Асоциальный индивид (человек): это кто такой, признаки

Асоциальный индивид (человек): это кто такой, признаки

Кто такой асоциальный человек и чем он отличается от социального

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о понятии асоциальности. Вы узнаете, что это значит, по каким причинам человек может стать асоциальным, каковы характерные признаки поведения такого индивида. Поговорим о том, как себя вести с подобными личностями и как предупредить развитие асоциальности.

Определение и формы

Асоциальный человек — это индивид, имеющий извращенное (отсутствующее или слабо развитое чувство ответственности), оперирующий низкими моральными ценностями, не проявляющий никакого интереса к другим членам общества.

Асоциальное поведение — это такое, которое противоречит общепринятой морали, социальным нормам.

Различают четыре формы асоциального поведения: аморальная, аддиктивная, преступная и противоправная.

  1. Аддиктивное поведение — это такое, которое характеризуется потребностью ухода от жизненных проблем. Человек зацикливается на себе, избегает общения с окружающим миром, уходя с головой в какую-то зависимость. Зачастую это игровая, компьютерная, алкогольная или наркотическая, но также может иметь место религиозный фанатизм или трудоголизм. Зачастую аддиктивная асоциальность проявляется у подростков и людей до 25 лет.
  2. Аморальная форма — наличие поведения, которое неприемлемо в обществе с точки зрения нравственности. Сюда относят проституцию, попрошайничество, нежелание работать и учиться.
  3. Противоправная форма включает в себя регулярное совершение асоциальных действий, которые нарушают нормы современного социума. Сюда относят драки, хулиганство, вандализм, кражи.
  4. Преступное асоциальное поведение — это однократное или постоянное совершение действий, за которыми следует уголовная ответственность. Сюда относят мошенничество, кражи с взломом, бандитизм, изнасилование, убийство.

Возможные причины

Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.

К медицинским причинам относят:

  • наличие психосоматических отклонений;
  • инфантилизм;
  • СДВГ;
  • инфицирование ребенка во время внутриутробного развития;
  • шизотипическое расстройство;
  • шизофрения;
  • травмирование или инфицирование головного мозга.

К педагогическим причинам относят:

  • завышенные требования к ребенку;
  • безотказность в удовлетворении всех прихотей малыша;
  • наличие отрицательного примера для подражания (родители или другие члены семьи);
  • частые, и что главное, несправедливые наказания;
  • полное игнорирование потребностей малыша;
  • наличие гипо- или гиперопеки;
  • отсутствие доверия в семье.

К социальным причинам относят:

  • желание самоутвердиться за счет другого человека;
  • социальное или материальное неравенство;
  • влияние субкультур, религиозных сект;
  • взросление в неблагополучной семье;
  • пережитое сексуальное или физическое насилие;
  • издевательства, травля, насмешки;
  • проблемы в общении с ровесниками у подростков и детей;
  • наличие зависимостей, которые провоцируют развитие девиантного поведения.

Характерные проявления

Социальный и асоциальный человек различаются на основании взаимоотношений в обществе, наличия или отсутствия моральных установок, соблюдении социальных норм.

Асоциальность способна проявляться, начиная с младшего школьного возраста. Чаще всего отмечается в подростковый период. В детстве данное поведение может проявляться следующими признаками:

  • ребенок начинает обманывать родителей, своих сверстников;
  • пропадает интерес к обучению в школе;
  • отсутствуют друзья, нет необходимости в общении с ровесниками;
  • ребенок может быть агрессивным, попасть в плохую компанию, начать совершать правонарушения;
  • уходит из дома, пропадая на несколько дней, отмечается тяга к бродяжничеству; по возвращению ребенок говорит, что больше не сбежит, однако, не держит свое обещание;
  • проявляет агрессивное поведение по отношению к более слабым людям и животным.

Взрослого человека могут выдать такие проявления, указывающие на его асоциальное поведение:

  • наличие недобросовестного отношения к работе — человек может прогуливать, постоянно опаздывать, халатно относиться к своим обязанностям или вообще не заниматься трудовой деятельностью;
  • неумение планировать свое будущее, что приводит к частым сменам партнеров, места жительства, работы;
  • отсутствие умения выражать собственные эмоции (так полярные чувства могут проявляться истериками);
  • испытывает стремление к удовлетворению собственных потребностей, не задумываясь о нуждах других людей (эгоистичный, не испытывает стыда);
  • отказывается выполнять материальные обязательства (не желает платить алименты, отдавать долги, помогать своим малоимущим родственникам);
  • проявляется склонность к агрессивному поведению, способен на преступление. Агрессивность, как правило, направлена на супругу (а), маленьких детей или престарелых родителей.

К общим признакам также относят:

  • конфликтность;
  • отсутствие друзей;
  • перепады настроения;
  • заниженная, завышенная самооценка;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • заниженный или повышенный аппетит;
  • проблемы со сном, в частности бессонница.

Диагностика

Определением асоциальности могут заниматься клинический психолог или психотерапевт. На пути постановки диагноза может применяться ряд способов.

  1. Первичная беседа и осмотр. Специалист оценивает, в каком состоянии находится пациент, его эмоциональность, поведенческие черты, манеру речи.
  2. Сбор информации о пациенте. Доктор изучает, как медицинскую историю, так и отношения с работодателями, с другими людьми.
  3. Опрос членов семьи. Психотерапевт общается с близким окружением больного, уточняет их мнение о психоэмоциональном состоянии пациента.
  4. Психологическое тестирование. Могут использоваться опросник Айзенка, шкала тревожности и другие тесты.
  5. Проективные методы, направленные на выявление скрытых или подавленных эмоций у пациента.

Как общаться с асоциальными людьми

  1. Если в кругу ваших знакомых есть такие индивиды, то по возможности сведите общение с ними к минимуму.
  2. Если асоциальный индивид способен проявлять агрессию, не вступайте с ним в спор, себе дороже.
  3. Старайтесь своим поведением подавать пример для подражания.
  4. Если хотите помочь такому человеку, по возможности выясните, что именно привело к развитию асоциальности. И, если вы имеете какое-то влияние на этого индивида, посоветуйте ему обратиться за помощью к психологу.

Меры предосторожности

Профилактика развития асоциальности у детей и подростков в себя включает следующие советы:

  • позаботьтесь об эмоциональном состоянии малыша;
  • станьте для ребенка положительным примером, пропагандируйте здоровый образ жизни, правильные ценности;
  • создавайте внутрисемейные доверительные отношения;
  • при необходимости своевременно посещайте психологические консультации.

Теперь вы знаете, что собой представляют люди асоциального поведения. Это не означает, что необходимо изолироваться от общения с такими личностями. Гораздо правильнее будет поставить асоциального человека на путь истинный, помочь ему социализироваться, если это в ваших силах.

Асоциальный человек

Асоциальный человек – это личность, выбирающая основой своего поведения поступки, не вписывающиеся в правила социального поведения людей, а также моральные предписания. При этом люди, ведущие асоциальный образ жизни, не являются нарушителями или преступниками, скорее они похожи на равнодушных, изолированных от общества элементов со своими системами ценностей и приоритетов, не поддерживающих общих правил и устоев. У асоциального человека нет ярко выраженного желания взаимодействовать, все социальные контакты происходят только по необходимости или же при наличии редких эмоциональных связей.

Асоциальное поведение человека может настораживать постоянным выбором индивидуальных видов деятельности, отсутствием полноценного общения, избегания совместных мероприятий. Экстровертированным людям такое поведение может показаться грубостью, недовольством или же прямым оскорблением, но на самом деле за этим нет открытой неприязни или ненависти, просто человеку лучше в одиночестве и самостоятельных видах деятельности.

Что значит асоциальный человек

Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.

Причины асоциального поведения

Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других.

Даже при здоровом формировании нервной системы и развитии плода без генетических отклонений асоциальность развивается в негативных условиях семейной жизни. Когда к ребенку применяется насилие, как направляющий фактор поведения, общая атмосфера негативная и агрессивная, то эмоциональная сфера рушится и происходит социальное дистанцирование.

Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.

Дети с гиперактивностью своим будущим во многом обязаны родителям и их отношению, так как такая непрямая особенность нервной системы может легко развиться в асоциальность, если пустить на самотёк или проявлять излишнюю жестокость.

Оставляя таких детей часто без присмотра, повышается риск возникновения преступных паттернов поведения по принципу вседозволенности. И пока это происходит в стенах дома без взрослых, в психике остаётся отпечаток, что и в большом мире можно вести себя как угодно, несмотря на знание официальных запретов. Чем младше ребёнок, тем легче он подчиняется правилам взрослых (родители или прохожие), поэтому снижение вероятности контакта с нестабильными элементами является профилактикой асоциальности.

Читать еще:  Психоорганический синдром: что это, проявления и лечение

Окружающая среда также влияет, например, в странах, где высокая плотность населения, а вся возможная работа связана с контактами, люди редко становятся асоциальными, только при условии серьёзных биологических факторов. Если же человек имеет выбор относительно своей деятельности и его не устраивает обстановка вокруг, то асоциальность является сознательным выбором. Это случается в ситуации несоответствия личности и её уровня культуры окружающим – когда скромная интеллигентная девушка живёт в селе, где общаются матом и регулярно пьют, то дистанцироваться от такого общества, уйти в интернет-заработок и полностью игнорировать их норму и требования может быть единственным спасением.

Так получается, что причины асоциальности могут появиться и до рождения и после середины жизни, в зависимости от психической структуры и окружающей обстановки, но при любых вариантах это качество нельзя отнести исключительно к негативу или позитиву. В одних ситуациях это приводит к развитию девиантного поведения, преступлениям и нарушению социальных связей, в других это помогает спасти собственную внутреннюю структуру и психику.

Как избавиться от асоциальности

Профилактика асоциального поведения человека – наиболее действенный метод тотального избавления от этого явления. Для этого со стороны учебного заведения тех детей, у которых присутствует отстранённость и другие признаки асоциального человека необходимо максимально привлекать к творческой деятельности и спорту, как способам направления их активности и социализации. Хороши любые внеклассные работы, дополнительные кружки и подготовки – всё, что обеспечит выплеск энергии и систематизацию свободного времени, где уменьшится влияние негативных элементов.

Также к профилактике относятся психологические беседы, как с детьми, так и с родителями. Это важно, ведь асоциальность начинает развиваться с раннего возраста, и наиболее подвержена семейному влиянию. Как бы не работали социальные службы и школы, если в семье нет соответствующего обращения, поддержки, то развитие социальных навыков будет идти по неправильному пути, в сторону закрытия личности или искажения эмоционально-поведенческих паттернов. Родителям необходимо начать следить за своим поведением, а не только ругать детей, создавать обстановку доверия вместо авторитарной диктатуры.

Если вопрос об изменении асоциального поведения возникает у взрослых, при этом само дистанцирование не несёт негативных последствий (лишения свободы, снижения успеваемости, зарплаты и т.д.), то стоит оценить, откуда это желание. Часто общество навязывает стереотипы общения, открытости, полного контакта и непрерывной доступности, но это может не подходить лично вам. Если окружение требует пить с ними каждый вечер, то скорее это путь деградации и имеет смысл усилить асоциальность или же переехать. Когда асоциальность человека обусловлена причинами собственного выбора и желанием развития, то следует идти по пути замещения – неприятных знакомых интересными, большого круга товарищей небольшим количеством значимых людей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции

Асоциальная личность – это индивид, у которого слишком занижено или полностью отсутствует чувство ответственности за свои поступки, интерес и сострадание к окружающим, а также у такого человека преобладает низкий уровень моральных ценностей.

В целом же асоциальность – это поведение человека, которое никак не укладывается в рамки общепринятого, не соответствует правилам и моральным нормам. Если человек не стремится к взаимодействию с окружающими и у него выражена мотивация только на одиночную деятельность – о нем говорят, что он асоциален. Это определение противоположно антисоциальности, поскольку люди со склонностью к последнему проявляют свою неприязнь к окружающим и к обществу в целом открыто.

Как правило, асоциальное расстройство личности уходит своими корнями в глубокое детство человека, а его признаки становятся заметными с ранних лет. Если родители относятся к ребенку невнимательно, игнорируя странности в его поведении, асоциальные черты со временем проявляются все более открыто. Какие причины и семейные обстоятельства приводят к развитию подобных нарушений? Вот основные из них:

  • асоциальное отклонение, протекающее на фоне сопутствующих психических патологий;
  • пристрастие к пагубным привычкам, таким как наркомания, алкоголизм и девиантное поведение, демонстративно проявляющееся в обществе;
  • враждебная обстановка в семье, когда родители не проявляют должного внимания и уважения друг к другу и к собственным детям;
  • отсутствие рядом с мальчиком отца, вследствие чего он становится лишенным эталона правильного мужского поведения перед глазами;
  • чрезмерная опека над ребенком, подавление его самостоятельности, либо наоборот, полное отсутствие внимания и интереса к его потребностям.

Часто признаки асоциации начинают проявляться именно в подростковом возрасте, который считается переломным в жизни любого ребенка. Если в семье нормальная здоровая обстановка и ребенок находится в стихии понимания и гармоничного взаимодействия с социумом – он сможет развивать свою личность, контактировать с окружающими и выдвигать адекватные требования как к другим, так и к себе.

В здоровой семье любое отклонение в поведении подростка сразу становится заметным, и родители незамедлительно принимают меры по устранению провоцирующих факторов. Дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, часто впитывающие пагубное влияние улицы и асоциальных сверстников, начинают проявлять признаки девиантного поведения, носящего разрушающий характер.

Как проявляется асоциальность у подростков:

  1. Нарушение в формировании у подростка социальных норм и правил поведения, которые устоялись в семейных, школьных и социальных отношениях. Проявляются нарушения нежеланием учиться, демонстративной агрессией, склонностью к пагубным пристрастиям и суициду.
  2. Асоциальные проступки, связанные с нарушением общественного порядка, в частности это поджоги, мелкие кражи, вымогательство, побои и прочие уголовные хулиганства.
  3. Бегство от реальных проблем с помощью ухода в собственный мир. Часто признаком такого проявления является психосоматика – ребенок может страдать от булимии или анорексии, компьютерной зависимости, привязанности к религиозным сектам.

Подытоживая, можно сказать, что нарушения, закладывающиеся в раннем детстве и подростковом возрасте, могут формироваться по причине трудностей в семье, неприятия ребенка сверстниками и постоянных насмешек, низкого уровня самооценки, неуверенности в себе, а также после перенесенного физического или морального насилия.

Исследования ученых доказали, что асоциальность передается по наследству, так например, у усыновленных детей часто проявлялись склонности к насилию и садизму, оставшиеся от биологического отца на генном уровне.

Агрессивное поведение, осложненное низким уровнем интеллектуального развития, заставляет подростка вырабатывать соответствующие реакции на любое взаимодействие с окружающими. Находясь в ожидании агрессивного поведения по отношению к себе, действия других людей такие подростки интерпретируют с собственной недоброжелательностью, поэтому любые насмешки или критику воспринимают как намеренное унижение собственного достоинства, отвечая на это неконтролируемыми выпадами. Каковы будут результаты таких нарушений? Открытые проявления асоциализации проявятся в полной мере уже во взрослой жизни определенными симптомами.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

  • они часто уходят из дома, могут пропадать на несколько дней, а по возвращении давать обещания, что такое больше не повторится, как правило, обещания не сдерживают;
  • часто дерутся, причем выбирают для проявления агрессии тех, кто слабее;
  • издеваются над животными;
  • постоянно врут сверстникам и родителям по разным причинам;
  • проявляют склонность к «дурным компаниям», где могут совершать поджоги, кражи и изнасилования;
  • не хотят учиться.

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

  • трудности в работе, возникающие по причине лени и отсутствия мотивации (часто люди асоциальные не работают, хотя имеют для этого массу возможностей);
  • частые и ничем не обоснованные пропуски на работе;
  • раздражительность и агрессия, направленные как на окружающих посторонних людей, так и на членов своей семьи (избиение жены и детей);
  • склонность к уголовным проступкам;
  • игнорирование своих финансовых обязательств – асоциальная личность не отдает долги, не платит алименты детям, не помогает нуждающимся друзьям по причине отсутствия всякой ответственности;
  • неумение планировать собственную жизнь, проявляющееся частыми переездами и сменой работы.

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих. Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

В таких случаях проводится индивидуальная терапия, которая ставит перед собой цель создание доверительных партнерских отношений между ребенком и родителями. Однако, индивидуальный подход не всегда эффективен при решении поведенческих отклонений.

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

  • литий;
  • препараты антипсихотического действия;
  • антиконвульсанты (вальпроевая кислота);
  • агонисты группы А2 (Клонидин).

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека. Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Осторожно! Асоциальный человек!

Асоциальный человек — это индивид, чье поведение ориентировано на удовлетворение собственных потребностей. У асоциала отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Причиняя окружающим боль, он не испытывает угрызений совести.

Что такое асоциальное поведение

На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.

Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).

Читать еще:  Фенибут: отзывы врачей о его терапевтической способности

Характеристики асоциальной личности

Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:

  1. Лжет родителям и сверстникам.
  2. Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
  3. Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
  4. Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
  5. Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.

Во взрослой жизни такой человек:

  1. Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
  2. Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
  3. Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
  4. Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
  5. Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
  6. Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.

Причины асоциального поведения

Асоциальность может быть вызвана различными факторами, наиболее распространенными из которых являются медицинские, педагогические и социальные.

Медицинские причины

Объяснение девиантному поведению дают не только в психологии, но и в медицине. Такое поведение может стать следствием тяжелого заболевания, быть связано с психическими расстройствами (шизофренией, расстройствами личности). Человек не осознает того, что его поведение не укладывается в общепринятые нормы.

При некоторых болезнях головного мозга асоциал пребывает в вымышленном им мире и не пытается налаживать контакты с реальностью.

Асоциальность может быть вызвана физическими недостатками, например отсутствием конечностей. Будучи психически здоровым, человек при этом ведет себя агрессивно или избегает общения. Негатив по отношению к окружающим может быть вызван боязнью быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам.

Педагогические причины

К развитию девиаций приводит неправильное воспитание. Асоциалами часто являются выходцы из благополучных, но слишком авторитарных семей.

В таких семьях практикуются частые и не всегда справедливые наказания, а личность ребенка подавляется взрослыми. К другой крайности относится потакание капризам детей, что развивает в них эгоизм.

В зоне риска находятся дети, страдающие от гиперопеки. Ребенок чувствует себя неполноценным и пытается самоутвердиться при помощи противоправных поступков. Полное отсутствие опеки вызывает желание обратить на себя внимание нарушением различных запретов.

Социальные причины

К социальным причинам относят физическое и вербальное насилие, которому ребенок может подвергаться дома или в среде сверстников.

Асоциальность становится формой защиты от внешней агрессии.

Отклонения от общепринятых норм поведения наблюдаются у людей, подверженных влиянию религиозных культов. В данном случае человек не способен найти общий язык с «чужими» (не состоящими в той же религиозной организации). Отсутствие контакта с окружающими может быть связано с запретом общаться с людьми, придерживающимися иного вероисповедания.

Отчуждение может вызвать материальное или социальное неравенство. Чувство зависти к финансовым успехам других и невозможность достичь такого же уровня материального благополучия вызывают стремление к «справедливости», толкают человека на противоправные действия.

Виды асоциального поведения

Встречается несколько типов асоциального поведения. Принадлежность к тому или иному типу часто зависит от темперамента асоциала и природных склонностей.

Аддиктивный тип

Люди аддиктивного типа пытаются уйти от действительности, концентрируясь на своих ощущениях. Они часто подвержены различным зависимостям — наркомании, алкоголизму, игромании, анорексии, религиозному фанатизму.

Часто после избавления от одной зависимости пациент впадает в другую. Проявлением аддиктивности считаются трудоголизм и повторяющиеся попытки суицида. Поведение аддиктивного типа в большинстве случаев встречается у людей, не достигших 25 лет. Женщины более мужчин склонны к аддиктивности.

Аморальный тип

Аморальность подразумевает стремление асоциального типа личности нарушать нравственные нормы и правила поведения, принятые в данном обществе.

Это может выражаться в занятии проституцией, сквернословии, оскорблении инвалидов, попрошайничестве, тунеядстве.

При этом такие люди не представляют прямой угрозы для социума. Ранее к аморальному типу относили людей с гомосексуальной ориентацией. Однако из-за изменения отношения к этому явлению в западной культуре гомосексуальность во многих странах перестала считаться девиацией.

Противоправный тип

Противоправность — это стремление нарушать правовые нормы.

Люди, страдающие этой формой девиантного поведения, склонны к мелким кражам, вандализму, хулиганству, дракам без нанесения тяжелых телесных повреждений.

Такие граждане также не представляют большой опасности для общества. Однако правоохранительные органы часто ставят их на учет.

Преступный тип

Асоциальное поведение делинквентного (преступного) типа предполагает совершение уголовно наказуемых преступлений — изнасилований, убийств, мошенничества, вооруженных ограблений и т. д.

Нередко преступник совершает противозаконное действие не ради извлечения материальной выгоды, а с целью получения морального удовлетворения.

Профилактика асоциального поведения

Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.

Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается. Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих. Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).

Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.

Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.

Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе. Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.

Любой вид созидательной активности помогает перевести негативную энергию в позитивное русло.

Кто такие асоциальные люди?

  • 14 Сентября, 2018
  • Психологические термины
  • Алекс Реймерс

Человек – создание социальное, и во многом формирование его личности и жизнь зависят от норм и законов общества. Правовые и моральные традиции влияют на мышление и действия каждого. Пассивное и активное игнорирование, а также сознательное нарушение установленных норм и демонстрация такого поведения являются примерами асоциальности (девиантности). Асоциальные люди встречаются среди всех возрастных и социальных групп, среди жителей всех стран и представителей разных профессий.

Определение термина

Асоциальность – поведение, противоречащее правилам поведения людей в определенном обществе и морали. А также существует другое значение этого термина – социальное безразличие. Соответственно ему антиобщественность – отсутствие мотивации или сильной заинтересованности в социальном взаимодействии и/или наличие мотивации для деятельности в одиночестве.

Слово, обозначающее асоциальных людей, стало популярным в начале прошлого века. Оно было введено политиками, которые с помощью этого термина в своих выступлениях подчеркивали всех неблагополучных людей. В период Второй мировой войны асоциальных элементов, которые находились в лагерях, можно было узнать по тем же знакам, что и умственно отсталых людей.

Легкая форма проявления асоциальности – интроверсия. Интроверты предпочитают уклоняться от активных позиций в общественной жизни. Окончательная форма – шизофрения. Этому психическому расстройству свойственно неумение контактировать с людьми и сопереживать им.

Интересно, что антиобщественность – это не только негатив. Некоторые религии поощряют такое поведение, так как уверены, что чем дальше человек от социума, тем ближе он к богу.

Виды асоциального поведения

Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:

  1. Аддиктивное – погружение в различные зависимости с целью уйти от реальности.
  2. Аморальное – уклонение от соблюдения моральных норм.
  3. Противоправное – нарушение правовых норм.
  4. Преступное – совершение преступлений.

Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:

  • булимию и анорексию;
  • наркоманию, алкоголизм и токсикоманию;
  • религиозные секты;
  • зависимость от компьютера, игр, секса, информации и так далее.

Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.

Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.

Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.

Признаки у взрослых

Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.

Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.

Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Читать еще:  Каузальная атрибуция: что это такое, ее типы и применение

Проявления у детей

Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.

При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети. Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания.

Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.

Профилактика асоциальности

Стабильный процент людей — асоциалы, поэтому актуальна необходимость борьбы и профилактики этого явления. Лечение возможно, только если поведенческие отклонения вызваны физическими или ментальными болезнями. Главный метод коррекции – профилактика в семье и школах, которой необходимо уделять внимание с раннего детства. Для этого важно правильное воспитание ребенка, забота о его потребностях.

Рекомендации психологов

В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:

  1. Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
  2. Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
  3. Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
  4. Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
  5. Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.

Психические расстройства

Выше упоминалось о людях асоциальных, что такое крайнее проявление присуще шизофреникам, но это не единственная психическая болезнь, при которой выражается девиантное поведение. Это также шизотипическое расстройство, инфантилизм, алкоголизм, употребление опиатов и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Асоциалы в литературе

Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:

  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
  • «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
  • Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
  • «Превращение» (Франц Кафка).
  • «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
  • «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
  • «Ганнибал» (Томас Харрис).
  • «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).

Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.

Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).

Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.

Асоциальный человек кто это

Асоциальная личность – это индивид, у которого слишком занижено или полностью отсутствует чувство ответственности за свои поступки, интерес и сострадание к окружающим, а также у такого человека преобладает низкий уровень моральных ценностей.

В целом же асоциальность – это поведение человека, которое никак не укладывается в рамки общепринятого, не соответствует правилам и моральным нормам. Если человек не стремится к взаимодействию с окружающими и у него выражена мотивация только на одиночную деятельность – о нем говорят, что он асоциален. Это определение противоположно антисоциальности, поскольку люди со склонностью к последнему проявляют свою неприязнь к окружающим и к обществу в целом открыто.

Как правило, асоциальное расстройство личности уходит своими корнями в глубокое детство человека, а его признаки становятся заметными с ранних лет. Если родители относятся к ребенку невнимательно, игнорируя странности в его поведении, асоциальные черты со временем проявляются все более открыто. Какие причины и семейные обстоятельства приводят к развитию подобных нарушений? Вот основные из них:

  • асоциальное отклонение, протекающее на фоне сопутствующих психических патологий;
  • пристрастие к пагубным привычкам, таким как наркомания, алкоголизм и девиантное поведение, демонстративно проявляющееся в обществе;
  • враждебная обстановка в семье, когда родители не проявляют должного внимания и уважения друг к другу и к собственным детям;
  • отсутствие рядом с мальчиком отца, вследствие чего он становится лишенным эталона правильного мужского поведения перед глазами;
  • чрезмерная опека над ребенком, подавление его самостоятельности, либо наоборот, полное отсутствие внимания и интереса к его потребностям.

Часто признаки асоциации начинают проявляться именно в подростковом возрасте, который считается переломным в жизни любого ребенка. Если в семье нормальная здоровая обстановка и ребенок находится в стихии понимания и гармоничного взаимодействия с социумом – он сможет развивать свою личность, контактировать с окружающими и выдвигать адекватные требования как к другим, так и к себе.

В здоровой семье любое отклонение в поведении подростка сразу становится заметным, и родители незамедлительно принимают меры по устранению провоцирующих факторов. Дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, часто впитывающие пагубное влияние улицы и асоциальных сверстников, начинают проявлять признаки девиантного поведения, носящего разрушающий характер.

Как проявляется асоциальность у подростков:

  1. Нарушение в формировании у подростка социальных норм и правил поведения, которые устоялись в семейных, школьных и социальных отношениях. Проявляются нарушения нежеланием учиться, демонстративной агрессией, склонностью к пагубным пристрастиям и суициду.
  2. Асоциальные проступки, связанные с нарушением общественного порядка, в частности это поджоги, мелкие кражи, вымогательство, побои и прочие уголовные хулиганства.
  3. Бегство от реальных проблем с помощью ухода в собственный мир. Часто признаком такого проявления является психосоматика – ребенок может страдать от булимии или анорексии, компьютерной зависимости, привязанности к религиозным сектам.

Подытоживая, можно сказать, что нарушения, закладывающиеся в раннем детстве и подростковом возрасте, могут формироваться по причине трудностей в семье, неприятия ребенка сверстниками и постоянных насмешек, низкого уровня самооценки, неуверенности в себе, а также после перенесенного физического или морального насилия.

Исследования ученых доказали, что асоциальность передается по наследству, так например, у усыновленных детей часто проявлялись склонности к насилию и садизму, оставшиеся от биологического отца на генном уровне.

Агрессивное поведение, осложненное низким уровнем интеллектуального развития, заставляет подростка вырабатывать соответствующие реакции на любое взаимодействие с окружающими. Находясь в ожидании агрессивного поведения по отношению к себе, действия других людей такие подростки интерпретируют с собственной недоброжелательностью, поэтому любые насмешки или критику воспринимают как намеренное унижение собственного достоинства, отвечая на это неконтролируемыми выпадами. Каковы будут результаты таких нарушений? Открытые проявления асоциализации проявятся в полной мере уже во взрослой жизни определенными симптомами.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

  • они часто уходят из дома, могут пропадать на несколько дней, а по возвращении давать обещания, что такое больше не повторится, как правило, обещания не сдерживают;
  • часто дерутся, причем выбирают для проявления агрессии тех, кто слабее;
  • издеваются над животными;
  • постоянно врут сверстникам и родителям по разным причинам;
  • проявляют склонность к «дурным компаниям», где могут совершать поджоги, кражи и изнасилования;
  • не хотят учиться.

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

  • трудности в работе, возникающие по причине лени и отсутствия мотивации (часто люди асоциальные не работают, хотя имеют для этого массу возможностей);
  • частые и ничем не обоснованные пропуски на работе;
  • раздражительность и агрессия, направленные как на окружающих посторонних людей, так и на членов своей семьи (избиение жены и детей);
  • склонность к уголовным проступкам;
  • игнорирование своих финансовых обязательств – асоциальная личность не отдает долги, не платит алименты детям, не помогает нуждающимся друзьям по причине отсутствия всякой ответственности;
  • неумение планировать собственную жизнь, проявляющееся частыми переездами и сменой работы.

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих. Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

В таких случаях проводится индивидуальная терапия, которая ставит перед собой цель создание доверительных партнерских отношений между ребенком и родителями. Однако, индивидуальный подход не всегда эффективен при решении поведенческих отклонений.

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

  • литий;
  • препараты антипсихотического действия;
  • антиконвульсанты (вальпроевая кислота);
  • агонисты группы А2 (Клонидин).

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека. Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector