Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества.

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Читать еще:  Нервный тик: что это такое, его проявления и методы лечения

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Метод мозгового штурма: описание, на чем основан, этапы

Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму. Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты. Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.

В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы

Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему. А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса. И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.

Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга. А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются. А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.

Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.

Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения. Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней. Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.

Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.

Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами. В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном. Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.

Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.

Особенности метода мозгового штурма

Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Основные правила и принципы мозгового штурма

В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.

Состав и правило подбора членов групп

Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:

  • в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
  • «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
  • в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
  • творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.

Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.

В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы. Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения. Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.

Процедура проведения мозгового штурма

Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.

  1. Подбор участников групп. Важно учитывать не только компетентность и склад ума «штурмующих» и «критиков», но и их взаимоотношения. Скрытые конфликты или неприязнь между участниками могут привести к ухудшению психологического климата и необъективности.
  2. Формулировка задачи. Четкое определение проблемы, которую нужно решить, необходимо для правильного направления обсуждения. Это тоже лучше доверить профессионалам, иначе обсуждение может уйти совсем в другую сторону.
  3. Генерация идей. Это основной этап, когда активно работает группа «штурмующих», причем ее участники должны высказать максимально большое количество идей. На этом этапе очень важна роль ведущего-организатора штурма. Он стимулирует активность участников, подбадривает робких и молчаливых, направляет обсуждение, но ни в коем случае не давит своим авторитетом.
  4. Систематизация идей. На данном этапе в активную работу включается группа критиков, члены которой должны фиксировать все высказываемые идеи, какими бы бредовыми они ни казались. И первый этап их активной работы – систематизация предложенных решений. Критерии ее выбираются в зависимости от цели, но могут быть и максимально простыми. Например, возможна классификация идей по категориям: «реально», «нереально», «в этом что-то есть», «полный бред» и «гениально». Кстати, граница между последними двумя категориями часто трудноразличима.
  5. Оценка и критика идей. Все варианты подвергаются анализу и оценке на степень перспективности и оригинальности. Это касается даже самых гениальных, что предотвращает ошибки в будущем. Ведь одна упущенная мелочь может сделать казалось бы гениальное решение непродуктивным.
  6. Отбор максимально пригодных идей. Это последний этап, который подводит итог работы аналитической группы.

А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

  • Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
  • Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
  • Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

Мозговой психологический штурм: методы и правила

Мозговой штурм – способ решения конкретной сложной задачи через стимулирование умственной деятельности.

При этом, участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, включая самые невероятные и фантастические. По окончании путем анализа отбираются наиболее перспективные способы решения проблем для практической работы с ними.

Такой психологический штурм применяется также как способ экспертной оценки. Хорошо организованный и развитой процесс предусматривает синхронную деятельность группы людей в соответствии с четко поставленной задачей.

Читать еще:  Препараты для лечения всд: обзор эффективных лекарств

Стадии и принципы проведения процесса

В процессе подготовки и проведения мозгового штурма четко различаются три принципиально различных этапа.

Они различны по организации и методам проведения:

В процессе реализации это очень важный этап, в ходе которого главным является четкая формулировка предлагаемой к решению проблемы. Производится отбор участников, подходящих по своим профессиональным качествам и широте кругозора. Определение модератора процесса и распределение ролей между участниками в зависимости от поставленной задачи и определения способов проведения мозгового штурма.

Наиболее важный этап во всем процессе. Установленные правила должны исполняться неукоснительно, иначе он не даст результатов. А правила таковы:

  1. главная задача – выдвинуть как можно большее количество идей. Здесь не должно быть каких-либо ограничений;
  2. критические высказывания при мозговом штурме необходимо исключить, даже если они имеют положительную окраску. Это отвлекает участников от творческого процесса;
  3. приветствуются любые идеи, даже если они выглядят абсурдными;
  4. целесообразно создавать комбинированные или улучшенные идеи.

Сортировка, оценка и отбор идей, высказанных при мозговом штурме, с целью их дальнейшего развития. Часто об этом этапе забывают, однако именно он позволяет сгруппировать и вычленить наиболее важные результаты мозгового штурма. В отличие от предыдущего этапа, здесь необходимы оценочные действия.

Методы мозгового штурма, отбора и оценки идей могут быть различными, и результаты зависят от одинакового понимания задачи всеми участниками процесса.

По сути синектика – совмещение разнородных составляющих. Как метод мозгового штурма, она основана на совмещении психологических и социальных мотивов коллективной деятельности. Является совершенствованием и развитием методик мозгового штурма.

При проведении синектического мозгового штурма допускается критика в той мере, когда она способствует оттачиванию и совершенствованию высказанных идей.

Как правило, синектические подходы практикуются в составе постоянной группы, когда люди хорошо знают друг друга, и личностные отношения отступают в сторону во имя творческого процесса.

В процессе развития и совершенствования мозгового штурма способом синектики выделились четыре вида аналогий:

  1. Прямые аналогии – случай, когда исследуемый предмет имеет прямые аналоги в природе или технике. Пример – при исследовании способов окраски и цветовых гамм рассматривались распространенные в природе раскраски камней, растений, птиц и так далее.
  2. Аналогии символические – при этом в процессе мозгового штурма требуется сформулировать в форме парадокса буквально в нескольких словах суть предмета или явления.
  3. Фантастическая аналогия предполагает представление фантастических явлений или исполнителей, например, взлетно-посадочная полоса появляется под колесами шасси самолета, когда до поверхности земли остается расстояние в 1 метр.
  4. Аналогия личная (эмпатия) – представление себя самого частью явления или предмета и анализ своих ощущений при этом. Пример – вы являетесь поршнем двигателя и в процессе работы ощущаете толчки вспышек горючей смеси и трение корпуса об стенки цилиндра. При этом нужно понять, что нужно сделать, чтобы себе любимому этот процесс был приятнее и комфортнее. Такой прием в мозговом штурме способствует избавлению от инерции мышления, способствуя более полному абстрагированию от привычного течения процесса.

Таким образом, мозговой штурм методом синектики – способ отхода от имеющихся тривиальных решений проблемы, поиск аналогий и представлений о предмете или явлении, позволяющий раскрыть их в неожиданных и, порой, парадоксальных формах.

Состав участников психологического штурма

На практике группа мозгового штурма разбивается на две части, одна из них генерирует идеи, вторая анализирует и критикует их, внося новые элементы и точки подхода к проблеме.

В таком варианте каждая идея как бы проходит первичную обкатку в процессе дискуссии и представляется уже в готовом для применения виде.

При этом очень важна роль модератора процесса, обязанность которого ненавязчиво и эффективно направлять процесс мозгового штурма, не давая ему увязнуть в мелочах и частностях.

Основные положительные стороны процесса

Благоприятные эффекты мозговой штурм проявляет в силу определенных обстоятельств:

  1. Совместная работа нескольких человек, каждый из которых наделен свойственным только ему набором знаний и опыта, приводит к возникновению синергического эффекта, при котором положительные результаты процесса мозгового штурма многократно усиливаются в ходе поисков оптимального решения.
  2. Собственно процесс коллективной работы является увлекательным, во многом игровым действом, наделяя ее особым творческим потенциалом.
  3. Обязательной при проведении мозгового штурма является доверительная дружественная обстановка. Это обстоятельство помогает позитивно воспринимать критику, импровизировать, проявляя максимум собственного потенциала, усиливает обстановку положительного настроя и взаимного доверия.
  4. Метод мозгового штурма дает эффективные результаты во многих сферах деятельности. Это и наука, и производство, и менеджмент, и политика и многие другие сферы деятельности.
  5. Однако, если работа организована неверно, эффект может быть прямо противоположным, либо его вовсе не будет. Чтобы правильно использовать мозговой штурм, выработаны правила мозгового штурма.

Правила эффективного применения

  • Предварительная подготовка

Каждый из предполагаемых участников должен быть оповещен о нем заранее, минимум за 2-3 дня до предполагаемого события. Это поможет ему продумать подходы к проблеме, собрать дополнительную информацию и к моменту начала уже иметь готовые предложения и идеи.

Таковых должно быть как можно больше, подготовленных в разных областях знаний, разных уровней и разного темперамента. В результате мозговой штурм дает большее количество идей, порой самых удивительных.

Кроме того, для студентов, посещающих подобные мероприятия, мозговой штурм – это метод обучения.

Перед началом мероприятия нужно напомнить присутствующим о теме и сути обсуждаемой проблемы, чтобы настроить участников на одну волну восприятия. Кроме того, необходимо убедиться в настрое аудитории и правильной формулировке темы.

На протяжении всего процесса мозгового штурма нужно вести записи и делать пометки по ходу обсуждения. Причем, лучше всего, если этим будут заниматься все участники. Это избавит от возможных потерь ценной информации и дает возможность дополнительных ресурсов, поскольку при ведении записей участник дополнительно формулирует для себя суть услышанного.

Она сама по себе является тормозящим фактором. Нельзя отвергать даже самые фантастические или нелепые решения. Будучи переработанными и дополненными впоследствии, они зачастую и являются искомым результатом мозгового штурма.

Каждый, кто принимает участие в процессе, должен понимать, что мозговой штурм требует от него генерации максимального количества идей. Для неопытных участников свойственно обдумывать и точнее формулировать идею, взвешивая «за» и «против». Это ошибка. Нужно быстрее выпускать ее на вободу. В этом смысл идеи «мозговой штурм».

  • Привлечение посторонних людей

Если одним из результатов штурма должно быть генерирование большого количества идей, то намеченной численности аудитории может быть недостаточно. Тогда на мероприятие привлекают людей посторонних, на первый взгляд даже непричастных к обсуждаемой теме. Из их массы часто выдвигаются нетривиальные подходы, способствующие достижению поставленной задачи.

В процессе обсуждения и анализа часто происходит видоизменение идей, объединение нескольких в одну, когда они взаимно усиливаются. Метод мозгового штурма особенно эффективен, когда в генерации принимают участие люди различных уровней знаний, статуса и положения.

Очень эффективным способом является графическое отображение обсуждения в идее рисунков, графиков, таблиц. В процессе визуализации уточняются формулировки, идея оттачивается и принимает более совершенный вид.

Представим ситуацию, когда процесс пошел не так, как намечалось, а полученные результаты далеки от намеченных. Это не трагедия. Изучая и формулируя результаты обсуждения, можно вычленить дополнительные идеи, порой в самых неожиданных направлениях.

Правила мозгового штурма выработаны длительной практикой применения и представляются обязательными.

Применение в качестве метода обучения

Применяемый в процессе обучения метод мозгового штурма может эффективно разрешать такие задачи:

  1. Развитие у учащихся творческой активности;
  2. Навыки применения теоретических знаний для решения задач практических;
  3. Активизировать процессы учебной и познавательной деятельности учащихся;
  4. Формирование у них отношения и мнения;
  5. Создавать у обучающихся способность концентрировать собственные усилия на решении конкретных задач методом мозгового штурма;
  6. Способствует воспитанию жизненных навыков и профессионального отношения;
  7. Выработка навыков командной работы;
  8. Воспитание уважения к чужому мнению;
  9. Уважение права любого человека на свободу слова.

При организации занятий по методу мозгового штурма преподаватель, выступая как модератор процесса, должен поставить аудитории четко поставленную задачу с указанием нужного конечного результата.

Важным моментом является четкое доведение до участников правил проведения занятий, когда применяется метод мозгового штурма.

Всех участников нужно разделить на две группы – генераторов идей и аналитиков примерно в равных составах. При этом, в составе группы аналитиков обязательно присутствие людей, способных выдвинуть собственные идеи.

Нужно уделить особое внимание формированию актуальных и практически ценных тематик, которые однозначно будут интересны аудитории. Одно из требований – поставленная задача должна иметь множество возможных вариантов решений и выдвигается для обсуждения с применением метода мозгового штурма как учебная задача, которая может иметь практическое воплощение в будущем.

Использовать мозговой штурм как метод обучения, что позволяет обучающимся не только глубже овладеть знаниями, но стать социально активной личностью. Прививаются навыки «слышать» оппонента, уважать чужое мнение. Таким образом, очевидно, что такие методики формируют культурный уровень человека.

Влияние, которое описанная методика оказывает на способность применять полученные знания в практической деятельности, переоценить трудно.

Мозговой штурм: 7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок

Время чтения: 10 минут Нет времени читать? Нет времени?

Расчетливость, удача, настойчивость и терпение в бизнесе – это здорово. Это важные качества, но без достойной идеи они работают впустую. Умение найти небанальный выход из сложной ситуации отличает хорошего бизнесмена от просто предпринимателя. Не зря Джобс говорил, что когда ему не хватало денег, он садился думать, а не бежал зарабатывать.

Один из популярных способов прийти к гениальной идее – мозговой штурм. Но многие компании превращают уникальную уловку в бессистемную свалку, поэтому давайте разберемся, как правильно провести брейншторминг и добыть ту самую гениальную идею.

Что такое мозговой штурм?

Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.

Зачем нужен брейншторминг? Структурированный и утвержденный процесс принятия решений в компании часто играет злую шутку, когда новые идеи автоматически загоняются в установленные рамки и на выходе мы имеем скуку смертную. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.

Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Последний часто приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.

Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил.

7 правил мозгового штурма

  1. Подготовьтесь. Для начала создайте комфортную атмосферу. Если пытаться генерировать идею века в полутемном помещении, в котором не хватает стульев, а чтобы попить воды надо спускаться на 3 этажа ниже, ни к чему результативному это не приведет.
  2. Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флип-чарте.
  3. Если коллектив не привык работать вместе, проведите разминку, познакомьте всех друг с другом и растопите лед.

  1. Определите проблему. Даже если вы думаете, что все в курсе, лишний раз подробно опишите задачу.
  2. Не подгоняйте и в самом начале дайте время привести мысли в порядок и придумать первые идеи.
  3. Поощряйте каждого.
  4. Не собирайте больше 10 человек за раз. Эффективность крупных групп намного ниже.

19 техник для действительно гениальных решений

Самая большая ошибка – лупить из пушки по воробьям. Для решения любой задачи существует миллиард путей – правильных и нет, реальных и космических, откровенно глупых и гениальных. Если попытаться охватить их все, вы либо лишитесь рассудка, либо соскользнете в проторенную колею – наиболее удобный порядок мыслей, выработанный годами работы в вашем бизнесе.

Чтобы этого не случилось, задайте мозговому штурму цель – направление, в котором следует развернуть орудия:

  1. Путешествуйте во времени.

Представьте, что вам надо решить возникшую проблему 10, 100 или 1000 лет назад. Как бы вы выкрутились в период святой инквизиции и что бы предложили тогда? Или наоборот – представьте, что вокруг безграничные возможности развитого сообщества 2200-го года или постапокалиптическая пустошь 2201-го.

  1. Телепортируйтесь.

Попробуйте взглянуть на проблему, если бы она настигла вас в другой стране, в совсем другом климате или просто на другой планете. Какие бы решения вы предлагали тогда?

Как бы вы попробовали решить поставленную задачу, если бы постарели на 10 лет или, к примеру, набрали сотню килограммов веса. Мысленно измените в себе привычный параметр образа – национальность, часть внешности, уровень здоровья, расу или степень сумасшествия. Это откроет новый спектр решений, который скрывает от вас подсознание.

  1. Примеряйте другие роли.
Читать еще:  Маскированная депрессия: что это, ее симптомы и лечение

Поставьте себя на место вашей супруги, отца, лучшего друга или заклятого врага. Что бы сделали они? Попробуйте влезть в шкуру знаменитости и подумать мозгами Эйнштейна, Теслы или Микки Мауса. Еще вариант – наградите себя невероятными суперспособностями – суперменским умением летать, халковским желанием крушить или госдумовской заботой о населении. Как бы вы поступили тогда?

  1. Заполняйте пробелы.

У вас есть отправная точка – условия, при которых вы оказались. И есть конечный пункт назначения – цель, к которой вы стремитесь. По порядку заполняйте пробелы между этими понятиями, максимально подробно дополняя стадии. К примеру, короткий путь от желания до первой прибыли может выглядеть так: кредит в банке – создание сайта – аренда склада – первая закупка – отработка воронки продаж – запуск рекламы – продажа – повторная продажа. На самом деле пунктов будет намного больше, потому что каждый основной потянет за собой сотни дополнительных. Ваша цель – распутать и учесть их все. Из этого пункта вытекает следующий.

  1. Составляйте умные карты.

Плетите их как паук паутину. Разветвляйте задачи настолько, насколько это укладывается в понятие «умственное здоровье». Расщепите задачу на миллион мелких осколков и для каждого подберите решение. При таком подходе всплывают любые подводные камни.

  1. Подсматривайте.

Но не у соседа или конкурента. Смотрите дальше – на другие области. Найдите похожую проблему за пределами отрасли и посмотрите, какие решения уже показали классный результат. Чтобы было понятнее. Допустим, у вас есть группа ВКонтакте, где вы продаете тяжелое строительное оборудование. И вы хотите привлечь в эту группу подписчиков. Все ваши конкуренты в таком случае делают серьезные посты на стену, покупают статьи. Вы же можете пойти другим путем – настроить таргеттинг на ту же самую аудиторию, но контент предложить развлекательного плана – с шутками и мемами про строителей. Конечно, в этом конкретном случае качество подписавшихся будет разным, но брейншторминг в этом направлении даст вам много более удачных идей.

  1. Составьте SWOT-таблицу.
  1. Поменяйтесь мозгами.

Работая в группе, предложите каждому члену команды написать свои идеи по вопросу на бумаге. Далее поменяйтесь исписанными листами и попробуйте дать больше идей, опираясь на варианты, предложенные другими людьми. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.

  1. Выбирайте лучшие идеи.

Этот способ больше остальных похож на традиционный брейншторминг. Поставьте команде задачу «набросать» максимум идей. Выберите лучшие и на их основе дайте еще больше похожих решений. Продолжайте, пока не найдете идеальный выход или пока уборщица не выгонит вас домой.

Начните с самого начала – поставьте под сомнение ту проблему, над которой вы решили поломать мозг. К примеру, вам надо придумать тему для лонгрида в блог TexTerra. Подумайте, а почему именно TexTerra? И зачем лонгрид, если можно сделать серию коротких постов? Часто бывает, что задача изначально ставится неправильно. Чтобы это понять, ее надо детально рассмотреть.

  1. Не ограничивайте себя в ресурсах.

Представьте, что на выполнение задачи у вас есть ничем неограниченные ресурсы. Как бы вы действовали, если бы получили бесконечный бюджет или сколько угодно времени?

  1. Не останавливайтесь, пока не насобираете 101 идею.

Или попробуйте набрать 101 решение за указанный отрезок времени.

  1. Используйте случайный фактор.

Выберите случайное слово, изображение или параметр, которое станет базой для всех предложенных идей.

Попробуйте представить, какие силы сейчас находятся на вашей стороне, а какие мешают осуществлению проекта. Думайте не над основной задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести к минимуму отрицательные.

  1. Преувеличивайте.

Что будет, если ваша проблема раздуется в 10 раз? А что, если вы одновременно столкнетесь с 10 подобными задачами? Как вы станете выкручиваться в такой ситуации? И наоборот – можно уменьшить цель брейншторминга в 10 или 100 раз. Как решить такую ерунду?

Когда совсем ничего не лезет в голову (для экстремалов от бизнеса)

  1. Займитесь спортом.

Отправляйтесь на пробежку, доведите себя до изнеможения, заставьте кровь циркулировать по телу. Отвлеките мозг на выполнение другой работы, освободите подсознание.

Совсем. Вплоть до галлюцинаций. А вдруг?

Если посчитать, сколько гениальных песен, фильмов, картин и литературных произведений было создано под влиянием опьяняющих веществ, идея выглядит рабочей. Но я не рекомендую, потому что в 99,9% случаев результат такого эксперимента – только головная боль.

Конечно, методы не назовешь универсальными. Всю двадцатку к одному и тому же проекту не применишь, но это и не требуется. Достаточно иметь на вооружении несколько действенных техник.

10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах

  1. У вас нет темы и направления для штурма. Огульное требование «Давайте, набрасывайте идеи» – самый большой идиотизм на таких собраниях.
  2. У участников нет мотивации придумывать что-то из ряда вон.
  3. Команда не обладает достаточной подготовкой для решения обозначенных задач.
  4. В команде собраны клоны друг друга. Какой смысл искать идею среди 10 программистов, которые работают почти под копирку? Пригласите на собрание маркетолога или дизайнера – тогда, возможно, будет неожиданный результат.
  5. Упертость в выборе устаревших идей, которые когда-то сработали. Убийство нестандартных решений прямо во время работы.

  1. Гиперсерьезность.
  2. Частые прерывания на кофе и покурить.
  3. Преждевременный финал. В смысле принятия решения.
  4. В команде собраны конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
  5. Работа из-под кнута и отсутствие времени спокойно подумать.

Как выбрать ту самую идею?

После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:

  1. Как быстро это можно осуществить?
  2. Насколько велика отдача?
  3. Просто ли это сделать?
  4. Дешево ли?
  5. Рискованно?
  6. Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?

Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.

Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.

Правила и методы мозгового штурма

Мозговой штурм – это способ решения вопросов, основанный на стимулировании творческой активности группы участников. Целью данного подхода является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации.

Это позволяет затратить меньше времени и энергии по сравнению с попыткой найти решение силами какого-то одного человека. Другими положительными моментами такого группового обсуждения является то, что оно стимулирует творческую активность участников, а также помогает каждому участнику группы сделать своё сознание более открытым другим взглядам на вещи.

Метод может применяться как в компаниях для принятия управленческих решений, так и с определенными модификациями в индивидуальных целях.

История возникновения

Мозговой штурм (или брейнсторминг (брейншторминг); на английском языке пишется – brainstorm) разработал американский журналист Алекс Осборн (1888 – 1966).

Первоначально метод был предложен для работников рекламного агенства, основателем которого являлся Осборн. Автору приписывают такие высказывания:

  • «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня».
  • «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

Таким образом главная идея метода – это большое количество разнообразных идей, из которых затем можно будет отобрать наилучшие.

Интересно отметить, что основатель другого известного метода генерации идей – ТРИЗ Г.С. Альтшуллер полагал, что наоборот, важно качество идей, а не их количество.

Вступительные правила

При проведении мозгового штурма необходимо определить руководителя или ведущего, который будет управлять процессом. Ведущий ставит задачи, определяет правила и координирует обсуждение.

Генерация и анализ идей чаще всего выполняются одними и теми же участниками, однако возможно, что это будут разные люди. В некоторых случаях это обеспечит большую объективность принимаемых решений.

Основные проблемы мозгового штурма, как правило, заключаются в растягивании времени обсуждения, а также в страхе участников быть раскритикованными другими. Первая проблема решается ограничением времени на обсуждение. Избавиться от второй проблемы сложнее и, чаще всего, полностью невозможно. К этому можно только стремиться.

Этапы и технология мозгового штурма

1. Сформулируйте текущее состояние и цели

В первую очередь сформулируйте текущее состояние, из которого необходимо найти выход, или опишите проблему, которая должна быть решена. Каждый участвующий должен знать конечную цель обсуждения. Задайте временные рамки и сформулируйте правила сессии, которые включают отсутствие критики и каких бы то ни было суждений относительно предлагаемых идей. Назначьте человека, который будет записывать все генерируемые идеи на бумаге или на доске.

2. Генерация идей

Вовлеките каждого участника в процесс через поочерёдные выступления. Поощряйте их вбрасывать столько идей, сколько возможно. Участники должны высказать свои предложения и идеи, которые нужно записать без какого-либо цензурирования. Координатор мозгового штурма должен пресекать любые попытки оценок жизнеспособности сгенерированных участниками идей, прежде чем сессия будет закончена.

Если вы участник штурма, сконцентрируйтесь на ситуации и высказывайте свои предположения без страха быть высмеянным или раскритикованным. Стимулируйте собственное творческое мышление и воображение. Подумайте о любых возможных решениях задания, которые вы могли бы принять. Вы также можете предпринять мозговой штурм по поводу идеи любого другого участника группы и расширить представления об его изначальном предложении.

3. Анализ

Когда отведенное на сессию время закончится, соберите все предложения и проанализируйте их вместе с группой. Опросите всех участников, чтобы выбрать из списка всех полученных идей 5 лучших. Сделав это, вы можете продолжить более узконаправленный мозговой штурм для развития этого перечня идей.

Чтобы получить окончательный результат или идею, спросите сами себя, как бы вы оценили по 10-балльной шкале данную идею применительно к вашей ситуации? Вы можете довериться интуиции использовать свои внутренние ощущения.

Конечное решение может потребовать ещё одну или более сессий. Если вы столкнулись с такой ситуацией, раздайте список участникам для ознакомления, чтобы они могли дальше анализировать его и предлагать новые решения. Сформулируйте критерии оценки конечного результата, так чтобы каждый мог понять, что он должен предложить на следующей сессии.

4. Выполнение

Как только ваша группа пришла к согласию и сформировала окончательное решение, выполните его. Обеспечьте обратную связь, чтобы можно было увидеть, есть ли результат. При отсутствии результата, вам стоит посмотреть на проблему под другим углом и организовать дополнительную сессию обсуждения.

Советы по проведению

  1. Обеспечьте расслабляющую обстановку и атмосферу. Люди более способны к продуктивному мышлению, когда их ничего не отвлекает, и они чувствуют себя свободно. Хорошо, если мозговой штурм будет проходить в форме некой игры.
  2. Лучше, если в процессе участвует небольшая группа порядка 5 человек. Если группа большая, лучше разделить её на части. Большая группа потребует большего времени и нескольких сессий, прежде чем вы сможете сформулировать окончательное решение.
  3. Чем больше участники отличаются друг от друга, тем больше преимуществ вы имеете, поскольку это позволит получить более разнообразные мнения.

Обратный мозговой штурм

Целью данного приема является выявление слабых мест и недостатков. Здесь вместо поиска решения проблемы производится поиск ситуаций, ухудшающих положение.

Примерное использование техники:

  1. Сформулируйте проблему и запишите ее.
  2. Задайте вопрос, как вызвать проблему или ухудшить ситуацию.
  3. Проведите мозговой штурм для поиска ответов на эти вопросы.
  4. Соберите перечень возможных ухудшений ситуации.
  5. “Переверните” их и выполните поиск решений по исправлению выявленных проблем.

Индивидуальные методики

С некоторыми особенностями вы можете устроить мозговой штурм и для решения каких-то личных вопросов. Для того чтобы продуцировать множество идей, нужно расширить ваше мышление, научиться смотреть на вещи под разными углами.

Скажем, вы хотите найти способ заработать больше денег. Начните с написания вашей цели в виде вопроса. Например, “Как заработать сумму ХХХ в течение года?” Написав определённую сумму, вы делаете более ясным то, чего вы намереваетесь достичь. Когда вы задаёте себе вопрос “как”, ваш мозг начинает искать ответ. Вы сможете сконцентрироваться и привлечь соответствующие идеи.

Запишите свои мысли и идеи, но не оценивайте их сразу. Не задумывайтесь над их жизнеспособностью. Продолжайте, пока вы не напишите, по меньшей мере, 20 идей. Если вас посетило вдохновение, запишите их больше 20, но ни в коем случае не останавливайтесь, пока не запишите 20.

Выберите из списка то, что вы могли бы сделать прямо сейчас, и просто сделайте это. Просто начав, вы заложите основание для того, чтобы процесс достижения начал осуществляться.

Также для поиска идей полезен такой инструмент как интеллект-карты, но об этом в другой статье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector