У ребенка 2-х лет истерики: причины и способы борьбы с ними

У ребенка 2-х лет истерики: причины и способы борьбы с ними

У ребенка 2-х лет истерики: причины и способы борьбы с ними

Дети эмоциональны и воспринимают мир исключительно чувственно. Анализировать свои поступки и поступать рационально они ещё не умеют, так что к детским истерикам все относятся снисходительно. В период же активного полового созревания, во время мощных гормональных выбросов, подросток превращается в бомбу, готовую закатить скандал по малейшему поводу.

И тем не менее, порой детские истерики вдруг начинают настораживать и даже пугать родителей, когда они становятся слишком частыми и сильными. Порой начинаешь переживать даже не за эмоциональное здоровье ребёнка, а за физическое. В порывах гнева он может навредить себе, после истерики у него болит голова, раскрасневшиеся глаза, раздражённое и разодранное криком горло. Тем более это пугает, если истерики начинаются в раннем возрасте, у двухлетних деток. Считается, что истеричность совсем не свойственна такому возрасту, так в чём же причина такого поведения и можно ли с ним каким-то образом бороться?

Но мнение о том, что истерики в таком возрасте не типичны глубоко ошибочно! Напротив, для такого возраста подобное поведение абсолютная норма. Этот переходный период так и называется — кризисом двухлетнего возраста.

Как выглядят детские истерики?

Ребёнок ведёт себя агрессивно всякий раз, когда ему в чём-то отказывают. Иногда это простые требования, вроде желания поесть сладостей или отказ от обеда, но чаще требования эти совершенно нелогичны, абсурдны, и неясно откуда берутся. Ребёнок может прийти в ярость от того, что ему не разрешают что-то ломать, он может посреди ночи захотеть арбузов и устроить истерику по этому поводу, или не захочет ехать с вами на автобусе, потому что он не такого как ему хочется цвета. Истерики вспыхивают мгновенно и длятся подолгу. Иногда они протекают довольно тяжело, с избиением ребёнком всех окружающих, погромами, валянием по полу и тому подобное. Часто родители вынуждены уступить требованиям ребёнка, если эти требования вообще выполнимы.

Ещё одним характерным штрихом является невозможность отвлечь ребёнка. Если раньше его капризное настроение можно было как то «переключить», то теперь это невозможно, ребёнок плотно удерживает своё внимание на своих абсурдных требованиях и прекратить истерику не удаётся иными способами, кроме как уступить.

Почему истерики происходят с вашим ребёнком?

Суть психологического процесса, который происходит в голове ребёнка в двухлетнем возрасте, описать довольно трудно. Там творится целый ураган из формирования основ личности, выделения себя из окружающего мира, постепенного понимания принципов взаимодействия с окружающими, стремление к самостоятельности. Но важно понимать, что истерики — результат попыток ребёнка понять, что можно, а что нельзя, где пролегает граница дозволенного.

Проверка этих самых границ дозволенного происходит не понятным нам рациональным способом, при помощи диалога, а способом понятным на данный момент ребёнку. Он просто начинает изо всех сил расшатывать эти самые границы, чтобы увидеть, какие сломаются. Выдвинув абсурдное требование, малыш запоминает полученный результат. Если реакция повторяется несколько раз подряд, то он закрепляет её у себя в голове как нормальную. Я чего-то хочу и требую, я валяюсь по полу и крушу предметы, ломаю свои игрушки, но мне всё равно ничего не дали. Значит, это «нельзя» и повторённая несколько раз, такая ситуация закрепляется в поведенческих стандартах формирующейся личности.

Что делать с детскими истериками?

Во-первых, придётся смириться с самим фактом истерик. Они ещё некоторое время будут продолжаться, поделать с этим что-то трудно. Но правильное поведение родителя в такой ситуации быстро сведёт демонстративное поведение на нет, в то время как неправильная стратегия может привести к очень дурным последствиям.

Как уже писалось выше, родители часто уступают детям, понимая, что уступка является единственным способом прекратить бушующую истерику. Но делать этого ни в коем случае нельзя! Вы закрепляете у ребёнка понимание взаимосвязи «истерика — желаемое». Вероятно, вы знаете немало проблемных детей, которые закатывают скандалы и всячески терроризируют своих родителей, не смотря на то, что им давно уже не два года. Такая испорченность — вина родителей, их неверной стратегии воспитания.

Именно в два года такой ребёнок привык добиваться всего криком и рёвом, его вины в таком отношении к родителям нет. Просто так он сформировался, и не знает других способов взаимоотношений с окружающим миром.

Хорошей иллюстрацией являются также случаи, когда родители ребёнком уважаются, но с бабушкой-дедушкой малыш ведёт себя совершенно иначе, не ставит их ни в грош и третирует по малейшему поводу. Всё это от чрезмерной любви бабушки или дедушки, потакавшим в своё время (и продолжающим потакать) истеричному поведению.
Не вините детей, не злитесь на них, они не виноваты в своём поведении. Но и уступать эмоциональным атакам нельзя, если вы действительно любите их и не хотите испортить.

В момент истерики лучшей линией поведения будет твёрдый отказ и игнорирование всех «выбрыков». Пусть выйдет вся энергия, только после того, как ребёнок «отошёл» можно начинать с ним какой-то диалог. Не так важно, что вы ему скажете, но он должен понять, что вы любите его, что не злитесь и не обижаетесь. Просто вы не разрешили ему то или иное, потому что заботитесь о нём и лучше его на данный момент понимаете, что ему можно, а что нельзя.

Надо отдавать себе отчёт в том, что ребёнок остро нуждается в защите, которую даёт ему родительский авторитет. В послушании авторитету молодая личность находит столь необходимый ей покой и может развиваться гармонично и правильно. Отсутствие человека, могущего указать малолетнему террористу рамки, за которые ему нельзя выходить, обескураживает, дезориентирует ребёнка, пугает и гнетёт его. Что приводит к новым истерикам и очередному витку деструктивного поведения.

Только любовь и терпение мамы и папы помогут маленькому человечку научиться себя вести, так что вам придётся набраться и того и другого. И следите, чтобы ребёнок достаточно двигался. Пусть энергия уходит в подвижные игры, это снизит количество, продолжительность и интенсивность истерик.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

У ребенка 2-х лет истерики: причины проявления такого поведения и способы его устранения

Истерика у ребенка 2-х лет – это не редкость, к сожалению, данное состояние малыша возникает по причине сильного нервного возбуждения. В этом состоянии ребенок не может совладать со своими эмоциями, и выражает их в крике, плаче, падании на пол и так далее.

Каждый ребенок проходит свой путь к формированию взрослой самостоятельной личности. Кто-то спокойно перерастает возрастные кризисы, кто-то сложно воспринимает любые родительские правила в воспитании. Детские истерики могут возникать в разные возрастные периоды. Но в 2 года они проявляются специфически, и имеют определенные причины, на которые стоит обратить пристальное внимание.

Как проявляется истерика?

Родителям важно понимать, что именно называется истерикой. В медицине принято считать это состояние непроизвольным, то есть не специально организованным явлением. Нервная система малыша не выдерживает стрессовой для него ситуации, и возникает истерическое поведение. В этом состоянии маленький человек не способен адекватно воспринимать слова, обращенные к нему и уговоры. Самостоятельно он успокоиться не может. Иногда даже требуется применение успокоительных препаратов, чтобы вернуть маленького пациента к адекватному поведению.

Каприз – произвольное поведение, когда малыш самостоятельно решает закатить истерику для осуществления манипулирования над взрослыми. Такое поведение возникает в ответ на отсутствие желаемого предмета или события, поведения родителей.

Нужно отметить, что каприз иногда возникает и неосознанно, когда данная форма поведения уже закрепилась в сознании ребенка, как путь к достижению цели. Поразительно, но, несмотря на крики, слезы и посинение малыша в случае сильного плача, он сразу же успокаивается после достижения своей цели и получения желаемого.

Каприз по внешним проявлениям очень похож на настоящую «медицинскую» истерику. Бывают случаи, когда произвольный каприз перерастает в неконтролируемую истерику. Проявляется это состояние через крик, визг, плач, топот ногами, катание по полу. Также могут быть дергание, трепание взрослых за руки, «истерический мост», судороги, царапание лица. Также для истерики характерны длинные периоды между вдохами, в результате чего у ребенка слегка синеет носогубной треугольник, но после вдоха дыхание восстанавливается.

Причины истерики у детей 2-х лет

Когда детки достигают 2-хлетнего возраста, у них начинают проявляться определенные желания, навыки, интересы. Но в этом возрасте они еще не могут четко их определить для себя и окружающих. Возникновению истерик способствуют такие причины:

  1. Ребенок не может сказать, чем именно он недоволен – часто при столкновении интересов малыша и желаний родителей возникает непонимание: малыш что-то требует, а родитель не поймет, что именно. Когда маленький человечек понимает, что он не может объяснить свое желание, от бессилия он начинает кричать, бить ручками, топать ножками, плакать и злиться.
  2. Постоянные истерики у малышей 2 лет возникают по причине стремления привлечь внимание к себе или своей деятельности. Когда ребенок недополучает внимания мамы и папы, он начинает вызывающе себя вести или специально делать запретные действия. В это время могут проявиться симптомы истерии.
  3. Чувство голода, недосыпание или переутомление также приводят к такому состоянию. Малыш в 2 года не сразу понимает, что его беспокоит, почему он чувствует себя уставшим. В таком состоянии истерическое поведение появляется неосознанно.
  4. При болезни или после нее, когда иммунитет и нервная система малыша ослаблена, также отмечается увеличение интенсивности проявлений истерики. В таком случае принципиальная позиция родителей по поводу адекватности поведения не сработает, ребенку нужен период для восстановления сил и нервной системы.
  5. Подражание другим малышам или поведению взрослых. В период от 2 до 4 лет развитие детей проходит через идентификацию – когда маленький человечек перенимает поведение значимого взрослого для формирования своих реакций и поведения. Объектом для подражания может стать другой капризничающий ребенок. Малыш 2-х лет не понимает, почему его сверстник так себя ведет, но перенимает его поведение, считая это нормой.
  6. Гиперопека или повышенные требования взрослых – малыши многое не могут сделать в свои два года, когда взрослые этого не понимают, требуя от них по максимуму, маленькие дети защищаются истерикой. Также и при чрезмерной опеке малыш от нее защищается, требуя проявления минимальной самостоятельности.
  7. Когда маленький человек не знает, что значит вести себя хорошо и плохо. С детства деткам прививаются социальные нормы поведения, когда они начинают разбираться в отрицательных и положительных моментах. Если этого нет, ребенок не знает, в каком направлении ему развиваться, за что его поругают, а за что похвалят.
  8. Даже взрослый не любит, когда его отвлекают от интересного занятия, что уж говорить о малышах. При отрыве от любимого занятия они начинают капризничать.
  9. Непоследовательность в воспитании – когда родители сначала что-то запрещают, потом разрешают и наоборот, ребенок теряется и выражает таким образом свое недовольство. Когда мама или папа не разрешают брать какую-либо вещь, а после крика и плача своего чада согласны дать все, только бы закончилась истерия, формируется подобная постоянная реакция на запрет.
  10. При холерическом и меланхолическом типе темперамента (неуравновешенная и слабая нервная система) малыши склонны к подобным реакциям на сложные ситуации.

Причин истерическим проявлениям много, но что же делать, когда все больше развивается истерика у ребенка 2-х лет? Некоторые говорят оставить его в таком состоянии наедине с самим собой, другие утверждают, что обязательно нужно поговорить с ним, успокоить.

Третьи убеждены, что правильное и своевременное наказание закончит подобное поведение раз и навсегда. Как решить эти проблему и ночные истерики малышей, помогает понять педиатр Е. Комаровский. Рассмотрим его рекомендации, как успокоить ребенка в 2 года от истерики.

Успокоение истерики у малышей 2-х лет

По мнению доктора Комаровского существует основных две причины проявления истерического поведения:

  • медицинская – у малыша еще не достаточно сформировалась нервная система;
  • социально-психологическая – у ребенка не выработана привычка выражать свои негативные эмоции социально приемлемым способом.

От этих двух причин и отталкиваются его рекомендации, как реагировать и остановить истерику у ребенка в 2 года.

Для родителей важно: Ребенок даже в аффективном состоянии хорошо чувствует настроение и эмоциональное состояние родителя. Если родитель взвинчен, готов в ответ кричать на малыша, то успокоения не получится, будет только хуже. Родителям вовремя нужно успокоиться самим, чтобы помочь успокоиться ребенку.

Для установления контакта с малышом и обеспечения его спокойствия потребуется помнить о нескольких важных моментах:

  1. Во время подобной реакции на отказ или препятствие к достижению цели малыша нужно быть всегда с ним рядом. Это его обезопасит от причинения вреда самому себе во время катания по полу или откидывания головы назад. Родителю не нужно уходить, так как к истерике добавится еще и страх остаться в одиночестве.
  2. Если каприз начался при отказе от покупки или прогулки, перед малышом не нужно лебезить, почувствовав вседозволенность, он будет и впредь так же реагировать на отрицательные ответы взрослых. Здесь важно проявить спокойствие и твердость, не идти на уступки ребенку.
  3. Иногда бурная эмоциональная реакция передается и взрослому, он начинает «закипать». В это время важно не сорваться, не допустить гнев, крик и физическое наказание. Это только усугубит состояние дитя, и он будет с еще большей силой кричать и извиваться.
  4. При капризе можно проигнорировать поведение маленького манипулятора. Он ждет другой реакции, что к нему бросятся на помощь, обязательно исполнять все желания. Единоразовое игнорирование поможет малышу быстрее успокоиться, и понять, что его поведение не приносит ему желаемого результата. Актерская игра на публику будет прервана. Но нельзя этот способ использовать постоянно. При постоянном игнорировании малыш почувствует себя ненужным, это может спровоцировать новые всплески истерики уже по причине обращения внимания на себя.
  5. Лучшим способом успокоить ребенка является тактильное прикосновение – родитель может обнять малыша или прижать к себе, погладить. Это помогает ему почувствовать себя защищенным, любимым. К этому можно добавить еще и слова о своей любви и заботе. Этот метод беспроигрышный, так как часто взрослый не может знать мотивы истерического поведения, а объятия любящего и родного человека всегда целебны.
  6. В случае истерики по причине ухода мамы, лучше не уговаривать малыша, не тянуть время расставания. Чем быстрее мама уйдет, тем легче малышу будет с этим смириться и успокоиться.
  7. И еще важный момент: учить ребенка владеть своими эмоциями и желаниями нужно до и после истерики, а не во время ее. После успокоения страстей можно объяснить, почему родитель принял определенное решение. В общественном месте желание воспитать и наставить малыша потерпит фиаско, так как «концерт» рассчитан на «зрителей».
Читать еще:  Всд по кардиальному типу: как проявляется и лечится

Для прекращения показательного выступления эффективными будут психологические техники:

  1. Отвлечение – двухлетнему малышу интересно все новое, моменты истерики не убирают стремление все изучать, рассматривать, пробовать. В момент истерических проявлений можно отвлечь ребенка на явления окружающей среды. Хорошо отвлекается он от своих горестных дум, смотря на природные явления. Маме нужно заговорить ребенка, отвлекая его на что угодно, только бы он перестал плакать и нервничать.
  2. Замена – при адекватной замене того предмета, за которым страдает малыш, он отвлекается и забывает, чего хотел от родителей. Можно заменять не только предметами, но и совместной деятельностью, например, поделками или рисованием. В случае, если малыш вырывается, не хочет сидеть с взрослым, его лучше насильно не усаживать.
  3. Против артистизма – истерики часто у детей направлены на маму или папу. Поэтому для ее успокоения этому взрослому лучше ненадолго уйти, затем опять появиться после утихания плача.
  4. Направление энергии – это почти замена, но «тематическая». Например, в случае постоянного плача возле супермаркета и печали, что не купили сок, родитель может доверить малышу складывание продуктов в корзину, но продуктов, которые решил купить сам взрослый.

Важно иногда отрезвлять малыша, чтобы он учился успокаиваться самостоятельно.

Подробнее о том, как успокоить ребенка при истерике (с советами психологов).

Профилактика истерик

Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.

Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя.

Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.

Предотвратить проявление истерического поведения можно:

  • соблюдая режим сна и отдыха;
  • обеспечивая качественный сон;
  • не допуская чрезмерных и ярких эмоций в течение дня;
  • общаясь с ребенком, в этом общении он учится выражать свои желания словами, понимать свои потребности и родителя;
  • пресекая начало истерики, договариваться с малышом, чтобы он понял, что его мнение учитывают, а его самого любят и понимают;
  • беречь психику ребенка от раздражающих факторов.

Родителям малышей, склонных к истерике, важно сдерживать свои эмоции, чтобы вовремя остановить назревающий эмоциональный всплеск маленького члена семьи.

Читайте так о том, как выглядят истерики у детей в возрасте 3 лет, а также про ночные историки с пробуждениями и что с ними делать.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Историки и капризы. 2-3 года. Очень полезная статья.

Детская истерика. Что хочет сказать ребенок!

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

У одних детей период истерик проходит быстро, у других — может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам — можно исправить ситуацию достаточно быстро.

Истерики и капризы

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.

Рассказывает мама двухлетней девочки: «Приготовила утром кашу с ягодой и чай, как она и просила.» Девочка: «Не хочу с ягодой, хочу без ничего». Мама: «Ты же сама просила с ягодой, я тебе сделала». На кухню приходит папа: «Я буду с ягодой!» И берет тарелку. Дочка: «Нет. Это моя тарелка, я буду, уйди!»

Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой.

Детская истерика — это сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, отчаянием. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.

Рассказывает мама мальчика двух с половиной лет: «Мы были в магазине. Сын попросил купить машинку, я согласилась. Он играл с ней, пока мы делали остальные покупки. Потом увидел другую игрушку и стал просить новую. Я сказала, что сегодня мы больше не будем покупать игрушки. Он швырнул машинку, закричал, затопал ногами, кинулся на пол. Я не стала его уговаривать и поехала с тележкой дальше, сообщив, что мы еще не купили вкусных конфет. Когда он увидел, что я выбираю сладости без него, истерика прекратилась».

Возраст первых истерик

Не часто родители могут похвастаться тем, что у их детей совсем не было истерик. По мнению ученых, около 90% родителей сталкиваются с истериками у детей от года до трех лет. Чаще первые истерики начинаются в полтора года. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5 — 3 года, так называемый период «кризиса» трех лет. В кризисный период истерики могут случаться до 10-15 раз в день, практически по любому поводу. В четыре года подобное поведение считается редкостью, ребенок в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами.

Почему дети устраивают истерики?

Дети взрослеют, и у них появляются собственные желания и интересы, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Если у ребенка не получается добиться своего, он испытывает злость и раздражение. Истерика возникает при столкновении интересов ребенка и родителей. Существуют типичные ситуации, которые приводят к истерикам и скандалам в семье. Если ребенок:

— не может выразить словами свои чувства и желания;
— играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;
— не получает от окружающих желаемого;
— отрывается от интересного занятия;
— переутомился и устал;
— хочет привлечь внимание взрослых.

Как избежать истерики?

Ребенок учится управлять своим поведением и эмоциями. Но иногда, он теряет самообладание, что может привести к истерике. Наблюдая за малышом, постарайтесь понять, какое состояние говорит о приближении истерики. Это могут быть поджатые губы, сопение, легкое хныканье. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась. Если страсти уже кипят, то этот метод не принесет результатов.

Используйте различные приемы, которые помогут предотвратить возникновение истерики у детей:

• Полноценный отдых. Старайтесь вовремя укладывать ребенка на дневной и ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что ребенок устал играть, предложите ему почитать или порисовать. Не отправляйтесь в магазин, если ребенок проголодался. Маленькие дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых — следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления.
• Прояснение чувств ребенка. Назовите чувства ребенка и дайте понять, что вы их разделяете: «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что мальчик не дал тебе машинку», «Может быть, ты сердишься, так как не получил конфет» и т.д. Это поможет малышу научиться говорить о своих чувствах и контролировать их. Дайте понять, что, не смотря на чувства, есть определенные пределы: «Я понимаю, ты сердишься, но кричать в магазине нельзя». Ребенок должен знать, что есть ситуации, в которых такое поведение не допустимо.
• Время для игр. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.
• «Помоги мне сделать это самому». Не пытайтесь все делать за ребенка, покажите, что он уже взрослый и может сам справляться с трудностями, вы лишь подтолкнете к этому. Поможете подняться на горку, придерживая за руку, или научите строить домик из кубиков.
• Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Ребенок, который может самостоятельно делать выбор, чувствует, что его уважают и с ним считаются. Выбор должен быть понятен ребенку (что есть на завтрак, во что играть, пойти в парк или на площадку). Нет смысла спрашивать ребенка, хочет он пойти в детский сад или нет. Это решение принимают родители. А вот выбрать между желтой и зеленой футболкой он вполне способен. Если вы предложили выбор, то считайтесь с мнением ребенка, не навязывайте свой вариант. Ребенок выбрал желтую футболку. Не стоит говорить: «А мне кажется, зеленая будет лучше». Если реального выбора нет, не создавайте видимости, просто сообщите о том, что сейчас будет: «Мы идем в магазин».
• Используйте просьбы. Если ребенок начал плакать, попросите его подойти к вам и дайте ему что-то в руки (это может быть игрушка, платочек, книжка и т.д.). Попросите показать книжку папе, отнести платочек бабушке или найти «домик» для игрушки.

Как себя вести во время истерики?

Обычно толчком к началу истерики является каприз: «Хочу, дай, купи, не буду, уйди…» Если предотвратить истерику не удалось, и она началась, не пытайтесь в этот момент успокаивать ребенка, уговаривать, ругать или кричать, это станет стимулом к продолжению истерики.

• Не бросайте ребенка в одиночестве, это может напугать малыша. Будьте поблизости, в поле зрения ребенка, постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность в себе.
• Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте. Выполняя желания ребенка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребенок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего. Если один раз в ответ на истерику вы разрешите взять то, чего брать нельзя, можете быть уверены — истерика повторится и не раз.
• Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы.
• Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.
• Не позволяйте, чтобы ребенок управлял вами. Если вам нужно уходить, а ребенок, не желая оставаться с папой или бабушкой, устроил истерику, спокойно попрощайтесь с ним и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.

Истерики в общественных местах

Не все родители в состоянии выдержать истерику в публичном месте. Легче уступить и дать желаемое, «только бы перестал кричать». Но этот способ опасен. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Если вы уступите сейчас, только для того, чтобы избежать публичного скандала, будьте готовы к тому, что и дальше вам придется действовать также. Вы отказали в покупке новой игрушки, не отступайте сразу. Пусть ребенок возмутится, потопает ногами и выразит недовольство. Если вы уверенно заявите о своем решении, ребенок поймет, что истерикой он ничего не добьется. Истерики в общественных местах обычно рассчитаны не столько на маму, сколько на публику. Будьте осторожны, привлекая к этому процессу окружающих. Лучше обойтись без их помощи и просто переждать вспышку. Кричать, когда никто не обращает внимания, совсем не интересно.

Когда все позади

После того, как страсти улеглись, не отказывайте ребенку в ласке, возьмите его на руки, успокойте. Поговорите о том, что так расстроило малыша. Скажите, что вы его очень любите и вам приятно говорить с ним, когда он спокоен. Ребенок должен учиться выражать свои желания с помощью слов.

Поведение родителей

Часто детские истерики и капризы являются следствием ошибочного поведения родителей. Ребенку все разрешено, все можно, он даже не знает о существовании слова «нет». Определите список запрещенных и разрешенных вещей и придерживайтесь установленного порядка. Дети очень наблюдательны и сообразительны. Они понимают, что можно выпросить конфетку у бабушки, если мама запретила. Или надо идти гулять с дедушкой, он обязательно купит игрушку. Постарайтесь, чтобы один из родителей не отменял запретов другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Если папа сказал убирать игрушки, значит надо убрать.

Читать еще:  Батофобия или страх глубины: симптомы и лечение

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Обратитесь к детскому неврологу если:

— ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;
— истерики становятся все более частыми и агрессивными;
— у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;
— малыш наносит повреждения себе и окружающим;
— истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;
— истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.
Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. Не позволяйте детям добиваться желаемого с помощью истерик. Будьте терпеливыми и находите компромиссы. Большинство истерик можно предотвратить, поняв их причины.

Софья Позднякова, детский психолог ЦППРиК «Преодоление»
журнал для родителей «Растим Ребенка», ноябрь 2012

Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Общие сведения

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Осложнения

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

Диагностика

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Истерика у ребенка в 2 года — что делать и возможные причины 👶

Детские капризы неизбежны и доставляют родителям много хлопот и переживаний, но очень часто сами родители, по утверждениям психологов, являются причиной истерического поведения малыша. Истерики в двухлетнем возрасте у детей быстро начинаются и быстро заканчиваются. Именно с в это время происходит формирование характера и отмечаются частые перепады настроения.

Невозможно вывести общий рецепт, что делать родителям, если случилась истерика у ребенка в 2 года – в возрасте, когда причиной уже может быть не только боль, голод или жажда. Главное, по утверждениям психологов, – иметь мужество и терпение не поддаваться на манипуляции малыша. Важно попытаться правильно исправить ситуацию, и четко различать причины сложившийся ситуации — желание привлечь внимание к себе взрослых, манипуляция или проблемы со здоровьем.

Возможные причины истерики в 2 года и в чем опасность

С 2 лет у детей часто наблюдается проявление негативных эмоций на невыполнение их требований. Каждая истерика имеет свои объективные причины и, разобравшись в них, важно суметь помочь малышу справиться с данной негативной ситуацией и предотвратить капризы в будущем.

Основные факторы, провоцирующие капризы и сильный плач:

  1. Малыш осознает свое бессилие в сложившейся ситуации. В 2 года он уже понимает, что ему неподвластны действия взрослых, и он не может получить все, что хочет, – вот это и приводит к резким перепадам настроения с сильным плачем.
  2. Недостаточный словарный запас.

В этом возрасте малыши, как правило, еще плохо говорят и не могут выразить свое желание или то, что они чувствуют, поэтому начинают раздражаться и плакать.

  • Также причиной является недоразвитие нервной системы, которая не может справиться со всеми эмоциями и впечатлениями.
  • Физиологические причины – голод, жажда, желание сходить в туалет или же мокрые штаны.
  • Большое количество впечатлений за день может привести к перенапряжению нервной системы и к вечерней истерике.
  • Обращение на себя внимания.
  • Манипулирование.

    Что делать с ребенком?

    Если дети начинают капризничать, очень хочется уступить их капризам, особенно в общественных местах, когда окружает большое количество людей. Не стоит беспокоиться о мнении окружающих, необходимо контролировать данную негативную ситуацию и не поощрять детские манипуляции.

    Убираем причину плача

    Прежде всего, необходимо остановить у малыша истерику:

    1. Родители на плач должны отреагировать сразу.
    2. Необходимо присесть перед плачущим и молча посмотреть ему в глаза.
    3. Проговорить его эмоциональное состояние – «Ты обижен, или злишься?». Если малыш кивает в ответ на поставленные вопросы, значит он готов к диалогу.
    4. Далее нужно сказать: «Подожди минуточку, не плач, давай решим, что делать, потом дальше будешь плакать». Это работает безотказно для остановки истерики, а вам позволяет узнать, что стало причиной слез, и какие желания ребенка.

    В случае недостаточного словарного запаса, необходимо чтобы малыш показал, что он хочет.

  • Необходимо обязательно ответить на его просьбу. При отказе нужно дать ему четкое объяснение причины отказа или нежелания выполнить данные требования. Можно использовать такой прием: «Так, ну хорошо. Я даю тебе (например) эту палку, но смотри, какой острый у нее край. Ты поранишь руку. Давай найдем хорошую палку». Малыш очень быстро отвлечется на новый поиск и забудет о проблеме.
  • Переключаем внимание

    «Переключение внимания» – это методика, действенная для маленьких детей, и чем меньше возраст, тем метод эффективнее. Суть – в необходимости переключить внимание с той вещи, которую нельзя трогать.

    Для этого нужно иметь в доме «антикризисные детские игрушки», к которым у малыша нет ежедневного доступа.

    Это могут быть машинки, самолеты, куклы, которые сами передвигаются, разговаривают, поют песни. Все, что может быстро переключить детское внимание. Также можно воспользоваться мыльными пузырями. Данная забава надолго отвлекает детей от множества неприятностей.

    Условно соглашаемся

    Методика условного соглашения сводится к тому, что малыш получит желаемое, но не сейчас, а немного позже, или же он получит то, что желает, но на определенных условиях. Когда дети не слышат категорического слова «нет», они охотно идут на диалог и с ними можно всегда договориться.

    Если родители сегодня не могут выполнить просьбу малыша, а переносят, например, поход в магазин, парк, кино, и т.д. на завтра, необходимо четко помнить о том, что все обещания нужно выполнять. Это позволит детям поверить маме и папе в следующий раз, да и доверять в течение всей жизни.

    «Подмена понятий»

    Методика «Подмена понятий» – это классический прием, как в фильме, когда завтрак отменяется и все летят в космос. Для полета все берут космические инструменты и быстро съедают все, что лежит в тарелках.

    В возрасте 2-3 лет детки часто говорят слово «нет», даже если они согласны. Нужно подменить понятия, когда малыш, например не хочет надевать ботинки – пусть ботинки сами запрыгнут ему на ноги, а когда нет желания кушать суп – можно попробовать выловить из супа макароны и быстро съесть, чтобы они не убежали, а потом таким же способом справиться с картошкой и т.д.

    Все сложные моменты для детей нужно перевести в игровую форму, потому что в данном возрасте игра – это естественная деятельность и потребность.

    В игровом формате детей нужно укладывать спать, собирать на прогулку. Данный прием работает не долго, пока малыш его не перерастет, но способ очень действенный и надолго предотвращает капризы и истерики.

    Прием «Предупреждение»

    Много бывает детских слез, когда необходимо прервать игру по разным причинам – идти спать, необходимо возвращаться домой от друзей или ужинать/обедать. Для детей смена одной деятельности другой – это своеобразный стресс, который хрупкая нервная система сложно переносит, что и может стать причиной сильного плача.

    Также необходимо установить время для завершения сценария, а то окончание игры может продолжаться дольше, чем весь игровой процесс. Показать малышу на стрелках часов, когда нужно заканчивать, и обязательно пообещать, что завтра можно будет снова продолжить.

    «Альтернативный вопрос»

    Методика «Альтернативный вопрос» используется во всех учебниках по маркетингу и ведению переговоров. Этот прием можно назвать «выбором без выбора». Данный метод заключается в том, что взрослый выбирает действие, а малыш активно включатся в его условия – родитель решил выйти на прогулку, а малыш выбирает предмет, с которым он идет на улицу – мячик или велосипед.

    Если дети хотят идти гулять, мама соглашается, но с условием, что играть они пойдут только после того, как будут собраны все игрушки.

    Когда дети начинают взрослеть, они проявляют хитрость, отказываясь сегодня идти на прогулку. Недостаток данной методики в том, что дети также могут ставить условия и предлагать выбор без выбора – мама купит эту либо другую игрушку.

    Чего нельзя делать?

    Чтобы не травмировать психику детей и успокоить их истерику, необходимо строго придерживаться правил, чего нельзя делать в данной ситуации.

    При детском истерическом плаче раз и навсегда запретите себе:

      Кричать и криком заставлять успокоиться. Последствия такого действия – дети замыкаются в себе и не идут на контакт с родителями. Очень сложно в будущем восстановить теплые отношения. Тем более что с помощью приказа невозможно остановить истерику и запретить выйти наружу негативным эмоциям – это особенность работы детской нервной системы.

    Выполнять все требования, лишь бы успокоить, особенно если это случается в общественном месте, потому что родителей заботит мнение окружающих. Не стоит думать о людях, находящихся в вашем окружении, – в момент проявления истерики существуют только родители и их малыш.

    Также не нужно прислушиваться к советам посторонних людей – только родители знают, что необходимо их детям.

    Твердо отстаивать свою позицию и не идти на поводу детского плача – это основная задача родителя. Если позволить себе уступить малышу единожды, он это хорошо запомнит и целенаправленно будет манипулировать вами при помощи истерического плача, чтобы добиться своего. Особенно таким образом ребенок будет пытаться воздействовать в общественных местах.

  • Твердо следовать принятому решению, если вы для себя решили, что, например, не станете это покупать или делать сегодня. Малыш должен понимать, слово нет (если отказ обоснован!) и знать, что никакой плач не заставит вас изменить свое мнение.
  • Читать еще:  Страх смерти (танатофобия): причины, симптомы, лечение

    Если истерика у ребенка в 2 года — что делать?

    Истерика у ребенка 2 года: что делать? Довольно распространенным явлением среди детей до 2-3 лет являются детские истерики. Дети кричат, ложатся на пол, топают ногами, разбрасывают различные вещи. В такие моменты взрослые, которые не так давно стали родителями, находятся в замешательстве, и хотят это поскорее прекратить. Как реагировать на истерики? Половина взрослых очень теряются в данной ситуации — истерический плач 2-5-летнего ребенка может вывести из себя кого угодно. Для того чтобы умело справляться с такими состояниями, важно понимать их причину и знать несколько методов устранения.

    Почему дети устраивают истерики?

    Даже самый покладистый ребенок в 2-3 года время от времени перестает слушаться, а иногда устраивает истерики по любому поводу. Родителям надо понимать, что это является нормальной частью процесса развития. Малыши 2-3 лет пытаются понять мир, и когда не в состоянии выполнить эту задачу, используют лишь тот инструмент, который они имеют в своем распоряжении. Истерики у детей часто наступают в результате разочарования.

    Первопричиной можно обозначить то, что малыши до 5 года развития еще не в состоянии полностью управлять всеми эмоциями, которые у них возникают. В результате получаются такие, часто неконтролируемые проявления.

    В процессе взросления детей меняется их сознание. И они тяжело воспринимают тот факт, что раньше выполнялись все их капризы, пожелания и прочие потребности. А сейчас появились правила, которым нужно следовать. Это обижает малыша и часто приводит к протестам, которые проявляются истериками.
    С течением времени дети начинают осознавать, что есть определенные правила, за рамки которых выходить нельзя, но пока они свыкнутся с этим, можно часто наблюдать такие состояния. Как успокоить малыша?

    Как вести себя во время истерик?

    • Проявлять понимание. Не следует забывать, что дети еще не в состоянии контролировать свои эмоции, а вы можете.
    • Вести себя спокойно и уверенно. Если вы столкнулись с таким проявлением, важна уравновешенность. Истерики ребенка не должны выводить вас из себя.
    • Не идти на поводу капризов. Если хоть раз дать понять ребенку, что, закатив истерику, он получит желаемое, истерики будут постоянно.
    • Быть терпеливыми. Не нужно надеяться, что малыш быстро успокоится, особенно если родители уже поддавались на его манипуляции. Необходимо спокойно и последовательно вести себя в каждой такой ситуации и давать понять, что вы не собираетесь менять свою позицию. Тогда со временем ребенок поймет, что его манипуляции не имеют смысла.
    • Очень важно сохранять последовательность во всех действиях. Если существует такая проблема, когда малыш не понимает, что допустимо делать, а что недопустимо, это значит — взрослые непоследовательны в своих решениях и запретах. Родители позволили ребенку усомниться в своем слове.
    • Когда истерика уже в самом разгаре, борьба не имеет смысла, можно попытаться взять на руки кроху и успокоить. Крики и наказания в этой ситуации неуместны.
    • Можно попробовать отвлечь ребенка или отвести в комнату и сказать, что не можете общаться с ним в таком состоянии, и обязательно поговорите, когда успокоится.
    • Когда дети много играют на публику и устраивают множество истерик на людях, важно перейти туда, где никого нет, и надобность в истерике отпадет. Если же вы поддадитесь, повторных ситуаций будет сложно избежать.
    • В любом случае помните, что рано или поздно при правильном подходе истерики 2-3 лет закончатся. Ребенок вырастет, научится управлять эмоциями и выражать свои желания по-взрослому — словами и просьбами. Поэтому родителям нужно запастись терпением и следовать этим несложным советам.
    • Если в результате истерики ребенок не засыпает, то приготовьте ему успокоительный чай с липой, ромашкой и медом, проведите с ним немного времени перед сном, почитайте сказку. Ваш спокойный голос поможет малышу успокоиться и заснуть.
    • Если ребенок закатывает истерики после садика, то это означает, что там, скорее всего, он сдерживает свои эмоции. Помогите малышу наладить отношения со сверстниками — дома можно устроить для ребенка небольшой праздник и пригласить его сверстников — детей 2-5 лет.
    • Истерический плач малыша часто мешает не только родителям, но и всем, кто проживает в доме. Попросите их тоже проявить понимание. Если ребенок без истерики не может уснуть, постарайтесь максимально звукоизолировать его комнату, чтобы не мешать спать старшим детям.

    Кризис 2-3-летнего возраста

    Возраст 2-3 года — критичный в психологическом плане. Примерно к 2-3-летнему возрасту большинство родителей сталкиваются с резкими изменениями в поведении ребенка. Постоянные истерики у ребенка в 2 года, бесконечное нет на все вопросы, отказы от привычных повседневных ритуалов. Первая мысль: ну вот, разбаловали. Но не спешите винить себя, ведь такое поведение для ребенка 2 лет является психологической нормой. Кризис двух лет у ребенка — в чем его причины и как себя вести в таких ситуациях?

    Истерика у ребенка 2 лет часто возникает потому, что он начинает в этом возрасте прощупывать границы. Если до двух лет ребенок психологически ассоциирует себя со своими родителями, представляя этот организм единым целым, то к двум годам начинается его отделение в самостоятельную личность. И тут у него возникает закономерный вопрос: что может отдельная личность? Можно ли все, что захочется, или есть какие-то границы? Можно ли получить много? Кто может остановить? Малыш начинает исследование, и, конечно, его результаты далеко не всегда ему по нраву. Ведь так обидно, когда кто-то несколький встает на пути к такой желанной цели. Вот тут-то и начинаются истерики и противостояния.

    Как бороться с истериками? Для того чтобы помочь ребенку освоиться в этом мире, дать ему опыт различных коммуникаций, сделать этот период наименее болезненным и для себя, и для ребенка, психологи рекомендуют родителям разделить возникающие ситуации на три зоны.

    Ситуации категорического нет или нельзя

    К таким ситуациям однозначно относится любое поведение, которое угрожает жизни или здоровью ребенка. Например, ребенку 2-5 лет нужно четко знать, что от мамы убегать никогда нельзя. Сюда же относятся какие-то ваши личные запреты, которые вы по каким-то своим соображениям хотите установить для ребенка. Да, здесь будут слезы. Но и этот опыт бесценен для ребенка, ведь он будет знать, что не все в этой жизни происходит исключительно по его желанию, и научится это принимать.

    Как успокоить ребенка и облегчить ситуацию? Если вы хотите отвести обиду ребенка от себя, вы можете придумать какое-то третье лицо, например, доктора, который не разрешает есть мороженое, и вы ничего с этим не можете поделать. Кроме того, зачастую, чтобы прекратить слезы, достаточно аргументированного объяснения, почему вы запрещаете данное действие, многие дети в этом возрасте уже готовы принимать ваши аргументы и понимают их.

    Важно понимать в этой зоне родителям следующие факторы. Первое: если вы поставили запрет, его надо выполнять всегда, без исключения, в противном случае ребенок перестанет понимать, чего от него хотят. Второе: чем больше вы ставите правил и запретов, тем сложнее будет вашему ребенку во взрослой жизни принимать самостоятельные решения. Истерики у ребенка 2 лет не должны мешать вам размышлять здраво.

    Ситуации гибкости

    Такие ситуации необходимы ребенку для получения жизненно-важного навыка гибкости, коммуникаций и переговоров. Бесценный опыт. В каких ситуациях это уместно? Например, в таком извечно сложном вопросе, как просмотр мультфильмов.

    Все родители сталкиваются с одной и той же ситуацией: ребенок просит мультики, вы включаете, а дальше он категорически не дает их выключить и устраивает истерику. Ведь в 2 года ребенок еще не понимает, почему только что можно было, а теперь вдруг стало нельзя. Попробуйте дать ребенку возможность сдвинуть оговоренные границы. Например, после просмотра одного мультика малыш плачет и требует еще, спросите его какой еще он мультик хочет посмотреть и договоритесь, что вы ему разрешите, но после этого все-таки выключите планшет. Понятно, что после второго мультика он, скорее всего, опять начнет плакать, и, как ни странно, но и здесь вы можете пойти еще на одну уступку, с двухлетними малышами это вполне допустимо, но желательно делать не больше двух уступок. После второй уступки все-таки выключите планшет, несмотря на слезы.

    Вы удивитесь, когда обнаружите, как быстро у ребенка истерика закончится, даже несмотря на то, что вы все выключили. А просто пока вы уступали, вы сделали две очень важных вещи: во-первых, вы дали ребенку возможность самому хоть как-то повлиять на ситуацию, сдвинуть границы, а во-вторых, за время уступок он успел свыкнуться с мыслью, что рано или поздно все равно придется попрощаться с мультиками.

    Такие ситуации можно предупреждать, т.е. не ждать, когда ребенок впадает в истерику по окончании мультика, а подойти к нему, пока мультик еще не закончился, и начать с ним договариваться, пока он еще не начал плакать.

    Если ребенок в 2 года не слушается, еще одним полезным устройством для родителей в этой зоне может стать обыкновенный будильник. Договаривайтесь с малышом, что он будет чем-то заниматься, пока не зазвонит будильник. Дальше можно этот будильник, например, передвигать при необходимости. При таком подходе вы снизите направленный на себя негатив, ведь вы же не виноваты, что будильник уже зазвонил. Очень полезно для детей 2-5 лет иметь свой режим дня — спать и гулять малыш должен в одно и то же время, по расписанию.

    Ситуации без границ

    Именно этот опыт позволяет нам во взрослой жизни принимать самостоятельные решения, совершать удивительные открытия, достигать амбициозных целей. Он хочет разбросать все игрушки по комнате? Разрешите ему, почему нет? Пусть побудет властелином игрушек и своих желаний, даже если он отказался сейчас их складывать обратно. А если хотите быть мудрее, не убирайте их, и предложите ему еще раз их сложить, но попозже. Если он согласится, то получит опыт того, что его желания и решения имеют еще и последствия.

    Все три описанные зоны очень важны для формирования жизненного опыта ребенка. Конечно, очень сложно всегда принимать правильные решения, найти ту тонкую грань между допустимостью и вседозволенностью, если ребенок в 2 года постоянно истерит. Еще сложнее это сделать, когда у ребенка истеричный плач, ведь это всегда испытание для родителей, разве можно спокойно смотреть на слезы своего любимого малыша. Но от того, насколько грамотно родителям удастся пройти этот сложный для них и малыша период, во многом зависит то, как сложится их дальнейшее взаимодействие с ребенком.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector