Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

  • Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  • Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  • На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.

Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

Нейропсихолог: что это за специалист и чем он занимается

Нейропсихолог – специалист, который занимается коррекцией неразвитых функций психики. Он помогает ребенку развить произвольность внимания и саморегуляции (когда ребенок усилием воли сосредотачивается и выполняет какие-либо действия). В его функции входит изучить индивидуальные особенности психики ребенка, провести коррекционную работу и помочь адаптироваться к условиям деятельности, в которой находится ребенок.

В современном обществе нейропсихолог ассоциируется только с маленькими пациентами, но не совсем корректно этого специалиста относить только к детям. Во-первых, это не врач, а клинический психолог, дающий консультации клиентам. Во-вторых, такие специалисты занимаются и с взрослыми людьми, обследуя их, выявляя, какие функции головного мозга у них пострадали в результате травм, болезней и других поражений нервной системы.

Контингент клинического психолога

Нейропсихолог или клинический психолог, помогает понять, как у каждого человека работают высшие функции головного мозга. Он знает, как они должны работать в норме, исследует, как они работают в патологическом состоянии. Этот специалист проводит коррекционную работу с таким контингентом:

  • дети, страдающие ДЦП;
  • дети с нарушениями процессов внимания и регуляции своего поведения — к таким маленьким пациентам относят невнимательных, отвлекаемых, слишком активных, вспыльчивых деток;
  • дети с повышенной утомляемостью, медлительностью, трудностями адаптации к окружающим условиям;
  • дети с трудностями усвоения учебного материала в результате недоразвитости или нарушений психических процессов: памяти, внимания, волевых актов, моторики, мышления и речи;
  • умственно-отсталые дети, к которым нужно подобрать особый подход и разработать специальную методику обучения и коррекцию психических функций.
Читать еще:  Всд и шейный остеохондроз: почему связаны и как их лечить

Не только с патологиями призваны работать клинические психологи. Нейропсихология актуальна и в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками. Такие специалисты помогают выявить трудности развития детей еще до возникновения патологии тех или иных психических функций.

С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?

Обследование детей клиническим психологом проводится по запросу родителей. Обращаться к специалисту для нейропсихологического исследования стоит в следующих ситуациях:

  • ели ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;
  • при низкой мотивации к обучению, когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;
  • если ребенок несамостоятелен или неопрятен в школе;
  • когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;
  • у ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;
  • повышенная активность в движениях;
  • неловкость движений, неуверенное поведение;
  • нарушения развития речи;
  • эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;
  • если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения;
  • взрослые также могут обратиться к этому специалисту с проблемами запоминания, нарушения внимания, восприятия, мышления, речи после травм и инсультов.

Методы исследования в нейропсихологии

Принято разделять две отрасли нейропсихологии: детская и взрослая. Первая возникла сравнительно недавно, поэтому методы диагностики часто не обоснованы статистически. Заключения детских нейропсихологов часто основаны на проведенных тестовых методиках и наблюдениях за поведением ребенка. Взрослые нейропсихологи основываются не только на этих данных, их вердикт подтверждается медицинскими исследованиями (например, электроэнцефалографией).

С помощью психологических методов исследуется двигательная активность ребенка, его особенности познавательных процессов, функции речи, специалист оценивает, как ребенок воспринимает пространственные формы.

На основе проведенного исследования и нейропсихологических проб клинический психолог делает вывод о состоянии психики маленького пациента. Этот вывод крайне важен для последующей разработки коррекционной программы. Процесс диагностики особенностей ребенка длится в среднем от 50 минут до 1,5 часов. Чтобы встреча нейропсихолога и родителей ребенка была продуктивной, маме или папе следует заранее определиться с запросом, то есть сформулировать проблему, для решения которой нужна помощь психолога.

Что пригодится для диагностики у клинического психолога?

  • тетради школьника;
  • медицинская карта, если ребенок состоит на учете у невропатолога;
  • результаты неврологического обследования.

Результаты обследования

Специалист после встречи с ребенком определяет, как работают все его психические функции. Результаты могут свидетельствовать о норме, отклонении от нормы или патологии работы головного мозга или нервной системы. В нейропсихологии существуют специфические синдромы – это выраженные нарушения какой-либо функции психики, закономерность физиологического нарушения работы головного мозга и проявления психических функций. В зависимости от локализации поражения мозга выделяют:

  • синдромы корковых поражений головного мозга;
  • синдромы поражения подкорковых структур;
  • синдромы поражения глубоких структур мозга.

Клинический психолог оценивает нарушения функций, анализируя данные об области поражения мозга. Если страдают височные отделы коры левого полушария, ребенок будет испытывать проблемы с восприятием речевого слуха. Нарушения зрительного восприятия и праксиса возникают при поражениях вторичных корковых структур затылочно-теменных и затылочных отделов головного мозга. Нарушения третичных корковых полей теменной, височной и затылочной области сопровождается сложностями ориентации в пространстве, нарушениями понимания сложных предложений.

Клинический психолог по результатам исследования, определения нейропсихологического статуса человека и наличия синдромов, разрабатывает коррекционные занятия. На занятиях предлагаются обучающие и развивающие методики для восстановления нормальной работы всех функций головного мозга.

В некоторых случаях применяется нейропсихологическая реабилитация – методы, направленные на поиск компенсаторных механизмов головного мозга при поражении разных его структур. Это уже не просто развивающие занятия со специалистом, но обучающие и восстанавливающие методы для нормальной работы всех психических функций.

Клинический психолог не является медицинским специалистом, он не назначает лекарства, не проводит лабораторные исследования и использует неинвазивные методы определения причин нарушений ВПФ (высших психических функций). Обычный психолог работает с внутренними установками ребенка, особенностями его характера и темперамента. Он не может соотнести физиологические и функциональные нарушения мозга. И только нейропсихологу удается объединять в себе врача по постановке диагноза и психолога по методам его коррекции.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Кто такой нейропсихолог?

Кто такой нейропсихолог?

«Кто такой нейропсихолог, и в чем заключается суть его работы?»
задаются этим вопросом родители, уже не раз сталкиваясь с рекомендациями нейропсихологической коррекции со стороны врачей, учителей и мам других детей.

Нейропсихология — это практическое направление психологии , возникшее ещё в середине 20 века, первооткрывателем которой был Александр Романович Лурия, советский ученый, врач, психолог, педагог, который занимался изучением и восстановлением больных, получивших травмы головного мозга. Разумеется, со временем нейропсихология развивалась и теоретически, и практически, но по-прежнему в ее основе лежат принципы работы головного мозга, открытые А.Р. Лурия.

Сейчас выделяют:

  1. детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.Семенович),
  2. сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
  3. взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).

Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.

А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи — это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой.

Нейропсихолог — это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие «подпитки», и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Кому нужно заниматься с нейропсихологом?

В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:

  • не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
  • регулярно устраивает «истерики», имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
  • в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
  • получил «приговор» об аутизме, СДВГ ;
  • не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
  • забывчив, невнимателен, «витает в облаках»;
  • плохо спит, быстро утомляется;
  • испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –

тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией.

Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов «выкладываться» более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре «Счастливый человек» одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Как часто надо заниматься?

В среднем, необходимо посещать психолога 2-3 раза в неделю, а дома ежедневно повторять упражнения. Пример, как проходит занятие у нейропсихолога, можно посмотреть в видеогалерее сайта .

Читать еще:  Реактивная депрессия: что это такое, ее симптомы и лечение

Какова длительность курса?

Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения «домашней работы». Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.

Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.

Если ребенок ходит к нейропсихологу

При посещении нейропсихолога (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс.

Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и «побеситься» вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.

Зачастую процесс коррекции необходимо сочетать с медикаментозным лечением у невролога, а также с курсом массажа , БОС — терапией . С детьми дошкольного возраста обязательно нужно проводить развивающие занятия .

Центр «Счастливый человек» собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем «бить четко по мишени». Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.

В центре «Счастливый человек» первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу?

Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога.
В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений.
Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий

Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза

Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:

  • Быстро устает
  • Вялый
  • Эмоционально неустойчивый
  • Много спит
  • Ребенок тратит на уроки слишком много времени
  • Часто болеет
  • Демонстрирует неровный очень крупный почерк
  • Проявляет невротические реакции
  • У него невнятная речь (дизартрия)
  • Сниженный или повышенный мышечный тонус
  • Моторная неловкость, дискоординированность
  • Делает большое количество ошибок на письме
  • Плохо читает
  • Не может перерисовать рисунок
  • Не слышит обращенную речь
  • Плохая зрительная память
  • Плохая слухоречевая память
  • Повышенная отвлекаемость
  • Повышенная возбудимость
  • Неуправляемость
  • Трудности усвоения школьной программы
  • Трудности решения задач
  • Пропуски букв на письме и недописывание слов
  • Бедная речь
  • Трудности контроля над аффектом
  • Ерзает на стуле
  • Не может усидеть на одном месте
  • Синкинезии

При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Нейропсихологическая диагностика позволяет:

✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;

✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;

✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;

✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)

✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе

Обследование включает:

  • изучение анамнеза (беседа с родителями, особенности раннего развития)
  • исследование двигательной сферы
    тестирование всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  • исследование внимания и работоспособности
  • изучение памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной и др.)
  • исследование возможностей анализа и синтеза, логики
  • арифметические навыки
  • характер письма и чтения

На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.

Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.

Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и дает заключение с рекомендациями в устной форме.
Полная диагностика возможна с 5-6 лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше .

Специалист ЦНиР
Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге
Романова О.А.

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понять, чем занимается нейропсихология и какие проблемы помогает решать специалист нейропсихолог.

Нейропсихология занимается выявлением и коррекцией тех нарушений в психике и поведении людей, которые вызваны неравномерным или неправильным развитием различных отделов мозга.

Дело в том, что за каждую психическую функцию человека отвечает определенный участок головного мозга. В силу самых различных причин те или иные участки могут развиваться не так, как им положено природой. Произойти это может из-за проблем, возникших как до рождения человека, так и в течение его жизни.

Тяжелая беременность, трудности при вынашивании плода, болезни матери, физические и психологические перегрузки и стрессы, перенесенные ею, употребление табака, алкоголя, сильнодействующих лекарственных препаратов, нездоровая экологическая среда, — все это способно нарушить нормальное развитие мозга еще не родившегося ребенка.

В первые годы жизни ребенка также его мозг также может подвергнуться негативным воздействиям, чреватым неблагоприятными последствиями. Физические травмы, сотрясения, ушибы, экологические факторы, особенности воспитания и отношений в семье, раннее попадание в зависимость от компьютерных игр, дефицит живого полноценного общения со сверстниками и с взрослыми, — это и многое другое так или иначе оказывает сильное влияние, мешающее или препятствующее процессам гармоничного формирования детского мозга, азначит, и полноценной личности.

Нарушения нормального функционирования всех участков и отделов мозга неизбежно проявляются в поведении человека: в его движениях и координации, ориентации в пространстве и времени, в скорости восприятия и переработки информации, работоспособности, в общении, способности владеть собой, своими эмоциями… Любая сфера человеческой личности может так или иначе пострадать в результате этих нарушений.

Далеко не всегда подобные особенности поведения человека сразу обращают на себя внимание. Особенно это касается детей: ведь они еще не сформировались ни физически, ни эмоционально, ни психологически. Некоторые их странности зачастую объясняются возрастом, неумением, незнанием.

Однако такое легкомысленное отношение может привести к большим проблемам: незначительные, казалось бы, симптомы могут говорить о нарушениях, порой серьезных, в развитии мозга, а значит, и всей личности маленького человека.

Поэтом настоятельно рекомендуем вам обратить внимание на ваших детей и оценить, нет ли у них проявлений, которые могли бы свидетельствовать о скрытых (пока еще) проблемах. И если вы в чем-то не уверены, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Читать еще:  Ригидность: что это за состояние и как оно корректируется

Приведем самые распространенные показания, при которых желательно пройти диагностику у специалиста:

1. ваш ребенок получал общий наркоз;

2. часто болеет, соматически ослаблен, имеет хронические заболевания;

3. имеет проблемы с памятью и вниманием;

4. пишет, рисует левой рукой;

5. неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений или чрезмерно медлительный, не воспринимает инструкцию сразу — требуются повторы;

6. в движениях выглядит неловким, неуклюжим, угловатым;

7. демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;

8. проявляет себя как «трудного» в воспитании, получает нарекания по поводу поведения в детском коллективе и дома;

9. плохо усваивает учебный материал;

10. двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

11. пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;

12. наблюдается/наблюдался у врача-невролога и/или получил родовую травму; родился с помощью кесарева сечения; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус или какую-либо иную неврологическую симптоматику; мало ползал или не ползал совсем; имел травмы головы;

13. имеет проблемы в речевом развитии.

Пepвую кoнcультaцию у дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa peкoмeндуeтcя пpoвecти в вoзpacтe 5-6 лeт, кoгдa peбeнoк coбиpaeтcя идти в шкoлу. Этoт вoзpacт cчитaeтcя oптимaльным для oпpeдeлeния вeдущeй pуки, для диaгнocтиpoвaния и выяcнeния, кaкиe пpoблeмы мoгут пoдcтepeгaть peбeнкa в шкoлe. K тoму жe, зa гoд дo шкoлы ecть вpeмя и вoзмoжнocть пpoвecти нeoбxoдимую кoppeкцию, нe пepeгpужaя мaлышa.

Mнoгиe дeти иcпытывaют cтpecc, пocтупaя в пepвый клacc, нe из-зa тoгo, чтo oтcтaют в paзвитии, a пo пpичинe излишнeй poдитeльcкoй зaбoты и кoнтpoля. Ecли дoмa мaмa caмa зaвязывaлa peбeнк ушнуpки, зacтeгивaлa пугoвицы нa куpткe, coбиpaлa вeщи и тaк дaлee, тo в шкoлe peбeнoк иcпытывaeт нacтoящий шoк oт тoгo, чтo тeпepь у нeгo cтoлькo нoвыx oбязaннocтeй. Дeтcкaя пcиxикa cлaбa, oтcюдa и пoявлeниe нeуcпeвaeмocти, тpуднocти в oбщeнии, уcтaлocть и нeжeлaниe учитьcя.

Bтopoй пик, кoгдa тpeбуeтcя пoceтить дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa – этo 8-9 лeт. Te poдитeли, кoтopыe нe cвoдили мaлышa нa кoнcультaцию в 5-6 лeт, пoнимaют, чтo пpoблeмa ecть и, cпуcтя пapу лeт, зaмeчaют нeуcидчивocть peбeнкa, нeудoвлeтвopитeльныe oцeнки, пpoблeмы c пoвeдeниeм.

Пoмoчь мoжнo и тeм, и дpугим, нo лучшe дeлaть вce cвoeвpeмeннo, кoгдa paзвивaть peбeнкa и корректировать его поведение мoжнo бeз cтpecca и пoтepи дpaгoцeннoгo вpeмeни; нaчинaть лучшe в дошкoльный пepиoд.

Нейропсихолог — все о врачебной специальности

Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.

У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.

Очень важно вовремя обнаружить проблему и начать с ней работать, так как детский возраст является пластичным, и многие патологические проявления поддаются коррекции.

Диагностируется заболевание при обращении к специалисту, который изучает историю болезни, выслушивает жалобы, общается с родителями (уточняется течение родов и наличие врожденных пороков или отклонений). Могут быть назначены аппаратные исследования или проведение генетического анализа для установления наследственных мутаций гена.

Методики коррекции подбираются в индивидуальном порядке.

Основные обязанности

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Заболевания в разделе нейропсихологии

Нейропсихолог часто занимается с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:

  • ДЦП;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • задержки в речевом развитии;
  • медлительность и несамостоятельность;
  • затруднения в адаптации в обществе;
  • нежелание учиться и заниматься;
  • повышенная утомляемость;
  • замедленное усвоение школьной программы.

Скорректировать отклонения можно только детям до 12 лет: в этот период функциональные нарушения лучше всего поддаются исправлению.

Врач помогает детям, у которых наблюдаются ограниченные умственные способности. Такие патологии могут быть врожденными или приобретенными после перенесения травм. В последнем случае такие патологические явления могут встречаться у взрослых людей.

Нейропсихолог подбирает и разрабатывает индивидуальную программу для ребенка. Она носит обучающий характер. Это могут быть различные задания, направленные на улучшения речи, памяти, мышления.

Со взрослыми клинический психолог в области нейропсихологии работает после перенесения тяжелых заболеваний, физических или психических травм.

Когда обращаются к нейропсихологу

Следует рассмотреть основные признаки, которые сигнализируют о наличии проблемы, решить которую поможет нейропсихолог.

Если у вашего малыша имеется хотя бы одна из проблем, описанных ниже, то необходимо обратиться в клинику и получить соответствующую консультацию:

  • плохое запоминание и воспроизведение устной или письменной речи;
  • непонимание окружающих;
  • нарушение мелкой и крупной моторики;
  • непонимание правильного оформления грамматического построения речи;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в самоорганизации и проблемы с опрятностью;
  • пропуск букв или слов в устной или письменной речи;
  • нестабильность эмоционального фона;
  • низкая концентрация внимания и усидчивость.

Врач-нейропсихолог проведет специальное тестирование в форме игры, задаст вопросы ребенку и разработает индивидуальную программу.

Диагностика заболеваний

При обращении в больницу, внешнего осмотра и беседы может быть недостаточно. Основная обязанность врача заключается в установлении причины отклонения, поэтому может потребоваться проведение лабораторных и инструментальных исследований: сдается анализ крови, назначается УЗИ, КТ или МРТ, рентген.

Специалист может назначить лечение в комплексе с прохождением курса восстановления или коррекции.

Методика проверки у нейропсихолога включает в себя исследование:

  • двигательной функции;
  • письма, счета и чтения;
  • способности распознавать предметы;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых навыков;
  • доминирующего полушария – леворукость или праворукость.

Обследование проходит в форме упражнений, врач располагает ребенка к выполнению необходимых действий. После проверки подбираются соответствующие упражнения. Это делает процесс восстановления более эффективным.

Лечение патологий

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector