Элективный мутизм: что это, критерии диагностики и лечение

Элективный мутизм: что это, критерии диагностики и лечение

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм ( от латинских слов electus – «избранный» и mutus –«немой») – это выборочное или избирательное молчание, немота. Страдающий этим психическим расстройством ребенок прекрасно слышит и понимает речь, может говорить, но в определенных ситуациях отказывается это делать.

Такую немоту, обусловленную психологическими факторами, называют также селективной, психогенной, парциальной, ситуационной, характерологической, добровольной. Данное расстройство довольно редкое – встречается у 1 из 150 детей, независимо от пола, географии, социального уровня. Как правило, свойственно оно ребенку, начинающему образовательный процесс: во многих ясельных группах и начальных школах есть хотя бы один такой малыш.

Однако в последнее время была выявлена такая тенденция: элективный мутизм стал чаще появляться в среде детей мигрантов (девочки), недавно переехавших из своей родной страны.

Это расстройство, относящееся к тревожным, дает о себе знать в раннем возрасте, но тогда его обычно списывают на черты характера малыша, излишнюю застенчивость и т. д. Сильнее оно проявляется в период, когда дитя начинает выходить из семейного круга и взаимодействовать с не близкими ему людьми (садик, школа). Меняется обстановка, окружение и это очень страшит маленького человечка.

Основа элективного мутизма – пассивная агрессия, которую ребенок не может выразить другим способом в силу неуверенности в себе, робости. Средств самовыражения у него пока мало, он не может в полной мере выразить свои чувства, желания, проблемы. Молчанием малыш протестует против давления общества, родительского контроля и непонимания, гиперопеки, травмирующей его психику ситуации. Он не желает устанавливать контакт, так как его здесь не понимают, и становится безмолвным на время, считая, что проблемы решатся сами собой.

Такая избирательная немота продолжается до нескольких месяцев и проходит сама по себе. Но есть и такие случаи, когда расстройство длится намного дольше, остается и может проявиться у подростка и взрослого человека, протекая гораздо тяжелее, чем в «нежном» возрасте. К нему прибавляются и фобии, социальные тревожные расстройства, самоизоляция. Жизнь становится невыносимой. Поэтому такую патологию обязательно следует лечить.

Развивается селективный мутизм на базе психологических особенностей человека, а спусковым крючком служит воздействие окружающей среды.

  • отклонения психики – задержка психического развития, дефекты речи, шизофрения на начальном этапе;
  • неврологические нарушения – неустойчивая нервная система, истерический невроз, черепно-мозговые травмы, опухоли, нейроинфекции и другие органические поражения мозга;
  • эмоциональная составляющая характера – ранимость, природная молчаливость, равнодушие, застенчивость, впечатлительность, любовь к уединению, тревожность, привычка подавлять агрессию;
  • особенности воспитания и некомфортный климат в семье – полный контроль жизни ребенка, гиперопека, нехватка внимания, агрессия, насилие;
  • наследственность – неуверенные родители с депрессивными расстройствами и высоким уровнем тревожности;
  • стрессовая психотравмирующая ситуация – развод родителей, смерть близкого человека, насилие, авария, переезд семьи в другую, незнакомую страну.

Существует заблуждение, что психогенная немота связана с аутизмом. На самом же деле это совершенно разные патологии. При этом они обе могут развиться у одного и того же ребенка.

Виды элективного мутизма

Как уже упоминалось, у детей такое расстройство может быть:

  • проходящим (транзиторным) – спровоцированное психотравмой;
  • постоянным (континуальным или непрерывным) – психологически обусловленным.

Существует и классификация по особенности течения избирательной немоты:

  1. Пассивно-агрессивная – «оружие» для воздействия на окружающих.
  2. Фобическая речевая. Молчание сопровождается ритуальными действиями, страхом услышать свой голос.
  3. Симбиотическая. Сильная связь с одним из родителей (родственником), к остальным отношение манипуляторное, подчиненное.
  4. Реактивная. Осложнение от стресса и полученной от него депрессии.

Симптоматика

Ребенок перестает говорить в воспитательно-образовательном учреждении в присутствии определенного или любого учителя. Может он молчать и при каком-либо взрослом человеке, при этом со сверстниками он общается прекрасно. Возможно и полное отсутствие социального взаимодействия с детьми из своей группы или одноклассниками.

Редко немота проявляется только дома, а в детском саду или в школе малыш охотливо болтает.

В учебном процессе такой ученик участвует, слушая урок внимательно. Усвоенные знания можно проверить письменно, и они вполне неплохие.

Молчащий ребенок устанавливает контакт с помощью движений, мимики. В тяжелых случаях он боится смотреть в глаза определенным людям, прикасаться к ним, поджимает ноги, скручивает тело.

Напряжение больной пытается снять ритуальными действиями: раскладыванием игрушек, канцелярских принадлежностей, мытьем рук. Со временем он становится агрессивным, непослушным. Такой сын или дочь сильно привязывается к матери, не в состоянии существовать в ее отсутствие. Далее возможна задержка речевого развития, тики, энурез, и т. п.

Отсутствие адекватного лечения грозит осложнениями: вторичными психогенными расстройствами. Развивается хроническая депрессия, страдает личностное и интеллектуальное развитие, словесно-логическое мышление. Усвоение школьной программы происходит все хуже, под угрозой поступление в специальное или высшее учебное заведение, получение профессии, хорошая работа. Человек не в состоянии наладить контакт с людьми, так как не может выразить свою мысль, самоизолируется.

Родители должны быть внимательны к своему чаду и сразу же обращаться к специалисту, не считая, что оно перерастет свою проблему и все наладится.

Бить тревогу нужно в случаях, если ребенок:

  • молчит на уроках, отказывается выступать публично, общаться на людях;
  • отлично говорит дома, наедине, в пустой аудитории;
  • не говорит около двух месяцев;
  • у него отсутствуют психические или когнитивные расстройства.

Диагностика

Для установления диагноза «элективный мутизм» необходимо обследование психиатра. Проводится наблюдение за юным пациентом, опрашиваются родители. Для подтверждения расстройства требуется выяснить следующее:

  • понимает ли ребенок речь как таковую. Определяется это тем, может ли он кивком головы выразить отрицание/согласие, выполнить команду/просьбу;
  • использует ли пациент вообще когда-нибудь устную речь, достаточна ли она для общения, способен ли он выразить понятно свою мысль.

Врачу необходимо исключить другие заболевания:

  • детскую шизофрению с присущим ей набором симптомов (галлюцинации, бред и т. д);
  • р анний аутизм, при котором речь нарушена изначально и психика развивается особым образом;
  • шоковые состояния – они сопровождаются паническим страхом, острым началом, кратковременностью, моторной заторможенностью;
  • неврологические заболевания – подтверждаются исследованиями мозга;
  • истерическую немоту, отличающуюся завышенной самооценкой, склонности к фантазированию, потребности внимания. Страдающий психогенным мутизмом пациент, наоборот, старается быть незаметным, робеет.

Поэтому психолог подключает психолога, сурдолога, невролога, отоларинголога, окулиста, используются инструментальные исследования.

Основной способ лечения избирательной немоты – психотерапия. Ее задачей является устранение депрессий, тревоги, социальных фобий, выработка навыков социальных коммуникаций.

Используются такие методы:

  1. Когнитивно-бихевиоральная терапия. Психолог работает с пациентом индивидуально, изыскивая способы налаживания контакта. Специалист читает сказки, вместе они лепят, рисуют. Творчество помогает ребенку выразить свои негативные эмоции, переживания. Суггестивная терапия (внушение) позволяет скорректировать отношение пациента к социуму, а игровые техники помогают получить навыки коммуникации с применением речи.
  2. Поведенческие групповые тренинги. В их ходе больной контактирует с людьми разных возрастов вербально, личностно. Так ему удается преодолеть застенчивость. Закрепленные навыки поощряются похвалой.
  3. Семейное консультирование подразумевает работу с родителями. Им дают полную информацию об элективном мутизме, учат способам общение с детьми, говорят, насколько важна последним похвала. Они также приобретают умение стимулировать развернутые высказывания своих чад. Родителям нужно поддерживать своего ребенка, помогать ему.

В лечении принимает участие и логопед. Он поправляет артикуляционные нарушения, улучшает речь, делает ее четкой и хорошо понятной.

Редко используется фармакотерапия. Она показана при депрессиях, социальных фобиях, тревогах. Психиатр может выписать ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты.

Психогенной немоте ранее уделялось мало внимания, ее изучение почти не велось. Ситуация изменилась совсем недавно: медицинское и педагогическое сообщество стали подходить к отказу детей говорить более серьезно.

Постоянно идут исследования, повышается объем знаний психотерапевтов, психологов, педагогов-логопедов. Поэтому сейчас родителям не слишком сложно найти подходящих специалистов, но необходимо, чтобы они имели соответствующий опыт и квалификацию.

Если терапия и коррекция начата своевременно, то с расстройством можно справиться за полгода. Эффективность лечения зависит от того, есть ли у пациента какие-либо дополнительные трудности, а также степени вовлечения в процесс и сотрудничества всех, кто имеет отношение к этому ребенку.

Лечение с задержкой в один – два года будет длительнее, а если она составила 3–10 лет, то улучшения будут незначительными и придется потратить очень много времени.

Чтобы избежать развития элективного мутизма у своего ребенка, нельзя ставить его в жесткие рамки, тотально контролировать. Нужно оказывать ему помощь в решении проблем, поддерживать, учить самостоятельности. Отношения в семье должны быть построены не на подчинении, а на сотрудничестве. Человечек должен расти в благоприятной среде, в атмосфере любви.

Вот несколько советов родителям:

  • выполнять обещания. Детям важно знать, что взрослые держат слово;
  • наказывать адекватно. Жестокости малыш с неокрепшей психикой не выдерживает, поэтому вместо физического наказания целесообразней использовать понятные объяснения;
  • не выполнять любые прихоти – так он быстро научится манипулировать;
  • сменить окружение. Если расстройство возникло на почве психотравмы, которую малыш перенес в воспитательном или учебном заведении, то лучше перевести его в другое;
  • постоянно посещать психолога и невролога, относиться к рекомендациям специалистов очень серьезно.

Ребенок должен иметь право выбора, высказывать свое мнение, ему нельзя запрещать выражать свои эмоции.

Чтобы патология не была запущена и были вовремя приняты меры к ее устранению, необходим точный диагноз. Поэтому незамедлительно обращайтесь к психиатру, если ваше чадо может, но не хочет говорить в определенных ситуациях. Очень внимательно к молчаливому ребенку должны отнестись воспитатели и педагоги – как раз они первыми могут заметить что-то неладное в поведении воспитанника или школьника. Всем им нужно помнить о том, какую серьезную опасность несет элективный мутизм.

ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ. ЭТИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ.
консультация (старшая группа)

Элективный мутизм.

Психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар. В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями. Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ? ЭТИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ.

Элективный мутизм.

Психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар. В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями. Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей.

Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;

Речевые расстройства.

Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта.

Расстройства интеллекта.

Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ. Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость. Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах. Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания. В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно. Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа. Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Читать еще:  Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Этиология элективного мутизма

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами. Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма.

Сопутствующие психопатологические отклонения.

Индивидуальные особенности черт характера ребенка;

обстоятельства окружающей среды;

социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей.

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина. Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации. В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться. Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

Проявления элективного мутизма.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции. Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Если ребенок не поддерживает общения с окружающим миром.

Как известно, общение для ребенка — основной способ познавать окружающий мир. Причины возникновения избирательного мутизма до сих пор не ясны, но к ним может относиться повышенное беспокойство малыша, его ранимость и чувствительность, гиперопека со стороны одного из родственников и многие другие факторы, присутствующие в основном в семье. Совершенно ошибочно окружающие могут «приписывать» ребенку-мутисту диагноз аутизм. Но это два совершенно разных заболевания, как по природе, так и по своим клиническим проявлениям. Лечение элективного мутизма у детей должно быть комплексным. Над ним должны работать и в семье, и в школе, и в больнице. В противном случае избирательный мутизм, оставшийся без внимания родителей, может стать причиной изоляции, низкой самооценки и развития социальных тревожных расстройств. Чтобы избежать печальных последствий, нужно с особым вниманием относиться к состоянию своего ребенка и при малейших тревожных его изменениях обращаться к специалистам.

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей – это психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги.

Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Дифференциальная диагностика

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Элективный мутизм: причины, проявления и психотерапевтическое лечение

Термин «элективный мутизм» переводится как «избирательное молчание». Встречается этот феномен у детей старше 5 лет, вернее, с этой проблемой обращаются к врачу в этом возрасте. Начинается это расстройство примерно в 3 года, и только иногда позже. Это отказ от речи в определенных обстоятельствах при полном понимании того, что происходит вокруг.

Читать еще:  Арахнофобия (боязнь пауков): причины, симптомы, лечение

Что это такое

Элективный мутизм называют еще селективным, избирательным, выделяя типичные ситуации. В МКБ-10 этому явлению соответствует раздел F94.0, входящий в главу 10 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте».

Отдельно указано, что селективный мутизм не включает случаи, когда есть общие нарушения психологического развития, расстройства речи и языка (расстройство артикуляции, потеря слуха, умственная отсталость, последствия повреждения мозга), состояние разлуки у малышей и шизофрению. Таким образом, элективный мутизм – это состояние, при котором нормальный во всех отношениях ребенок отказывается говорить в каких-то особых ситуациях, хотя он отлично пользуется речью в другой обстановке. К врачу обращаются тогда, когда избирательное молчание нарушает социальную адаптацию. Обидно, что к моменту обращения дети избегают общения в некоторых ситуациях уже около 2-х лет. Это состояние нужно лечить, чтобы не было проблем во взрослой жизни.

Критерии диагностики

Элективный мутизм – явление редкое, его частота находится в пределах десятых долей процента (до 0,2%). Девочки болеют чаще.

Для того чтобы выставить такой диагноз, расстройство у ребенка должно соответствовать определенным критериям:

Ребенок может свободно общаться дома с родными или на улице с друзьями, но полностью замолкать при приближении к школе, кружку, секции или неприятному для него взрослому.

Несомненно, такая реакция относится к тревожной. Элективный мутизм – возможность для ребенка предотвратить вторжение в собственную личность или изолировать себя от ситуаций, который для него непереносимы.

Кто в группе риска?

Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

Бывают семьи, в которых на протяжении многих поколений встречаются тревожность и излишняя застенчивость, неуверенность в себе. Ребенок, родившийся в такой семье, даже при изначально устойчивой нервной системе поневоле перенимает от взрослых паттерны (шаблон, образец, модель) патологического реагирования. Такой малыш по умолчанию боится всего нового – контактов, впечатлений, достижений.

Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

Причины возникновения

Избирательный мутизм относится к расстройствам тревожного спектра. Дети, страдающие этим расстройством, изначально имеют такие особенности характера:

  • склонность к уединению, стремление к избеганию контактов;
  • молчаливость, все ответы нужно «тащить клещами»;
  • склонность к агрессии, которая возникает вслед за внешним равнодушием;
  • острые эмоциональные реакции в ответ на любое изменение жизненных обстоятельств – переезд, появление новых членов семьи, посещение нового детского коллектива;
  • плохой эмоциональный контакт с другими сверстниками и взрослыми, душевная черствость;
  • низкая потребность в общении.

Первая эмоция, которая возникает у таких детей при контакте с незнакомыми людьми или обстановкой – тревога. Именно она «тормозит» речь в незнакомых для ребенка обстоятельствах. Когда малышу комфортно, он находится в привычной для себя среде, тревога проходит, и речь восстанавливается.

Дети, у которых впоследствии развивается элективный мутизм, изначально робки, застенчивы, испытывают беспричинное беспокойство, сильно нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Особенности характера передаются по наследству, имея свойство усиливаться через поколения.

Жизненные обстоятельства, которые другие дети переносят спокойно, едва замечая – переезд, перемены в детском коллективе, обиды – становятся для таких малышей психотравмирующими. Более значимые события – развод родителей, смерть близких, новый коллектив – могут полностью истощить адаптационные механизмы чувствительного малыша, и он замыкается в себе, что внешне проявляется отказом от речи.

Причиной возникновения может гиперопека, особенно со стороны матери. Когда ребенок не имеет ни малейшего шанса сделать что-то самостоятельно, это вызывает в нем протест, но у него нет никаких средств противостояния подавлению личности, кроме молчания.

Особую тревогу родителей должен вызывать элективный мутизм в присутствии взрослых противоположного пола. Это может говорить о том, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Медикаментозное лечение

Используется крайне редко, только для снятия тревожности, коротким курсом и в низких дозах. Применяются препараты из группы СИОЗС или ингибиторы обратного захвата серотонина. Это Сертралин, Пароксетин, Флувоксамин и Флуоксетин, Циталопрам и Эсциталопрам.

Психотерапевтическое лечение

Основной способ избавления от расстройства, применяемый с успехом много лет. Изучению этой проблемы посвятил много времени и сил детский психиатр Юрий Степанович Шевченко. Его монография «Элективный мутизм или красноречивое молчание» — максимально полный труд по этой проблеме.

Именно в рамках создания этой работы было выяснено, что средняя продолжительность расстройства до обращения к врачу составляет около 2-х лет. За это время все патологические навыки успевают прочно закрепиться, что создает дополнительные трудности в лечении. Были озвучены средние сроки успешного психотерапевтического лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Также было указано на сложность данного феномена, на огромное количество его составляющих – от личностных до семейных проблем.

На первых порах лечения доктор Шевченко предлагает использовать арттерапию, а именно замену речи рисованием. Это органичный способ для маленьких детей, который их не пугает и позволяет выразить все свои переживания. В процессе направленного рисования обнаруживаются скрытые переживания, с которыми и предстоит работать в дальнейшем.

Часто для этого требуется использовать психоаналитические методики, в которые вовлекается вся семья. Скрытой причиной часто оказываются подавленные кризисы возрастной сексуальности, которым способствует невежество родителей. Этапы сексуального развития одинаковы для всех детей, но не всегда родители достаточно осведомлены о них, следствием чего становится неправильное реагирование.

Поведенческая терапия

Эта разновидность психотерапии имеет другое название – бихевиоральная. Вначале врач работает с ребенком без присутствия взрослых, один на один. На первом этапе малыша обучают реагировать на обращенную речь невербально, используя язык жестов – кивнуть головой, поднять руку. Если малыш все делает правильно, ему дают сладость или награждают каким-то другим образом – дают игрушку, хвалят.

Далее таким же образом добиваются произнесения отдельных звуков или гласных букв. Затем тренируются произносить отдельные слова. Далее следуют короткие предложения, которые затем удлиняются. Потом читают и учатся свободно говорить с врачом.

Когда речь один на один уже хорошо отработана, привлекается третий человек. Как правило, это вызывает некоторую заминку, но впоследствии преодолевается. Число людей, присутствующих при общении, постепенно увеличивается. Так преодолевается страх речи. Лечение считается завершенным тогда, когда малыш перестает смущаться незнакомых людей.

Вспомогательные средства психотерапии

Это различные предметы, которые можно с успехом использовать дома – маски, куклы, особенно средства для аудио- и видеозаписи.

Проблема прорабатывается вначале на неодушевленных предметах в форме сказки. Например, обыгрывается ситуация, когда кукла не может говорить. Ребенку предлагается в комфортной для него обстановке разъяснить родителям причину происходящего.

Видеозапись используется для того, чтобы показать малышу, находящемуся в неприятной обстановке – в классе, в новом доме – что его речь нормальна и выразительна. Достаточно в тяжелой для малыша ситуации прокрутить запись, на которой он хорошо говорит. Такое действие часто помогает быстро сдвинуть дело с мертвой точки.

Элективный мутизм – проблема, которая может быть успешно преодолена только при участии детского психиатра.

Автор статьи: Врач-психиатр, психотерапевт Небога Лариса Владимировна

ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ. ЭТИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ.
консультация (старшая группа)

Элективный мутизм.

Психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар. В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями. Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ? ЭТИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ.

Элективный мутизм.

Психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар. В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями. Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей.

Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;

Речевые расстройства.

Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта.

Расстройства интеллекта.

Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ. Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость. Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах. Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания. В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно. Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа. Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Этиология элективного мутизма

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами. Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма.

Читать еще:  Отзывы о психотропном препарате рексетин пациентов и врачей

Сопутствующие психопатологические отклонения.

Индивидуальные особенности черт характера ребенка;

обстоятельства окружающей среды;

социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей.

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина. Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации. В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться. Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

Проявления элективного мутизма.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции. Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Если ребенок не поддерживает общения с окружающим миром.

Как известно, общение для ребенка — основной способ познавать окружающий мир. Причины возникновения избирательного мутизма до сих пор не ясны, но к ним может относиться повышенное беспокойство малыша, его ранимость и чувствительность, гиперопека со стороны одного из родственников и многие другие факторы, присутствующие в основном в семье. Совершенно ошибочно окружающие могут «приписывать» ребенку-мутисту диагноз аутизм. Но это два совершенно разных заболевания, как по природе, так и по своим клиническим проявлениям. Лечение элективного мутизма у детей должно быть комплексным. Над ним должны работать и в семье, и в школе, и в больнице. В противном случае избирательный мутизм, оставшийся без внимания родителей, может стать причиной изоляции, низкой самооценки и развития социальных тревожных расстройств. Чтобы избежать печальных последствий, нужно с особым вниманием относиться к состоянию своего ребенка и при малейших тревожных его изменениях обращаться к специалистам.

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм ( от латинских слов electus – «избранный» и mutus –«немой») – это выборочное или избирательное молчание, немота. Страдающий этим психическим расстройством ребенок прекрасно слышит и понимает речь, может говорить, но в определенных ситуациях отказывается это делать.

Такую немоту, обусловленную психологическими факторами, называют также селективной, психогенной, парциальной, ситуационной, характерологической, добровольной. Данное расстройство довольно редкое – встречается у 1 из 150 детей, независимо от пола, географии, социального уровня. Как правило, свойственно оно ребенку, начинающему образовательный процесс: во многих ясельных группах и начальных школах есть хотя бы один такой малыш.

Однако в последнее время была выявлена такая тенденция: элективный мутизм стал чаще появляться в среде детей мигрантов (девочки), недавно переехавших из своей родной страны.

Это расстройство, относящееся к тревожным, дает о себе знать в раннем возрасте, но тогда его обычно списывают на черты характера малыша, излишнюю застенчивость и т. д. Сильнее оно проявляется в период, когда дитя начинает выходить из семейного круга и взаимодействовать с не близкими ему людьми (садик, школа). Меняется обстановка, окружение и это очень страшит маленького человечка.

Основа элективного мутизма – пассивная агрессия, которую ребенок не может выразить другим способом в силу неуверенности в себе, робости. Средств самовыражения у него пока мало, он не может в полной мере выразить свои чувства, желания, проблемы. Молчанием малыш протестует против давления общества, родительского контроля и непонимания, гиперопеки, травмирующей его психику ситуации. Он не желает устанавливать контакт, так как его здесь не понимают, и становится безмолвным на время, считая, что проблемы решатся сами собой.

Такая избирательная немота продолжается до нескольких месяцев и проходит сама по себе. Но есть и такие случаи, когда расстройство длится намного дольше, остается и может проявиться у подростка и взрослого человека, протекая гораздо тяжелее, чем в «нежном» возрасте. К нему прибавляются и фобии, социальные тревожные расстройства, самоизоляция. Жизнь становится невыносимой. Поэтому такую патологию обязательно следует лечить.

Развивается селективный мутизм на базе психологических особенностей человека, а спусковым крючком служит воздействие окружающей среды.

  • отклонения психики – задержка психического развития, дефекты речи, шизофрения на начальном этапе;
  • неврологические нарушения – неустойчивая нервная система, истерический невроз, черепно-мозговые травмы, опухоли, нейроинфекции и другие органические поражения мозга;
  • эмоциональная составляющая характера – ранимость, природная молчаливость, равнодушие, застенчивость, впечатлительность, любовь к уединению, тревожность, привычка подавлять агрессию;
  • особенности воспитания и некомфортный климат в семье – полный контроль жизни ребенка, гиперопека, нехватка внимания, агрессия, насилие;
  • наследственность – неуверенные родители с депрессивными расстройствами и высоким уровнем тревожности;
  • стрессовая психотравмирующая ситуация – развод родителей, смерть близкого человека, насилие, авария, переезд семьи в другую, незнакомую страну.

Существует заблуждение, что психогенная немота связана с аутизмом. На самом же деле это совершенно разные патологии. При этом они обе могут развиться у одного и того же ребенка.

Виды элективного мутизма

Как уже упоминалось, у детей такое расстройство может быть:

  • проходящим (транзиторным) – спровоцированное психотравмой;
  • постоянным (континуальным или непрерывным) – психологически обусловленным.

Существует и классификация по особенности течения избирательной немоты:

  1. Пассивно-агрессивная – «оружие» для воздействия на окружающих.
  2. Фобическая речевая. Молчание сопровождается ритуальными действиями, страхом услышать свой голос.
  3. Симбиотическая. Сильная связь с одним из родителей (родственником), к остальным отношение манипуляторное, подчиненное.
  4. Реактивная. Осложнение от стресса и полученной от него депрессии.

Симптоматика

Ребенок перестает говорить в воспитательно-образовательном учреждении в присутствии определенного или любого учителя. Может он молчать и при каком-либо взрослом человеке, при этом со сверстниками он общается прекрасно. Возможно и полное отсутствие социального взаимодействия с детьми из своей группы или одноклассниками.

Редко немота проявляется только дома, а в детском саду или в школе малыш охотливо болтает.

В учебном процессе такой ученик участвует, слушая урок внимательно. Усвоенные знания можно проверить письменно, и они вполне неплохие.

Молчащий ребенок устанавливает контакт с помощью движений, мимики. В тяжелых случаях он боится смотреть в глаза определенным людям, прикасаться к ним, поджимает ноги, скручивает тело.

Напряжение больной пытается снять ритуальными действиями: раскладыванием игрушек, канцелярских принадлежностей, мытьем рук. Со временем он становится агрессивным, непослушным. Такой сын или дочь сильно привязывается к матери, не в состоянии существовать в ее отсутствие. Далее возможна задержка речевого развития, тики, энурез, и т. п.

Отсутствие адекватного лечения грозит осложнениями: вторичными психогенными расстройствами. Развивается хроническая депрессия, страдает личностное и интеллектуальное развитие, словесно-логическое мышление. Усвоение школьной программы происходит все хуже, под угрозой поступление в специальное или высшее учебное заведение, получение профессии, хорошая работа. Человек не в состоянии наладить контакт с людьми, так как не может выразить свою мысль, самоизолируется.

Родители должны быть внимательны к своему чаду и сразу же обращаться к специалисту, не считая, что оно перерастет свою проблему и все наладится.

Бить тревогу нужно в случаях, если ребенок:

  • молчит на уроках, отказывается выступать публично, общаться на людях;
  • отлично говорит дома, наедине, в пустой аудитории;
  • не говорит около двух месяцев;
  • у него отсутствуют психические или когнитивные расстройства.

Диагностика

Для установления диагноза «элективный мутизм» необходимо обследование психиатра. Проводится наблюдение за юным пациентом, опрашиваются родители. Для подтверждения расстройства требуется выяснить следующее:

  • понимает ли ребенок речь как таковую. Определяется это тем, может ли он кивком головы выразить отрицание/согласие, выполнить команду/просьбу;
  • использует ли пациент вообще когда-нибудь устную речь, достаточна ли она для общения, способен ли он выразить понятно свою мысль.

Врачу необходимо исключить другие заболевания:

  • детскую шизофрению с присущим ей набором симптомов (галлюцинации, бред и т. д);
  • р анний аутизм, при котором речь нарушена изначально и психика развивается особым образом;
  • шоковые состояния – они сопровождаются паническим страхом, острым началом, кратковременностью, моторной заторможенностью;
  • неврологические заболевания – подтверждаются исследованиями мозга;
  • истерическую немоту, отличающуюся завышенной самооценкой, склонности к фантазированию, потребности внимания. Страдающий психогенным мутизмом пациент, наоборот, старается быть незаметным, робеет.

Поэтому психолог подключает психолога, сурдолога, невролога, отоларинголога, окулиста, используются инструментальные исследования.

Основной способ лечения избирательной немоты – психотерапия. Ее задачей является устранение депрессий, тревоги, социальных фобий, выработка навыков социальных коммуникаций.

Используются такие методы:

  1. Когнитивно-бихевиоральная терапия. Психолог работает с пациентом индивидуально, изыскивая способы налаживания контакта. Специалист читает сказки, вместе они лепят, рисуют. Творчество помогает ребенку выразить свои негативные эмоции, переживания. Суггестивная терапия (внушение) позволяет скорректировать отношение пациента к социуму, а игровые техники помогают получить навыки коммуникации с применением речи.
  2. Поведенческие групповые тренинги. В их ходе больной контактирует с людьми разных возрастов вербально, личностно. Так ему удается преодолеть застенчивость. Закрепленные навыки поощряются похвалой.
  3. Семейное консультирование подразумевает работу с родителями. Им дают полную информацию об элективном мутизме, учат способам общение с детьми, говорят, насколько важна последним похвала. Они также приобретают умение стимулировать развернутые высказывания своих чад. Родителям нужно поддерживать своего ребенка, помогать ему.

В лечении принимает участие и логопед. Он поправляет артикуляционные нарушения, улучшает речь, делает ее четкой и хорошо понятной.

Редко используется фармакотерапия. Она показана при депрессиях, социальных фобиях, тревогах. Психиатр может выписать ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты.

Психогенной немоте ранее уделялось мало внимания, ее изучение почти не велось. Ситуация изменилась совсем недавно: медицинское и педагогическое сообщество стали подходить к отказу детей говорить более серьезно.

Постоянно идут исследования, повышается объем знаний психотерапевтов, психологов, педагогов-логопедов. Поэтому сейчас родителям не слишком сложно найти подходящих специалистов, но необходимо, чтобы они имели соответствующий опыт и квалификацию.

Если терапия и коррекция начата своевременно, то с расстройством можно справиться за полгода. Эффективность лечения зависит от того, есть ли у пациента какие-либо дополнительные трудности, а также степени вовлечения в процесс и сотрудничества всех, кто имеет отношение к этому ребенку.

Лечение с задержкой в один – два года будет длительнее, а если она составила 3–10 лет, то улучшения будут незначительными и придется потратить очень много времени.

Чтобы избежать развития элективного мутизма у своего ребенка, нельзя ставить его в жесткие рамки, тотально контролировать. Нужно оказывать ему помощь в решении проблем, поддерживать, учить самостоятельности. Отношения в семье должны быть построены не на подчинении, а на сотрудничестве. Человечек должен расти в благоприятной среде, в атмосфере любви.

Вот несколько советов родителям:

  • выполнять обещания. Детям важно знать, что взрослые держат слово;
  • наказывать адекватно. Жестокости малыш с неокрепшей психикой не выдерживает, поэтому вместо физического наказания целесообразней использовать понятные объяснения;
  • не выполнять любые прихоти – так он быстро научится манипулировать;
  • сменить окружение. Если расстройство возникло на почве психотравмы, которую малыш перенес в воспитательном или учебном заведении, то лучше перевести его в другое;
  • постоянно посещать психолога и невролога, относиться к рекомендациям специалистов очень серьезно.

Ребенок должен иметь право выбора, высказывать свое мнение, ему нельзя запрещать выражать свои эмоции.

Чтобы патология не была запущена и были вовремя приняты меры к ее устранению, необходим точный диагноз. Поэтому незамедлительно обращайтесь к психиатру, если ваше чадо может, но не хочет говорить в определенных ситуациях. Очень внимательно к молчаливому ребенку должны отнестись воспитатели и педагоги – как раз они первыми могут заметить что-то неладное в поведении воспитанника или школьника. Всем им нужно помнить о том, какую серьезную опасность несет элективный мутизм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector