Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Дидаскалейнофобия что это? Как избавиться от страха

Дидаскалейнофобия — это панический страх ходить в школу. Как и любая фобия, дидаскалейнофобия может развиться вследствие плохого опыта, связанного с предметом страха.

Симптомы дидаскалейнофобии

Явным признаком, дидаскалейнофобии, является страх, испытываемый рядом с школой.

Кроме этого, фобия имеет физические проявления следующего характера:

  • резкое увеличение или снижение кровеносного давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • расширение зрачков;
  • тремор в конечностях;
  • повышенное потоотделение;
  • изменение цвета кожных покровов
  • и др.

Причина возникновения дидаскалейнофобии

Страх это базовая реакция, которая призвана защитить человека, в опасной ситуации. При этом не важно, несет ли ситуация реальную угрозу жизни или мнимую, страх работает всегда одинаково.

Причины возникновения дидаскалейнофобии могут быть самые разнообразные. Развитие фобии, психологи связывают с влиянием, одного из следующих факторов:

  1. Генетический аспект — дидаскалейнофобия , могла возникнуть в результате родственной передачи. Возможно, в вашем поколении, кто-то испытывал такой же страх и теперь он вам достался по наследству.
  2. Травмирующее событие в детском возрасте — в большинстве случаев, источником развития страхов, является травмирующее событие произошедшее в детском возрасте. Из-за того, что событие имело давний характер, оно было забыто в сознании и отложено в подсознание.
  3. Неудачный опыт — если человек, совершил действие и оно принесло результат, который не ожидался, то в следствии этого может возникнуть страх.
  4. Навязанный страх — так как человек, относится к социальному виду, то соответственно он подвержен влиянию его собратьев. Страх — это явление заразительное, поэтому дидаскалейнофобия могла возникнуть в следствии полученной информации от друзей, сми, книг, фильмов и других источников.
  5. Подавленность — психические расстройства, стресс сильно изматывают организм. В следствии этого, ресурсов на поддержание активного состояния становиться все меньше. Что приводит к появлению различных фобий и страхов.

Как избавиться от дидаскалейнофобии?

Самый простой и известный способ избавиться от дидаскалейнофобии это взять преодолеть этот страх усилием воли. Однако на практике, на такое способен не каждый. Поэтому в психологической практики, использует несколько иные подходы.

Фармакологический подход

Для лечения страхов, а так же других психологических расстройств используют препараты разных групп.

  • Транквилизаторы: «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
  • Антидепрессанты: «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
  • Гипнотики: «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
  • Нейролептики: «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».

Обращаем внимание, что самостоятельное лечение, может привести к непредсказуемым последствиям. Так как множество из перечисленных здесь препаратов, имеют большое количество побочных эффектов. Определить дозировку и продолжительность курса, может только лечащий врач.

Психологический подход

Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:

  • Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
  • Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
  • Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
  • Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.

В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется курс Страха НЕТ. С его помощью, можно преодолеть страх всего за 14 дней. Эффективность используемой методики, уже признали многие практикующие психологи.

Что делать при боязни школы и как избавиться от Дидаскалейнофобии

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Дидаскалейнофобия – это панический иррациональный страх посещать школу.

У человека возникает ужас при мысли о том, что необходимо не просто зайти в столь пугающее здание, но и сидеть за партой, отвечать на уроке и так далее.

И сегодня мы попробуем разобраться, что именно провоцирует развитие данной фобии, а также по каким симптомам её можно диагностировать, а в дальнейшем и вылечить.

Что собой представляет?

Боязнь школы, которую еще называют школофобия или сколинофобия, является вполне распространённой среди детей.

Какой ребёнок с радостью бежит по утрам получать знания? Очень редкий, более характерным является нежелание даже близко подходить к зданию и просто вспоминать о необходимости делать уроки.

Перегруженность информацией, ограниченное количество свободного времени, а также специфика отношений с преподавателями, которые абсолютно разные в итоге вызывают стойкую неприязнь и страх школы.

Дидаскалейнофобия является непростым видом фобий по причине того, что диагностируется обычно на последних стадиях своего развития.

Ведь около 80% детей периодически жалуются, что больше не хотят ходить в школу. И в голову взрослым на это приходит в основном идея, что их ребёнок ленится, устал или попал в неприятную ситуацию, из-за которой отказывается проявлять учебную активность.

А фобическое расстройство в это время без лечения набирает обороты. Усиливаются соматические проявления в виде различных заболеваний организма, может наблюдаться депрессия, нервное истощение и бессонница.

Особенно, если родители стараются побороть лень, применяя насилие, как эмоциональное, так и физическое.

Поведенческие

  • Рассеянное внимание. Фоб не в состоянии сконцентрироваться на одной задаче, он вроде бы смотрит в книгу, читает её, но не понимает смысла слов. Не потому, что глуп, а в силу рассеянности;
  • Бесцельная ходьба из стороны в сторону. Чтобы сбросить нервное напряжение, которого в теле очень много, необходимо двигаться. Поэтому школьник может шататься, когда стоит, дёргать ногами, ходить туда-сюда, пытаясь хоть как-то справиться с тревогой;
  • Чувствительность. Под воздействием психического расстройства меняется характер человека. Он становится более эмоционально ранимым, впечатлительным. Взрослые порой путают эту особенность с капризами, ведь чадо обижается по любому поводу, плачет по причине и без, либо наоборот, агрессивно реагирует на малейший раздражитель.
  • Эмоциональный ступор. Нередко наблюдается противоположная реакция – оцепенение.
  • Навязчивые мысли. Малыш постоянно думает о необходимости посещать школу, разговаривает о своём нежелании, просит его пожалеть и разрешить остаться дома. То есть, одно из самых заветных желаний – это дистанционное обучение.

Соматические

При панической атаке происходят такие изменения в организме, как:

  • Дрожь в теле, в основном это тремор конечностей;
  • Нехватка воздуха из-за поверхностного частого дыхания, уровень кислорода в крови становится максимально высоким, вследствие чего возникает противоположный эффект – асфиксия;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом, в основном это диарея;
  • Тошнота, рвота;
  • Повышение кровяного давления, из-за чего может болеть голова;
  • Тянет и «стреляет» в области груди, что наталкивает на мысли о сердечном приступе;
  • Головокружение, потеря сознания;
  • Изменение цвета кожных покровов. Человек либо становится «мертвенно» бледным, либо наоборот, краснеет;
  • Усиленное потоотделение, причём независимо от температуры в помещении или на улице. Фоба от страха бросает в жар даже в сильный мороз.

  • Буллинг. То есть проявление эмоционального или физического насилия со стороны сверстников, старшеклассников. Чаще всего травля производится не одним человеком, а целой группой детей. Ощущая себя в позиции жертвы, человек обычно испытывает страх и бессилие. Состояние, естественно, при таких условиях ухудшается. Особенно учитывая тот факт, что малыш не получает поддержки со стороны родителей, учителей, которые порой могут и не догадываться о том, что происходит. Либо просто игнорируют возникшую ситуацию, считая, что он сам должен разобраться с обидчиками, показав свой характер и силу воли.
  • Сложности в общении с учителями. Случается так, что по каким-то причинам школьник становится непринятым непосредственно учителем. Да, они должны сохранять объективность по отношению к своим ученикам, но на практике не у каждого выходит. Люди бывают разные и порой не в состоянии контролировать себя. Соответственно, ощущая на себе неприязнь преподавателя, у школьника будет занижена мотивация посещать его уроки. И однажды психика не выдержит напряжения, которому ежедневно подвергалась.
  • Нагрузки. Порой взрослые, желая по максимуму развить своё чадо, занимают всё его свободное время кружками, занятиями с репетиторами, домашней работой и так далее. Испытывая давление и нагрузку, малыш поначалу начинает сопротивляться, болеть. И если родители не прислушиваются к его просьбам о личном времени. Считая, что он лентяй, и ничего не добьется с таким подходом – то вполне может возникнуть дидаскалейнофобия. Механизмы психологической защиты просто дадут сбой, желая оградить организм от истощения.
  • Авторитарный стиль воспитания. Жесткие требования родителей приносить домой только хорошие оценки. И использование только наказаний за непослушание, и неоправданность ожиданий вызывают стойкое неприятие к процессу обучения. Малыш до ужаса боится идти в школу, так как понимает, что, придя домой, папа или мама в любом случае его будут ругать, проверять дневник, тетради и так далее.
Читать еще:  Истерия: что это такое, как она проявляется и лечится

Фобические расстройства обязательно необходимо лечить. И не запугиваниями наряду с требованиями взять себя в руки, а у специалистов, которые вполне могут даже выписать лекарственные препараты.

Например, транквилизаторы и седативные средства, чтобы снять тревожность. Ребёнок способен испытывать несколько эмоций, которые друг с другом пересекаются – это страх и ужас.

Соответственно, необходимо, прежде всего, обеспечить ему возможность расслабиться, снять напряжение.

Если у него появились проблемы со сном, то полезно будет пропить снотворное. При депрессии – антидепрессанты.

Дидаскалейнофобия – это заболевание психики, которое вполне грозит не только общему здоровью, но и жизни малыша. Который, пытаясь избавиться от постоянно преследующего напряжения, рискует решиться на радикальный метод – самоубийство.

Так что, заметив первые симптомы наличия фобии, вместо того чтобы ругать его и упрекать в лени, отправьтесь вместе к психотерапевту.

В любом случае квалифицированная помощь специалиста не окажется бесполезной, даже если диагноз не подтвердится, малыш получит поддержку в других вопросах.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хотим рекомендовать статью о расстройстве, которое заключается не просто в страхе ходить в школу, но и в целом получать знания, опыт, навыки. Эта фобия называется софофобия.

Подписывайтесь на обновления сайта, и вы ежедневно будете получать порцию интересной информации, которая поможет развить кругозор, обрести гармонию и счастье, а также с пользой провести время!

Берегите себя и своих близких!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Откуда берется Апифобия и как избавиться от боязни ос и пчел?

Причины возникновения Лепидоптерофобии и методы избавления от боязни бабочек

Причины появления Гилофобии и методы избавления от боязни деревьев

Причины появления Арахнофобии и 2 метода избавления от страха

4 причины боязни змей и методы избавления от Герпетофобии

Боязнь ходить в школу: причины и лечение дидаскалейнофобии

Завышенные требования, непосильные физические и психологические нагрузки в общеобразовательных учреждениях оказывают негативное влияние на психоэмоциональное состояние школьника. В некоторых случаях ребёнок может стать изгоем и подвергаться насмешкам и издёвкам со стороны одноклассников. Он начинает отказываться посещать учебное заведение, впадает в депрессию, в результате чего у него появляется страх перед школой и развивается дидаскалейнофобия.

Определение термина

В переводе с греческого языка слово «фобия» означает «страх». Сам термин дидаскалейнофобия объясняется как боязнь ходить в школу. Этой фобией страдают только дети школьного возраста.

Очень часто родители не замечают проявления этой болезни у своих детей, а нежелание посещать образовательное учреждение объясняют ленью и капризами. Уже в начальных классах проблема боязни школы может встать остро, так как в этот период происходит адаптация к учебному заведению, распорядку дня и новым обязанностям, что в большинстве случаев с трудом даётся малышу.

Рекомендуется более внимательно и с пониманием отнестись к вопросу и выяснить истинные причины пропуска занятий, так как несвоевременное лечение может усугубить течение заболевания. В дальнейшем игнорирование фобии может привести к сильной агрессии и глубокой депрессии.

Причины заболевания

Следует отметить, что дидаскалейнофобия не развивается вследствие единичного случая психологической травмы. Боязнь школы может появиться тогда, когда ребёнок многократно и систематически подвергался переживаниям, травмирующим его неустойчивую психику. В итоге возникает состояние, когда школьник не способен совладать с подобными ситуациями, что приводит к развитию боязни школы. К наиболее вероятным факторам, влияющим на развитие этого психологического расстройства, относятся:

  • продолжительные издевательства со стороны сверстников, психологическое давление;
  • насмешки и подтрунивание одноклассников;
  • угрозы и постоянные запугивания ребёнка ровесниками или старшеклассниками;
  • тяжёлые физические и умственные нагрузки (посещение нескольких кружков или спортивных секций);
  • неприятие ребёнка одним или несколькими педагогами;
  • критика со стороны учителя перед всем классом.

Боязнь школы также может развиться по совершенно нетипичной причине. Некоторые дети боятся, что в период их отсутствия с родителями случится нечто плохое и поэтому пытаются всяческими способами избежать посещения учебного заведения.

В современном обществе посещение школы является обязательным и представляет собой один из этапов формирования личности человека. Поэтому так важно своевременно прислушаться к ребёнку и постараться вовремя помочь ему справиться с фобией.

Симптомы боязни школы

Началу заболевания предшествуют определённые признаки, которые характеризуются «классическим» набором тревожных состояний. Дидаскалейнофобия определяется следующими симптомами:

  • повышенным потоотделением;
  • учащённым сердцебиением и пульсом;
  • появлением спёртости в области грудной клетки, удушьем;
  • затруднением дыхания, асфиксией;
  • ощущением мышечной слабости;
  • предобморочным состоянием;
  • расстройством пищеварительной системы: тошнотой, диареей;
  • головными болями.

У детей, страдающих подобными расстройствами нервной системы, в поведении проявляются ступор, оцепенение, нервозность, агрессия, чрезмерная обидчивость. В стрессовых ситуациях они могут себя неадекватно вести и ходить из стороны в сторону. Следует вовремя обратить внимание на подобные симптомы и не принимать их за капризы ребёнка.

Лечение фобического состояния

Для того чтобы искоренить страх перед школой, в первую очередь необходимо поговорить с ребёнком, постараться добиться доверительных отношений с ним. Но не всегда школьник может объяснить, что именно его пугает, и самостоятельно разобраться в причине боязни. Особенно это относится к детям, учащимся в начальной школе.

В таком случае будет полезно обратиться к детскому психологу. Регулярно посещая сеансы психотерапевта, ребёнку будет легче понять причину страха. Специалист объяснит школьнику, как правильно поступать в тех случаях, когда обижают сверстники, унижают его и издеваются. Ребёнок научится правильно выходить из подобных конфликтов и избегать их в будущем. Параллельно с психологическим тренингом врачом может быть также назначено следующее лечение:

  1. Медицинские препараты. Детям в основном прописываются специальные антидепрессанты, подходящие им по возрасту, либо седативные средства.
  2. ЛФК и курс упражнений для избавления от страха.
  3. Массаж и физиотерапия.
  4. Занятие спортом. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие уверенности в себе и повышение самооценки.

Профилактика психологического расстройства

Избежать развития болезни и перехода лёгкой тревожности в панический страх легче, чем впоследствии бороться с психическим расстройством. К счастью, фобии лечатся довольно легко, но в большинстве случаев не обойтись без последствий. Даже после успешного прохождения курса лечения есть вероятность того, что останутся некоторые поведенческие привычки и негативные реакции на раздражители. Поэтому так важно оказать школьнику своевременное лечение, взять ситуацию под контроль на ранних этапах развития фобии.

Важно проводить профилактику дидаскалейнофобии, поскольку практически каждый ученик подвержен стрессам в период учебного года. Начиная с первых классов, родители нередко являются свидетелями отказа детей делать уроки. Они часто слышат об их нежелании учиться и ходить в школу. Это не всегда свидетельствует о развитии дидаскалейнофобии, но риск возникновения страха перед школой в таких случаях есть. Поэтому стоит прислушиваться к своему ребёнку, которому так необходима моральная поддержка. Любая критика и наказания в такие моменты являются дополнительными стрессами для малыша.

Если ребёнок отказывается посещать учебное заведение, то не стоит всё списывать на капризы, а следует поговорить с ним, выяснить истинные причины его нежелания ходить в школу и поддержать его.

Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

Что такое дидаскалейнофобия

Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх». Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».

Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз. Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».

Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.

Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.

Читать еще:  Адеметионин: инструкция по применению, стоимость и отзывы

Симптомы дидаскалейнофобии

Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

  • удушьем;
  • затрудненным дыханием;
  • учащенным и сильным сердцебиением;
  • интенсивным потоотделением;
  • ощущением дрожи в теле;
  • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
  • ощущением дискомфорта в груди и т.д.

Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами. Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии. В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Профилактика дидаскалейнофобии

Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха

Интеллектуальные и физические перегрузки, конфликты с одноклассниками или учителями, сложности в усвоении программы – эти и другие проявления школьной дизадаптации являются причинами боязни ходить в школу. Как называется фобия, что это такое, как проявляется, и как с ней бороться, расскажет психология.

Что такое дидаскалейнофобия

Что такое дидаскалейнофобия? Так называется боязнь школы. Этот вид страха присущ исключительно школьникам. Многие дети капризничают и говорят, что не хотят идти в школу. Но в некоторых случаях это может быть вызвано не ленью и желанием поспать подольше, а паническим страхом. Перед чем? Перед учителями или одноклассниками, перед школьной программой, перед отдельным предметом, перед критикой родителей за плохие отметки и т.д.

Причины дидаскалейнофобии

Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.

Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):

  • издевательства одноклассников (буллинг);
  • конфликты с учителями;
  • частые конфликты с одноклассниками;
  • позиция изгоя;
  • повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • строгость и давление учителей;
  • строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
  • другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).

К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе, дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.

Проявление боязни школы

Можно заметить психосоматические проявления фобии:

  • чувство удушья;
  • проблемы с дыханием;
  • тахикардия и аритмия;
  • повышенная потливость;
  • дрожь;
  • головокружение и головная боль;
  • слабость в ногах;
  • боль и напряжение в мышцах;
  • боль в груди;
  • обморок;
  • диспепсия;
  • оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
  • синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
  • неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
  • нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.

Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.

Как избавиться, перестать бояться школы

Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

Помощь психолога

В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

Арт-терапия

Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

Когнитивно-поведенческая терапия

Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

  1. Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
  2. Почему ты боишься одноклассников?
  3. Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
  4. Что будет, если ты получишь плохую оценку?
  5. Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
  6. Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
  • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
  • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
  • поучаствовать в школьном мероприятии;
  • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

Помощь родителей

В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

Что еще должны сделать родители:

  1. Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
  2. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
  3. Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.
Читать еще:  Панические атаки при шейном остеохондрозе: методы лечения

К чему приводит фобия

Если ребенка не отвезти к психологу, то течения фобии осложнится. Появятся вторичные психические расстройства, панические атаки, депрессия. Школьная дезадаптация и десоциализация будет усиливаться, ребенок начнет сбегать с уроков или из дома. Проблемы с учебой приведут к трудностям в дальнейшем самоопределении, выборе профессии. А также к последствиям фобии относится снижение самооценки, неуверенность, пассивность, замкнутость, неготовность к самостоятельной жизни.

Профилактика страха перед школой

Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

Дидаскалейнофобия («страх школы»): причины, симптомы и лечение

Дидаскалейнофобия – это фобия, характерная исключительно для школьного периода и переводится название буквально как «страх школы». К сожалению, эта болезнь редко обнаруживается родителями на своих начальных стадиях. А нежелание детей посещать учебное заведение объясняется через обычную лень или капризность. И все же при принципиальных и особенно демонстративных отказах в посещении школы родителям стоит присмотреться к своему ребенку.

Важно знать

В сегодняшней психотерапевтической практике можно заметить следующую закономерность – тревожно-фобические расстройства все чаще встречаются у детей. В общем, эти формы расстройств «молодеют».

Эта фобия не замечается взрослыми и по менее понятным причинам: многие думают, что если у ребенка есть психологическое нарушение, то его «сумасшествие» обнаруживается постоянно, в любых делах и с одинаковой выраженностью. К сожалению, в реальной жизни это не так. Фобии связаны с конкретными объектами-причинами, и если отгородить человека от объекта его страха, то его поведение (не всегда, но в большинстве случаев) внешне будет выглядеть вполне адекватным.

Игнорирование этой болезни – непростительное упущение со стороны взрослых. Во-первых, детская психика очень пластична и фактически находится еще на стадии становления и длительные патологические явления в итоге способны искалечить ребенка. Во-вторых, у детей с большей скоростью наступает состояние «изношенности» нервной системы, что способствует развитию вторичных патологий, вроде депрессии, астении, приступов паники и более тяжелых расстройств. Теперь охарактеризуем симптомы заболевания.

Как и большинство страхов, боязнь школы включает в себя «классический» набор предпанических состояний:

  • трудности дыхания;
  • спертость в груди, удушье;
  • учащенный пульс, и сильное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • тремор;
  • мышечная астения;
  • предобморочные состояния;
  • побледнение лица и т.п.

В то же время эти симптомы обнаруживаются чаще всего при неотвратимости похода в «логово страха». В общем-то, они не проявляются. Их место занимает общая тревожность, разговоры о нежелании посещать школу и менее заметные вещи.

Также данная фобия связывается и с психосоматическими реакциями. У детей чаще всего жалобы касаются болей в животе, тошноты, головокружений, трудностей с дыханием и общим недомоганием.

Обратим внимание, что дети чаще, чем взрослые соматизируют (превращают психический недуг в телесный симптом) свои страхи. Участившиеся приступы астмы, появление язвенных признаков в желудке и сильные аллергические реакции без объяснимой внешней причины могут быть признаком психологического неблагополучия.

И весьма удивительное, но часто обнаруживаемое у детей проявление страха: боязнь школы зачастую переживается как нечто чуждое и ненормальное, ребенок начинает испытывать «страх в страхе» — возникает опасливое отношение к своим приступам. В особенности ярко такая боязнь обнаруживается у детей, которым четко дают понять, что их поведение абсолютно неприемлемо и ненормально.

И чем взрослее ребенок, тем острее он боится сойти с ума из-за своей боязни. Многие дети отдают все свои психические ресурсы на то, чтобы преодолеть боязнь школы, однако действует известный физический закон: сила действия равна силе противодействия. Чем сильнее ребенок пытается спрятать свою «аномалию», тем с большей вероятностью и силой она проявится.

В тревожном приступе такие дети обнаруживают либо повышенную и бессмысленную активность, либо же впадают в ступорозное состояние. Такие проявления должны быть вовремя замечены – ведь их трудно спутать с обычными капризами.

Причины страха

Сразу заметим, что крайне редко школьная фобия развивается ввиду единичной психологической травмы (в отличие от схожего страха – софофобии). Подобное фобическое нарушение развивается у детей, которые длительно и регулярно подвергаются травмирующим психику переживаниям. В момент, когда у ребенка не остается ресурсов на совладание с подобными ситуациями, развивается школьный страх.
Некоторые вероятностные причины развития страха школы:

  • издевательства со стороны школьного «тирана» — буллинг;
  • жестокие шутки и давление со стороны коллектива школьников – моббинг (самый опасный период 4-5 классы;
  • угрозы и насилие со стороны сверстников и старшеклассников;
  • чрезмерная интеллектуальная загрузка ребенка (в том числе и помимо школы);
  • давление со стороны педагогического коллектива;
  • систематическое унижение ребенка (например, самый плохой ученик класса).

Также школьная фобия может обнаруживать в своей основе причины, никак не связанные со школой. Они чаще обнаруживаются у детей в неполных семьях, семьях с патологическими стилями воспитания и семьях со смещением ролевых позиций. Последнее (роли в семье) касается, например, ребенка, который занимает позицию «отца» ввиду отсутствия отца дома либо его патологических привычек. Фактически ребенок начинает брать на себя непомерную ответственность за благополучие семьи, а школа становится серьезной помехой на пути реализации такой роли.

Профилактика и лечение

Несмотря на то, что тревожно-фобические нарушения поддаются коррекции, заболевание проще предотвратить, нежели вылечить. Такая фобия начинает развиваться с первых классов. Поначалу это может обнаруживаться, как невозможность ребенка включиться в новый учебный процесс, капризность. Позже появляется открытый отказ ходить в школу или саботирование учебных занятий и домашних заданий.

Такие проявления не являются указанием на то, что фобия в скором времени захлестнет ребенка, однако в эти периоды дети испытывают острейшую необходимость в мягкой поддержке со стороны родителей.

Любые невротические и истерические реакции родителей, вроде крика, давления на ребенка, отказа от выяснения причин и простого игнорирования – лишь развивает патологию. Лучшая профилактика боязни перед школой – это налаженное общение со своим ребенком и совместный отдых.

Лечение же в основном требует психотерапевтического вмешательства. Поскольку многие «взрослые» терапии не работают в мире детей, то и подход к психокоррекции здесь несколько иной. В большинстве своем может использоваться игротерапия, разбавленная беседами с ребенком о его состоянии.

Хорошим подспорьем и контролером успешности терапии может (и должен!) стать школьный психолог. Он занимается скринингом состояния ребенка в «естественной среде» и помогает реадаптироваться в школьных условиях. Отлично помогают и многие групповые тренинги (коммуникативных навыков, конфликтного взаимодействия и т.п.), которые также могут проводиться в рамках школьного психологического кабинета.

Здесь важен момент, чтобы школьный психолог получал максимальное количество информации о терапии ребенка другим специалистом.

Безусловно, важна и работа со всем школьным коллективом, если причинами фобии является буллинг или моббинг. В принципе, с этими обязанностями должен справляться школьный психолог или же приглашенный специалист.

Ограничение при приеме лекарств

Особое место в лечении этого заболевания занимают психофармакологические препараты. Здесь возникают две сложности: во-первых, средний возраст пациентов (дети/подростки) ставит задачу подбора максимально безопасных препаратов; во-вторых, любые препараты, изменяющие химический статус нервной системы могут дать непредсказуемые осложнения у детей из-за того, что ЦНС еще формируется и перестраивается.

Поэтому целесообразно назначать психофармакологическую терапию лишь в крайне тяжелых случаях, когда ребенок с трудом контролирует свои состояния. Более того, любое вещество должно быть подобрано исключительно в индивидуальном порядке.

В менее ярких случаях достаточно психотерапии и лечения социальным окружением. Здесь оговоримся, что это авторское мнение, и оно носит несколько идеализированный характер. Единственное, в чем согласны все терапевты – это строжайший запрет на самовольный прием лекарств.

Итак, поддержка ребенка, понимающая позиция и умение вовремя заметить проблему – вот ключевые моменты, которые помогут распознать, предотвратить или преодолеть заболевание.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector