость их различается в зависимости от возраста. Если для взрослых эти виды носят случайный либо устойчивый характер, то в подростковой среде существует тенденция к нагнетанию делинквентности.

Изучение детской преступности

Антиобщественные действия молодёжи отличаются повышенной агрессивностью и представляют особую опасность в силу целого ряда причин психологического и социально-экономического характера. Стремление к независимости, самоутверждению во взрослом мире при отсутствии достаточно развитых чувств самоконтроля, ответственности, сопереживания принимают формы насильственного достижения целей. А в связи с тем, что оценить возможные последствия ребёнок не в состоянии в силу отсутствия необходимого опыта, возникает высокая вероятность нарушения им закона.

Возникновение проблемы

Кризис переходного возраста, когда подросток начинает осознавать себя личностью и бунтовать против «детских», по его мнению, ограничений, неизбежно приводит к конфликту с социумом, в котором он реализуется. Противостояние усугубляется появлением взрослых потребностей и невозможностью удовлетворить их из-за общественных запретов. В РФ социально приемлемой границей для употребления алкоголя, табака и вступления в половые отношения считается восемнадцатилетие, хотя потребность у молодых людей может возникнуть намного раньше.

И ради удовлетворения своих желаний они способны пойти на нарушение запретов, что легко может привести к противоправным и уголовно наказуемым деяниям. Разница будет только в степени агрессивности и размерах наносимого нарушителями ущерба. А это зависит от условий формирования делинквентного поведения каждого индивида и определяется следующими причинами:

  1. Психофизиологическими: тип личности, уровень тревожности, наличие зависимостей (игровой, компьютерной, наркотической), отклонения в физическом развитии.
  2. Социально-экономическими: хронический недостаток средств к существованию, социальные незащищённость и неравенство, межнациональная рознь.
  3. Семейные: недостаток воспитания, домашнее насилие, развод или смерть близкого человека, конфликты в неблагополучной семье, дурной пример старших.
Читать еще:  Как нужно лечить невроз в домашних условиях: советы

Как пример, можно привести судьбу идола панк-движения Сида Вишеса, бас-гитариста Sex Pistols, девиантность которого использовалась, как элемент пиара группы. Он воспитывался матерью-одиночкой, на примере и с помощью которой рано пристрастился к наркотикам. В своём творчестве выступал против лицемерия и ханжества общества, нарушая все известные табу.

Был склонен к саморазрушению (на сцене бритвой резал кожу на руках и груди). Постоянно участвовал в стычках и драках. Всё это закончилось деликтом — совершением убийства своей подруги и ранним уходом музыканта из жизни (в 1978 г. ему было 21) от передозировки героином.

Типология правонарушителя

Чаще всего стиль поведения подростка возникает под влиянием старших приятелей и морали коллектива, в котором он оказывается. Повышенный гормональный фон толкает его на неоправданный риск, хулиганские, противоправные поступки, чтобы закрепиться в компании и иметь право называться «своим». Склонность к агрессивности, холерический тип, стремление к авантюрам и отрицание различий, принятых в обществе, — особенности, на почве которых развивается девиация любой личности. По степени опасности выделяют 3 группы делинквентов:

  1. Незначительные, которые характеризуются наличием у подростка некоторых моральных устоев, что в случае совершения проступка приводит к нравственным переживаниям.
  2. Бессознательные, лишённые угрызений совести и поводов к внутреннему конфликту. Для них свойственно потакание собственным желаниям и групповой (анонимный) характер действий.
  3. Осознанные, представляющие наиболее законченный тип нарушителя, цинично относящегося к жизни. В угоду своим ярко выраженным потребностям способны легко преступить закон.

Советский психиатр Н. И. Озерецкий исследовал вопрос детской преступности с точки зрения степени выраженности и воздействия на деформацию психики. В 1932 году он определил и предложил градацию, актуальную и по сегодняшний день. Она делит малолетних преступников на следующие категории:

Изучение психотипа личности способствует диагностике его отклонений и определению способов лечения на ранней стадии заболевания.

Информационное воздействие

Огромное влияние оказывают на формирование детской психологии СМИ, телевидение, кино, компьютерные игры, а в последнее время ещё и контент социальных сетей. Распространение материалов со сценами насилия, роскоши, порнографии, жестокости — мощнейший раздражитель для необладающего критическим мышлением сознания. Подростка влекут примитивные внешние проявления «красивой жизни», а иллюзорная лёгкость их достижения криминальными средствами подталкивает к действиям.

И он абсолютно искренне может считать себя невиновным, даже совершив серьёзное или тяжкое преступление, если видел на экране оправдание такому проступку. В этом случае примером поведения взрослого героя с него сняты моральные и нравственные барьеры, а насилие становится средством достижения ложно понятой справедливости. Достаточно вспомнить сумасшедшую популярность в РФ сериала «Бригада» и массу подражателей его персонажам, создававших криминальные группировки по всей стране.

Способы борьбы с нарушениями

Наиболее общественно опасными являются такие формы делинквентного поведения, как преступность, проституция и наркомания. Длительное исследование этих отклонений показало, что искоренить их в обществе невозможно, но они поддаются контролю и профилактике. Государство выбирает 3 основных метода воздействия:

  1. Полный запрет и наказание за его нарушение.
  2. Проведение разъяснительной и образовательной работы.
  3. Частичное разрешение на официальном уровне при надлежащем медицинском наблюдении.

Последнее распространяется в основном на секс-индустрию и употребление лёгких наркотиков, что с экономической точки зрения приносит определённые выгоды стране. В Голландии, к примеру, разрешение на эти виды деятельности составляет значительный процент налоговых сборов и способствует притоку туристов.

Сходясь во мнении, что только устойчивые моральные принципы способны удержать индивида от совершения преступления, психологи акцентируют внимание на работе с детьми. Взрослого человека с устоявшимися взглядами и сложившейся психикой перевоспитать практически невозможно, а вот ребёнок ещё подвержен коррекции и потому именно на профилактике подростковой делинквентности необходимо сосредоточить внимание как правоохранительным органам, так и воспитательным учреждениям.

Делинквентное поведение: как вовремя заметить и откорректировать

Нормативная база зависит от социокультурного пространства, где человек живет и взаимодействует с окружающими. Но независимо от континента и принадлежности личности, делинквентное поведение – это нарушение предписаний на законодательном уровне.

Если коротко, то нарушение прописанного в законодательных актах конкретной страны, является делинквентным.

Такое поведение не ограничено ни возрастными рамками, ни расовой принадлежностью, религиозными предпочтениями, образованием. «Пойти по наклонной» может каждый.

Одно дело украсть в магазине шоколадку, другое – организовать и реализовать массовый теракт. Все страны мира борются на этом поприще как постфактум, так и разрабатывают программы для предотвращения поведенческих отклонений. Насколько успешно, можно судить по статистике осужденных конкретного государства. Но деликвенты были, есть и будут всегда. И связано это с причинами возникновения и развития делинквентности, а они в масштабах государства неустранимы.

Но это не значит, что таких людей нельзя перевоспитать. Важно как можно раньше выявить проблему, и принять необходимые меры. Об этом мы и поговорим далее.

Делинквентное и девиантное поведение

Их часто путают. И одно, и другое – это отклонение от нормы. Разница в том, от какой именно нормы.

Нарушение прописанных законом правил конкретного государства.

Нарушение неписаных норм и догм, обычаев общества, устоев, традиций. Влечет за собой социальное порицание и отвержение, но не юридические последствия.

Механизм возникновения одного и другого схожи. Это демонстративное вызывающее поведение, неприемлемое обществом, в основе которого потребность в самоутверждении, ощущении значимости без возможности использовать другие методы.

Выбор методов личностных проявлений зависит от опыта. Если родители проявляли девиантность, вероятно, арсенал ребенка будет тем же.

Причины возникновения делинквентности

Трудно выделить конкретные причины и указать «вот поэтому человек стал делинквентом». Это спектр социокультурных, психологических предпосылок разного уровня (внешние и внутренние факторы), которые способствуют проявлению делинквентности:

  • Насилие в семье – физическое и психологическое;
  • Деструктивная модель поведения родителей: смена партнеров родителями, внутрисемейные конфликты, злоупотребление алкоголем и наркотиками и т.д.;
  • Вседозволенность или чрезмерная строгость в воспитании;
  • Эмоциональное или физическое отсутствие отца, как гаранта порядка и стабильности;
  • Игнорирование потребностей ребенка;
  • Семья и окружение, где преступление норма или достижение.

Предпосылки вырасти ребенку делинквентом видны еще в раннем детстве.

Семья и ближайшее окружение малыша – это модель, которую человек несет в себе как идеальную до конца жизни. Если папа вор, то сын (даже зная, что это плохо) примет такой вариант поведения как верный. И вероятность пойти по стопам отца при наличии других факторов значительно увеличивается.

Виды асоциального поведения

Вид поведения

Как проявляется

Вид делинквентного поведения зависит от тяжести формы наказания за него. Это решает исключительно суд на основании законодательной базы.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Делинквентным называют отклоняющееся поведение у подростков, которые условно делять на 3 группы:

Дети, которые совершив правонарушение, искренне сожалеют о содеянном. Им стыдно, неловко, они хотят исправить ситуацию. Поступить неправильно сподвиг некий внутренний конфликт или ситуация, когда правонарушение стало «криком о помощи».

Те, которых не мучает ни совесть, ни моральные ограничения, потому что их нет. Это ведомые подростки, поддающиеся дурному влиянию и не имеющие желания осмысливать свои поступки.

Подростки, которые сознательно преступают закон и получают удовольствие от содеянного. Это самая опасная группа, так как повлиять на совесть, мораль или принципы невозможно.

В зависимости от самого делинквента и степени отклонений в поведении, следует строить взаимодействие. И всегда искать помощи профессионалов – психологов, психиатров, социальных работников. Ибо если ситуация допущена, то методы воздействия окружающих оказались недостаточными и неверными.

Как родителям предотвратить проблему у детей

Делинквентами не рождаются. Ими становятся при определенных условиях. Нельзя списывать на генетику или другие биологические факторы: насилие, воровство, убийства или нарушение правил дорожного движения. Человек переступает через закон, четко осознавая свое действие. Даже подросток понимает, что разбить стекло в школе, бросив камень – плохо. Но почему-то бросает.

  • Хвалите за хорошее;
  • Поощряйте попытки помочь вам или другим людям;
  • Делитесь с ребенком трудностями и переживаниями, вовлекайте в жизнь. Таким образом, малыш будет чувствовать значимость;
  • Объясняйте и, главное, показывайте примером, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • Стройте совместные планы о большем, лучшем чем сейчас;
  • Говорите как сильно ребенок нужен вам и что любите его;
  • Обнимайтесь почаще;
  • Создайте атмосферу надежного тыла, что бы не случилось с ним и что бы он не натворил;
  • Установите систему поощрений и наказаний. Если правило нарушено ребенком, необходимо применить наказание. Так формируется понимание причинно-следственных связей и ответственности за свои действия;
  • Предложите вариации хобби, которые займут ребенка и у него не останется времени на «глупости».

Делинквентное поведение

Делинквентное поведение – термин, образованный от латинского слова delictum, что в переводе обозначает «проступок». Это и диктует смысл понятия: такое поведение характеризуется асоциальной, противоправной направленностью, что проявляется в действиях или в бездействии и неизменно наносит вред отдельным людям и обществу. Делинквентное поведение личности представляет собой понятие, которое постоянно звучит в кругах представителей педагогики, криминологии, социологии, социальной психологии и других отраслях.

Виды делинквентного поведения

В такой порочный список попадают самые разные правонарушения, обычно носящие административный характер. В качестве примеров

    можно привести следующие проявления:

  • нарушение правил дорожного движения,
  • мелкое хулиганство, вроде сквернословия, нецензурной брани, оскорбительного приставания к гражданам,
  • распитие спиртных напитков в запрещенных местах, например на стадионах, на улицах, в скверах и парках, в общественном транспорте и т.д.;
  • появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, что оскорбляет человеческое достоинство и нравственность социума;
  • доведение до состояния опьянения несовершеннолетнего лица;
  • занятие проституцией;
  • распространение порнографических материалов и др.
  • Типы делинквентного поведения могут различаться. Например, дисциплинарный проступок— это противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей работником, куда относятся прогулы, появление на работе в нетрезвом виде, нарушение правил охраны труда и т.д. Это, пожалуй, самое безобидное проявление особенностей делинквентного поведения.

    Читать еще:  Деперсонализация: виды, причины, симптомы и лечение

    Делинквентное поведение в самой опасной форме — это преступление. В их число входят кражи и убийства, изнасилования, угоны автомобилей и вандализм, терроризм, мошенничество, торговля наркотиками и многое другое.

    Причины делинквентного поведения

    Нередко бывает такое, что условия формирования делинквентного поведения окружают человека с детских лет, что и приводит к формированию неправильного поведения. К числу причин можно отнести следующие:

    • родительское игнорирование детской потребности в нежной заботе и привязанности;
    • частое применение телесных наказаний в семье;
    • недостаточное влияние отца, в случае его ухода или смерти;
    • острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителя) и фиксация на этом;
    • вседозволенность;
    • недостаточная требовательность родителей;
    • чрезмерная стимуляция ребенка;
    • со стороны родителей несогласованность требований, ведущее к непониманию норм поведения;
    • смена родителей;
    • постоянные, выраженные конфликты между родителями (наиболее опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
    • нежелательные особенности родителей – излишне строгий отец и излишне добрая мать.

    Психология делинквентного поведения придерживается теории о том, что именно в детстве кроются все проблемы личности. Несложно догадаться, что профилактика делинквентного поведения идет именно через пресечение всех описанных факторов и возможна именно в детстве или, в крайнем случае, в подростковом возрасте.

    Важно изначально создать вокруг ребенка правильную, гармоничную среду, в которой четко обозначена область дозволенного, ведь именно этот подход дает самые лучшие результаты и является самой правильной профилактикой.

    Как правило, коррекция делинквентного поведения происходит уже позже, когда у подросшего ребенка возникают проблемы с законом, и осуществляется это непосредственно через соответствующие государственные учреждения.

    Примеры, признаки и профилактика делинквентного поведения

    Делинквентное поведение выражается в нарушении общественных и правовых норм.

    Примеры делинквентного поведения свидетельствуют об общественной опасности подобного явления и необходимости борьбы с ним.

    Однако, делинквентное и девиантное поведения имеют существенные различия, о которых тоже стоит посмнить.

    Как побороть комплекс неполноценности? Советы психологов помогут вам!

    Понятие делинквента

    Под делинквентом понимают человека, чьи поступки носят антиобщественный, противозаконный характер.

    Действия данного субъекта сопряжены с нарушением правовых норм.

    Ненадлежащее поведение делинквента приводит к наступлению правовых последствий для него.

    Делинквентом может быть взрослый человек или подросток.

    Особое внимание специалистов обращено на проблему отклоняющегося поведения именно у подростков, поскольку данные представители общества в силу возрастных особенностей своей психики входят в группу риска.

    Своевременно оказанная помощь со стороны родителей, педагогов, представителей общественных организаций может исключить дальнейшее развитие преступной личности ребенка.

    Делинквентное поведение — что это такое?

    Это поведение, в результате которого происходит нарушение общественного порядка, установленных норм и законов.

    Подобные антиобщественные действия приводят к причинению материального, морального ущерба отдельным представителям общества или всему обществу в целом.

    Совершение делинквентных поступков приводит не только к осуждению нарушителя обществом, но и к наступлению для него юридических последствий.

    Уровень понесенного наказания напрямую зависит от вида совершенного проступка.

    Как заставить себя выйти из зоны комфорта? Практические рекомендации вы найдете на нашем сайте.

    Признаки делинквентного поведения:

    1. Антиобщественный характер деяния. Гражданин совершает действия, которые направлены на нарушение существующих в обществе устоев, норм морали и этики.
    2. Нарушение норм закона. Совершаемые действия носят не только антиобщественный, но и преступный характер.

    Помимо нарушения неписаных общественных устоев происходит и совершение противоправного поступка, влекущего за собой наступление юридической ответственности.

    Демонстративность. Как правило, деяния носят демонстративный характер.

    При их совершении преступник стремится привлечь внимание к себе, вызвать осуждение общества.

  • Осознанность действий. В большинстве случаев (за исключением случаев, когда правонарушитель признан недееспособным) преступник отдает себе полный отчет в том, что его действия являются противозаконными.
  • к содержанию ↑

    Виды и примеры

    1. Дисциплинарные проступки. Антиобщественные действия, которые нарушают существующие в обществе нормы и правила, но не является нарушением закона.

    За подобные поступки степень ответственности незначительная (штрафы, выговоры, удержания с доходов, увольнение с работы).

    Например: опоздания на работу, нарушения трудовой дисциплины, нарушения правил охраны труда и т.д.
    Мелкие административные правонарушения. Нарушение существующих норм законодательства, за которые не назначается серьезная уголовная ответственность (штрафы, предупреждения).

    Например: оскорбления других лиц, распитие спиртного в общественном месте, непристойные жесты, нарушение правил общественного движения.

  • Преступления. Правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Например: кражи, распространение наркотиков, побои, мошенничество, убийство и т.д.
  • Что такое комплекс Электры в психологии женщины? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Как правило, формирование делинквентного поведения происходит под влиянием не одного фактора, а их совокупности.

    Предпосылки, способствующие возникновению проблем, появляются в большинстве случаев уже в детстве.

    Ребенок, растущий в неблагоприятной среде, с большей вероятностью в будущем будет демонстрировать антиобщественное поведение, чем ребенок, выросший в благоприятной атмосфере.

    Основные причины появления проблем:

  • физическое, психологическое насилие в семье;
  • конфликты между родителями;
  • отсутствие внимания к детям со стороны родителей, игнорирование их интересов;
  • отсутствие дисциплины в семье, либо наличие излишне строгой дисциплины;
  • злоупотребление взрослых алкоголем, наркотиками;
  • совершение взрослыми противозаконных поступков.
  • Как проявляетя Эдипов комплекс у взрослых мужчин? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Внешние и внутренние факторы

    При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

    Внешние условия:

    • проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте;
    • неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства;
    • усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

    Внутренние условия:

  • Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению. Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.
  • Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков. Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.
  • Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов.

    Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.

    Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.

    к содержанию ↑

    Отличие от девиантного

    Чем отличается девиантное поведение от делинквентного?

    Девиантным поведением называют нарушение существующих в обществе норм, устоев и правил, которое не влечет за собой нарушение закона и наступление юридических последствий.

    Например, формой девиантного поведения является систематическое употребление несовершеннолетним лицом спиртных напитков.

    Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, проявляется в совершении не только асоциальных поступков, но и правонарушений, за которые назначается соответствующее наказание (штраф, лишение свободы). Например, нарушение правил дорожного движения.

    Иными словами, девиантное поведение — это первый вид делинквентного поведения — дисциплинарные проступки. Чаще всего подростки склонны к проявлению именно девиантного поведения.

    Оно может легко перерасти в делинквентное поведение, если вовремя не вмешаются родители, педагоги, представители правоохранительных органов.

    Механизмы и стратегии контроля

    Государство может использовать определенные механизмы и стратегии для изменения ситуации, предотвращения ее усугубления. Существует принципиальная разница в применении механизмов и стратегий.

    Механизмы — это определенные, конкретные способы воздействия, носящие принудительный или обязательный характер.

    Механизмы, которые должно применять общество для снижения количества проявлений делинквентного поведения:

    • усиление системы наказаний за совершенные деяния;
    • осуществление косвенного контроля за индивидами, входящими в группу риска, посредством их внедрения в группы законопослушных лиц.

    Стратегии — это общий план действий, рассчитанный на длительный период времени и направленный на достижение цели. Стратегии уменьшения числа делинквентов в обществе могут быть следующими:

    1. Повышение общего культурного уровня нации. Чем выше уровень духовного развития человека, тем меньше вероятность того, что он совершит асоциальный поступок.
    2. Улучшение качества жизни населения, в результате которого повысится уровень материального благосостояния нации, и потребность в совершении противоправных действий для получения различных благ снизится.
    3. Легализация форм поведения, являющихся асоциальными, но не влекущих за собой наступление юридических последствий: бродяжничества, проституции, гомосексуализма. Возможность действовать без прикрытия наделит представителей данных социальных групп и субкультур полноценными правами в обществе.

    Это избавит их от необходимости нарушать закон в стремлении скрыть от общества свои наклонности и интересы.

  • Разработка системы всесторонней поддержки: наркологической, психологической и т.д. Поддержка должна быть направлена на облегчение социализации, адаптации в обществе граждан с различными проблемами.
  • к содержанию ↑

    Профилактика

    Профилактические меры, направленные на решение проблемы делинквентности, должны осуществляться комплексно в следующих направлениях:

    • повышение уровня социального благополучия семей (проведение семинаров, тренингов, консультаций);
    • индивидуальная работа педагогов и психологов с подростками, проявляющими первые признаки наличия проблем или имеющими плохую наследственность;
    • снижение уровня преступности в обществе, путем повышения раскрываемости преступлений и предотвращения правонарушений.

    Таким образом, делинквентное поведение является серьезной проблемой, требующей повышенного внимания со стороны государства. Формирование асоциального типа мышления закладывается в большинстве случаев еще в детском возрасте.

    Как правильно вести личный дневник? Читайте об этом здесь.

    Делинквентное поведение в психологии и латентная преступность: анализ, типы, встречи в жизни:

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector