Инфантильное расстройство личности: симптомы и психотерапия

Инфантильное расстройство личности: симптомы и психотерапия

Причины возникновения и симптомы инфантильного расстройства личности

Инфантилизм является одной из разновидностей расстройств личности.

Выявить наличие проблемы можно по характерным признакам в поведении человека.

О симптомах, признаках и лечении нарциссического расстройства личности читайте здесь.

Описание расстройства

Инфантильное расстройство личности — что это такое?

Об инфантилизме свидетельствует незрелость физического облика или психики.

Внешность человека или его поведение не соотносятся с реальным возрастным этапом, на котором он находится.

В повседневной жизни проблема проявляется в неумении принимать самостоятельные решения, нести ответственность, объективно оценивать происходящие события.

Такие люди кажутся не по возрасту наивными, нерешительными, несамостоятельными. У них сохраняется детское видение мира и такая же модель поведения. Нередко они сохраняют моложавый вид на протяжении всей жизни, даже взгляд кажется совсем юным и открытым.

В МКБ-10 инфантилизм находится в разделе «другие специфические расстройства личности». Код — F60.8.

Подобная проблема проявляется в детском или подростковом возрасте, сохраняясь и во взрослом состоянии. В некоторых случаях возможно развитие на фоне данного расстройства других психических проблем или одновременное сосуществование разных видов расстройств.

Почему возникает?

Наиболее распространенные факторы развития болезни:

  • Наследственность. Наличие родственников, страдающих патологиями психики, или родителей-алкоголиков часто приводит к появлению проблем у ребенка.
  • Гормональный дисбаланс. Гормональные нарушения могут привести к неконтролируемым проявлениям злости, агрессии, неумению сдерживать свои эмоции.
  • Неправильное воспитание. Одна из главных причин развития инфантилизма у детей — неправильный подход к воспитанию у родителей. Чрезмерная опека, неумение уважать в ребенке личность, нежелание давать ему свободу выбора — все это приводит к отсутствию умения мыслить и действовать самостоятельно.
  • Негативное влияние родителей. Неуравновешенные, непоследовательные и эмоционально нестабильные родители могут спровоцировать своим поведением появление проблем у ребенка.
  • Поражения головного мозга. При неблагоприятных условиях протекания пренатального, натального, постнатального периода могут развиваться различные инфекции, гипоксия, асфиксия, интоксикация.
  • Психические проблемы. Дети с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией с большей вероятностью могут страдать от инфантилизма, чем их здоровые ровесники.

    Развитию симптомов болезни способствует, в том числе, социальная дезадаптация, в которой прибывают дети.

    Виды и типы

    Инфантилизм — понятие достаточно многогранное.

    По этой причине существуют различные классификации данного явления.

    Инфантилизм бывает следующих видов:

    1. Физиологический. Это недоразвитие физиологических систем организма, которое внешне проявляется в телесной незрелости. Причина обычно кроется в нарушениях развития плода во время беременности, кислородном голодании, тяжелых болезнях у младенцев, наличии эндокринных или половых проблем.
    2. Психический. Поведение, демонстрируемое человеком, не соответствует тому возрасту, в котором он пребывает. Причиной могут стать врожденные расстройства психики или воздействие неблагоприятных факторов.

    Отставание проявляется неразвитостью эмоционально-волевой сферы, неспособностью нести ответственность за свою жизнь. Человек судит о жизни поверхностно и незрело.

  • Социальный. Проявляется в нарушении естественного процесса социализации. Индивид не в состоянии демонстрировать поведение, соответствующее его социальной роли. Он старается избегать ответственности, устраняется от решения серьезных задач. В настоящее время данное явление приобрело массовый характер из-за моды на потребительское отношение к жизни. Люди стремятся получать все, что хотят, не задумываясь о последствиях. Типичный пример социального инфантилизма — приобретение в кредит желаемой вещи без наличия соразмерного дохода для оплаты этого кредита.
  • Правовой. Незнание своих прав и обязанностей, совмещенное с отсутствием желания их изучать. Люди не стремятся разобраться в принципах работы правовой системы их государства, плохо разбираются в законах, не принимают участие в выборах, не интересуются текущей политической ситуацией.

    Подобное самоустранение связано с желанием снять с себя ответственность за все происходящее в обществе.

    Инфантилизм также разделяют на два типа:

    • тотальный — одновременное отставание в физическом, психическом развитии;
    • частичный — при соответствии физических параметров возрастным нормам присутствует незрелость психики.

    Также инфантилизм разделяется на два типа по половому признаку:

    1. Мужской. Обычно возникает на почве воспитания мальчика в неполной семье. Мать заменяет ребенку обоих родителей, отдает всю себя. В итоге он растет без модели мужского поведения перед глазами и привыкает получать желаемое без усилий со своей стороны. В зрелом возрасте такие мужчины демонстрируют сильную зависимость от матери — во всем ей потакают, постоянно советуются. Часто это легкомысленные весельчаки, которые не умеют планировать собственный бюджет. Из-за страха ответственности они избегают серьезных отношений с женщинами, а если и вступают в брак, то стараются привести жену в дом родителей. Как правило, выглядят внешне младше своих лет. Обижаются на любую незначительную критику их поведения.
    2. Женский. В этом случае обычно причина кроется в гиперопеке со стороны отца. Привыкшая к роли «принцессы» девочка ждет, что все окружающие будут потакать ее капризам. От будущего мужа она ждет такой же степени заботы и восхищения, как и от отца. Нередко такая особенность психики не расценивается противоположным полом как недостаток, поскольку многих мужчин устраивает подобное распределение ролей. Муж инфантильной женщины становится бесспорным главой семьи, а его супруга отвечает исключительно за дом и детей.

    Женская инфантильность становится проблемой, когда она мешает построить гармоничные отношения с партнером, желающим видеть рядом зрелую личность.

    Также негативная ситуация складывается, если неприспособленная к взрослой жизни особа оказывается один на один со своими проблемами. Часто инфантильные женщины демонстрируют неспособность испытывать глубокие чувства, искреннюю привязанность. Партнер для них является способом ухода от проблем.

    к содержанию ↑

    Симптомы и признаки

    Симптомы инфантильного расстройства:

    • боязнь ответственности;
    • застревание на этапе детских переживаний;
    • перенос вины за свои неудачи на других людей, на внешние обстоятельства;
    • отсутствие желания узнавать новое, развиваться;
    • неумение достигать желаемого;
    • установка, что все вокруг должны;
    • неспособность спокойно воспринимать отказ;
    • неумение ставить цели;
    • неприятие критики в свой адрес;
    • сильная зависимость от родителей;
    • желание переложить ответственность на кого-то другого в профессиональной сфере.

    Инфантильный человек проявляется крайнюю степень эгоцентризма. Он считает, что значение имеют только его желания и проблемы, а сложности других людей не вызывают никакого интереса.

    Такие люди занимают исключительно иждивенческую позицию — получать все, взамен не давая ничего.

    У них нет никакой цели в жизни, кроме стремления обеспечить себе максимально комфортное существование.

    По этой причине они часто совершают поступки, руководствуясь исключительно собственными желаниями и не задумываясь о последствиях.

    Инфантильный человек не способен объективно оценить свою личность, осознать необходимость работы над собой.

    Он не хочет решать проблемы, развиваться и подстраиваться под интересы других.

    Принципы лечения

    Лечебные мероприятия, назначаемые пациенту, зависят от причин возникновения заболевания и от его формы.

    Если проблема возникает на фоне других психических расстройств, то лечение концентрируется на борьбе с основным заболеванием.

    Если же инфантилизм носит психогенный характер, то помощь, прежде всего, проявляется в проведении психотерапевтической коррекции.

    Основные способы лечения:

  • Назначение препаратов. При выраженных эмоциональных и поведенческих нарушениях назначаются нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты. Если больной сталкивается с трудностями в процессе обучения, ему прописывают ноотропы. Коррекция поведения позволяет купировать имеющиеся проблемы и стабилизировать состояние.
  • Психотерапия. Это наиболее оптимальный способ работы с людьми, проблемы которых не вызваны имеющимися основными психическими расстройствами. Специалист помогает пациенту проработать детские переживания, преодолеть негативные шаблоны мышления и поведения. Во время общения психотерапевта и пациента прорабатываются эмоции, установки и реакции. Человек постепенно учиться адекватно и сообразно возрасту реагировать на любые ситуации.
  • Работа с родителями. Если пациентом психотерапевта является ребенок или подросток, большое значение имеет проведение консультаций с родителями. Часто положительное изменение психологического климата в семье и осознание взрослыми своих ошибок в воспитании ребенка помогает разрешить ситуацию.

    Специалист объясняет родителям о том, какое влияние оказывает их неправильное воспитание (гиперопека, подавление) на личность ребенка и к каким последствия это может привести.

    Служба в армии

    Люди, имеющие подобные проблемы, не допускается к службе в армии.

    Причина — постоянное нервное напряжение, которое испытывают такие больные.

    Прохождение срочной службы подразумевает нахождение в непростых бытовых условиях, необходимость строго подчинения вышестоящему руководству, постоянное пребывание в коллективе. В подобных неблагоприятных обстоятельствах у больных может усугубиться их психическое состояние.

    По этой же причине невозможна работа в силовых структурах или постоянная служба в военных условиях.

    Таким образом, простое инфантильное расстройство в настоящее время встречается достаточно часто.

    Решить проблему в детском возрасте можно при помощи работы с родителями, а взрослым пациентам требуется комплексная помощь специалиста.

    Клинический психолог о причинах инфантилизма:

    Психический инфантилизм

    Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Общие сведения

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
    • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

    1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
    2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
    3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

    Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

    • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
    • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

    Симптомы психического инфантилизма

    Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

    Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

    Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

    Осложнения

    Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

    Диагностика

    Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

    • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
    • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
    • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
    • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

    Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

    Лечение психического инфантилизма

    Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

    • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
    • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
    • Консультирование родителей.Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

    Прогноз и профилактика

    Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

    Инфантильное расстройство личности: симптомы, признаки и лечение

    Любое расстройство личности включает в себя систему характеристик, нарушающих общепринятые поведенческие стандарты общества. Больной при любом раскладе испытывает негативное отношение социума, следствием чего становятся проблемы с адаптацией. Лечению такие расстройства поддаются плохо, поскольку индивид переносит вину на свое окружение, которое его не воспринимает, и не испытывает необходимости в медицинской помощи. Существует несколько видов расстройств личности. В этой статье речь пойдет об инфантильном расстройстве.

    Почему возникает ?

    Инфантильное расстройство личности по МКБ-10 (Международная классификация болезней) относится к разделу «Другие специфические расстройства личности» (F60.8). Одним из наиболее распространенных факторов возникновения болезни принято считать наследственность. Кроме наличия предков с патологиями психики, к причинам можно отнести и родителей-алкоголиков: в такой семье чаще всего рождаются больные дети.

    Неконтролируемую злость и агрессивность могут спровоцировать нарушения гормонального фона. Часто причиной склонности к депрессивным состояниям является недостаточная выработка гормона счастья – эндорфина.

    Некоторые симптомы у детей можно объяснить неподходящими условиями развития. Например, гиперактивность – следствие недостатка пространства, скованности движения. Эмоционально неустойчивые родители или другие люди, постоянно находящиеся рядом с ребенком, вызывают обеспокоенность. А вот уравновешенная атмосфера в семье способствует снижению выраженности симптомов расстройств.

    Признаки инфантильного расстройства личности

    Сознание пациента с данным психическим заболеванием крайне незрело. Адаптация к стрессовым ситуациям у него не отмечается: подобно ребенку, человек с диагнозом «инфантильное расстройство личности» не способен планировать, растерян и пуглив.

    Обнаружить болезнь можно уже в подростковом возрасте. Постоянные изменения гормонального фона у подростков часто провоцируют эмоциональные скачки. Возникают трудности при выявлении инфантильного расстройства у детей, имеющих некоторые психические расстройства, которые можно воспринимать как обоснование к постановке данного диагноза. Следует понимать, что оптимально ставить его тогда, когда человеку уже исполнилось 16 лет.

    С возрастом симптомы становятся более выраженными. Расстройство проявляется в том, что больной не может владеть любыми эмоциями: радостью, страхом, злостью, беспокойством.

    Живя в воображаемом мире, человек с инфантильным расстройством личности не может справиться с жестокими реалиями. Столкновение с трудностями вызывает у таких людей панику. Кроме того, они легко возбудимы, эмоциональны, панически боятся и избегают ответственности, у них часто случаются перепады настроения.

    Такого рода патологические проявления не входят в допустимую норму, поэтому не стоит путать расстройство с ярко проявляющимися чертами характера (акцентуацией), которые находятся на границе нормы. Разница состоит в том, что человек с акцентуацией не испытывает проблем с адаптацией.

    Типы инфантильных расстройств

    В зависимости от симптомов и эмоционального состояния больного можно выделить 4 типа инфантильных расстройств:

    • Пограничное представляет собой резкие перепады настроения. Сохраняется заболевание чаще всего и после пубертатного периода.
    • Антисоциальное расстройство включает полное нежелание взаимодействовать с обществом, заводить партнерские и дружеские контакты.
    • Нарциссическое расстройство – нездоровая, неконтролируемая склонность к власти, авторитаризму.
    • Театральное расстройство выражается в зависти, стремлении манипулировать, привлечении внимания при помощи эксцентричного, чрезмерно эмоционального поведения.

    Должен ли пациент с инфантильным расстройством проходить службу в армии?

    По причине постоянного нервного напряжения пациентов с инфантильным расстройством личности в армию не допускают. То же касается любой службы в военных условиях, работы в силовых структурах.

    Общие закономерности лечения

    Лечение инфантильного расстройства личности обычно затруднительно. Сложность лечения можно объяснить тем, что психотерапевтам чаще всего приходится работать с людьми, имеющими запущенную стадию заболевания с ярко выраженными симптомами. Успешность терапии также во многом зависит от качественной диагностики.

    Чаще всего специалисты осуществляют лечение психотерапевтическими методами. Когда к инфантильному расстройству личности прибавляются симптомы других отклонений, специалисты проводят лечение медикаментами.

    Лечение инфантильного расстройства пограничного типа

    Лечение данного типа отклонения часто предполагает гибкий план, сочетающий различные методики. Могут быть использованы следующие методы:

    1. Когнитивно-поведенческая терапия (направлена на искоренение из сознания больного негативных моделей мышления).
    2. Диалектическая поведенческая терапия (развивает навыки преодоления нежелательных реакций).
    3. Когнитивная — основана на осознанности (профилактика рецидивов путем обращения к сознанию и мышлению пациента).
    4. Групповая терапия.
    5. Поиск точки в визуальном поле пациента, зрительный контакт с которой приведет к улучшению состояния (Brainspotting).

    Лечение инфантильного расстройства театрального типа

    Наиболее эффективный метод в борьбе с этой проблемой – групповая терапия. Общение с коллективом помогает выстроить необходимую для лечения атмосферу доверия и взаимопонимания. В комплексе с групповой терапией применяются и другие методы:

    1. Когнитивная терапия, основанная на осознанности.
    2. Йога и медитация.
    3. Психотерапия, основанная на социальном взаимодействии.
    4. Brainspotting.

    Лечение инфантильного расстройства нарциссического типа

    Терапия во многом зависит от того, осознает ли больной наличие проблемы и готов ли к борьбе с ней. Психотерапевты чаще всего используют:

    1. Когнитивно-поведенческую терапию;
    2. Диалектическую поведенческую.
    3. Групповую терапию.

    Лечение инфантильного расстройства антисоциального типа

    Антисоциальное расстройство с трудом поддается лечению. Часто доктора применяют психотерапию, однако этот метод редко оказывается эффективным. Он бессилен, если симптомы заболевания тяжелые или пациент не желает признавать, что у него серьезные проблемы. Часто диагностировать болезнь возможно только путем выяснения отношения пациента к близким людям.

    Для лечения антисоциального расстройства не существует специальных лекарств. Психотерапевты назначают препараты только для снятия определенных симптомов, таких как агрессия, тревога или депрессия.

    Антисоциальное расстройство личности в большинстве случаев приносит много страданий окружающим людям. Для преодоления агрессии и защиты от насилия и гнева существуют группы поддержки для семей и друзей людей с антисоциальным расстройством. Если у вас есть любимый человек с таким отклонением личности, очень важно, чтобы вы также получали психологическую помощь.

    До сих пор диагностика инфантильных расстройств личности крайне сложна, поскольку невозможно подвести всех пациентов под одну схему развития болезни. Самое важное в лечении – найти квалифицированного врача, который сможет составить индивидуальный план лечения, учитывающий все особенности течения заболевания.

    Личностные расстройства – параноидное, шизоидное, истерическое, тревожное, зависимое, расторможенное, инфантильное

    Личностное расстройство – значительное нарушение структуры характера и поведения, которое имеет хронический характер и становится причиной страданий самого человека или окружающих. Отличительная черта – отсутствие гибкости реагирования на различные ситуации, что мешает становлению нормальных взаимоотношений с людьми.
    Личностное расстройство включает в себя большое количество патологических состояний, которые различаются на основе доминирующего отклонения в поведении. Некоторые разновидности расстройств будут рассмотрены в этой статье.

    Проявления личностных расстройств очень разнообразны:

    • равнодушие к общечеловеческим ценностям и морали;
    • ироничное отношение к нравам и обычаям;
    • неспособность подчиняться требованиям дисциплины и выполнять свои социальные обязанности в семье, коллективе, обществе;
    • неспособность к состраданию;
    • несоответствие чувств и эмоций месту и событиям, невозможность их контролировать.

    Каждое личностное расстройство имеет свой набор симптомов.

    Статистика утверждает, что от разных форм личностных расстройств страдает 10-13% населения Земли. Недугу больше подвержены мужчины. Данное расстройство чаще диагностируется в малоимущих слоях населения, у людей, выросших в неблагополучных семьях.

    Что такое расстройство личности. До 1997 года эти состояния называли психопатиями или патологическим характером. Современная психиатрия не считает расстройство личности психическим заболеванием. Это патологический процесс – стойкое отклонение от нормы, которое негативно сказывается на состоянии человека.
    Расстройства личности являются пограничным состоянием – аномалиями характера. Это означает что некоторые из черт характера (самоуверенность, тревожность, эгоизм) выражены настолько сильно, что мешают человеку в его повседневной деятельности. Это проявляется постоянно, а не только в критических ситуациях.

    Причины развития личностных расстройств окончательно не установлены. Наиболее вероятно, что данное отклонение является генетически обусловленным или возникшим в результате воздействия на плод вредных факторов. В результате чего происходит:

    • Ослабление одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции в подкорковых и лобных центрах головного мозга;
    • Изменения функционирования катехоламиновых систем, что нарушает прохождение импульса через синапсы нервных клеток;
    • Изменения биохимической активности мозга;
    • Изменения плотности мозговой ткани.

    Данные изменения в строении и работе мозга незначительны и не вызывают психическое заболевание. Но они создают благоприятную почву для отклонений в чертах характера. Могут сделать человека более подозрительным, тревожным, гиперактивным, излишне эмоциональным. Развитие определенного типа расстройства личности зависит от характера изменений структуры мозга.

    Расстройства личности закладываются в детском и отроческом возрасте под влиянием социальных ситуаций:

    • Неправильного воспитания – противоречащее или жесткое воспитание, гиперопека, попустительство и т.д;
    • Воспитания в неблагополучной семье или детском доме;
    • Перенесенного в детстве насилия физического или сексуального характера;
    • Хронической стрессовой ситуации связанной с разводом родителей, проживанием в зоне боевых действий и т.д.

    Таким образом, расстройства личности являются результатом неправильного воспитания у людей, имеющих биологические предпосылки.

    Диагностические критерии расстройства личности – признаки личностного расстройства общие для всех разновидностей:

    • Заметные нарушения в поведении и чертах характера, которые значительно отличаются от принятых культурных норм. Как правило, затрагивают несколько сфер – восприятие, мышление, отношение к людям, склонность к агрессии;
    • Хроническое течение – нарушения заметны постоянно, а не только в периоды обострения болезни или в стрессовых ситуациях. Патологические особенности характера выявляются постоянно. Психическое расстройство нарушает повседневную деятельность, учебу, работу.
    • Нарушение адаптации. Поведение человека не гибкое, что не позволяет ему приспосабливаться к изменяющимся ситуациям в различных сферах жизни.
    • Расстройство проявляется у детей или подростков и продолжается в зрелом возрасте.
    • Вызывает дистесс – сильные негативные эмоции, отрицательно влияющие на здоровье. Данный фактор отчетливо проявляется у больных в зрелом возрасте.
    • Нарушает личную жизнь и мешает выполнять профессиональные обязанности. Однако при правильном выборе профессии личностное расстройство может способствовать успеху.

    Когда ставится диагноз «личностное расстройство»?

    Как протекает расстройство личности?

    Личностное расстройство формируется в детском возрасте. Симптомы становятся заметнее в подростковом возрасте, и сохраняется на протяжении всей жизни. При этом диагноз «личностное расстройство» обычно ставится людям старше 16 лет. До этого возраста отклонения в поведении могут расцениваться как возрастные особенности.
    Возможны два варианта течения расстройства:

    • Периоды кратковременного обострения психопатических симптомов, чередуются с периодами относительного психического здоровья;
    • Хроническое течение с постепенным усилением психопатических черт.

    Возможные последствия. Без лечения расстройство может стать причиной:

    • Суицидальных попыток;
    • Алкогольной и наркотической зависимости;
    • Неадекватного полового поведения, сексуальных извращений;
    • Психических срывов;
    • Нарушений пищевого поведения – анорексии, булимии;
    • Развития психической патологии – шизофрении, депрессии, невроза навязчивых состояний, психоза.

    Некоторые расстройства личности (инфантильное, истерическое) могут с возрастом стать менее заметными, что происходит при сглаживании патологических черт характера.
    Лечением расстройств личности занимаются психолог, психиатр и психотерапевт. Личностные расстройства поддаются корректировке. Основой успеха является желание человека лечиться и выполнение всех предписаний врача.

    Параноидное личностное расстройство

    Причины развития расстройства

    Причины развития параноидного личностного расстройства остаются до конца не выясненными. Вероятнее всего болезнь вызывает сочетание различных факторов: врожденных особенностей нервной системы, стрессовых ситуаций, социального окружения.
    Спровоцировать параноидного личностного расстройства могут

    • Жестокость родителей;
    • Эмоциональная отстраненность родителей;
    • Повышенная требовательность;

    Наследственная предрасположенность, связанная с мутацией гена. Могут передаваться из поколения в поколение или через несколько поколений.

    Симптоматика расстройства

    Людей с параноидным расстройством отличают:

    • Чрезмерная чувствительность к отказам и неудачам;
    • Подозрительность;
    • Неправильное толкование дружественных или нейтральных действий окружающих;
    • Вера в теории заговора по отношению к самому больному или к правительствам и странам;
    • Сильные эмоции, которые возникают в связи со сверхценными идеями

    Сверхценная идея – суждение, которое имеет для человека особенное значение и эмоциональную окраску, поскольку тесно связана с системой ценностей. Эта идея преобладает в мышлении и подчиняет себе поведение человека, оказывает влияние на повседневную деятельность и взаимоотношения с людьми. Со временем сверхценная идея может приобрести характер бреда и спровоцировать серьезное психическое расстройство.

    Появление сверхценной идеи (сверхидеи) в сознании человека обычно связано с какой-либо психологической травмой. В отличие от бреда идеи могут иметь под собой реальную основу. Вторым существенным отличием является то, что человека одержимого сверхценной идеей можно переубедить с помощью логических доводов и доказательств. При бреде это представляется невозможным.

    Разнообразие сверхценных идей:

    • Идеи изобретательства. Человек предполагает, что совершил открытие, которое изменит жизнь общества, написал величайшее литературное или музыкальное произведение;
    • Идеи реформаторства. Человек полагает, что его идеи по изменению мира, устройства государства способны изменить все к лучшему;
    • Боязнь болезней. Человек убежден, что болен тяжелой болезнью. Если врачи не подтверждают диагноз, то он обращается к другим специалистам;
    • Идеи супружеской неверности. Человек уверен, что его партнер изменяет ему, при этом ревность не имеет под собой никаких оснований;
    • Фанатизм. Чрезмерная любовь к личности, с которой больной может быть даже не знаком;
    • Теории заговора. Человек уверен, что ход событий является результатом заговора группы людей;
    • Мистические идеи, связанные с порчей, сглазом, приворотом, колдовством;
    • Идеи преследования со стороны спец.служб, криминальных элементов, инопланетян;
    • Сучажничество – склонность писать жалобы в различные инстанции, подавать судебные иски.

    При параноидном расстройстве человек связно и подробно объясняет сверхидею окружающим, при этом возбуждается и может вести себя агрессивно. Он с трудом выполняет задачи не связанные со сверхидеей, отвлекаясь на ее обдумывание. Нарушается концентрация внимания, разрушаются отношения с близкими, если они не поддерживают человека в его суждениях. Любое противоречие вызывает конфликт. В остальном логичность мышления сохранена.
    Положительные стороны людей с параноидным личностным расстройством проявляются, только когда речь касается их сверхидеи.

    В детском и подростковом возрасте расстройство формируется. Появляются:

    • Завышенное самомнение. Стремление к лидерству, прямолинейность суждений, упрямство. Категоричность суждений.
    • Склонность обвинять окружающих в желании причинить вред, ущемить права, обидеть, управлять мыслями и поведением. В детстве частые жалобы на поведение других. Отнесение всего происходящего на свой счет, что связано с чувством повышенной собственной значимости.
    • Непереносимость критики и неудач. замечания вызывают озлобление и приступ гнева.
    • Отсутствие самокритики и чувства юмора.
    • Крайний эгоизм, полное равнодушие к вопросам, не касающихся своего «я».
    • Ограниченные односторонние интересы. Увлечение хобби, часто требующим концентрации и напряжения интеллекта.

    В юности и зрелом возрасте
    Самое позднее к 25 годам параноидное расстройство приобретает классическую форму:

    • Формируются сверхценные идеи, которые подчиняют себе всю деятельность и формируют поведение;
    • Равнодушие к сторонам жизни, не относящимся к сверхидее;
    • Отсутствие страха смерти, пренебрежение к собственному физическому здоровью, иногда к гигиене;
    • Враждебность и агрессивное отношение к окружающим, не поддерживающим его мнение;
    • Недоверчивость и подозрительность;
    • Опасения по поводу посягательств на их права, собственность, сексуального партнера.

    В зависимости от темперамента людей с параноидным расстройством принято разделять на 2 группы:

    1. Экспансивный тип. Имеют сильный темперамент, активны, склонны к приступам гнева, энергичны и суетливы. Отличаются повышенным настроением и работоспособностью во всем, что касается их сверхценной идеи.
    2. Сенситивный тип. Имеют слабый темперамент, пассивны, замкнуты, обидчивы и раздражительны. Склонны к депрессии, стыдливы, излишне ранимы. Имеют склонность к самоанализу и самонаказанию.

    Положительные черты:

    1. Целеустремленность;
    2. Увлеченность;
    3. Педантичность;
    4. Систематичность;
    5. Аккуратность;
    6. Настойчивость;
    7. Обостренное чувство справедливости.

    К какому доктору обращаться
    За помощью необходимо обращаться в психоневрологический диспансер. Лечением занимаются клинический психолог, психотерапевт, психиатр.

    Инфантильное расстройство (инфантилизм личности): что это такое, как проявляется и лечится

    Инфантильное расстройство личности – состояние человека, при котором он не имеет эмоционального равновесия. При этом влияние на него нестандартных ситуаций, стрессов и других неприятностей вызывает выраженную негативную эмоциональную реакцию, что приводит к расстройству всей эмоциональной сферы. Человек не может контролировать свои чувства враждебности, тревоги или вины. Проявляются тенденции в поведении, свойственные маленьким детям. Такие люди склонны к чрезмерным обидам, негативизму, своеволию и так далее.

    Характеристика расстройства, проявления

    Пациент внешне может ничем не отличаться от других людей, но его поведение выдаст проблемы с принятием решений, ответственностью за свое поведение, несамостоятельность.

    У человека проявляются детские черты. Он сначала не хочет, затем не может принимать самостоятельные решения, постоянно ищет поддержки своим решениям и мнению. Он не гибок в жизни: в сложных ситуациях действует только по сценарию, который заложен в его семье, знакомый с детства. Изменить в отношениях что-либо, чтобы отличаться от родительской семьи, такой человек также не может, это повергнет его в стрессовую ситуацию для психики. Такие люди не обязательно будут полностью послушны. Среди инфантилов есть и бунтари, которые желают постоянно опровергнуть родительские правила, установки. Но в конечном итоге они всегда отталкиваются от родительских стереотипов, поступая по ним или вопреки им.

    Во взрослом возрасте инфантильным людям сложно выстраивать длительные отношения. Женщинам вообще очень сложно с инфантильным мужчиной, мужчинам проще с такими женщинами. Но эти отношения не долговечны, так как здоровому от инфантилизма партнеру рано или поздно захочется взрослых отношений на равных, чего второй партнер дать не сможет без коррекции поведения. Возникает много трудностей у таких пар, которые часто обе стороны не преодолевают: инфантильные люди не стремятся брать ответственность на себя за сложные отношения, а другая сторона устает тянуть на себе все тяготы таких отношений.

    Инфантильность в последнее время присуща многим детям, взрослым. Все больше подростков, молодых людей растут, не подчиняясь каким-либо ограничениям в поведении, не понимая, как это выполнять не то, что хочется, а то, что надо. Они не берут ответственность за свои поступки, привыкают, что кто-то другой отвечает и решает за них. Пациенты очень плохо контролируют тревогу, страх, агрессию. Диагноз, подтверждающий это расстройство, можно поставить только после 17 лет, когда прошел период полового созревания, гормональная перестройка закончилась.

    Причины такого расстройства

    Причин инфантилизма много, как и при всех расстройствах личности. Нужно учитывать, что это разновидность психопатии, поэтому причинами расстройства могут быть социальные, физиологические, психологические факторы.

    1. Гормональные скачки в раннем подростковом возрасте. Простым людям, которые не имеют глубокие познания в медицине, сложно представить, сколько психических отклонений возникает по причине изменения гормонального фона человека. Особенно к таким расстройствам склонны женщины, у которых есть циклы с гормональными выбросами и период климакса. Гормональные скачки в комплексе со сложными жизненными ситуациями могут привести к депрессии, апатии и разного рода психозам, в том числе инфантильному расстройству личности.
    2. Навалившиеся в одночасье проблемы на работе, в личной жизни и других сферах при определенной предрасположенности приводят к данному расстройству. Эти причины могут привести к кратковременному проявлению инфантилизма, но возможно также возникновение психического расстройства.
    3. Психологическим фактором является неправильное воспитание в семье. Дети, выросшие в атмосфере всепрощающей любви, которые росли в комфорте, спокойствии, защищенности, гиперопеке, склонны к проявлениям такого расстройства. Оно начинает проявляться во взрослой жизни, когда такие люди сталкиваются со сложными проблемами, с которыми не могут справиться. Нежно любимые меланхолики особенно подвержены такому явлению, так как они по своему типу темперамента все проблемы воспринимают заведомо неразрешимыми. Неблагоприятная ситуация в семье, завышенные требования родителей, также ведут к инфантильности. Человек пытается подсознательно вернуться к раннему детству, когда ему все прощали, ни чем не нагружали, где он не брал на себя ответственность.

    Эти факторы основные в формировании инфантильного расстройства. У человека становится нестабильной эмоциональная сфера, и даже незначительные стрессы могут привести к обострению расстройства.

    Лечение этой патологии

    Лечение инфантильного расстройства довольно затруднено в первое время после проявлений патологии. Это связано с тем, что изначально расстройство не воспринимается как патология поведения личности. Окружающие замечают некоторые странности в поведении, но связывают это с характерологическими особенностями личности, ссылаясь, например, на ее лень, медлительность, легкомыслие и другие. Уже в зрелом возрасте можно определить расстройство по специфическим проявлениям, когда неправильные установки поведения личности уже глубоко укоренились.

    Часто это проблема рассматривается в плоскости психологической науки, так как лечение не требует применения лекарственных препаратов. Поэтому применяются только психотерапевтические методики и подходы. Но в крайних, пограничных состояниях возможно применение медикаментов.

    Медикаментозное лечение

    Медицинские препараты не являются главным терапевтическим методом при инфантильном расстройстве. Они применяются при выраженном обострении состояния пациента, когда к этому расстройству добавляется еще какое-либо расстройство личности или депрессивное состояние.

    Такое состояние в психиатрии называется смешанным расстройством личности. Они возникают довольно редко, и симптомы явления проявляются в зависимости от присоединенной патологии. Также лечение медикаментами зависит от степени развития расстройства. Если эмоциональная нестабильность достигает непозволительного уровня, возможно использование фитопрепаратов с успокоительным действием или другие подобные препараты. Часто используется Валерьянка, Глицин или Гилицисед, настои трав, обладающих успокоительным эффектом.

    Если расстройство сопровождается депрессивным состоянием, врачи иногда назначают антидепрессанты, которые помогают человеку восстановить обмен веществ, способствуют улучшению физического самочувствия. Антидепрессанты нового поколения сделаны так, что снижен до минимума риск появления побочных эффектов, которые приводят к угнетению нервной системы человека, токсическому воздействия на печень человека и другие.

    Применение медикаментов самостоятельно строго запрещено, так как дозировку и курс лечения определяет только лечащий врач.

    Психотерапия

    Психотерапия – это основной метод лечения данной патологии. «Лечебные разговоры» помогают человеку осознать свое инфантильное поведение, посмотреть на свои действия со стороны, проработать неправильные установки в жизни, заменив их на рациональные убеждения. Психотерапия осуществляется с помощью нескольких направлений в психологии. Самыми действенными из них является когнитивно-бихевиоральная психотерапия, психоанализ, классический и эриксоновский гипноз.

    Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

    Этот вид психологической терапии совмещает в себе несколько направлений психологии, поэтому по праву признается одним из наиболее действенных. Психотерапевты, работающие в данном направлении, уделяют внимание восприятию пациентом врача, структурированию сеанса и изменению когнитивной и поведенческой составляющей личности.

    Инфантильная личность всегда при первых встречах будет перекладывать ответственность за свое состояние, поведение на психотерапевта. Здесь необходим профессионализм специалиста, чтобы проявить эмпатию и сочувствие к состоянию больного, но также не брать на себя ответственность за его действия.

    Психотерапевты, использующие это направление для лечения инфантильного расстройства, помогают человеку обнаружить автоматические мысли, заряженные негативом, находить связи между этими мыслями и поведением пациента, анализировать вместе с ним эти автоматические мысли, чтобы подтвердить или опровергнуть их достоверность. Психотерапевт помогает более реалистично сформулировать эти мысли, что помогает пациенту осознать ошибочность своих утверждений. Главной целью психолога должна быть трансформация ошибочных утверждений, которые приводят к инфантильному расстройству.

    Конечно, в этом явлении основную роль играет воспитательная ситуация в детстве, отрочестве. Ребенку навязывается, что он еще маленький, ответственность брать за какое-либо дело еще рано, так как можно навредить себе или предметам. Все за него делает опекающий взрослый, что убивает в нем инициативу, ответственность, трудолюбие, смелость. Похожая ситуация при чрезмерном критиканстве. Когда дети пытаются что-то сделать (зона ближайшего развития по Выготскому – ребенок в определенные моменты готов психологически и физически развиваться, познавать что-то новое и выполнять определенные задачи), малейшая их погрешность воспринимается как тяжелейший грех. Такой ребенок вырастает с убеждением, что ни за что браться нельзя, так как потом будет критика, любая инициатива обязательно наказывается и так далее.

    Выявив такие иррациональные убеждения, автоматические негативные мысли, психотерапевт обучает пациента правильным действиям.

    Психоанализ

    Психоанализ помогает проработать обиды на значимых взрослых, определить срабатывающие психологические защиты, при любом начинании или принятии ответственности за малейшее задание. Психоаналитик уделяет довольно много времени изучению психологической ситуации в детстве, которая привела к отклонению в поведении.

    Помощь оказывается и в принятии себя со своими внутренними проблемами. Врач вместе с пациентом определяет, какие именно ситуации вызывают у него желание вернуться в детство, что именно во взрослой жизни приводит к стереотипам детского поведения, воспоминаниям о детском возрасте.

    Важно! Если для лечения инфантильного расстройства используется именно этот метод, врач должен быть высококвалифицированным, в противном случае (если опыт невелик или не много знаний в этом направлении) можно значительно ухудшить состояние больного. Это расстройство личности тесно связано с эмоциональной сферой человека, а классический психоанализ не применяется в лечении эмоциональных психозов.

    Для лечения используются методы психоанализа, чтобы осветить внутренний мир пациента, его чувства. Активно можно использовать арт-терапию – метод, основанный на психоанализе. Лечение длится от 3 до 5 лет.

    Для лечения используется фрейдистский или эриксоновский гипноз. В первом случае используются директивные методы, во втором более мягкие методы воздействия на психику пациента. Фрейдистский гипноз в последнее время менее популярен, так как пациент становится полностью зависимым от желаний врача, его мнения. Это не позволяет полностью нейтрализовать привычные формы патологического поведения. Гипноз применяется в крайних ситуациях, когда человек страдает серьезными формами заболевания.

    Чтобы избавиться от этой патологии потребуется максимум усилий со стороны пациента и его окружения. Для положительной динамики необходимо ввести режим дня, спортивные упражнения, стараться больше общаться. Поможет преодолеть симптомы расстройства развитие самоконтроля посредством постановки себе сначала незначительных задач, доведение их до конца и анализ затраченных сил, времени и качества результата.

    Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

    Причины возникновения и симптомы инфантильного расстройства личности

    Инфантилизм является одной из разновидностей расстройств личности.

    Выявить наличие проблемы можно по характерным признакам в поведении человека.

    О симптомах, признаках и лечении нарциссического расстройства личности читайте здесь.

    Описание расстройства

    Инфантильное расстройство личности — что это такое?

    Об инфантилизме свидетельствует незрелость физического облика или психики.

    Внешность человека или его поведение не соотносятся с реальным возрастным этапом, на котором он находится.

    В повседневной жизни проблема проявляется в неумении принимать самостоятельные решения, нести ответственность, объективно оценивать происходящие события.

    Такие люди кажутся не по возрасту наивными, нерешительными, несамостоятельными. У них сохраняется детское видение мира и такая же модель поведения. Нередко они сохраняют моложавый вид на протяжении всей жизни, даже взгляд кажется совсем юным и открытым.

    В МКБ-10 инфантилизм находится в разделе «другие специфические расстройства личности». Код — F60.8.

    Подобная проблема проявляется в детском или подростковом возрасте, сохраняясь и во взрослом состоянии. В некоторых случаях возможно развитие на фоне данного расстройства других психических проблем или одновременное сосуществование разных видов расстройств.

    Почему возникает?

    Наиболее распространенные факторы развития болезни:

  • Наследственность. Наличие родственников, страдающих патологиями психики, или родителей-алкоголиков часто приводит к появлению проблем у ребенка.
  • Гормональный дисбаланс. Гормональные нарушения могут привести к неконтролируемым проявлениям злости, агрессии, неумению сдерживать свои эмоции.
  • Неправильное воспитание. Одна из главных причин развития инфантилизма у детей — неправильный подход к воспитанию у родителей. Чрезмерная опека, неумение уважать в ребенке личность, нежелание давать ему свободу выбора — все это приводит к отсутствию умения мыслить и действовать самостоятельно.
  • Негативное влияние родителей. Неуравновешенные, непоследовательные и эмоционально нестабильные родители могут спровоцировать своим поведением появление проблем у ребенка.
  • Поражения головного мозга. При неблагоприятных условиях протекания пренатального, натального, постнатального периода могут развиваться различные инфекции, гипоксия, асфиксия, интоксикация.
  • Психические проблемы. Дети с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией с большей вероятностью могут страдать от инфантилизма, чем их здоровые ровесники.

    Развитию симптомов болезни способствует, в том числе, социальная дезадаптация, в которой прибывают дети.

    Виды и типы

    Инфантилизм — понятие достаточно многогранное.

    По этой причине существуют различные классификации данного явления.

    Инфантилизм бывает следующих видов:

    1. Физиологический. Это недоразвитие физиологических систем организма, которое внешне проявляется в телесной незрелости. Причина обычно кроется в нарушениях развития плода во время беременности, кислородном голодании, тяжелых болезнях у младенцев, наличии эндокринных или половых проблем.
    2. Психический. Поведение, демонстрируемое человеком, не соответствует тому возрасту, в котором он пребывает. Причиной могут стать врожденные расстройства психики или воздействие неблагоприятных факторов.

    Отставание проявляется неразвитостью эмоционально-волевой сферы, неспособностью нести ответственность за свою жизнь. Человек судит о жизни поверхностно и незрело.

  • Социальный. Проявляется в нарушении естественного процесса социализации. Индивид не в состоянии демонстрировать поведение, соответствующее его социальной роли. Он старается избегать ответственности, устраняется от решения серьезных задач. В настоящее время данное явление приобрело массовый характер из-за моды на потребительское отношение к жизни. Люди стремятся получать все, что хотят, не задумываясь о последствиях. Типичный пример социального инфантилизма — приобретение в кредит желаемой вещи без наличия соразмерного дохода для оплаты этого кредита.
  • Правовой. Незнание своих прав и обязанностей, совмещенное с отсутствием желания их изучать. Люди не стремятся разобраться в принципах работы правовой системы их государства, плохо разбираются в законах, не принимают участие в выборах, не интересуются текущей политической ситуацией.

    Подобное самоустранение связано с желанием снять с себя ответственность за все происходящее в обществе.

    Инфантилизм также разделяют на два типа:

    • тотальный — одновременное отставание в физическом, психическом развитии;
    • частичный — при соответствии физических параметров возрастным нормам присутствует незрелость психики.

    Также инфантилизм разделяется на два типа по половому признаку:

    1. Мужской. Обычно возникает на почве воспитания мальчика в неполной семье. Мать заменяет ребенку обоих родителей, отдает всю себя. В итоге он растет без модели мужского поведения перед глазами и привыкает получать желаемое без усилий со своей стороны. В зрелом возрасте такие мужчины демонстрируют сильную зависимость от матери — во всем ей потакают, постоянно советуются. Часто это легкомысленные весельчаки, которые не умеют планировать собственный бюджет. Из-за страха ответственности они избегают серьезных отношений с женщинами, а если и вступают в брак, то стараются привести жену в дом родителей. Как правило, выглядят внешне младше своих лет. Обижаются на любую незначительную критику их поведения.
    2. Женский. В этом случае обычно причина кроется в гиперопеке со стороны отца. Привыкшая к роли «принцессы» девочка ждет, что все окружающие будут потакать ее капризам. От будущего мужа она ждет такой же степени заботы и восхищения, как и от отца. Нередко такая особенность психики не расценивается противоположным полом как недостаток, поскольку многих мужчин устраивает подобное распределение ролей. Муж инфантильной женщины становится бесспорным главой семьи, а его супруга отвечает исключительно за дом и детей.

    Женская инфантильность становится проблемой, когда она мешает построить гармоничные отношения с партнером, желающим видеть рядом зрелую личность.

    Также негативная ситуация складывается, если неприспособленная к взрослой жизни особа оказывается один на один со своими проблемами. Часто инфантильные женщины демонстрируют неспособность испытывать глубокие чувства, искреннюю привязанность. Партнер для них является способом ухода от проблем.

    к содержанию ↑

    Симптомы и признаки

    Симптомы инфантильного расстройства:

    • боязнь ответственности;
    • застревание на этапе детских переживаний;
    • перенос вины за свои неудачи на других людей, на внешние обстоятельства;
    • отсутствие желания узнавать новое, развиваться;
    • неумение достигать желаемого;
    • установка, что все вокруг должны;
    • неспособность спокойно воспринимать отказ;
    • неумение ставить цели;
    • неприятие критики в свой адрес;
    • сильная зависимость от родителей;
    • желание переложить ответственность на кого-то другого в профессиональной сфере.

    Инфантильный человек проявляется крайнюю степень эгоцентризма. Он считает, что значение имеют только его желания и проблемы, а сложности других людей не вызывают никакого интереса.

    Такие люди занимают исключительно иждивенческую позицию — получать все, взамен не давая ничего.

    У них нет никакой цели в жизни, кроме стремления обеспечить себе максимально комфортное существование.

    По этой причине они часто совершают поступки, руководствуясь исключительно собственными желаниями и не задумываясь о последствиях.

    Инфантильный человек не способен объективно оценить свою личность, осознать необходимость работы над собой.

    Он не хочет решать проблемы, развиваться и подстраиваться под интересы других.

    Принципы лечения

    Лечебные мероприятия, назначаемые пациенту, зависят от причин возникновения заболевания и от его формы.

    Если проблема возникает на фоне других психических расстройств, то лечение концентрируется на борьбе с основным заболеванием.

    Если же инфантилизм носит психогенный характер, то помощь, прежде всего, проявляется в проведении психотерапевтической коррекции.

    Основные способы лечения:

  • Назначение препаратов. При выраженных эмоциональных и поведенческих нарушениях назначаются нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты. Если больной сталкивается с трудностями в процессе обучения, ему прописывают ноотропы. Коррекция поведения позволяет купировать имеющиеся проблемы и стабилизировать состояние.
  • Психотерапия. Это наиболее оптимальный способ работы с людьми, проблемы которых не вызваны имеющимися основными психическими расстройствами. Специалист помогает пациенту проработать детские переживания, преодолеть негативные шаблоны мышления и поведения. Во время общения психотерапевта и пациента прорабатываются эмоции, установки и реакции. Человек постепенно учиться адекватно и сообразно возрасту реагировать на любые ситуации.
  • Работа с родителями. Если пациентом психотерапевта является ребенок или подросток, большое значение имеет проведение консультаций с родителями. Часто положительное изменение психологического климата в семье и осознание взрослыми своих ошибок в воспитании ребенка помогает разрешить ситуацию.

    Специалист объясняет родителям о том, какое влияние оказывает их неправильное воспитание (гиперопека, подавление) на личность ребенка и к каким последствия это может привести.

    Служба в армии

    Люди, имеющие подобные проблемы, не допускается к службе в армии.

    Причина — постоянное нервное напряжение, которое испытывают такие больные.

    Прохождение срочной службы подразумевает нахождение в непростых бытовых условиях, необходимость строго подчинения вышестоящему руководству, постоянное пребывание в коллективе. В подобных неблагоприятных обстоятельствах у больных может усугубиться их психическое состояние.

    По этой же причине невозможна работа в силовых структурах или постоянная служба в военных условиях.

    Таким образом, простое инфантильное расстройство в настоящее время встречается достаточно часто.

    Решить проблему в детском возрасте можно при помощи работы с родителями, а взрослым пациентам требуется комплексная помощь специалиста.

    Клинический психолог о причинах инфантилизма:

    Читать еще:  Признаки психопатии у мужчин: особенности форм болезни
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector