Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Антиципация

Антиципация – это дословно означает предвосхищение, т.е. умение системы в той или иной мере предугадывать развитие различных событий, результатов действий, явлений. В психологической науке различают два аспекта этих понятий: умение индивида представить себе вероятный итог действия до его совершения, также способность мышления индивида представить возможные средство решения проблемы до ее реального разрешения; умение организма индивида подготовиться к ответу на различные события до их наступления. Такое ожидание обычно проявляется определенной позой или движением.

Антиципация в психологии

Когда связывают познавательные процессы психики с их отношением ко времени, то обычно получается, что восприятие связано с настоящим, механизм антиципации — с будущим, память – с прошлым.

В процессах восприятия, которые протекают в настоящем, всегда включается с одной стороны прошлый опыт, сохраняющийся в памяти, с другой – всегда в восприятии присутствует антиципация (отнесенность к будущему).

Антиципация – это своеобразный феномен опережающего отражения, который может обеспечить возможность субъекту «заглянуть в будущее».

Хотя феномен опережающего отражения и относится к будущему, все равно он обязательно опирается на прожитый опыт, сохраняющийся в памяти индивида. Обнаруживается в актуальных деяниях индивида, совершающихся в определенный момент настоящего времени. В памяти индивида сохраняется то, что случилось и стало прошлым. Однако воссоздается такое прошлое в определенные моменты настоящего.

Обязательной предпосылкой возникновения феномена опережающего отражения является сохранение прошлого опыта в памяти. Так, например, слежение за зрительными или слуховыми сигналами показывает, что антиципация является необходимым условием для выполнения действия, если по каким-либо причинам испытуемый не в состоянии предвидеть изменения прослеживаемых сигналов, в таких случаях происходит срыв такой деятельности.

Понятие антиципации объединяет в себе проявления психических способностей к опережающему отражению. Т.е. в широком смысле антиципация представляет собой способность к действию и принятию различных решений с конкретным пространственно-временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Выделяют следующие функции антиципации: регулятивная, когнитивная и коммуникативная. Регулятивная функция проявляется в ограничении уровней свободы системы согласно временно-пространственной структурой среды. Согласно предполагаемым изменениям обстоятельств внешней среды происходит предупреждающая подготовка, исход результатов действий и постройка его программы. Это обуславливает характер и направленность поведения в ситуации, которая сложилась. Но регуляция деятельности не может происходить без постройки модели нужного будущего или акцептора исхода действий, дающего возможность сравнения приобретенных итогов действий с параметрами потребного результата. Данный аспект регуляции гарантируется процессом антиципации, т.к. исход является будущим событием по отношению к деянию. Результаты предвосхищения включаются в принятие решения в качестве необходимых и существенных компонентов. Поэтому, роль процесса антиципации в регуляции деятельности индивида и его поведения очень важна.

Ломов полагал, что «опережающее отражение» может выступать в формах предвидения (экстраполяция, прогнозирование, антиципация) и целеполагания. Именно целеполагание определяет опережающее отражение, которое включено в деятельность индивида. А цель выступает в качестве опережающего отражения будущего исхода такой деятельности. Т.е. предвосхищение причисляется к опережающему отражению реального хода различных обстоятельств, взятых безотносительно к индивиду. Т.е., индивид выступает в качестве наблюдателя.

Согласно Фадееву антиципация в деятельности захватывает такие аспекты развития ситуаций: вероятные варианты, преобразование условий, вероятные варианты постройки исполнительных деяний, вариации оценки вероятных исходов, вероятные варианты корректировки модели обстоятельств и программы исполнительных деяний.

Антиципация принимает участие в выборке информации в процессах запоминания и восприятия. Ломов полагал, что процесс запоминания – это не механическая запись того, что в определенный момент воздействует на индивида, она из-за необходимости включает выборку воспринимаемой информации. Ведущую роль в процессах выборки информации для процесса запоминания имеют планы и предсказания, строящиеся индивидом в процессе его поведения.

Прогнозирование включается практически во все познавательные процессы, поэтому антиципацию считают «сквозным» психическим процессом.

Геллерштейн обозначал проявления процессов антиципации в предвосхищении поступков других индивидов, которое основывается на осознанном (или не всегда осознанном) знании эмоций логики и вытекающей из них деятельности.

Существует также антиципирующее воображение. Оно лежит в основе такой важной и нужной способности индивида – способности предугадывания будущих событий, результатов действий. Такое воображение внутренне неразрывно связано с составом каждой деятельности индивида. В условиях, когда стимуляция одним из взаимозаменяемых механизмов недостаточна, наступает активация воображения. Из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших сочетаний. Генератором таких сочетаний могут выступать активные зоны нашего подсознания. Но такие генераторы будут не беспорядочными, а будут иметь тематическую направленность текущим моментом восприятия. Событие, которое воображается, обладает физическим эффектом. Например, при воображении тяжелой физической нагрузки сердце может начать биться более утонченно.

Антиципация связана напрямую с личностными свойствами. Прямой взаимосвязью будет связь прогностической компетентности с личностными свойствами, которые обеспечивают успешность адаптационных процессов (общительность, уравновешенность). А связь такой компетентности с личностными свойствами, которые отвечают за нестабильность сферы психики (депрессивность, невротичность, агрессивность, лабильность) будет обратной. Таким образом, неразвитые механизмы антиципации могут указывать на вероятные нарушения в системах психической приспособляемости индивида. У психически нездоровых личностей или у невротизированных такие механизмы будут нарушены.

Механизм антиципации

Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.

Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память. Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал. Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.

Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения. В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.

Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).

Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда). Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем. Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.

Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула. В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.

Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.

Примеры антиципации

Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.

Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.

Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.

Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.

Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.

Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.

Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое антиципация и методы ее развития

Этим сложным с первого взгляда словом принято обозначать довольно распространенное явление. Что такое антиципация? Это предугадывание, представление о предмете, событии до того, как они были увидены. Это преждевременное наступление какого-то результата или события. С точки зрения медицины антиципацией считают предугадывание наступления конкретной болезни по проявившимся симптомам.

Читать еще:  Лечение неврастении: советы врача

Что такое предвосхищение

Предвосхищение – это способность человека предвидеть настоящее. Она обычно обусловлена общим опытом. Предвосхищением называют обобщенную идею, которая сложилась на основе прошлого опыта. Например, индивид видит кошку и уверен, что это кошка, потому что в голове уже зародилась идея кошки.

Значение слова предвосхитить было предложено и сформулировано Эпикуром. Оно делится на предвосхищение результата и предвосхищение событий. В первом случае обычно используется слово цель. Во втором случае речь идет о прогнозировании будущего.

Антиципация в психологии

Что такое антиципация с точки зрения психологии? Различают два аспекта понятия:

  1. Индивид предугадывает развитие событий до их завершения, способность представлять различные способы разрешения ситуации до ее наступления.
  2. Умение человека подготовиться к различным событиям, которые наступят в ближайшее время.

В процессе восприятия всегда участвует прошлый опыт и предвосхищение будущих событий. Выделяют такие функции антиципации:

  1. Регулятивная – отвечает за поведение индивида в сложившейся ситуации, за его готовность к ней. Она полагается на изменение окружающей среды, на исход результатов действии. На основе этого строится программа будущих действий.
  2. Когнитивная – проявляется в том, что антиципация это всегда ожидание какого-то события. Она основана на процессе изучения, получения нового опыта.
  3. Коммуникативная – раскрывается в способности воссоединить прошлое и будущее через настоящее. Она помогает человеку освоиться в незнакомом месте, поддерживать общение с новыми людьми.

Это свойство присуще всем людям, поскольку напрямую связано с внутренними качествами. Неразвитые механизмы предвосхищения указывают на психические заболевания личности.

Феномен антиципации

Он заключается в том, что человек способен заглянуть в будущее. Его называют феноменом опережающим отражение. Хотя он и относится к будущему, большую роль имеет прошлый опыт. Часто ее относят к развитой интуиции. Дежавю, вещие сны, гадания, «чуйка», сверхъестественные способности, скоростное чтение так же относятся к этому понятию.

Метод антиципации

В вербальном научении это распространенный способ предъявления стимульного материала в задачах на парные ассоциации и заучивание рядов. В первом случае обучаемых тренируют определенным способом реагировать на стимул. Во втором случае разрабатывается способность безошибочного воспроизведения заученного материала и предугадывания следующего предмета из списка.

Достоинство метода в том, что обучаемый в ответ на достигнутый результат получает обратную связь.

Прием антиципации

Он широко используется в литературе. Когда читатель читает произведение, он мысленно забегает вперед. Таким образом, по логике автора, по его мыслям он предугадывает будущее развитие событий. Прием антиципации заставляет читателя проявлять высокую интеллектуальную активность.

Этот прием является эффективным методом при обучении чтению. Ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам — фразу, по начальным фразам — содержание текста.

Прием антиципации проявляется в следующем:

  1. Прогнозирование содержания текста по эпиграфу, названию, фамилии автора. Так, увидев книгу Ремарка, человек поймет, что речь пойдет о войне, внутренних терзаниях героя, драме жизни.
  2. Восстановление пропущенных элементов текста.
  3. Выстраивание плана текста до его прочтения, основываясь на опыте, жанре произведения, заголовке, стиле изложения. Так по названию «Василий Теркин» можно предположить, что план текста будет примерно таким: детство, отрочество, юность и настоящее в жизни героя.
  4. Предугадывание хода мысли автора. Когда читатель достаточно знаком с творчеством конкретного автора, он понимает, что можно ждать от него. Читая Стивена Кинга, индивид не ждет хэппи-энд.

Как развить антиципацию

Сначала приведем несколько примеров. В диалоге с человеком можно заметить, что, задав вопрос оппоненту, личность уже знает его ответ. Когда его спрашивают: «Как бы на это ответил Ваш брат?», он внутренне знает, что сказать. Она проявляется в способности предугадать движение курса валюты.

Чтобы понять, как развить это свойство, нужно разобраться в его механизмах. Механизм памяти раскрывает способность предвидения и предугадывания. Она напрямую зависит от памяти. Следовательно, необходимо в первую очередь развивать способности памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  1. «Снежный ком». Каждый человек в группе рассказывает о себе, следующий игрок должен рассказать о предыдущем человеке и о себе, таким образом, последний должен рассказать о каждом игроке и о себе.
  2. Игра в ассоциации. Нужно выстроить ассоциативный ряд слов, запомнить его, а затем попытаться воспроизвести.
  3. Тренировка слуха.

Для развитие антиципации можно использовать подобные упражнения:

  1. Соединить начало и конец поговорки. Даются несколько поговорок, которые разделены на две части и перепутаны.
  2. Поиск смысловых ошибок. В тексте присутствуют нелепые описания, их нужно отыскать.
  3. Вставить пропущенные буквы. Дан ряд слов, в которых не хватает букв, обучающийся должен это исправить.
  4. Чтение текста через слово.
  5. Восстановление диалога.

Антиципация – полезный феномен для человека. Она связана с внутренним состоянием человека, способна защищать его от стрессов. Для того, чтобы стать успешным индивидом, нужно развивать в себе это качество. В случае, когда человек не может сделать это вследствие психического отклонения, нужно обратиться за помощью к психиатру или другому специалисту.

Антиципация: ее виды и формы, способы коррекции такого состояния

Антиципация (anticipation) буквально означает предвосхищение, которое основывается на возможности человека как бы предвидеть реакцию других людей, возможное развитие событий или даже сюжетный поворот в фильме, литературном произведении. Иначе эта психофизиологическая функция может называться «опережающим отражением».

Проявляется феномен как в представлении, когда задействуются воображение и логика, так и в принятии определенного положения тела, подходящего для возможного дальнейшего действия. Данный процесс, протекающий в психике, затрагивающий бессознательную ее часть и подсознание, направлен в будущее. При этом он тесно связан с восприятием, относящимся к реальному течению событий, с памятью, за счет учета прежнего опыта.

Изучен этот феномен не достаточно хорошо, однако можно говорить о том, что он имеет прямое отношение к интуиции. И сильно влияет на жизнь человека. У людей, имеющих какие-либо психические проблемы, например, страдающих депрессией, неврозами, фобиями или более тяжелыми заболеваниями (эпилепсия, шизофрения), подобное предвосхищение обычно нарушено. Проявляются нарушения по-разному, в зависимости от психической проблемы.

Антиципацию принято разделять на три формы (когнитивную, коммуникативную, регулятивную), а также подразделять на несколько видов. При этом формы предвидения тесно связаны между собой, влияют друг на друга.

Когнитивное предвосхищение

Когнитивная (познавательная) форма антиципации основывается на процессе научения, получения нового опыта. В данном случае особенно задействованы мышление и память. Именно антиципация помогает запоминать новый материал, благоприятно влияя на обучение.

Эта функция предвосхищения позволяет человеку строить прогнозы и планы, «заменять» устаревший опыт прошлого на новый. И условно фильтровать поток информации, выбирая из него значимые, важные и нужные данные.

Особенно заметной антиципация может быть во время обучения ребенка чтению. Постепенно формируется способность читать слова не по буквам или слогам, а целиком. Это умение основывается на том, что ребенок неосознанно по первой букве может предвидеть дальнейшее слово. Необходимой считается способность к предвосхищению в рамках обучения скорочтению, когда важно не только быстро прочитывать текст, но и улавливать его общий смысл, нередко предвосхищая дальнейшее развитие событий в произведении.

Коммуникативная функция

Коммуникативная особенность антиципации помогает человеку быстрее и проще адаптироваться в новом обществе, влияет на процесс социализации в детстве. Здесь нередко задействована эмпатия, когда личность способна ощутить и предвидеть эмоциональные реакции других людей.

Также большую роль играет и связь логики с антиципацией. Именно благодаря логическим рассуждениям, связывая их с имеющимся знанием об эмоциях, человек может предугадать действия и поступки окружающих его людей.

Регулятивная форма

Антиципация играет немалую роль в контексте управления человеком своим поведением. Именно предвосхищение позволяет молниеносно подготовиться к тому или иному действию.

Регулятивная форма особенно четко проявляется в различных экстремальных, критических ситуациях, когда не остается времени на раздумья. Данная форма также откладывает отпечаток на способность планирования событий, поступков, действий. При этом человеком могут учитываться не только какие-либо личные нюансы, но и имеющиеся условия окружающего мира.

Виды «опережающего отражения»

Антиципация включает в себя пять основных видов.

  1. Речемоторное предвосхищение. Оно затрагивает познавательную функцию. Проявляться может тем, что человек без труда договаривает за другим начатую фразу, улавливая общий смысл.
  2. Сенсомоторная антиципация, касающаяся чувственной сферы. Возникает «отражающее опережение» в рамках представления об эмоциональной реакции. Например, антиципация может проявиться как феномен предвосхищения событий.
  3. Антиципация представлений. Этот вид антиципации затрагивает память. И основывается на способности формировать определенные образы, учитывая прошлый опыт.
  4. Субсенсорная. Затрагивается эмоционально-чувственная сфера. «Отражающее опережение» проявляет себя в виде различных предчувствий, опасений, предположений, которые вызывают определенные эмоции.
  5. Перцептивное предвосхищение. Проявляется антиципация в форме предвосхищения каких-либо событий, объектов до их непосредственного восприятия.

Антиципация имеет прямую связь с индивидуальными особенностями личности. Неразвитость такого предвосхищения или нарушения в этом процессе проявляются зачастую ввиду наличия каких-либо психических проблем.

От типа личности может зависеть уклон антиципации. У одних людей будут в большей степени доминировать позитивные моменты, у других – негативные. Подобное не всегда указывает на серьезные проблемы с психикой.

Признаки нарушений

Проявления проблем в сфере антиципации основываются на той форме психического расстройства, которая имеется у личности.

При невротических состояниях у человека страдает восприятие себя и окружающего мира. При этом доминирует желание учесть все. И оно блокирует прошлый опыт из-за постоянно присутствующих переживаний, сомнений, противоречий. Нередко именно неспособность предвосхищать становится причиной для развития невроза.

У людей, имеющих склонность к истерическим состояниям, антиципация в большей степени носит позитивную окраску. Такие люди избегают негативного предвосхищения в отрицательных ситуациях. Они не учитывают прошлый опыт, так как не в состоянии запомнить неверное предвосхищение. А личности, у которых отмечаются параноидные состояния, напротив, склонны к негативному предвосхищению под влиянием мнительности, подозрительности. При этом они не воспринимают иного исхода ситуации, кроме того, который сложили для себя самостоятельно, так как лидирующую позицию занимает эгоцентризм.

Читать еще:  Лечение народными средствами всд: рецепты и советы

При наличии тревожных расстройств, фобий человек с трудом может предвидеть поведение и реакции других людей. Антиципация в данном случае имеет множество разнообразных вариантов в контексте одного события. И выделить какой-либо один вероятный исход обстоятельств человек не в силах. Подобное также характерно для психоастении.

Коррекционные меры

Коррекция способности к такому состоянию должна протекать лишь в сочетании с непосредственным лечением психического заболевания. Основным методом является не лекарственное воздействие, а психотерапия.

В рамках психотерапевтического влияния подбираются наиболее актуальные методы, основываясь на конкретном болезненном состоянии (причине), из-за которого антиципация у человека нарушена. Здесь могут быть востребованы коммуникативные тренинги, творческие задания (арт-терапия) и групповые занятия, направленные на личностное развитие и личностный рост.

Индивидуальные беседы могут помочь больному лучше ощущать и понимать себя, разобраться в имеющемся опыте из прошлого, научиться прогнозировать.

Антиципация – важный механизм, который влияет на жизнь человека, его способность взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Она выступает основой для творческого развития. Антиципация способна помочь во время обучения и в процессе профессионального развития. Потому, если имеются какие-либо проблемы в данной сфере, решить которые самостоятельно не выходит, следует обратиться за помощью и поддержкой к соответствующему специалисту.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Понятие «антиципация» или предвосхищение в психологии

Человеческое поведение целенаправленно, и доказывает это феномен антиципации. Термин «антиципация» переводится с латыни как «предвосхищаю» и означает процесс, который связан с проектированием будущего, предвосхищением событий, их ожиданием. В основе его лежит антиципирующее воображение.

Ожидания бывают приятными и неприятными, они могут быть бытовыми, а могут быть далекими и смутными. Жизнь человека протекает между прошлым и будущим, а будущее всегда наступает после момента «сейчас». И антиципация – это проект будущего.

Взгляды и мнения

Способность человека регулировать свои действия, опираясь на предвосхищение результата, приводит к цели. Антиципация в наиболее общем смысле в психологии характеризуется как способность предвосхитить результат, а затем совершать действия, ориентируясь на свое представление. У неё выделяют три функции:

  • Регулятивная, или ограничивающая – функция состоит в том, что количество возможных действий субъекта ограничено заботой о представляемом будущем.
  • Когнитивная – отвечает за прогноз в познавательных процессах, построение гипотезы. Выстраивает путь к неизвестному.
  • Коммуникативная – предугадывание действий других людей.

Процесс антиципации напрямую влияет на принятие решений, так как выбор той или другой альтернативы осуществляется через прогноз, к чему выборы приведут. Цель заключена в прогнозе, и если цели добиться не получается, то происходит адаптация пути – происходит коррекция направления или действий.

Кроме того, исследователь Ломов подчеркивал большое значение антиципации в процессе восприятия и запоминания. То есть человек будет запоминать то, что ему важно для будущего. Предвосхищаемый опыт как бы подсказывает, что для него понадобится из настоящего.

Нюттен считал, что антиципации будут соответствовать оценке человеком собственной деятельности. Если он оценивает ее хорошо, то ожидания будут приятными, если плохо – тревожными и негативными. На этом основании всех, кто оценивает хорошо, ученый назвал оптимистами, плохо – пессимистами. С другой стороны, Хоппе выделял два уровня предвосхищения – идеальный и тот, что исходит из объективных данных о конкретной ситуации.

Одним из важнейших представлений считается мнение об антиципации как об инструменте, благодаря которому человек получает мотив. Представляя будущее, он воодушевляется и стремится к его реализации или пугается, желая избежать негативного сценария. На этом основывается защитное поведение, когда стимулом к побегу и попытке скрыться выступает лишь антиципация плохого результата событий.
Корректировке они поддаются слабо, так как происходит постоянное подтверждение: человек избегает действия, тревога снижается, но он не разубеждается, а скорее убеждается в том, что последствия могли быть катастрофичны. И единственный способ избавиться от них – личный опыт, опровергающий подобные ожидания.

В целом мы всегда предсказываем то, как будут развиваться события, и на основе этого строим свое поведение. Таким образом, антиципация оказывается важной для целеполагания, её характер влияет на способность к продуктивной деятельности, счастью, психической стабильности и успеху.

Трюки с ожиданиями

На основе антиципации Эббингауз разработал метод заучивания материала через предвосхищение. Метод антиципации состоит в том, что элементы связываются друг с другом в такой последовательности: второй – с первым, третий – со вторым и т.д. То есть каждый элемент должен наводить на мысль о последующем.

Так как антиципации пронизывают все и с их помощью можно заучить даже бессмысленные последовательности, со связными словами и предложениями все получится еще проще и быстрее. Цель состоит в том, чтобы развить у человека предвосхищение. Прием антиципации заключается в том, что по отрывочным данным человек должен в итоге научиться формировать целостную картину возможного развития событий из этих данных. Несколько возможных применений:

  • Благодаря этому приему можно развить скорочтение. Основа – за каждым словом идет определенное, не выбивающееся из общего контекста слово. Мы исключаем любые слова, и игрок должен правильно прочитать отсутствующие, пока читает сам текст.
  • Понимать смысл текста из эпиграфа, названия.
  • Предугадывать возможные повороты сюжета из вырванных частей в любом месте теста.

Развивать антиципацию может быть полезно не только для быстрого чтения, но и для сознательного понимания мотивов других людей, а также их возможных действий. При этом способность антиципировать помогает лучше усваивать материал, если предугадывание идет о содержании статьи или книги, так как человек подключает внимание, и затем ему становится интереснее разобраться, правильны ли были заключения.

О важности положительных ожиданий

Когда мы ждем чего-то приятного, мы испытываем предвкушение. Новое, интересное, захватывающее будоражит ум и приводит нас в состояние боевой готовности. Еще до того как событие происходит, мы переживаем всю гамму положительных эмоций. Мы счастливы, вдохновлены, парим и мечтаем. Исследования показывают, что антиципация подобного рода образует мощные положительные эмоции, помогающие сделать жизнь счастливой.

У этого феномена есть и неожиданная сторона: предвкушение намного приятнее, чем воспоминание о чем-то хорошем. В ходе эксперимента людям предлагалось оценить свои эмоциональные переживания по поводу того, что было на самом деле и что они рисовали в воображении. Победило воображение.

Предвкушение удовольствия дает больше положительного, и, конечно, это связано с тем, что переживать эмоции приятнее, чем вспоминать, а знание о том, что мы скоро будем переживать положительные эмоции, окрашивает будущее в приятные цвета, и нам есть куда стремиться. Поэтому это еще лучше, чем переживать и вспоминать, — у нас есть цель, наша жизнь осмысленна, и мы знаем, что дальше наверняка будет счастье.

Для того чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь источник хорошего настроения. Чем ярче кажется будущее, тем больше вдохновлен человек, у него есть смысл жить, стремясь к этому будущему.

Так что, чтобы каждый день был в радость и хотелось жить, лучше всего постоянно что-то задумывать, планировать что-то интересное и захватывающее. К тому же это помогает бороться со стрессом и легче относиться к неудачам в настоящем.

О бессмысленности беспокойства

Кроме механизма положительных антиципаций психологи детально исследовали и тревогу. Попробуйте представить себе любую задачу из прошлого, мысль о выполнении которой вас очень тревожила, но вы в конце концов тогда её решили. Примеров такого рода событий множество: посещение вечеринок, выступления перед публикой, просьбы к людям, которые ничем не обязаны вам.

Многие перед такими задачами испытывают ощущение тревоги, страха, беспокойства, представляют, как катастрофично все может закончиться («Мое выступление провалится, я забуду слова», «Человек, интересующий меня, просто посмеется надо мной», «Я скажу какую-нибудь глупость»). Руки потеют, сердце разгоняется, дыхание учащается.

Но если вспомнить, как прошли события, по поводу которых мы так беспокоились, можно заметить одну поразительную закономерность. Тревога пропадает, когда мы начинаем реализовывать методично шаги по совершению того, что нужно было сделать.

Когда мы с волнением ожидаем каких-то событий и не слишком уверены в себе, наша тревога сильная, всепоглощающая и… нереалистичная. Потому что во время действия она намного ниже, чем в то время, когда мы только представляем, что к действию приступим.

Исследование с участием людей, испытывающих социальную тревожность, показало, что субъективная оценка тревожности у них выше, чем у обычных здоровых людей. При этом как только они приступают к делу, уровень тревожности падает.

Доводите свои дела до конца: как только начнется стадия действия, тревога станет меньше. Когда такого опыта станет много, сработает научение, и тревожность в принципе не будет проявляться слишком ярко. Автор: Екатерина Волкова

Апперцепция и антиципация

Апперцепция— опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому ит.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие.

Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют качество антиципации. Опосредованное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам. В процессе восприятия происходит актуализация этих образов, что необходимо для интерпретации покупающей в мозг информации. Актуализация мнемонических образов, предвосхищая реальное появление зрительных сигналов, подготавливает антиципирующее представление о них.

Антиципации— качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят. Опережающее опознание основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т.е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон.

Механизм антиципации связан с «акцептором действия» — опережающей подготовкой образца-представления действия и оценкой результатов действия в функциональных системах. В соответствии с представлениями в любом акте восприятия имеется предвосхищение. Восприятие — конструктивный процесс, в котором создаются предвосхищающие схемы для принятия информации. Поступающая извне информация модифицирует исходные предвосхищающие схемы и направляет дальнейшее исследование воспринимаемого объекта.

Читать еще:  Виды депрессии: какие формы бывают у этой болезни

Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорпый (подсознательный), перцептивный, уровень представлении, речемыслительный (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980). На сенсомоторном уровне осуществляется прослеживание движения объекта, обусловленное предвидением хода развития процесса. Перцептивный уровень включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем панорамных образов. На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением, формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом, антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием, памятью и мышлением, т.е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия. Она обеспечивает преднастройку сенсорной системы к восприятию «слитной» картины мира, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, его континуальность, т.е. пространственно-временную слитность (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980;).

У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.

В исследованиях детей раннего возраста показано, что имеются врожденные механизмы антиципации, которые обеспечивают отбор и организацию новой сенсорной информации. В перцептивном поведении младенцев самого раннего возраста уже представлены элементарные формы антиципации. Начатые в раннем детском возрасте и систематически проводимые в течение длительного времени коррекциоппые занятия могут существенно расширить сферу зрительного опыта и тем самым в определенной мере компенсировать нарушения апперцепции и антиципации.

Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: «Предметы быта и жизнедеятельности человека»; ‘Растительный и животный мир» и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображеиия; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним). Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображении и их частей с разной информативной значимостью. Контурные изображения, «зашумлеиные» другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.

Приемы работы с наглядным материалом. Основная стратегия — обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий:

— Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

— Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного инезаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.

— Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.

— Опознание изображении по неполному контуру.

— Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают изапоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простои способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечка», которое последовательно накладывается на те или

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Стереотипии (стереотипные действия и навязчивые движения) это постоянное беспричинное воспроизведение фраз, слов, действий, имеющиеся при расстройстве аутистического спектра, сенсорной депривации, умственной отсталости.

Воздействие стереотипии может быть простым, такое как качание из одной стороны в другую, так и усложненным, как марширование на месте с постоянным повторением. Существует несколько версий происхождения болезни. Также есть несколько методик ее лечения.

Что провоцирует проявление навязчивости

Первые признаки болезни проявляют себя в раннем детстве в частых припадках. Проявление проблемы чаще всего случается при случаях возбужденности, страха, тревоги.

Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.

Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.

Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:

  • синдром Ретта;
  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • нейроакантоцитоз;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • синдром Леша – Нейхана;
  • врожденное отсутствие зрения и слуха;
  • умственная неразвитость.

Как это выглядит со стороны?

Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.

У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.

При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.

При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.

Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.

Возможные линии поведения

Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:

  1. Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
  2. Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
  3. Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
  4. Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
  5. Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.

Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии

Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.

У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.

Цели и подходы к терапии

Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.

В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.

Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.

Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:

  • гиперактивность;
  • отсутствие желания слушать и понимать;
  • проблемы с вниманием.

Как корректируется навязчивая стереотипия?

Для корректирования нарушения используются такие методы:

  1. Замещение – замена одних стереотипных движений другими, очень похожими по действиям, деятельности, но уже совершенно безопасными. Этот метод действенен в постоянной трудовой занятости (учеба, активное занятие спортом).
  2. Переключение – приступы специально прекращают, предлагают пациенту, похожую, но более спокойную деятельность.
  3. Наработка гибкости – появляются новые стереотипы которые постепенно заменяются, и действуют со старыми – тем самым меняется поведение, которое постепенно становится более мягким, устойчивым и акклиматизированным. Важно, что стереотипии не пропадают сами по себе. Дорога к их уменьшению и возможному излечению – это трудоемкий процесс, постепенный, медлительно — поступательный путь к развитию крохи, чтобы ему не мешали приступы в адаптации к общественной жизни.
  4. Прерывание – обычаи, правила ребенка заменяют совсем другими, чтобы он мог свыкнуться с новыми навязчивостями и не боялся этого. Хотя поначалу будут истеричные протесты и истерики, но на это не стоит обращать внимания.
  5. Трансформация – это очень похожий метод с замещением, но при этом меняются все действия и смыслы. Осуществление любого задания не связанного с использованием слов – к примеру собирание мозаики. Тут на первый план выходит наблюдение за действиями ребенка, подбирается задание, которое соответствует его развитию и уровню, возможностям.
  6. Существует еще один хороший метод, — использование антистрессовых предметов и действий: можно держать руки в карманах, зажимать скрепку.

Важно научить пациента использовать все эти методы коррекции самостоятельно!

Важно понимать, что с стереотипия — не приговор, не нужно ее бояться, с ней можно и нужно бороться. При этом существует множество способов коррекции: от собирания простого конструктора или мозаики до сложных медицинских препаратов.

Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием.

Терапию нужно проводить совместно с профессиональным врачом, который будет использовать основные и дополнительные способы и методы лечения, которые будут особо эффективны в каждом отдельном случае.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector